конспект
статья (3 класс) по теме

Содномова Баирма Аюшеевна

Методич. рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: Урок проблемного обучения (решение проблемы)

Метод обучения: Частично-поисковый (учитель помогает с помощью вопросов выйти на постановку учебной задачи и её решения).

Формы организации учебной деятельности: 

  1. Парная
  2. Групповая
  3. Фронтальная

ЦЕЛИ УРОКА

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

РАЗВИВАЮЩАЯ

Создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения, развития умений и навыков работы с разными источниками информации (словарями), умения сравнивать и делать выводы.

Оборудование урока  :  толковые словари С.И. Ожегова, портрет писателя, мультимедийный проектор, тексты

  1. Организационный момент
  2. Литературный диктант
  1. Это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для него характерно  неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом. (Былина)
  2. Небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель – определить водящих в игре. (Считалка)
  3. «Друзья познаются в беде» - что это? (Пословица)
  4. Как называется нравоучение в басне:
  1. Присказка
  2. Закон
  3. Мораль
  1. Напишите имя и отчество баснописца Крылова (Иван Андреевич)
  2. Из какого произведения этот отрывок

«Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья посеребрённые инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом» («Ванька»)

  1. Напишите ФИО автора этого произведения  (Антон Павлович Чехов)
  2. Как звали мальчика из стихотворения «Мужичок с ноготок» (Влас)
  3. Кто автор этого произведения ? (Николай Алексеевич Некрасов)

  1. Взаимопроверка .Слайд 1

Былина, считалка, пословица, мораль, Иван Андреевич, «Ванька»,  Антон Павлович Чехов, Влас, Николай Алексеевич Некрасов

  1. Слайд  2

- Внимательно прочитайте слова в каждом столбике. Что их объединяет? (автор, название, жанр)

- Восстановите записи

- К какому жанру вы отнесёте произведение Константина Георгиевича Паустовского «Стальное колечко»?

- В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)

V. Постановка учебной задачи. Слайд 3

- Прежде давайте разберём, а в чём же отличие этих жанров.

Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.

Сказка – фольклорное  или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

VI. Решение учебной задачи

-Сегодня на уроке нам предстоит определить жанр этого произведения. Что для этого нужно? (хорошо знать произведение, быть внимательным, вдумчивым  читателем, понять точку зрения автора)

Слайд 4.

а) - Дома вы были в роли читателей. Поднимите руку кто дома был внимательным читателем.

- Проверим. Ответьте на мои вопросы.

- Где жила Варюша с дедом?

- Как звали деда?

- Куда Варюша пошла за махоркой?

- Кто такой Сидор?

- С кем Варюша встретилась в Переборах?

- Какой подарок она получила?

- Каким временем года начинается произведение, и каким заканчивается?

б) Работа со словарём. Слайд 5

- В тексте встретилось много слов, значение которых сразу не понятно.

- Прочитайте следующие слова.  Слайд 5

- Значение каких слов можете объяснить?

- Где можно уточнить значение непонятных слов?

- Как нужно работать со словарём?

- Какие правила работы в группе надо соблюдать?

- Заслушаем представителей группы.

в) – Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа.

- Как называется начало в рассказе?

- Как называется начало в сказке? С каких слов обычно начинается        сказка?

- Я читаю начало  этого произведения, а вы думаете, какой из жанров          может так начинаться?

г) Слайд 6. Встреча с бойцами.

  -  Что изображено на слайде?

- Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами. ( стр.11 «На платформе сидели два бойца…»)

- Прочитаем эту часть текста по ролям. Нам нужны автор, Варюша, боец с бородой, второй боец.

- Как вы считаете, картина жизни волшебная или реальная? (Реальная)

- Что вы можете сказать о поступке Варюши в этом сюжете?

-Почему девочка просто так отдала махорку? Как это её характеризует?

- Как боец отблагодарил её?

- Колечко – простое или волшебное?

    Физкультминутка

-Повторите название пальцев на руке (Хором на правой, затем на левой)

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

Называем палец и соответствующее чудо.

  1. Средний - здоровье
  2. Безымянный – большущая радость
  3. Указательный -  увидишь весь мир

д) Слайд 7.  Варюша в лесу ищет кольцо.

- Про какой палец забыл сказать боец?

- Что произошло дальше?

- Зачитайте, почему Варюша заплакала? (Стр.14)

- Как же нашла Варюша то место, где потеряла колечко? О какой черте характера это говорит?

е)  Слайд 8

- Расшифруйте имя ещё одного героя нашего произведения по коду.

-Что вы о нём узнали?

- Может ли  Сидор быть таким?

- А это сказочный персонаж или нет?

- О чём известил Сидор, прыгая по оконцу и стуча клювом о стекло? (О весне)

   

- В каждом произведении Паустовский освещал тему, близкую его сердцу -это тема природы.

