Тема урока: Число 12.
план-конспект урока по математике

Карзунина Ольга Сергеевна

Цель урока: повторить и закрепить знания детей с глубокой умственной отсталостью в пределах 12.

Задачи урока:

Систематизировать знания детей с глубокой умственной отсталостью о геометрических фигурах и умение их конструировать;

Закрепить знания о последовательности времен года, месяцев года;

Закрепить знания о составе числа 12 и умение его составлять из двух чисел и навыки количественного и порядкового счета;

Развивать логическое мышление, внимание, воображение, смекалку.

Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитывать интерес к уроку математики через игры математического содержания.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matem.docx40.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Число 12.  

Название программы: ГУО

Тип урока: Математика.

Цель урока: повторить и закрепить знания детей с глубокой умственной отсталостью в пределах 12.

Задачи урока:

Систематизировать знания детей с глубокой умственной отсталостью о геометрических фигурах и умение их конструировать;

Закрепить знания о последовательности времен года, месяцев года;

Закрепить знания о составе числа 12 и умение его составлять из двух чисел и навыки количественного и порядкового счета;

Развивать логическое мышление, внимание, воображение, смекалку.

Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитывать интерес к уроку математики через игры математического содержания.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Группа 5  год обучения детей с ГУО

Технологии, используемые на уроке/занятии: Арт технологии: цветотерапия, рефлексия, психологический настрой. Здоровьесберегающая технология, игровая технология.

Методы, используемые на уроке/занятии: наглядный и практический

Планируемые результаты:

Вспомнить сказку «Двенадцать месяцев».

Залатать дырявый платок сконструировав геометрическую фигуру из счетных палочек.

Разгадать загадки о временах года.

Назвать месяца времен года.

Решить задачу.

Повторить состав числа 12.

Обвести дорожки определенного цвета к временам года в игре «Лабиринт».

Расшифровать информацию на картинке.

Выполнить пальчиковую и двигательную гимнастику.

Оборудование: Компьютер с презентацией, счетные палочки, 2 корзины, 12 подснежников, карточки с примерами.

Схема конспекта урока

1. Организационный момент, включающий:

•        подготовка учащихся к работе на занятии; взаимное приветствие.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Развиваемые (формируемые) компетенции

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Будем мы считать, писать, и решать задачу,

Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.

Повторим мы материал, закрепим умения,

Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.

Чтоб урок наш прошел на отлично начнем нашу работу с улыбки

Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева

Подмигни соседу справа, подмигни соседу слева.

Улыбнитесь мне, и я вам улыбнусь в ответ.

Скажите ребята, какое время суток сейчас?

А что мы делаем с утра?

Какое время года?

А какие зимние месяца вы знаете?

Какой идет сейчас?

Сегодня 18 декабря. А какой день недели, если вчера был вторник?

Какой урок по счету? Как он называется? А что мы делаем на уроке математики?

 Слушают учителя

 

 

Слухо-двигательное восприятие текста учителя.

Беседа. Отвечают на вопросы учителя. Утро.

Просыпаемся (потягиваются), чистим зубы (имитация чистки зубов), умываемся (имитация умывания лица), завтракаем (имитация движений завтрака), собираемся в школу, одеваем теплые вещи, т.к. на улице зима.

Декабрь, январь, февраль.

Первый, декабрь.

Среда

Второй, математика. Считаем и решаем примеры и задачи.

Учебно-познавательная

2. Актуализация познавательной активности:

Организовать познавательную деятельность учащихся

Привлечь внимание и вызвать интерес к происходящему

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Развиваемые (формируемые) компетенции

Ребята, помните, мы с вами смотрели мультфильм «Двенадцать месяцев»?

А вы хотели бы попасть в эту сказку сами? 

Можно мне отправиться в путешествие с вами? Спасибо. 

Ребята, а на каком транспорте путешествуют сказочные герои в сказках?

Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в сказку «12 месяцев», а на каком средстве передвижения мы будем путешествовать?

Ребята, а что нужно сделать, чтобы Ковёр-самолёт смог взлететь:

Ковёр-самолёт

Отправляйся в полёт

Ждут нас испытания

Сложные задания.

И так приготовились, взлетаем!

Идём на посадку. Вот мы и на месте. Куда мы с вами попали?

