Урок в 4 классе "Площадь прямоугольного треугольника"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Урок в 4 классе "Площадь прямоугольного треугольника" по  учебнику-тетради Л.Г. Петерсон «Математика, 4 класс»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Площадь прямоугольного треугольника (урок № 32, открытие новых знаний). 4 класс

Цели

Образовательные: Создание условий для выведения формулы площади прямоугольного треугольника, тренировки вычислительных навыков и умения решать составные задачи

Формировать УУД:

Личностные УУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Koммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию; наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Оборудование: учебники-тетради Л.Г. Петерсон «Математика, 4 класс»; модели прямоугольника для работы учащихся, ножницы, проектор, ноутбук.

Ход урока

  1. Постановка цели через проблемную ситуацию.

1. Фронтальная работа. На доске три фигуры:

-Площадь какой фигуры мы уже умеем находить? (Площадь прямоугольника равна произведению его сторон)

-Почему на смогли найти площадь третьей фигуры? (Не хватает знаний)

2.Какая перед нами цель на уроке? (Будем учиться находить площадь прямоугольного треугольника). Запишите в тетрадь тему урока.

3.Выбор кураторов (наблюдателей, помощников)

  1. Актуализация

-Какие базовые знания у нас уже есть, необходимые для достижения цели?

1.Понятие площадь

2.Формула площади прямоугольника.

3.Виды углов.

4.Виды треугольников.

  1. Изучение нового. Практическая работа

Кураторы включаются в работу.

1). Положите перед собой прямоугольник, проведите диагональ.

- Какие фигуры получились? (Треугольники)

- Почему их так назвали? (Три угла, три стороны, три вершины)

- Что скажете об этих треугольниках? (Одинаковые, есть прямой угол)

2). Рассмотрите теперь треугольники. К какому виду они относятся? (прямоугольные)

-Почему их называют прямоугольными? (есть прямой угол)

-Кто скажет определение, какой треугольник называется прямоугольным?

(Это треугольник, один из углов которого является прямым)

-Как называются стороны прямоугольного треугольника? (Катеты - стороны, образующие прямой угол, гипотенуза – сторона, лежащая напротив прямого угла)

3). Сравните эти треугольники по площади. Каким способом можем сравнить? (на глаз, наложением, измерение сторон)

- Составьте из этих треугольников прямоугольник, совместите с белым прямоугольником.

- Один треугольник уберите.

- Какую часть площади прямоугольника занимает один треугольник? (1/2)

4). Кто готов записать формулу площади прямоугольного треугольника. Запись в тетради S=ав:2

Вывод (сами, на слайде, в учебнике):

- Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.

Физкультминутка «Виды углов»

5). Составление алгоритма нахождения площади прямоугольного треугольника

Если треугольник прямоугольный,

1. дострой до прямоугольника

2. найди площадь прямоугольника

3. площадь прямоугольника раздели на 2

  1. Первичное закрепление. У.с.95, №2

- Если потребуется помощь при выполнении этого задания, можно обратиться к кураторам.

А). Назовите катеты, проведите красным.

Назовите гипотенузу, проведите синим.

Б). Измерьте все катеты и подпишите

АК=20мм                СD=2см                BT=45мм                RX=40мм

КМ=35мм                DE=3см                ТS=20мм                XY=15мм

- Используйте алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника.

- Площадь какого треугольника легче всего найти? Почему? (CDE, однозначные числа)

- Какое новое знание будем применять для решения задач? (S=ав:2)

20х35:2=350(кв.мм) 2х3:2=3(кв.см)        45х20:2=450(кв.см) 15х40:2=300(кв.мм)

  1. Закрепление и обобщение. У.с.95, №3

- Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности, выбирает задание 3

- Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно, выбирает задание 2

- Кто хочет закрепить свои знания, твёрже знать материал, выбирает задание 1

  1. Итоги

- Что такое прямоугольный треугольник?

- Как называются стороны прямоугольного треугольника?

- Как найти площадь прямоугольного треугольника?

  1. Рефлексия

-Проанализируйте свою деятельность на уроке. Дополните фразу:

На уроке мы узнали … (как найти площадь прямоугольного треугольника, название сторон треугольника: катеты, гипотенуза)

Мы учились … (решать задачи на нахождение площади прямоугольного треугольника)

- Какие трудности у вас ещё встречаются? Где можно над ними поработать и применить полученные знания (в дом. работе, на следующих уроках)

- Начертите в тетради «лестницу успеха» и оцените свою деятельность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Площадь прямоугольного треугольника Математика в 4 классе

Слайд 2

ПЛОЩАДЬ Красная площадь Площадь Труда Площадь Декабристов Площадь Конституции Площадь графа Сперанского

Слайд 3

1. Незастроенное большое и ровное место в городе, селе, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы. 2. Пространство, помещение 3. Величина. Измеряется в квадратных единицах Площадь прямоугольника S = ab ПЛОЩАДЬ Актуализация знаний

Слайд 4

острый угол тупой угол прямой угол Виды углов

Слайд 5

Виды треугольников По размерам сторон По размерам углов разносторонние равнобедренные равносторонние прямоугольные остроугольные тупоугольные

Слайд 6

ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК катет катет гипотенуза

Слайд 7

S=ab :2

Слайд 8

Алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника 1. Дострой до прямоугольника 2. Найди площадь прямоугольника 3. Раздели площадь прямоугольника на 2 S = ( а×в ) :2 ?треуго?7777 треугольник прямоугольный? ДА НЕТ а в

Слайд 9

Физкультминутка

Слайд 10

Выбери задание Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности, выбирает задание 3 Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно, выбирает задание 2 Кто хочет закрепить свои знания, твёрже знать материал, выбирает задание 1



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 14

ОТЗЫВ

на открытый урок математики в 4 классе

учителя начальных классов

МБОУ г. Иркутска СОШ с УИОП № 14

Соковой Ольги Вячеславовны 24.11.2022 года

Тема урока: «Площадь прямоугольного треугольника»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология: проблемного обучения с элементами исследования.