    ж) Слайд 10

 – Найдите и прочитайте строчки , в которых описывается, какой Варюша встретила весну. (стр.16)

- Что за приём использует автор? (олицетворение)

- А оно свойственно рассказу или сказке?

- Посмотрите как художник - иллюстратор показал весну.

Домашнее задание

Нарисовать весну, какой увидела её Варюша и выучить на выбор отрывок

з) Слайд11. Варя в лесу весной

- Какой момент изображён на рисунке?

- На какой палец надела Варюша колечко?

- Как это характеризует девочку?

- Что она увидела, когда прибежала домой? Слайд12

- Значит колечко волшебное? (волшебное)

- А для себя Варюша что выбрала: большущую радость или повидать свет?

- Найдите и прочитайте.

- А почему она не захотела повидать белый свет?

-Перечитайте заключительные слова сказки.

- Это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке? (заключение)

VII. Итог урока

 Подведём итог нашей работы.

- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что–то более важное?

-Что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека о ближнем)ю

 - А всё-таки , это произведение сказка или рассказ?

- Паустовский определил это произведение   как сказка, значит он хотел, чтобы мы это читали «Стальное колечко» как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

_ Спасибо за урок . Самооценка работы на уроке

Тема: К. Паустовский «Стальное колечко».

 

Тип урока: урок-обобщение

 

Цели: 1. Создать условия для умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений. 2. Способствовать развитию творческих способностей детей. 3. Развивать умение работать в группах.

 

 

Оборудование: 1. Портрет К.Паустовского. 2. Выставка книг К.Паустовского. 3. Рисунки детей. 4. Колечки из бисера, сделанные уч-ся. 5. Записью альбома П.И.Чайковского «Времена года». 6. Карточки с заданиями для групп.

 

I.Оргмомент Развитие речевого аппарата. работа над считалкой Колечко, колечко, Выйди на крылечко.

 

II. Проверка домашнего задания - Над чем вы работали дома? -Было задано нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду из произведения К.Паустовского «Стальное колечко» и подписать цитатой из этого эпизода. Выразительно прочитать разговор Вари с бойцом. -Я подготовила выставку из ваших рисунков, а вам предлагаю ответить на вопрос: «Почему вы выбрали именно этот эпизод?»

 

III.Постановка цели и проблемного вопроса -Сегодня мы с вами продолжаем и заканчиваем работу над произведением К.Паустовского «Стальное колечко». Над чем мы уже поработали по этому произведению? (Познакомились с жизнью писателя, прочитали «Стальное колечко», разбили его на части и озаглавили каждую часть, нарисовали иллюстрации к этому произведению.) -Что же нам осталось ещё осталось сделать? (Подробнее поговорить о каждом герое, проанализировать каждую часть.) -Перед нами стоит ещё главный вопрос всех наших уроков по этому произведению, на который нам сегодня предстоит ответить: Бывают ли чудеса на свете? Как вы думаете? (дети отвечают) -Мы к этому вопросу ещё вернёмся в конце урока. И может быть возникнуть другие ответы.

 

IV.Дифференцированная работа. -Чтобы проанализировать произведение, я предлагаю поработать по группам. Работать будут четыре группы. Каждой группе будет дано задание на листочке, время на подготовку 5-7 минут. 1 группа - описать образ Вари и выразить своё отношение к этой девочке. 1. Возраст Вари. 2. Внешние данные: волосы, глаза, рост, в чем одета. 3. Черты характера (добрая или злая, наблюдательная или невнимательная, впечатлительная или безразличная, верит в сказку или нет.) 4. Как назвал её бородатый боец? Почему? 2 группа – Важным героем этого рассказа является Воробей Сидор. Поразмышляйте над такими вопросами: 1. Воробей Сидор – это сказочный или реальный персонаж? 2. С воробьем, из какого произведения можно сравнить Сидора? Чем они похожи, а чем отличаются? 3 группа – Найдите в тексте эпизод, где описывается наступление весны. 1. Найдете в этом эпизоде словосочетания, передающие оживающую природу. 2. Найдите олицетворения. 3. Долгожданной ли была весна для Варюши? Почему? (Музыка из альбома П.И.Чайковского «Времена года», Март) 4 группа – Найдите описание другой весны. Весны, которая стала для Варюши большущей радостью. И ответьте на вопросы: 1. Какое же чудо произошло с девочкой? 2. Какие звуки она услышала? 3. Что звучало? Кто создавал эти звуки? Прочитайте. (Музыка из альбома П.И.Чайковского «Времена года», Апрель.)

