Технологическая карта урока математики по теме "Прямоугольник"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Орешкова Наталья Владимировна

Урок выведения новых знаний (математика).

Пояснительная записка

     Данный урок разработан по технологии Способа диалектического обучения. В 2019 г.  я дала его как "открытый" для слушателей краевых курсов повышения квалификации  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_pryamougolnik_inklyuziya_2022_g.docx42.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока математики во 2 классе

по теме «Прямоугольник»

ФИО учителя: Орешкова Наталья Владимировна

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Предмет: Математика. 

Тема урока: Прямоугольник.

Тип урока: выведения новых знаний.

Условные обозначения:    - задания для детей с пониженным уровнем развития УУД

Заявка на оценку (5 обучающихся в классе): «5» - 12 баллов и более; «4» - 9 – 11 баллов; «3» - 6 – 8 баллов.

Цель урока: научиться выделять из множества четырёхугольников прямоугольники.

Задачи урока (в том числе метапредметные результаты):

образовательные (формирование познавательных УУД)

 извлекать информацию из разных источников (текст);

– строить речевое высказывание в устной форме;

– давать определение понятию «прямоугольник».

развивающие (формирование регулятивных УУД)

определять цель деятельности на уроке;

– оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать свои действия;

– осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

воспитательные (формирование личностных и коммуникативных УУД)

– слушать и понимать других.

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

– оформлять свои мысли в устной форме;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты:

  • узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник;
  •  выделять из множества четырёхугольников прямоугольники.

Деятельность учителя

Деятельность учеников (пред-полагаемые ответы детей)

Баллы

I. Организационный момент

Знакомство учеников с заявкой на оценку.

Планирование учениками оценки, фиксирование ее в тетради (4 мин).

- Запишите в тетради: число и классная работа.

- Поставьте оценку, которую вы планируете сегодня получить.

19 января.

Классная работа.

«__»

II. Выведение обучающими новых знаний

Повторение опорных знаний (4 мин)

     

         1            2      3      4              5          6

Задание:

- Разделите данные на магнитной доске углы на несколько групп.

- Дайте название каждой группе.

- Сравните по Карточке №3 (Приложение 1), полученные группы.

Данные на доске углы можно разделить на три группы: прямые углы, острые углы, тупые углы.

По сравнению с острыми углами, которые меньше прямого угла, тупые углы больше прямого угла.

Так же, как и прямые углы, острые и тупые углы чертим при помощи линейки. 

За ответ по карточке №3 – 1 балл.

Определение и формулирование учащимися цели урока (3 мин)

- Что изображено на доске?

- Какой признак общий у всех этих фигур?

- Найдите четырехугольники, у которых все углы прямые.

- Что будем учиться делать на уроке?

- Запишите в тетради тему урока:

Прямоугольник.

 

На доске изображены фигуры.

Все фигуры – четырехугольники.

Четырехугольники, у которых все углы прямые: 1, 2, 5.

Научимся выделять из множества четырёхугольников прямоугольники.

 

За устный ответ – дополнительный балл.

Определение понятия (3 мин)

Задание

- Определите понятие «Прямоугольник: по схеме:

                           =                       +

- Запишите определение в тетрадь.

- Зачитайте, какие определения у вас получились?

Проверка определения по учебнику стр. 14.

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.

За родовой и видовой признаки по 1 баллу.

Всего 2 балла.

Работа по учебнику  стр. 14, №2 (7-8 мин).

Задание: 

 1) Начертите в тетради треугольник с прямым углом, четырехугольник, у которого все углы прямые, и четырехугольник, у которого 2 угла прямые, я другие не прямые.

2) Раскрасьте прямоугольник.

- Начертим сначала треугольник с прямым углом.

- Что надо начертить сначала?

- Каким инструментом воспользуемся?

- Расположите угольник так, чтобы вершина его прямого угла совпадала с вершиной угла одной из клеточек тетради. Затем проведите стороны прямого угла. На каждой из сторон отметьте точки и соедините их отрезком.

        Работа по карточке (Приложение 2)

- За скорость выполнения и аккуратность при черчении  – 1 балл дополнительно.

 

А. Индивидуальный труд

Проверка у доски  

Первым начертим прямой угол.

Воспользуемся угольником.

За каждую  начерченную фигуру – 1 балл.

За закрашенный прямоугольник – 1 балл.

Всего – 4 балла.

За скорость и аккуратность  – 1 балл.

За работу у доски – 1 балл.

Физминутка

Задание (2 мин): 

- В каждой начерченной фигуре, обозначьте прямой угол, при помощи «уголка».  

- Я покажу, как это сделать на

примере треугольника.

А. Индивидуальный труд.

Проверка у доски    

За верно обозначенные углы – 1 балл. Всего 2 балла.

В. Фронтальная работа (5 мин)

Задание

- Используя карточку №1 (Приложение 3), задайте вопрос, об изученном понятии.

- Определите человека, которому будет задавать свой вопрос.

- Отвечающие, постарайтесь, в ответе использовать те слова, которые были использованы в вопросе.

1. Что называется прям-ком?

Прям-ком называется четырехугольник, у которого все углы прямые.

2. Что считается прям-ком?
Прям-ком считается четырехугольник, у которого все углы прямые.

3. Что понимается под прям-ком?