Беседа. Отвечают на вопросы учителя

Да

Да

Да

Ответы детей

Ответы детей, Ковёр-самолёт

Сказать волшебные слова. Повторяют за учителем.

Ковёр-самолёт

Отправляйся в полёт

Ждут нас испытания

Сложные задания.

В сказку «12 месяцев».

Личностные

Информационная

Общекультурные

Коммуникативные

Личностная

Личностная

3. Организация коррекционной работы.

Организовать работу по сказке с математическими заданиями.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Развиваемые (формируемые) компетенции

(слайд №1)

- Давным-давно в одном королевстве жила девочка, добрая и работящая. Однажды ей довелось повстречать сразу все 12 месяцев.

(слайд №2)

- История, которую я вам расскажу, началась холодной зимой. Мачеха отправила в лес бедную падчерицу за подснежниками по приказу принцессы. Девочка не посмела ослушаться, и пошла в лес, укутавшись в старый дырявый платок.

(слайд №3)

- Посмотрите, вот он.

Сосчитайте, сколько на нем дырок? 

Как сделать так, чтобы этих дыр не было на платке? 

- А сколько заплаток приготовила девочка, чтобы залатать платок? 

 - На какие геометрические фигуры они похожи? 

- Хватит ли девочке приготовленных заплаток для латания дырок? 

 - Сколько заплаток ей не хватает? 

 - Заплатки какой формы ей не хватает? 

- Давайте поможем девочке и выложим из счетных палочек недостающую заплатку. Попробуем? Возьмите счетные палочки и выложите фигуру, которой не хватает. Что за фигура? Верно, выкладываем квадрат. Сколько счетных палочек вам понадобится?

Слушают сказку

Смотрят на слайд.

Смотрят на слайд. Отвечают на вопросы

На платке 5 дырок

Нужно его залатать, то есть зашить с помощью заплат.

Девочка приготовила 4 заплатки

Круг, овал,  прямоугольник, треугольник

Нет

Не хватает одной заплатки

Не хватает заплатки в форме квадрата

Выкладывают квадрат из счетных палочек.

4

- Молодцы, ребята. Помогли девочке. А наша сказка продолжается…

(слайд №4)

- В лесу намело много снега. Бедная девочка совсем выбилась из сил. Вдруг она увидела, что вдалеке замерцал огонек, и она пошла на него. А чтобы не заблудиться, девочка шла, и примечала все елки, мимо которых она проходила.

(слайд №5)

- Запомнить их было легко, ведь на каждой елке висело разное количество шишек. Она считала так: вот елка с одной шишкой – она первая.  Вот елка с двумя шишками – она вторая.

- Вы догадались, как дальше считала елки девочка? Хотите помочь ей сосчитать оставшиеся елки по количеству шишек и по порядку? Молодцы, ребята. Все елки на пути девочки сосчитали.

Что получилось? Назовите соседей числа 10, 5, наименьшее число, наибольшее.

(слайд №6) 

А теперь я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Снежок».

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок лепили. 

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним,

И сломаем.

- Понравилось вам играть в снежки? Хорошо, а теперь я продолжу рассказывать вам историю про девочку.

(слайд №7)

- Так девочка дошла до поляны. На ней горел костер, а вокруг сидели братья месяцы. Грелись братья у костра. Но сидели они в определённом порядке. А в каком именно, нам помогут узнать вот эти загадки. Послушайте их внимательно, и постарайтесь правильно отгадать. Так мы поможем девочке познакомиться с братьями месяцами.

(слайд №8)

Укрыла землю пуховым одеялом,

Сковала реки крепким льдом,

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром. 

- Назовите, пожалуйста, зимние месяцы по порядку.

(щелчок – появляется картинка с изображением зимних братьев месяцев)

- Так звали братьев месяцев зимних.

(слайд №9)

Тает снег, звенят ручьи,

Всё сильней потоки.

И летят уже грачи

К нам из стран далёких. 

- Назовите, пожалуйста, весенние месяцы по порядку 

(щелчок – появляется картинка с изображением весенних братьев месяцев)

Так звали братьев месяцев весенних.

(слайд №10)

Можно купаться и рыбу ловить,

Можно по лесу с корзиной бродить,

Бегать по лужам под дождиком тёплым

И не бояться до нитки промокнуть. 