 

V.Творческая работа: Продолжите эту историю. - Мы услышали с вами чудесную музыку весны и, слушая её мне, захотелось, чтобы мы немного помечтали, пофантазировали. Помните, в начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского. ( дети предлагают свои варианты) - Так бывают ли чудеса на свете? Кто творит чудеса? (ответы учащихся)

 

VI.Итог урока -На уроках технологии мы с вами сделали колечки. Я не просто так попросила сделать их с любовью и верой в чудеса. Я хочу, чтобы вы подарили друг другу эти колечки, и каждый из вас наденет подаренное колечко на тот палец, зависимости от того что он хочет: если здоровье, то на … если большущую радость, то на … если увидеть свет, то на …

 

VII.Рефлексия - Что вам сегодня особенно запомнилось на уроке? - В чем вы испытали трудности? - Как работалось в группах?

 

VIII.Оценка знаний

 

IX.Домашнее задание Хрестоматия. К.Паустовский «Тёплый хлеб», прочитать, вспомнить и подобрать пословицы о хлебе.

        

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»

Ломоносова Елена Сергеевнаучитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе


Цели: познакомить детей с творчеством К. Паустовского, развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме, создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения.

Средства обучения: (информационное обеспечение): учебник "Литературное чтение" для 3 класса, толковый словарь, портрет писателя, проектор, индивидуальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Поприветствуем наших гостей.

Итак, друзья, внимание.
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнём же наш урок.

2. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Фразы для чтения: Индивидуальные карточки.

Морж мерз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

Класс встал у парт.

Мой друг щедр.

Он вел коня, потом въехал во дворец.

Наша съемка объекта была изъята.

3. Актуализация знаний.

1) Литературный кроссворд.

1.Р

4. С

А

Т

3.

С

И

Б

7.

6.

2.

5.

С

Х

Ы

М

С

С

Х

К

О

Л

Е

Ч

К

О

А

Т

И

Т

И

А

К

З

В

Н

А

Т

З

К

 

О

А

Ф

А

К

У

Р

 

О

Л

А

Е

Р

К

НИЕ

А

А

1. Небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Ему свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц. (рассказ)

2. Это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло. (Сказка)

3. Это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для неё характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом. (Былина)

4. Это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием и имеющее стихотворную форму, т.е. деление на строки, ритм и рифму. (Стихотворение)

5. Японские трехстишия (Хокку)

6. Небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель - определить водящих в игре. (Считалка)

7. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком - либо отношении двух предметов или явлений: крыло самолёта( крыло птицы), поезд идёт (человек идёт)

- Найдите лишнее слово в кроссворде. (Метафора т.к. это средство художественной выразительности, а всё остальное жанры литературы)

- Какое ключевое слово получилось? (Колечко)

- Какое лексическое значение этого слова? (1. Предмет в форме окружности, ободка из твердого материала - связка ключей на кольцах; 2. Украшение, надеваемое на палец.)

2) Работа в парах. Чтение текста парами.

- Почему люди носят кольца?

В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. Кольца без паспорта могли рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.

1. В Древней Греции и в Риме металл, из которого было, сделано кольцо указывал на положение человека в обществе. Так, рабы могли носить только железные кольца, вольноотпущенники - серебряные, а свободным дозволялось носить золото.

2. На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.

- С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.

3) Соотношение автора и литературного произведения. (Карточки на доске)

В. Гаршин     "Лисица и Виноград"

И. Крылов     "С добрым утром"

К. Паустовский     "Лягушка - путешественница"

С Есенин

- Кто лишний? (Паустовский)

4. Работа над темой урока.

1) Знакомство с биографией автора. Чтение четверками. (Индивидуальные карточки)

1. Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи.

2. Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.

3. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям.

4. В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.

2) Просмотр слайдов "Фото экскурсия в московский музей К. Паустовского"

3) Викторина "Узнай произведение" (Карточки на доске)

СОН ЙИЧУСРАБ "Барсучий нос"

ЫПАЛ ИЬЧЯАЗ "Заячьи лапы"

АГЮРОВ - ТОК "Кот - ворюга"

ЙЕБОРОВ ЙЫННАПЁРТСАР "Растрёпанный воробей"

4) Чтение и анализ текста

А) Словарно-лексическая работа. Работа в группах. (Индивидуальные карточки)

Соотнеси слово и его лексическое значением.

Соотнеси слово и его лексическое значением.

1. Курительный табак низшего сорта. ____________

2. Звук, производимый ударом металла о металл или о камень.________________________

3. Свёрнутая из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса.__________________

4. Из тонких досок из древесины хвойных пород-

___________________.

5. Возвышение, площадка для посадки пассажиров, погрузки багажа._________________

ПЛАТФОРМА, ЛЯЗГ, ЦИГАРКА, ТЕСОВЫЕ КРЫШИ, МАХОРКА.

Б) Выразительное чтение текста учащимися (по цепочке)

В) Словарно-лексическая работа "по ходу" текста.

