Конспект урока "Экология на уроках математики" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)


Предварительный просмотр:

Тема "Экология на уроках математики"

Цель: 

- повторение раннее изученного материала по математике

- формирование экологического сознания

Задачи:

  • закрепить навыки решения задач
  • улучшить вычислительные навыки
  • закрепить знания об экологии

Оборудование:

  • карточки с буквами и числами;
  • рисунок с изображением экологического цветка;
  • головоломка;
  • рисунки животных с клетками;
  • ребусы;
  • конверты с геометрическим заданием.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ученики поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с большого пальца и говорят:

ЖЕЛАЮ большие пальцы

УСПЕХА указательные

БОЛЬШОГО средние

ВО ВСЕМ безымянный

И ВЕЗДЕ мизинцами

ЗДРАВСТВУЙТЕ! Всей ладонью

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ У НАС ГОСТИ, ПОПРИВЕТСТВУЕМ НАШИХ ГОСТЕЙ. УЛЫБНЁМСЯ, А СЕЙЧАС МЫСЛЕННО ПОЖЕЛАЙТЕ УСПЕХОВ СЕБЕ И СВОИМ ОДНОКЛАССНИКАМ. САДИТЕСЬ.

– Сегодня у нас урок математики, но он не совсем обычный.

– Сегодня наш урок будет посвящен науке, которая связывает человека и природу, эту науку надо уважать и слушаться ее сигналов.

– А название этой науки мы узнаем, решив несколько заданий.

II. УСТНЫЙ СЧЕТ.

На доске прикреплены карточки с числами и единицами измерения длины, на обратной стороне – буквы. Выполняя задания, дети переворачивают карточки с ответами.

250 см

170 см

2 м

6

5

1

3

105

О

Э

К

Л

И

О

Г

Я

У вас на партах лежат рабочие листы, сегодня мы будем выполнять задания на этих листах. (РАБОТАЕМ МАРКЕРОМ).

После выполнения каждого задания вы на рабочих листах, после того как будет показан правильный ответ, вы пишите себе баллы (1 балл – если правильный ответ, 0 баллов – если не выполнили, или допустили ошибку)

И когда команда выполнит задание и готова будет дать ответ, поднимаете флажок, который лежит у вас на столе.

Также мы с вами узнаем несколько интересных  фатов по нашей теме

Итак, начнем!

ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЕ 1

(выполняем командой, ответ записываем в рабочем листе, по окончанию капитан поднимает флажок)

З.1. Сравните размах крыльев хищных птиц: белоголовый сип – 250 см, стервятник – 170 см, беркут – 2 м. Расположить в порядке возрастания.

ПЕРЕВОРАЧИВАЕТСЯ КАРТОЧКА С ЦИФРАМИ

170см, 2м, 250 см

Ставим баллы (1 – верно, 0 - неверно)

З.2. Скворец, воробей и щегол сидели на одной веточке в один ряд. Сколькими способами они могли это сделать? (6 способами – СВЩ, СЩВ, ВСЩ, ВЩС, ЩСВ, ЩВС).

ПЕРЕВОРАЧИВАЕТСЯ КАРТОЧКА С ЦИФРОЙ 6

Ставим баллы (1 – верно, 0 - неверно)

        

З.3. Головоломка.

Разными символами обозначаются разные числа. Используя данные примеров, найдите три числа и сделайте равенства верными.

https://urok.1sept.ru/articles/556988/1.gifhttps://urok.1sept.ru/articles/556988/2.gif

Все ответы расставь в порядке возрастания

 ПЕРЕВОРАЧИВАЕМ КАРТОЧКИ С ЦИФРАМИ 1, 3, 5

Ставим баллы (1 – верно, 0 - неверно)

З.4. Круговые примеры.

– А сейчас отправимся в зоопарк. Каких животных вы видите? (перечисляют)

Так вот, все животные выбежали из клеток и потерялись. Мы должны помочь найти им свою клетку. Решив примеры, вы узнаете, в каких клетках обитают животные. Но примеры не простые, а круговые.