- Назовите, пожалуйста, летние месяцы по порядку 

(щелчок – появляется картинка с изображением летних братьев месяцев)

Так звали братьев месяцев летних.

(слайд №11)

Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг. 

- Назовите, пожалуйста, осенние месяцы по порядку 

(щелчок – появляется картинка с изображением осенних братьев месяцев)

Так звали братьев месяцев осенних.

(слайд №12)

- Вот и познакомилась наша девочка со всеми братьями. Теперь она всех их знает по именам.

-Потом девочка поведала братьям-месяцам, что отправила ее в лес в такую погоду мачеха. Она хочет получить большую награду от принцессы за принесенные во дворец подснежники. Братья сначала рассмеялись над рассказом девочки. А потом сказали ей: «Подснежники растут в апреле, а месяцы идут друг за другом. Сейчас подснежников не достать» (слайд №13)

Выполни задание, реши задачу, и мы уступим брату апрелю место, и он подарит тебе подснежники. Поможем?

Задача

- Братья месяцы довольны вашим решением и согласны уступить место братцу Апрелю.

(слайд №14)

А Апрель подарил девочке подснежники. И рассказал секрет, как правильно нужно собирать цветы в лесу. Встаньте у парт  и повторяйте за мной,- сейчас я вам расскажу этот секрет.

Физкультминутка «Раз цветок, два цветок»

Чтоб собрать в лесу цветочки

Наклоняйся до носочков.

Раз цветок, два цветок.

А потом сплетем венок.

 (слайд №15)

Девочка была очень вежливая, поэтому поблагодарила братьев месяцев за помощь и с полной корзиной подснежников пошла домой.

- Вот эта корзина с весенними подснежниками. Давайте поможем узнать девочке, сколько цветов ей подарили? 

(слайд №16)

- Принесла девочка домой корзину с весенними цветами. А мачеха решила сразу, не задерживаясь, отнести подснежники во дворец и получить за них золотые монеты. А так как она была очень жадная, ей хотелось получить побольше, стала перекладывать цветы в две корзины, надеясь больше за них выручить.

- А вот как она их раскладывала, нам помогут узнать ее записи вот на этих карточках (на столе лежат перевернуты карточки с вариантами распределения цветов в корзинах). Выберите себе любую карточку, и покажите, как хотела мачеха разложить цветы в корзине.

4+8      3+9      7+5     8+4

2+10    5+7      6+6     9+3

- Наконец мачеха остановилась на одном варианте, когда цветов в корзинах было поровну и понесла корзины с цветами во дворец. Сколько цветов было в каждой корзине, если их было поровну?  (слайд №17)

- Принцесса, увидев подснежники, приказала всем отправиться в лес. Королевская свита, мачеха с дочкой не посмели ослушаться капризную принцессу.

(слайд №18)

- Оказавшись в лесу, они повстречали месяц Январь. Он знал, кто на самом деле набрал подснежники и решил наказать невоспитанную принцессу и обманщицу мачеху. Месяцы стали сменять один другого, стали сменять друг друга времена года.

- А вот в какой последовательности шли месяца и сменяли друг друга времена года, нам подскажет следующая игра, которая называется «Лабиринт».  Какие виды линий вам напоминают эти дорожки? 

- История началась холодной зимой, поэтому лабиринт разгадывать начнем с картинки «Зима». После зимы идет весна. Найдите картинку «Весна» и обведите синим цветом дорожку, по которой Зима шла к Весне. А теперь найдите и обведите зеленым цветом дорожку от Весны к Лету. Дорожку от Лета к Осени обведите красным цветом, дорожку Осени к Зиме желтым цветом. Молодцы, ребята! Быстро справились с заданием.

Давайте немного отдохнем после такого сложного путешествия. И поиграем в игру  «Солнышко».

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки.

Руки в стороны потом

Мы пошире разведем.

Мы закончили разминку,

Отдохнули ножки, спинки

 (слайд №19)

Слушают сказку

Смотрят на слайд.

Смотрят на слайд.

Дети продолжают счет елок по предложенному образцу: три шишки – третья елка, четыре шишки – четвертая елка и т. д.

Числовой ряд.9 и 11, 4 и 6, 1, 12.