СУРОВАЯ - холодная, неблагоприятная для жизни.

ЗАТЯНУТЬСЯ - закурить

СИТЦЕВЫЙ МЕШОЧЕК - из лёгкой хлопчатобумажной ткани (показать образец)

СКОРЫЙ поезд - совершающий быстрое движение в короткий промежуток времени.

ДОБРАЯ горсть - большая

САПЁР - военнослужащий инженерных войск

БОЛЬШАЯ ОХОТА - сильное желание

ШИНЕЛЬ - форменное пальто со складкой на спине и хлястиком.

БЕЛЫЙ СВЕТ - посмотреть мир

КОЛДУН - человек, занимающийся колдовством

5. Беседа после чтения. Выборочное чтение.

- Кто главный герой произведения? Как вы представляете Варюшу? Что вы можете сказать о её возрасте, характере?

Составление рассказа по опорам. (Опоры вывешиваются на доску)

Возраст от 7 до 10 лет

Добрая, наблюдательная, общительная, впечатлительная - верит в сказку

Зачитайте о том, как её называет боец. ("Цветок - лепесток в валенках", "Анютины глазки с косичками")

- Что за художественный приём использован в этих прозвищах? (Это сравнение. Метафора)

Мини тест "Самый внимательный" "Да - нет" Работа в тетрадях.

  1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет)
  2. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)
  3. На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да)
  4. Боец попросил подарить ему махорки. (Нет)
  5. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)
  6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Нет) (Стальное - из твёрдого серебристо-серого металла.)

Проверка: Нет, нет, да, нет, да, нет

Выборочное чтение. (Картина зимы)

-Найдите в тексте слова, которые подходят к этому изображению.

- Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами.

Чтение по ролям. (Варюша, Боец с бородой, Второй боец, автор)

- Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойца?

-Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)

-Как вы думаете, колечко действительно волшебное?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

-Называем палец и соответствующее чудо. (Иллюстрация руки)

Средний - здоровье

Безымянный - большущая радость

Указательный - увидишь весь мир

- Про какой палец забыл сказать боец?

6. Работа над жанром произведения.

- Как вы думаете, это текст Константина Паустовского - сказка или рассказ? Что роднит "Стальное колечко" с рассказом, что - со сказкой?

РАССКАЗ

СКАЗКА

Жанровые признаки:

Указано в каком селе живут герои.

Беседа с бойцом похожа на

В какое село Варюша идет за махоркой.

сказку.

Все конкретные детали:

Описание поезда похоже на

Снегопад, станция, поезд.

описание чудовища, которое

может подхватить и унести девочку.

Содержание беседы с бойцом (ведь то, что перстенёк обладает чудесными свойствами может быть просто доброй шуткой взрослого человека)

- Давайте пофантазируем над продолжением.

- Зависит ли продолжение этой истории от того, какой это жанр? (Если это рассказ, то история, которую придумают должна носить реалистический, то есть правдивый и жизненный характер, и все чудеса должны носить скорее поэтический характер, чем сказочный.)

- Есть ли какая-нибудь проблема у Варюши и деда? (Дед болен, и, сочиняя продолжение, нельзя забывать об этом)

- А есть ли у Варюши и ее деда другие проблемы? Что, например, может хотеть девочка, которая живёт в маленькой деревушке, у самого леса? (Наверное, девочке захочется повидать мир)

7. Дополнительные задания.

1. Составление пересказа по опорам. (Опоры учитель по мере ответов детей помещает на доске)

1) В какое время года описаны события рассказа? (среди зимы)

2) Почему Варюша пошла в соседнее село? (вышла махорка)

3) В какой день недели и куда пошла девочка? (воскресенье, село Переборы)

4) Как досталась девочке махорка? (купила)

5) Куда пошла Варюша? (на станцию)

6) Кого встретила девочка на платформе? (два бойца)

7) Что предложил боец девочке? (продать)

8) Что на это ответила девочка? (возьми сколько надо)

9) Чем отблагодарил боец Варюшу? (колечко)

10) Что делала девочка дальше? (поблагодарила, побежала домой)

11) Что случилось? (упало в снег)

Пересказ по опорам (опоры на доске)

2. Проверка домашнего задания. Чтение четверостиший о вреде курения.

Например,

Я шёл домой со спортзанятий,
Меня окликнул мой приятель.
Он сигаретою дымил
И закурить мне предложил.
Но ведь куренье - это вред.
И я сказал: "Спасибо, нет.
Дышать нам надо кислородом,
Зачем травиться углеродом?"

8. Итог урока.

- Какое чувство осталось у каждого из вас после чтения текста?