F:\Учитель года2022\урок (молодой учитель года\На окрытый урок 31.01.2022\2.jpg

ПЕРЕВОРАЧИВАЕМ КАРТОЧКУ С ЦИФРОЙ 105.

Ставим баллы (1 – верно, 0 - неверно)

III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

– Итак, какое слово получилось?

– Да, эта наука – ЭКОЛОГИЯ,  в переводе с латинского языка: «экос» - дом, «логос» - наука.

– Какое словосочетание получается? (наука о доме)

 А что за дом имеется в виду? Где живет все человечество? (на планете Земля)

 Значит, Земля – это наш дом, а экология – это наука о Земле.

КАКАЯ ТЕМА У НАС СЕГОДНЯ НА УРОК: «Экология на уроках математики»

– А вообще, экология – это красивый цветок.

 Что нарисовано на его лепестках? (облако, дерево, гриб, утка, пчела)

 Как можно все это назвать одним словом? (природа)

 А кто в середине? (человек)

 А почему? (человек не может существовать без природы)

 Что дает природа человеку? (пищу, одежду, дом, красоту)

 А РАЗ ПРИРОДА ДАЕТ ВСЕ ЭТО ЧЕЛОВЕКУ, ТО, ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕК? (ОХРАНЯТЬ ЕЕ)

– А сейчас давайте вспомним, что мы делаем на уроках математики? (решаем примеры, задачи, чертим…)

 Правильно.

 ЗНАЧИТ СЕГОДНЯ НАШИ ЗАДАЧИ:

  • закрепить навыки решения задач
  • улучшить вычислительные навыки
  • закрепить знания об экологии

Молодцы!

Экран (презентация)

IV. Работа по теме урока.

ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЕ 5

Решение задач.

–Итак, чтобы охранять природу, мы должны знать, какой же вред наносит природе деятельность человека, и что мы с вами можем сделать, чтобы уменьшить этот вред. И для этого решим несколько экологических задач.

У каждой команды своя задача, по окончанию капитан поднимает флажок

1 КОМАНДА. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?

ВСЕ ВЕРНО, КОМАНДА СТАВИТ 1 БАЛЛ

(200 : 20 = 10 Т сажи)

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Сажа является вторым наиболее значимым фактором, вызывающим потепления климата. Самыми крупными источниками загрязнения сажей являются лесные пожары и угольные электростанции.

– А какие заводы в городе Стерлитамаке загрязняют атмосферу? («Сода», «СК», «Авангард», Химзавод).

– А что нужно сделать, чтобы защитить планету от загрязнений? (сажать деревья, сортировать мусор, после себя убирать)

2 КОМАНДА. В сутки легковой автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов, а грузовой 30 кг. Сколько кг выхлопных газов выбросят 8 грузовых и 7 легковых автомобилей?

(20*7+30*8 = 380 кг в день)

ВСЕ ВЕРНО, КОМАНДА СТАВИТ 1 БАЛЛ

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Автомобильные выхлопы наносят вред окружающей среде. Частицы дыма, сажи образуют токсичный смог. Угарный газ, попадая в атмосферу, воздействует на осадки, образует кислотные дожди. Они отравляют воду и почву, губят растительный и животный мир.

- А как нам защитить природу? (Эко-бензин, эко-автомобили, велосиепедные дорожки)

 3 КОМАНДА. Производство 1 т бумаги требует 20 т воды, а 1 т хлопчатобумажной ткани – в 3 раза больше. Что мы узнаем, вычислив значения выражений:

(20 ∙ 3 = 60 (Т) воды для хлопчатобумажной ткани)

ВСЕ ВЕРНО, КОМАНДА СТАВИТ 1 БАЛЛ

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: 60 кг макулатуры сохраняет от вырубки леса одно взрослое дерево, которое росло в течение 50 – 80 лет.

- А как можно сократить вырубку лесов (сдавать мукулатуру, больше открывать национальных парков)

4 КОМАНДА. Листья ивы за летний период могут осождать на своей поверхности 35 кг пыли, клена – на 5 кг меньше, ясеня – на 5 кг меньше, чем клена. Сколько пыли могут осождать клен и ясень?