Загибают пальцы, начиная с большого

«Лепят», меняя положение ладоней

Гладят одной ладонью другую

Грозят пальцем

Смотрят вверх и подбрасывают воображаемый снежок

Приседают и ловят воображаемый снежок

Встают и роняют воображаемый снежок

Топчут воображаемый снежок

Да

Слушают сказку

Смотрят на слайд.

Зима

Декабрь, Январь, Февраль

Весна

Март, Апрель, Май

Лето

Июнь, Июль, Август

Осень

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

Слушают сказку

Слушают задачу

Выполняют физкультминутку «Раз цветок, два цветок»

Выполняют наклоны сначала к правой ноге, потом к левой ноге попеременно с имитацией движений срывания цветов

Слушают сказку

Смотрят на слайд.

Дети считают и определяют количество цветов – 12 подснежников.

Смотрят на слайд.

Дети по очереди выходят к доске, где прикреплены две корзины, и раскладывают подснежники так, как подсказывает им карточка, записывают и решают пример на доске и в тетради

В каждой корзине было по шесть подснежников

Смотрят на слайд.

Смотрят на слайд.

Прямая, ломаная и изогнутая линии

Дети обводят пути хода для каждого времени года, от зимы к весне синим цветом, от весны к лету зеленым, от лету к осени красным, от осени к зиме желтым.

Играют в игру «Солнышко».

Потягивания – руки вверх

Потягивания – руки в стороны

Наклоны вправо - влево

Учебно-познавательная

4 . Закрепление и повторение изученного материала, предполагающее:

Закрепить знания о математических антонимах. Развивать мышление, логику и смекалку через зашифрованную информацию.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Развиваемые (формируемые) компетенции

- Сначала принцесса обрадовалась, она собирала цветы, ела ягоды и ловила бабочек. Но не успела она опомниться, как опять наступила зима. Стало холодно, а теплую шубку она где-то потеряла. Совсем замерзнув, принцесса попросила прощение у братьев месяцев за свое поведение. Мы тебя простим если выполнишь наше задание, которое называется «Скажи наоборот». Поможем принцессе?

Учитель кидает мяч и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность данному понятию:

Длинный

Большой

Высокий

Широкий

Толстый

Далеко

Вверху

Слева

Вперед

Легкий

Они ее простили и отправили на чудо-санях во дворец.

(слайд №20)

- А вот злая мачеха и ее дочь прощения не попросили и были наказаны Братьями месяцами. На три года их превратили в собак и заставили служить падчерице.

(слайд №21)

Попробуйте угадать, какая из этих собак мачеха девочки?

Эта собака не вторая и не пятая, в ошейнике, но не рыжая. В какую собаку превратили братья месяцы мачеху?

- По истечении срока она опять стала человеком и больше никогда не обижала падчерицу.

(слайд №22)

-Вот такая история произошла давным-давно в одном королевстве с обычной доброй и работящей девочкой.

А нам пора назад в класс. Давайте сядем на наш ковер – самолет и скажем волшебные слова:

Ковёр-самолёт

Отправляйся в полёт

И так приготовились, взлетаем!

Смотрят на слайд.

Смотрят на слайд.

Короткий

Маленький

Низкий

Узкий

Тонкий

Близко

Внизу

Справа

Назад

Тяжелый

Дети расшифровывают информацию на картинке с помощью подсказок – в какую собаку превратилась мачеха.

Дети смотрят на иллюстрацию и определяют, что мачеху превратили в белую собаку с красным ошейником.

Смотрят на слайд.

Смотрят на слайд.

Повторяют слова за учителем:

Ковёр-самолёт

Отправляйся в полёт

Коммуникативные

Социально-трудовая

Общекультурная

Социально-трудовая

Коммуникативная

Общекультурная

Коммуникативная

5. Подведение итогов и оценка работы обучающихся, включающее:

Сделать вывод и подвести итог, отметить работу учащихся.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Развиваемые (формируемые) компетенции

Рефлексия

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока.

Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

ИТОГ

- Вам понравилось путешествовать по сказке?

- Как называлась сказка?  Сколько месяцев было?

- Вам понравилось  помогать девочке?

- Что в путешествии вам запомнилось больше всего?

А что для вас было в путешествии самым трудным?