Домашнее задание:

- Придумать продолжение текста К. Паустовского.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи"

Барышева Марина Юрьевнапедагог-психолог
Сокова Ольга Николаевнапедагог-психолог

Статья отнесена к разделу: Работа с родителямиШкольная психологическая служба


Цели:

  1. сформировать у родителей понятие о здоровье как многоаспектной характеристике;
  2. показать роль стиля воспитания в сохранении здоровья семьи и профилактике
  3. отклонений в дальнейшем развитии ребёнка.

Участники: родители

Форма проведения: родительское собрание в форме групповой работы (столы и стулья заранее расставлены в 4 группы)

Методы: лекция, мозговой штурм, работа в группах

Продолжительность: 1 час

Рассматриваемые вопросы: Формулировка понятия здоровья в «Концепции ВОЗ…». Факторы здоровья. Критерии физического, психического, социального и нравственного здоровья. Взаимосвязь психики и здоровья. Психосоматические заболевания. Роль межличностных отношений и эмоциональных состояний в сохранении здоровья ребёнка. Психологический климат семьи и способы его поддержания. Возможные нарушения психологического здоровья ребёнка. Стили родительского воспитания.

Введение

Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты такие, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности.

В настоящее время подростки и молодёжь оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утратилась связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения, СМИ и телевидение демонстрирует негативные примеры взаимоотношений между членами семьи, нестабильность в стране, неопределённость, сложности в трудоустройстве, стрессовые ситуации также оказывает отрицательное влияние. Всё это приводит к риску вовлечения детей в употреблении психоактивных веществ (ПАВ), что нередко ведет к ранней инвалидизации и смерти несовершеннолетних.

Задача школы – помочь родителям в воспитании успешного человека, ориентированного на здоровый образ жизни и не нуждающегося в приеме ПАВ.

Наше сегодняшнее собрание посвящено проблеме сохранения психологического здоровья ребёнка в условиях семьи и профилактике отклонений в развитии ребёнка.

Знакомство

«Давайте познакомимся. Вам необходимо представиться следующим образом: назвать свое имя и отчество, а также имя и класс Вашего ребёнка. Например: «Я, Ирина Валентиновна, мама Оксаны из 4 а класса», «Меня зовут Сергей Петрович, я папа Миши из 5 б класса» и т.д.»

Мозговой штурм «Что такое здоровье?»

Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Это находит отражение в пословицах, поговорках, афоризмах, народной мудрости: «Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто», «Здоров будешь - все добудешь», «Здоровье - всему голова, всего дороже», «Здоровье не купишь - его разум дарит», «Здоровья за деньги не купишь», «Тысячу вещей нужны здоровому человеку и только одно больному – здоровье» и др.            

Прежде чем мы начнем разговор о психологическом здоровье семьи и ребенка, давайте определим, что же включается в понятие «здоровье».

«Сейчас я вам предлагаю в течение 2 минут подумать и ответить на вопрос «Что значит здоровье лично для меня?» Затем каждый из вас выскажется по кругу. Например: «Здоровье – это мои дети» или «Здоровье – это активность» и т.д. Желательно не повторяться и говорить то, что ещё не было озвучено».

Каждый родитель говорит по кругу одно определение здоровья. Ведущий на доске или ватмане фиксирует все определения. Если родителей не очень много, можно попросить высказать свои определения по второму кругу.

Всё, что вы сказали верно, здоровье - понятие многогранное и включает в себя различные аспекты жизнедеятельности человека.

Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»

Важным в определениях здоровья является отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность управлять им.

Основываясь на определении ВОЗ, выделяют следующие компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье.

Работа в группах «Компоненты здоровья»

Родители заранее разделены на четыре группы, каждая из которых должна подобрать из предложенных вариантов критерии физического, психического, социального и нравственного здоровья, написанные на отдельных карточках, и обосновать свой выбор.

Ведущий подводит итог:

  1. здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, выносливость, устойчивый иммунитет;
  2. здоровье психическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.
  3. здоровье социальное – гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей).
  4. здоровье нравственное – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.

Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом. Так, если, например, человек узнает, что у него рак, то это приводит не только к изменению в органах и тканях, но и к изменению эмоционального состояния, его отношений с окружающими (человек замыкается, меньше общается, а возможно и наоборот), изменяется и система ценностей. В этом случае говорят о связи психики и соматики (тела).

Информация ведущих «Психосоматические заболевания детей»

Психосоматические заболевания, в том числе и у детей, - ведущая медико-социальная проблема века. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, болезнями мочевыводящих путей, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и многим другим. Все это - психосоматические заболевания, когда психическое и соматическое (телесное) неразрывно связаны в происхождении и клинической картине заболеваний. 
К классическим психосоматическим заболеваниям, называемым «святой семеркой»(«Holly seven», относят болезни, роль психологических факторов, в развитии которых считается доказанной:

  1. гипертония,
  2. язвенная болезнь 12-перстной кишки,
  3. бронхиальная астма,
  4. сахарный диабет,
  5. нейродермиты (экзема, псориаз),
  6. ревматоидный артрит,
  7. язвенный колит.