Под прям-ком понимается четырехугольник, у которого все углы прямые.

4. Что представляет собой прям-ник?

Прям-ник представляет собой четырехугольник, у которого все углы прямые.

7. Что такое прямоугольник?

Прямоугольником – это четырехугольник, у которого все углы прямые.

За вопрос по карточке №1 – 1 балл. За ответ – 1 балл.

Практическая работа (7-8 мин)

На магнитной доске прикрепляется прямоугольник из цветной бумаги.

- Сколько углов у прямоугольника?

Учитель вывешивает на доску: «4 угла».

- Давайте убедимся при  помощи угольника, что все углы прямые.

Проверка у доски (учащийся с ОВЗ).

Учитель вывешивает: «Все углы прямые».

 - Сколько сторон у прямоугольника?

Учитель вывешивает на доску: «4 стороны».

- Как называются стороны, которые лежат одна против другой?

- Что вы можете сказать о противоположных сторонах прямоугольника? Измерьте.

- Каким ещё способом, можно убедиться в том, что противоположные стороны равны?

Учитель вывешивает на доску: «Противоположные стороны равны».

- Какой из перечисленных признаков более существенный, без которого прямоугольник не может существовать?

Учитель прикрепляет на магнитную доску квадрат.

- Как называется эта фигура?

- Является ли квадрат прямоугольником.

В. Простая кооперация  

Задание

Найдите признака сходства прямоугольника и квадрата.

Отвечает один из представителей группы.

У прямоугольника 4 угла.

Все углы прямые.

У прямоугольника 4 стороны.

Стороны, лежащие друг против друга, называются противоположные.

Противоположные стороны прямоугольника равны.

Можно наложить стороны друг на друга.

Все углы прямые.

Квадрат.

У квадрата 4 угла, все углы прямые, 4 стороны, противоположные стороны равны, следовательно, квадрат – это прямоугольник.

 

За перечисленные верно признаки сходства – 2 балл.

 

III. Диагностика достижения планируемых результатов урока

Работа по карточке (3 мин)

Карточка 1 и 2          (Приложение 4).

А. Индивидуальный труд.

В. Фронтальная проверка

1. Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.

2. Номера прямоугольников: 3, 5.

За каждое задание – 1 балл. 

Всего – 2 балла.

IV. Подведение итогов работы (4 мин)

а) степень достижения целей, поставленных в начале урока;

- Кому сегодня удалось, научиться определять среди четырехугольников прямоугольник поднимите руку.

b) подсчет баллов, заработанных на уроке;

- Подсчитайте баллы, заработанные на уроке.

- Определите, какой оценке они соответствуют.

с) соотнесение учениками количества баллов с заявкой на оценку;

- Соотнесите полученную оценку с заявленной вначале урока.

d) выявление учеников, получивших запланированную оценку;

- Поднимите руку, кому удалось получить запланированную оценку.

е) выявление учеников, получивших оценку выше (ниже) запланированной;

- Поднимите руку, у кого оценка оказалась выше запланированной.

f) обсуждение с учениками причин расхождения плана и факта.

- Как вы думаете, в чем причина?

Домашнее задание (1 мин)

- Запишите домашнее задание в дневник. Стр. 14 № 5, 6.

Приложение 1.

Карточка №  3 – Сравнение

  1. По сравнению с…, …
  2. Так же, как и…, …
  3. Как …, так и …
  4. Сравнивая…, можно сказать…
  5. Кроме …, ещё…
  6. Помимо…, …
  7. Больше, чем…(…больше, чем…)
  8. Не только…, а и …
  9. Наряду с …
  10.  Если…, то…
  11.  В отличие от …, …

Приложение 2.

Карточка

1) Перечертите по клеточкам в тетрадь, фигуры, изображенные на рисунке.

2) Раскрасьте прямоугольник.

Приложение 3.

Карточка № 1 – Вопрос-понятие

1. Что называется…?

2. Что считается…?

3. Что понимается под …?

4. Что представляет собой…?

5. Что выражает…?

6. Что является…?

7. Что такое…?

8. Каковы свойства и виды…?

9. В чем заключается сущность…?

Приложение 4.

Карточка проверки 1

1. Запиши определение:

Прямоугольник – это___________________________________________

___________________________________________________________

 

2. Запишите номера прямоугольников:_________________

Карточка проверки 2

1. Допиши определение:

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы __________.

2. Запишите номера прямоугольников:_________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по защите проекта в 1 классе "Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках".

Материал будет полезен учителям начальных классов. Урок- сказка не оставит равнодушным ни одного ученика. Урок в форме технологической карты + презентация....

технологическая карта урока математики " Математика вокруг нас" 3 класс Школа 2100

Интегрированный урок " Математика вокруг нас ", содержит связь между уроками математика и окружающий мир .Цель урока : совершенствовать умения решать задачи и примеры изученных видов; воспит...

Технологическая карта урока математики в 3 классе УМК: «Школа России» Предмет: математика Тема: Приемы устных вычислений в пределах 1000.

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: математикаТема: Приемы устных вычислений в пределах 1000....

Технологическая карта урока математики "Как в математике применяют союз "и" и союз "или" (4 класс) УМК "Перспективная начальная школа"

Цель урока: рассмотрение строгого логического смысла союзов «и», «или» при построении математических предложений, формирование представления о двойном неравенстве.Задачи урокаД...