(К – 30 кг, Я – 25 кг)

ВСЕ ВЕРНО, КОМАНДА СТАВИТ 1 БАЛЛ

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Пыль настолько мелкая, что забивает все поры и устьица растений, это приводит к тому, что: - в листья затрудняется попадание солнечного света, в следствии чего замедляется фотосинтез; - ухудшается воздухообмен растений.

V. ФИЗМИНУТКА.

ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЕ 6

Выполняем командой, по окончанию поднимаем флажок.

Ребусы.

C:\Users\home\Desktop\Учитель года2022\урок (молодой учитель года\На окрытый урок 31.01.2022\Снимок1.JPG

– Правильно, это птицы.

Молодцы! Ставим баллы (1 – верно, 0 - неверно) Итого 6 баллов максимально

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

Филин занесен в красную книгу России. Потому что данная птица находится на грани вымирания. В естественной среде обитания филин может прожить около двадцати лет. Численность популяции Филинов постоянно сокращается, во многом из-за деятельности человека:

· ведения охоты или целенаправленного отлова для содержания в зоопарках, домашних условиях;

· вырубки лесов, осушения водоемов, изменения ландшафтов, строительства домов и проведения коммуникаций;

· хозяйственной деятельности фермеров (филины могут погибнуть после того, как съедят грызуна, отправленного в целях сохранения урожая).

- А как защитить птиц, животных? (оберегать, охранять, создать природные зоны, запретить охоту)

ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЕ 7

VI. Конструирование.

 У вас на партах лежат конвертики с геометрическими фигурами. Достаньте их и выложите на парту.

За выполнение этого задания ставится 2 балла, 1 балл – если возникли сложности, 0 – если не смогли выполнить задание.

https://urok.1sept.ru/articles/556988/5.gif

 Какие фигуры вы видите?

– Сейчас мы выполним задание с геометрическими фигурами, но, а перед этим помечтаем.

– Какое сейчас время года? (зима)

 А какое было до этого? (осень)

 Еще и сейчас все белым-бело. ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА. Представьте, что белый лист – это белое покрывало (снег). Но совсем скоро солнце начнет светить ярко, небо будет совсем голубым, от солнца начнет таять снег и появятся первые проталины (земля) и почти сразу же на земле появится первая травка. ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА.

Итак, сейчас постройте на этом белом прямоугольнике точно такой же рисунок из этих геометрических фигур, который вы представили у себя в голове.

Молодцы! Ставим баллы (2 б, 1б, 0б)

VIII. Рубрика «Знаете ли вы, что…»

– А теперь занимательная минутка, которая пройдет под названием «Знаете ли вы, что…»

  1. В квартире подтекает водопроводный кран. 3 суток – подтекает 150 л, а это уже целая ванна.
  2. Все любят ходить в лес. Люди отдыхают, разжигают костер, готовят пищу. А вы знаете, что после костра на этом месте 6 лет ничего не будет расти.
  3. Чтобы образовался верхний плодородный слой земли должно пройти 6000 лет. И всего за 20 лет его можно разрушить.

IX. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

– Вот наш урок и подошел к концу. Я надеюсь, что он прошел не зря. Вы сделали для себя выводы. И узнали что-то новое? 

Посчитайте ваши баллы. И ставим оценку работы команды

10-13 баллов – 5

6-9 балла – 4

3-5 балла -3

- А какие задачи мы ставили в начале урока:

  • закрепить навыки решения задач (выполнили - да)
  • улучшить вычислительные навыки (выполнили - да)
  • закрепить знания об экологии (выполнили - да)

Молодцы!

– А сейчас давайте сами оценим свою работу (на столе лежат 3 ромашки – зеленая, желтая, синяя). Поднимите свою ромашку (цветок).

Зеленая – все получилось

Жёлтая – были небольшие сложности

Синяя – я постараюсь лучше

А сейчас позвольте мне наградить команды дипломом, за выполненные ими задания!