Первые проявления психосоматических состояний взрослого человека, как правило, имеют корни в детском возрасте.

Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Та или иная система организма ребенка может оказаться врожденно или прижизненно ослабленной. Однако во всех случаях при психосоматических заболеваниях на первое место как их основная причина выходят неблагоприятные особенности формирующейся личности, препятствующие нормальной адаптации ребенка в дошкольных учреждениях и в школе, среди сверстников, и тягостные переживания, психическая травматизация.

Нервничают, нестабильны родители - нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери - торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и дети проводят за партой, письменным столом восемь-десять часов в сутки. Задается темп учебы, непосильный для медлительных, ослабленных и уставших.

Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряженность межличностных отношений взрослых.

Родители требуют успешного усвоения всех предметов, а у детей различны способности к ним. Взрослые выбирают профессию по склонностям и способностям, а дети должны успевать и по гуманитарным, и по точным предметам. Один ребенок плачет перед уроком математики, другой - перед уроком литературы или физкультуры. Взрослый может уйти, убежать от невыносимой для него ситуации на работе или в семье, а ребенку этого не дано. И дети страдают, страдают более чем взрослые. И детство, которое должно быть счастливым, счастливое отнюдь не у всех детей.

Одни дети протестуют, отказываются посещать школу, агрессивны в семье; другие капитулируют, пассивны и как бы глупеют, соглашаясь на роль "несчастья семьи, дурачка"; третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за отличную успеваемость, за первенство в классе, за престижную школу, за лидерство. Но все они без исключения страдают от этого.

Ситуация, когда родители, если у ребенка болен желудок, убеждены в необходимости лечения только желудка, забывая, что нет изолированно больного желудка в целостном организме, непростительна. Забывая о неразрывной связи психического и телесного, используют лекарства "для желудка", держат ребенка на диете, добиваются путевки на курорт, но, оставляя в неприкосновенности основную причину болезни - переживания ребенка, не излечивают, а лишь залечивают его психосоматическое заболевание, поскольку это не желудок плохо переваривает пищу.

К возникновению психосоматического риска ведет, прежде всего, неправильное воспитание. Можно выделить следующиетипы «неправильного «воспитания:

  1. эгоцентрическое воспитание:
  2. воспитание по типу неприятия:
  3. сверхсоциализация ребёнка;
  4. тревожно-мнительное воспитание. <Приложение1>.

Что же следует предпринять родителям?

Они должны своевременно заметить начало психосоматического развития. Необходимо устранить неправильное воспитание, начиная перевоспитание с самих себя. Других путей нет.

Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев, например, разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль - легкие, тревога - сердце, страх - почки и т.д. Современная психосоматическая медицина безоговорочно признает пагубное влияние отрицательных эмоций на внутренние органы, и причина большинства болезней человека прямо или косвенно связана с тягостными переживаниями.

Самое важное в профилактике психосоматических болезней - предотвратить рождение болезнетворной неудовлетворенности. Естественно, с целью профилактики психосоматических заболеваний родители непрестанно учат ребенка не создавать проблем на пустом месте, а разрешать их, если они возникают. Это трудно и для взрослого, но в этом состоит умственное воспитание и этому учат с раннего возраста. Речь идет о тех доверительных, добрых и умных беседах с детьми, которые ведет отец с сыном, а мать с дочерью с пяти лет. Беседы базируются на конкретных случаях, которыми так богата жизнь. Это не нравоучения, а доступный ребенку анализ ситуаций.

Родители, например, говорят: "Ну, вот ты обидел Петю, и Петя больше к тебе не придет. Надо идти мириться..." Или: "Не плач, а сделай еще раз, и у тебя все получится..." Тут и сказки с ясным смыслом, и примеры из жизни, и, главное, пример собственного поведения как лучшее воспитание. Умению разрешать проблемы учат уже в колыбели, когда ручку младенца направляют к желаемому предмету и помогают ему. Вся проблема в том, чтобы не делать это молча, а объяснять, как добрый учитель, чтобы не делать за ребенка то, что он способен сделать сам.

Ребенка учат преодолевать препятствия, неудачи и боль. Итак, все, что касается здоровья и болезни ребенка, очень непросто. Но любовь к нему рождает в родителях ту мудрость, которую называют мудростью сердца. И, поняв дитя сердцем, возможно, не только предотвратить психосоматическое заболевание, но и излечить его.

Информация ведущих «Психологический климат семьи»

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климатспособствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

У детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

«Типы семейного воспитания»

Тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль. <Приложение 2>

От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия (классификация стилей взята из газеты «Школьный психолог» №5 февраль 2000 г.):

  1. авторитетный (принимающий, демократический);
  2. авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);
  3. либеральный (бесконтрольный, попустительский);
  4. индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Авторитетный стиль

Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Авторитарный стиль

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Либеральный стиль

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.

Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям.
Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

Работа в группах «Последствия стилей воспитания для ребёнка»

Каждой группе дается один из стилей воспитания (на карточках даётся графическое изображение и описание стиля). В течение 5 минут группе необходимо подумать и ответить на вопрос «Какие качества сформируются в ребенке при данном стиле воспитания?», «К каким последствиям для ребенка приведет данный группе стиль воспитания? Приблизительные ответы на вопросы. Учитель подводит итог после выступлений всех групп. <Приложение 3>

Диагностика родителей по тесту «Стратегии семейного воспитания»

«С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из 4-х вариантов ответа выберите наиболее предпочтительный для Вас». Диагностика проводится анонимно. <Приложение 4>, <Приложение 5>

Групповая работа «Способы и средства поддержания здоровья семьи»

«В течение 5 минут определить, какие существуют средства и способы поддержания здоровья семьи как комплексного понятия».

Подведение итогов родительского собрания

Желающие родители высказываются по поводу семинара, форме проведения, полезности обсуждаемой информации. Психологи желают родителям терпения и здоровья их семьям.



Предварительный просмотр:

        Обращение к родителям        

Закон 1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти -  один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2. Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по  отношению к  другим людям. Не исключено, что это будете Вы.

Закон 3. Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают вранье ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4. Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5. Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6. Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру родительской ответственности.

Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора.  Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8. Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10. Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни.



Предварительный просмотр:

                                                                               Батоева Галина Батомункуевна,

Содномова Баирма Аюшеевна,

учителя начальных классов

МОУ МСОШ №2

п.Могойтуй

Могойтуйского района

Забайкальского края

«Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в семье».

Тема: «Духовно-нравственное развитие  и воспитание младших школьников  в семье».

Как и все образовательные учреждения, школа призвана сеять «разумное, доброе, вечное». По современным меркам наша начальная школа небольшая - в ней обучается 365 человек, поэтому весь педагогический коллектив знает каждого ученика по имени и фамилии, его умственные, психологические, физические особенности, достоинства и недостатки, состав семьи, стиль взаимоотношений с родителями и одноклассниками, знает его увлечения. Однако никакой учитель, каким бы талантливым он ни был, не заменит отца и мать в воспитании. Прежде всего, они могут заложить в ребёнке фундамент добра, предостеречь от зла, научить его порядочности.

В условиях динамического изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.

Сегодня многие родители, чтобы обеспечить свою семью, вынуждены работать на двух-трёх работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей, а у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания.

Сегодня налицо психолого-педагогическая безграмотность многих наших родителей. Есть, к сожалению, такие папы и мамы, которые самоустраняются от воспитания собственных детей, бросают их на произвол судьбы. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении,  ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

  1. Основные направления взаимодействия педагогического коллектива с семьей:
  2. знакомство с правами и обязанностями родителей и детей.
  3. изучение семей и условий семейного воспитания;
  4. пропаганда психолого-педагогических знаний;
  5. активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
  6. обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания;

В начале учебного года школа открыла двери для родителей будущих первоклассников. В первую очередь была проведена диагностика семьи с целью сбора данных для составления социального паспорта семьи. Информация о детях с низким уровнем адаптации и проблемных семьях передана классным руководителем школьному педагогу-психологу, который на основании данных связывается с родителями ребёнка, проводит консультационную работу и индивидуальную развивающее-коррекционную работу с ребёнком.  Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению. Результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной – учитываются в портфолио детей. С учетом своих интересов и возможностей дети начали посещать занятия в кружках в учреждениях дополнительного образования. Составили план  воспитательный работы на весь учебный год. Чтобы помочь родителям в воспитании и развитии детей, учителя проводят огромную работу по повышению педагогической культуры, обмениваются опытом с родителями, обсуждают проблемы, совместно ищут пути и способы их решения.  

В нашей стране в советский период ее истории был накоплен позитивный опыт организации систематического повышения педагогической культуры родителей, деятельности родительских комитетов школ и классов, советов содействия семье и школе на предприятиях, советов общественности по месту жительства. Сегодня этот опыт требует переосмысления. Необходимо восстановить с учетом современных реалий традиции содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы.

  Педагог ведёт непрерывную просветительскую работу с родителями. Должен быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима. Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы учителя должны обязательно выполняться. Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – представительский орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей. Часто слышишь, что родительские комитеты прилагают большие усилия для улучшения материальной базы учебного процесса. Это очень хорошо, но недостаточно. Членам родительского комитета стоит знать и о трудностях воспитания детей в некоторых семьях, подсказать учителю, чтобы тактично и своевременно вмешаться, помочь вовлечь ребенка в классный коллектив.  Члены родительского комитета участвуют в сборе и распространении лучшего опыта семьи. Они либо сами выступают с сообщениями, либо помогают подготовить выступления тем семьям, чей опыт может быть интересен для других. На родительских собраниях: «Адаптация в новой социальной среде», «Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи», « Семья здоровый стиль жизни», «Духовность и нравственность», применяя ИКТ, учитель в  доступной форме информирует родителей. На собрании организовываются игры  с родителями, тренинги, где сами родители  представляют себя детьми. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.