- Мне бы очень хотелось, чтобы вы были такими же добрыми, как эта девочка, и всегда помогали в сложных ситуациях своим друзьям.

-Какое настроение у вас сейчас?

Мне тоже было с вами очень интересно путешествовать.

Спасибо, ребята за путешествие.

Выполняют задание учителя с закрытыми глазами.

Отвечают на вопросы.

«Двенадцать месяцев» , 12
Да

Отвечают на вопросы.

Ценностно-смысловая

Самоанализ открытого урока по математике

Тема урока: Число 12.  

Название программы: ГУО

Тип урока: Математика.

Цель урока: повторить и закрепить знания детей с глубокой умственной отсталостью в пределах 12.

Задачи урока:

Систематизировать знания детей с глубокой умственной отсталостью о геометрических фигурах и умение их конструировать;

Закрепить знания о последовательности времен года, месяцев года;

Закрепить знания о составе числа 12 и умение его составлять из двух чисел и навыки количественного и порядкового счета;

Развивать логическое мышление, внимание, воображение, смекалку.

Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитывать интерес к уроку математики через игры математического содержания.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Группа 5  год обучения детей с ГУО

Технологии, используемые на уроке/занятии: Арт технологии: цветотерапия, рефлексия, психологический настрой. Здоровьесберегающая технология, игровая технология.

Методы, используемые на уроке/занятии: наглядный и практический

Планируемые результаты:

Вспомнить сказку «Двенадцать месяцев».

Залатать дырявый платок сконструировав геометрическую фигуру из счетных палочек.

Разгадать загадки о временах года.

Назвать месяца времен года.

Решить задачу. Повторить состав числа 12.

Обвести дорожки определенного цвета к временам года в игре «Лабиринт».

Расшифровать информацию на картинке.

Выполнить пальчиковую и двигательную гимнастику.

Оборудование: Компьютер с презентацией, счетные палочки, 2 корзины, 12 подснежников, карточки с примерами.

       Начался урок с организационного момента, целью которого было: активизировать внимание детей и подвести их к теме и целям занятия. Весь урок был проведён в форме путешествия по сказке «12 месяцев». В целом урок прошёл эмоционально, дети были увлечены сюжетом и играми, вследствие чего урок затянулся на 5 минут.

       На всех этапах урока активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались вопросы, на которые они правильно отвечали. Использовались упражнения и игры на развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, воображения.

       На протяжении всего занятия пальчиковые игры и физ.минутки со стихами поддерживали у детей интерес.

       Поэтапно происходила смена деятельности. Дети сами являлись участниками игр, что позволило сохранить у детей заинтересованность и положительный эмоциональный настрой.

       Была проведена предварительная работа. Лексический материал был подобран с учетом особенностей детей.

       В конце урока был подведен итог:

       Детям были заданы вопросы, касающиеся темы занятия на которые они легко и с удовольствием ответили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".

В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....

Тема урока: «Число 7. Цифра 7. Состав числа 7»

Цель: формировать навыки счета в пределах 10, ознакомить учащихся с числом 7, умение обозначать количество из семи предметов цифрой 7, умение определять место числа 7 на числовом луче, знание со...

Конспект урока математики в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: Число и цифра 2.

Это конспект урока по математике для 1 класса по программе "Школа России". Он может помочь учителю при подготовке к уроку. В данном конспекте есть интересный материал при проведении устного счёта на у...

Урок математики 1 класс. Тема урока "Число и цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник."

Изучить число 5, его состав, написание цифры 5; познакомить с пятиугольником. Тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5, разными способами присчитывания и отсчитывания не...

Конспекту урока по математике 1 класс с использованием ЦОР. Тема урока: Число 10. Состав числа 10.

Тезисы к конспекту урока по математике  1 класс с  использованием   ЦОР. Тема урока: Число 10. Состав числа 10. Тема уВИД учебного занятия: урок - путешествие. На уроке д...

Тема урока: «Число 10. Запись числа 10.»

Цель: познакомить учащихся с числом 10, его образованием и графической записью; формирование умения увеличивать и уменьшать числа на 1; закрепление знаний о составе изученных чисел....

Тема урока: Число и цифра 7. Состав числа 7.

Цель урока: создание условий обучающимся для успешного усвоения состава числа 7 через включение их в учебное исследование....