Для награждения приглашаю капитана команды «Лучшие защитники природы»

капитана команды «Лучшие знатоки природы»

капитана команды «Юные помощники природы»

капитана команды «Юные защитники природы»

Молодцы!

Сейчас запишем домашнее задание, взяли дневники, записываем: придумать 2 задачи на тему экология.

– Сейчас я взяла наш прямоугольники в руки.

– Что мы держим в руках? (природу).

А это значит, что «Природа – в наших руках» и от нас с вами зависит ее будущее.

Молодцы! Спасибо всем за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каримова Алина Тагировна учитель начальных классов МБОУ гимназия №1 Г. Ишимбай, Республика Башкортостан

Слайд 2

КОМАНДА. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений? Ответ: 200 : 20 = 10 (т) сажи

Слайд 3

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Слайд 4

2 КОМАНДА. В сутки легковой автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов, а грузовой 30 кг. Сколько кг выхлопных газов выбросят 8 грузовых и 7 легковых автомобилей? Ответ: 1) 20*7= 140 (кг) 2)30*8 = 240 (кг) 3) 140 + 240 = 380 (кг) в день Ответ 380 кг выхлопных газов

Слайд 5

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Слайд 6

3 КОМАНДА. Производство 1 т бумаги требует 20 т воды, а 1 т хлопчатобумажной ткани – в 3 раза больше. Что мы узнаем, вычислив значения выражений? Ответ: 20 ∙ 3 = 60 (т) воды для хлопчатобумажной ткани.

Слайд 7

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Слайд 8

4 КОМАНДА. Листья ивы за летний период могут осождать на своей поверхности 35 кг пыли, клена – на 5 кг меньше, ясеня – на 5 кг меньше, чем клена. Сколько пыли могут осождать клен и ясень? Ответ: 35 – 5 = 30 (кг) клён 30 – 5 = 25 (кг) ясень

Слайд 9

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Слайд 10

РЕШИ РЕБУС

Слайд 11

ОТВЕТЫ: 1. ФИЛИН 2. СТРИЖ 3. ЛАСТОЧКА 4. КАНАРЕЙКА 5. ДЯТЕЛ 6. АИСТ

Слайд 12

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Слайд 13

РАБОТА С ФИГУРАМИ

Слайд 15

РУБРИКА «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…»

Слайд 16

ОЦЕНКА Посчитайте ваши баллы: 10-13 баллов – 5 6-9 балла – 4 3-5 балла -3 Меньше 3 баллов – 2

Слайд 17

НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД

Слайд 18

Домашнее задание: Придумать 2 задачи о экологии

Слайд 19

«ПРИРОДА – В НАШИХ РУКАХ»

Слайд 20

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!



Предварительный просмотр:

Рабочий лист 1

Команда №1 ЛУЧШИЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ

Задание 1. Сравните размах крыльев хищных птиц: белоголовый сип – 250 см, стервятник – 170 см, беркут – 2 м. Расположить в порядке возрастания.

Решение: _____________________________________________________________

Задание 2. Скворец, воробей и щегол сидели на одной веточке в один ряд. Сколькими способами они могли это сделать? 

Ответ: ________________________________________________________________

 Задание 3. Головоломка.

C:\Users\home\Desktop\Учитель года2022\урок (молодой учитель года\На окрытый урок 31.01.2022\головоломка.png

Ответ: _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 4.  Математический ребус

C:\Users\home\Desktop\Учитель года2022\урок (молодой учитель года\На окрытый урок 31.01.2022\2.jpg

Ответ: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Задание 5.  Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?

Ответ: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Задание 6. Ребус

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

5. _______________

6. _______________

Задание 7. Геометрические фигуры.

Ответ:____________________________________________________________________

Баллы: _____                        Оценка: _________

Рабочий лист 2

Команда №2 ЛУЧШИЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ

Задание 1. Сравните размах крыльев хищных птиц: белоголовый сип – 250 см, стервятник – 170 см, беркут – 2 м. Расположить в порядке возрастания.