В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей. Вместе  с родителями проводятся спортивные состязания «Папа, мама и я - спортивная семья», выезды в бассейн. Эти мероприятия сплачивают коллектив, формируют положительное отношение к здоровому образу жизни. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Большую работу проводит с нашими учениками учитель физкультуры.

Посещение  краеведческого музея в нашей школе, краеведческого музея в  п.Агинское способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру, формирует мировоззрение, основ нравственной культуры личности. Изучая историю Агинского округа, родословную своей семьи, формируются духовные ценности, как почитание родителей, забота о старших и младших, любовь и верность в семье. Были проведены заочное путешествие по родному краю  «Мой край», «Мой посёлок», «Моя улица», беседы « Занятия жителей нашего края», просмотр слайдов «Растительный  и животный мир», посещение    планетария(приуроченный к году Космонавтики) в п. Могойтуй, экскурсии в парк, походы с родителями. Работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края).

         

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы по темам: « Знакомство с правами и обязанностями  детей в школе», «Общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе» формируют духовно-нравственные ориентиры, гражданского отношения к себе.  Праздники посвященные “Дню Победы”, встречи с ветераном Великой Отечественной войны содействуют воспитанию чувства патриотизма к героической истории Российского государства, гражданского отношения к Отечеству, уважения к национальным традициям. В конце учебного года проводится праздник «За честь школы», где учащиеся награждаются  Грантами за отличную учёбу, грамотами за активное участие в жизни школы. А родителям торжественно вручают благодарственные письма за хорошее воспитание ребёнка. Каждую весну школьники занимаются озеленением пришкольного участка, уборкой территории школы. Родители помогают в озеленении, в обустройстве детских площадок.

В школе проводятся свои праздники:

  1. сентябрь (День знаний);
  2. октябрь (Посвящение в ученики-первоклассники);
  3. ноябрь (День рождения школы);
  4. декабрь ( Новогодний бал);
  5. январь (Интеллектуальные игры);
  6. февраль (Неделя патриотической песни, Праздник Белого месяца);
  7. март (Международный женский день, Масленица);
  8. апрель (Весёлые старты, библиотечный урок);

          май (За честь школы, последний звонок).

Интересно проходят предметные недели с подведением итогов: а это и концерты, и олимпиады, и научно-практические конференции. В школе создан хореографический ансамбль «Алтан Туяа», который не раз покорял зрителей своим мастерством).

Наша школа начала внедрять программу с 2009 года. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.

1)Заключен договор с учреждениями дополнительного образования: ДШИ, ДДТ, ДС «Баяр».

2)Заключен договор с родителями.

3)Создаются условия в МСОШ №2 по требованиям нового стандарта:

  1. игровой кабинет, где происходит социализация детей.

игротехнолог Цыдыпова Э.Д.

Предложены кружки в ДДТ:

  1. «Изо студия.» педагог ДО - Онер Е.Ч.
  2. «Ритмопластика» педагог ДО — Будеева Б.Б.
  3. «Живая природа» педагог ДО — Ванчик Ц.А.
  4. «Волшебные нотки» педагог ДО — Аникеева Г.Ю.
  5. «Настольный теннис» педагог ДО — Юндунов Д.Ю.
  6. «Мягкая игрушка» педагог ДО — Доржиева М.Н.
  7. «Шахматы» педагог ДО - Михайлов Ю. В.

Поддерживается тесная систематическая связь с учреждениями дополнительного образования. Подводятся итоги за круглым столом, выявляются проблемы и перспективы. В школьном кинотеатре каждый год устраиваются отчетные концерты и организовывается выставка работ учащихся. В конце праздника награждаются воспитанники за достигнутые успехи по разным направлениям, за активное участие в жизни объединения.

Таким образом

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами. Родители могут положительно повлиять на успех в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.

Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

 

Литература:

  1. Аверина Н.Г. О духовно- нравственном воспитании младших школьников/ Н.Г.Аверина//Начальная школа.-2005-№11-с.68-71.
  2. Стандарт второго поколения. М., «Просвещение» 2010.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. М., «Просвещение»2010г.-с.9-13.
  4. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников М., «Просвещение» 2010г.-с.25-28.
  5. Егоров М.Н. Формирование нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики. Гос.науч.-исслед.институт семьи и воспитания РАО.,М.,2002г-54-65.