Методическая разработка урока
план-конспект урока по математике

Гаджимурзаева Гульжанат Шамиловна

Методическая разработка урока по математике

«Абакус»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Лянторская СОШ № 7»

Методическая разработка урока по математике

«Абакус»

Разработала: Гаджимурзаева Г.Ш., учитель начальных классов

         Добрый день уважаемые коллеги. Здравствуйте дорогие дети. Я очень рада всех видеть.

(Заставка Япония  )  Я хочу пригласить вас в Японию.

Почему Япония, спросите вы?

А потому что Япония и Китай это страны с богатой научной историей, особенно в области математики.

Дети!  А что такое математика?              Это цифры, +  - задачи…

А вы умеете работать с цифрами                  да

Что вы умеете делать ?                            складывать ,вычитать

Умеете считать?                                       да

Ведете счет?

А ведете счет быстро?                              нет … да

Хорошо.

Давайте поработаем с быстрым счетом, который называется в Японии ментальная арифметика. Сегодня у нас первое занятие по Ментальной арифметике. На занятиях мы будем учиться быстро и правильно считать, а нашим другом и помощником будет вот этот удивительный предмет.

Узнали?                                                                           счеты

Правильно, у нас, в России мы называем это счетами. А в Японии эти счеты называют абакус. Это очень полезный предмет Мы с вами будем его называть Абакус . повторили все –                                                                                                абакус. 

Дети, а кто умеет работать на счетах                                                я

Хорошо . покажите                                                         (двигают косточками)

Молодец!

Дети, посмотрите Лиза передвигает косточки . для чего              не знаем

А хотите узнать                                                                                   да

Для чего

Давайте посмотрим фильм  (видео)

Что делала девочка (мальчик)                                                  считала косточки

Молодцы

Как она считала                                                            быстро

А вы хотели бы научиться считать быстро    как он                              да

Ему помогает абакус.

Давайте познакомимся с этим интересным предметом, который научит вас быстро и правильно считать.

Из чегоже он состоит?  Из

  • рамки; (проведите пальцем вокруг рамки)
  • разделительной  перекладины;  его еще называют планка ответа  
  • спиц,
  • косточек, (верхние и нижние).
  • На каждой спице по пять косточек. Одна находится над перекладиной, а четыре под ней. Косточки над перекладиной мы назовем небесными, так как они смотрят на вверх, а косточки под перекладиной – земными, потому что они ближе к земле.

Работать на абакусе нужно по правилам.

1.Абакус должен лежать на плоской поверхности.   ( положили перед собой)

  1. придерживаем  его левой рукой.  Даже если вам придется работать двумя руками, вы поработали, а потом опять придерживаем.
  2. В правой руке держим карандаш 3 пальцами, держим его заостренным концом  вниз  и два свободных пальца (большой и указательный). Если  нужно что то записать, мы переворачиваем и записываем.
  3. С Земными косточками работает большой и указательный пальцы.  Поднимаем большим пальцем нижние косточки , а опускаем косточки – указательным пальцем. Попробуем. (дети поднимают и отпускают) .А с небесными косточками работает только указательный палец, и опускает , и поднимает.

Теперь вы знаете,  из чего состоит абакус и как правильно работать.

Что бы приготовить абакус  к работе или обнулить его, как это называют в мА  необходимо сложить на правой руке указательный и большой палец клювиком и  плавно провести по перекладине справа - налево. Все косточки встают на свои места.

Так на нашем абакусе  выглядит цифра «0».

Тренируемся с детьми сбрасывать счеты на «0» 1-2 раза.

  1. Изучаем цифры «1-4» на счетах.

Как на счетах выглядит цифра «0» вы уже знаете. А как показать другие цифры?

Посмотрите пожалуйста на мой абакус некоторые косточки красного цвета, а теперь посмотрите на ваши абакусы, у вас точки на перекладине. Ребята, это линия отсчета. Мы будем считать от этой точки  справа налево.

Если поднять 1 земную косточку к планке – это будет цифра «1». Поднимаем косточки (каким пальцем) всегда большим пальцем, а опускаем указательным. Покажите на своих абакусах  цифру «1». Теперь поднимите правой рукой по одной косточке в каждом ряду, а потом отпустите.

Цифра 2 выглядит вот так (поднять 2 косточки к планке). Покажите цифру 2 на своих абакусах. Поднимите правой рукой по две косточки в каждом ряду, а потом отпустите. Может кто-нибудь догадался, как на абакусе показать цифру «3»? Правильно, нужно поднять 3 земные косточки к планке. Поднимите правой рукой по три косточки в каждом ряду, а потом отпустите.

Кто догадался, как выглядит на счетах цифра «4»? Правильно, цифра «4» - это четыре поднятые к планке косточки. Поднимите правой рукой по четыре косточки в каждом ряду, а потом отпустите. Молодцы, ребята. У вас все получается правильно и быстро.

 (Смотрим на скорость выполнения упражнения)

Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнем как японские дети. Они также любят бегать, прыгать, а больше всего они любят интересные задания.

Мы с вами поработаем двумя руками одновременно. Вам нужно  обвести рисунок двумя  руками. И левой, и правой.  

Молодцы. Вы все справились с заданием. у вас работала и правая, и левая рука, и  глаза, и спинка. У вас получилось красиво и аккуратно, как у японских детей. ! Дети во всем мире одинаковые и в Японии, и в России! Старательные, умные, талантливые!

  1. Сложение и вычитание на счетах.

Ребята, а сейчас мы с вами научимся складывать и вычитать.

 Приготовили абакусы. Обнулите. Теперь поднимите вверх 1 косточку, 2 косточки вверх, опустите 1 косточку вниз, 2 косточки вверх. Сколько косточек поднято к планке ответа? 4 вверх 2 вниз 1 верх – ответ, 2 вверх 1 вниз Молодцы.

Теперь вместо «вверх», я буду говорить «плюс», а вместо «вниз» - «минус».

2+1, 3-3,  (+3 косточки, -2 косточки, +1 косточка, +2 косточки, - 3 косточки. Сколько косточек возле планки? – решить примеры

2-3 раза проделать аналогично.

(Обращаем внимание на скорость выполнения и правильность.)

Молодцы. вы справились с примерами. А теперь вам нужно будет записать цифру, указанную на абакусе. Молодцы. Все справились с заданием.

Ребята, вам понравилось наше занятие?

Давайте вспомним, что мы сегодня узнали.

- Как называются счеты?    Абакус

- Из чего состоит абакус        рамки косточек разделительной перекладины

- перекладину  (провести по ней)  мы называем              линия…ответа 

-Как называются верхние косточки,                               небесные

- а как называются нижние                                              земные

-Как правильно работать на абакусе

На этом наше занятие закончено. Вы молодцы! На столе у вас лежат смайлики. Выберите смайлик своего настроения. Покажите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...