Решение: _____________________________________________________________

Задание 2. Скворец, воробей и щегол сидели на одной веточке в один ряд. Сколькими способами они могли это сделать? 

Ответ: ________________________________________________________________

 Задание 3. Головоломка.

C:\Users\home\Desktop\Учитель года2022\урок (молодой учитель года\На окрытый урок 31.01.2022\головоломка.png

Ответ: ________________________________________________________

______________________________________________________________

Задание 4.  Математический ребус

C:\Users\home\Desktop\Учитель года2022\урок (молодой учитель года\На окрытый урок 31.01.2022\2.jpg

Ответ: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Задание 5.  В сутки легковой автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов, а грузовой 30 кг. Сколько кг выхлопных газов выбросят 8 грузовых и 7 легковых автомобилей?

Ответ: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Задание 6. Ребус

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

5. _______________

6. _______________

Задание 7. Геометрические фигуры.

Ответ:____________________________________________________________________

Баллы: _____                        Оценка: _________

Рабочий лист 3

Команда №3 ЮНЫЕ ПОМОЩНИКИ ПРИРОДЫ

Задание 1. Сравните размах крыльев хищных птиц: белоголовый сип – 250 см, стервятник – 170 см, беркут – 2 м. Расположить в порядке возрастания.

Решение: _____________________________________________________________

Задание 2. Скворец, воробей и щегол сидели на одной веточке в один ряд. Сколькими способами они могли это сделать? 

Ответ: ________________________________________________________________

 Задание 3. Головоломка.

C:\Users\home\Desktop\Учитель года2022\урок (молодой учитель года\На окрытый урок 31.01.2022\головоломка.png

Ответ: ________________________________________________________

______________________________________________________________

Задание 4.  Математический ребус

C:\Users\home\Desktop\Учитель года2022\урок (молодой учитель года\На окрытый урок 31.01.2022\2.jpg

Ответ: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Задание 5.  Производство 1 т бумаги требует 20 т воды, а 1 т хлопчатобумажной ткани – в 3 раза больше. Что мы узнаем, вычислив значения выражений:

Ответ: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Задание 6. Ребус

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

5. _______________

6. _______________

Задание 7. Геометрические фигуры.

Ответ:____________________________________________________________________

Баллы: _____                        Оценка: _________

Рабочий лист 4

Команда №4 ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ПРИРОДЫ

Задание 1. Сравните размах крыльев хищных птиц: белоголовый сип – 250 см, стервятник – 170 см, беркут – 2 м. Расположить в порядке возрастания.

Решение: _____________________________________________________________

Задание 2. Скворец, воробей и щегол сидели на одной веточке в один ряд. Сколькими способами они могли это сделать? 

Ответ: ________________________________________________________________

 Задание 3. Головоломка.

C:\Users\home\Desktop\Учитель года2022\урок (молодой учитель года\На окрытый урок 31.01.2022\головоломка.png

Ответ: ________________________________________________________

______________________________________________________________

Задание 4.  Математический ребус

C:\Users\home\Desktop\Учитель года2022\урок (молодой учитель года\На окрытый урок 31.01.2022\2.jpg

Ответ: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Задание 5.  Листья ивы за летний период могут осождать на своей поверхности 35 кг пыли, клена – на 5 кг меньше, ясеня – на 5 кг меньше, чем клена. Сколько пыли могут осождать клен и ясень?

Ответ: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Задание 6. Ребус

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

5. _______________

6. _______________

Задание 7. Геометрические фигуры.

Ответ:____________________________________________________________________

Баллы: _____                        Оценка: _________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...

Конспект открытого урока по теме "Орфограммы в корне слова. Итоговый урок" 2 класс. Для любого УМК

Урок отвечает всем требованиям ФГОС. Подходит для любого УМК. В урок включена словарная работа, фиксируются итоги плана урока....

Конспект занятия. Зачетный урок 4 класс баскетбол.

Задачи урока:Совершенствовать технические приемы баскетбола в игровой обстановке;Развивать координационные способности для игры в баскетбол;Развивать силовые способности мышц плечевого пояса и свободн...