Данный урок математики в 4 классе является уроком № 32 в системе уроков по разделу «Дроби».

Цели урока:

Образовательные: Создание условий для выведения формулы площади прямоугольного треугольника, тренировки вычислительных навыков и умения решать составные задачи

Формировать УУД:

Личностные УУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Koммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию; наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Планируемые результаты:

Личностные:развитие у учащихся навыков сотрудничества с учителем и со сверстниками; способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: освоение учащимися начальных форм познавательной и личной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умением осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.             

Предметные: ознакомление учащихся со способом нахождения площади прямоугольного треугольника по алгоритму.

Содержание материала урока отобрано учителем в соответствии с содержанием программы и учебника. Это урок открытия новых знаний. Он включал в себя 7 этапов: постановка цели через проблемную ситуацию, актуализации знаний, изучение нового через практическую работу, первичное закрепление, обобщение, подведение итогов, рефлексия учебной деятельности.

При проведении урока в соответствии с требованиями ФГОС использовалась образовательная технология проблемного обучения, которая оказалась наиболее эффективной на данном уроке, дети самостоятельно выявили проблему и при помощи учителя нашли пути решения данного вопроса, проявили целеустремленность и организованность.

Структура и содержание урока соответствуют требованиям ФГОС НОО. Урок спроектирован и реализован в рамках системно-деятельностного подхода. В изложении темы прослеживалась логика и последовательность. Учитель владеет различными методами обучения.  Педагог целенаправленно работает над формированием учебно-организационных умений, учит детей составлять алгоритмы действий, работать по плану. Чередование видов деятельности способствует увеличению мотивации, познавательной активности обучающихся. Ольга Вячеславовна использует различные формы работы на уроке: фронтальную, групповую, индивидуальную. Используется самооценивание и взимооценивание обучающимися.

        Отмечается системная работа педагога по развитию логических операций, аналитико-синтетической деятельности мышления (анализ, обобщение, классификация, систематизация, категоризация). В устных вопросах и практических заданиях использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности). Учитель создаёт ситуацию успеха для каждого обучающегося, учит думать, делать выводы. Активность и работоспособность обучающихся в течение всего урока высокая. Ольга Вячеславовна использует в работе методические приёмы, формирующие прочность знаний обучающихся, большое внимание уделяет практической (в том числе и групповой) и самостоятельной работе обучающихся с целью более прочного усвоения учебного материала. Таким образом, используемая на уроке технология проблемного обучения с элементами исследования позволила добиться реализации поставленных целей и задач для освоения данной темы.

        Следует отметить высокую предметную компетентность учителя. Стиль общения педагога с обучающимися – доброжелательный. В уроке поддерживалась культура речи, эмоциональный контакт, что способствовало психологической оптимизации учебной деятельности. Урок проведен на высоком профессиональном уровне.

 

Присутствующие на уроке:

Данилова Р.И., руководитель методического объединения учителей начальных классов МБОУ г.Иркутска СОШ с УИОП № 14 _______________

Бартенёва Т.Т., учитель начальных классов высшей категории МБОУ г.Иркутска СОШ с УИОП № 14 _______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Геометрия-правительница всех мыслительных изысканий. Площадь прямоугольного треугольника"

 Содержание представленного урока-презентации разработано с основными положениями ФГОС начального общего образования, авторской программы Л.Г. Петерсон и ориентировано на работу по ...

Урок мавтематики по программе "Школа 2000" по теме "Площадь прямоугольного треугольника", 4 класс.

Урок математики в 4 классе по теме "Площадь прямоугольного треугольника". Автор учебника Л. Г. Петерсон. Урок составлен с использованием деятельностного подхода при сообщении нового материала. Урок со...

Урок математики "Площадь прямоугольного треугольника"

Материал содержит конспект урока математики  "Площадь прямоугольного треугольника" для 4 класса, интерактивное объяснение для урока....

Урок математики "Площадь прямоугольного треугольника"

Тема «Площадь» является неотъемлемой частью школьного курса математики, что вполне естественно. Ведь исторически само возникновение геометрии связано с потребностью сравнения земельных участков той ил...

Конспект урока математики "Площадь прямоугольного треугольника"

Урок направлен  на организацию  деятельности обучающихся по выведению  формулы нахождения площади прямоугольного треугольника, основанной на знании формулы нахождения площади прямоуголь...

Технологическая карта урока математики по теме "Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников." 2 класс

Технологическая карта урока математики по теме "Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников." 2 класс...

Урок математики в 4-ом классе по учебнику Л.Г.Петерсон Тема: Площадь прямоугольного треугольника (урок № 32, открытие новых знаний).

познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»;вывести формулу площади прямоугольного треугольника;уметь находить площадь прямоугольного треугольника;закрепить вычислитель...