Моя философия образования.
статья по теме

Денисова Наталья Анатольевна

Начинать нужно, несомненно, с себя. Только меняя себя к лучшему, мы сможем лучше понять другого. Только понять, не переделать...

Философия для родителей и людей, работающих с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_filosofiya_obrazovaniya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Учитель начальных классов МОУ СОШ «Веста» 

г. Черноголовка  Московской области   Денисова  Наталья Анатольевна      

                                                                                      « Школьной премудрости кончится срок,

                                                                                        Новые истины время состарит,

                                                                                       Жизнь преподаст за уроком урок,

                                                                                        Но расписанья на них не составит.

                                                                                        Чтобы судьбу, как задачку решить,

                                                                                        Мало постигнуть азы мирозданья:

                                                                                        Есть ещё образованье души –

                                                                                        Самое высшее образованье»

Наверное, в наше время, многие могут подметить одну особенность – ощущение колоссально быстро бегущего времени. Дни, недели, месяцы будто решили соревноваться между собой – кто быстрей прибежит к некой незримой цели, которая подарит людям новые возможности. Но очень важно в этой стремительности не забыть, что каждый день в твоём классе происходит нечто важное – рост детской души.

Принципы государственной политики в области образования чётко определили основы взаимоотношений в школе, в классе. Это - «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека», а также принцип «свободного развития личности». Эти жизнеутверждающие критерии позволяют учителю, в его ежедневной рутинной работе, не превратиться в раба часов и методик. И всё же государственные идеалы приходится реализовывать в конкретном коллективе и конкретному учителю.

Что мы для себя считаем наиболее важным в решении данных принципов? Через какую этическую категорию следует осуществлять гуманистический подход? Для нас такой важной категорией является – добро. Почему? Во – первых, в нём синтезируются два начала: этическое – как крепкий нравственный стержень и философское, которое позволяет быть свободным от догм и творчески настроенным человеком. Это позволяет не сужать, а расширять рамки взаимодействия с детьми. Во – вторых, добро, по словам Николая Онуфриевича Лосского, является нравственной доминантой характера русского народа, которая определила общий взгляд на социально-исторический смысл жизни. Николай Онуфриевич писал: «Русский человек обладает особенно чутким различением добра и зла; он зорко подмечает несовершенство всех наших поступков, нравов и учреждений, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра». И мы находимся в поисках  добра.

Добро не рассматривается нами как некое «заигрывание» с детьми и потакание их желаниям. Потакание желаниям всегда имело и имеет негативное отношение с точки зрения и педагогики, и психологии, и этики, и философии. На востоке потакание желаниям сравнивали с дырявой бочкой. Сколько ни лей туда воды, она всегда будет оставаться пустой. Поэтому, чтобы добро стало действенным, учителю нужно очень тонко чувствовать движения внутреннего мира ребёнка, понимать какие душевные струны звучат в той или иной ситуации.

 Ещё нужно учитывать, что дети в школе приступили к самому сложному труду –  умственному. А самый сложный труд требует самых больших усилий. К сожалению, Детство далеко не всегда располагает необходимыми силами. Порой, и вся семья не может их дать. Здесь и начинается душевная работа самого учителя. Умение знать, видеть, понимать и при этом не осуждать ребёнка  позволяет по крупицам, маленькими шажками находить и методы и способы для помощи его растущим силам.

 Мы, порой, совершенно забываем о том, что перед нами не только конкретный Петя, Коля или Ваня, а перед нами самое сложное явление природы – человеческое сознание. Наши праотцы в этом плане были мудрее. Они сравнивали сознание с огнём. Как обращаться с физическим огнём, мы более-менее знаем. А вот с детским сознанием мы поступаем подчас очень опрометчиво. Пытаемся его «разбудить» потоком «благородного» гнева в виде слов, а то и просто прямыми оскорблениями. Только вот ни здоровья, ни нравственного роста после этого мы не наблюдаем ни у ребёнка, ни у самого учителя. Отсюда не случаен призыв психологии мудрости: «Будьте добрее. Хотя бы по-человечески поймите всю выгоду этого качества».

Врачи древности и честные врачи современности считают, что многие заболевания имеют в своём основании этические корни, а точнее их отсутствие. Именно малое количество душевной доброты к жизни, к людям, к природе подстёгивает ящик Пандоры к разбрасыванию ещё большего количества заболеваний.

 

В своё время фашистская Германия на практике хотела решить вопрос сверхчеловека, правда, одним только биологическим способом. Среди молодых людей проводился отбор. Изучалась родословная, вплоть до третьего колена, чтобы не было никаких серьёзных заболеваний. После этого создавались временные семейные пары. А после рождения ребёнка он изымался. Родители уходили служить фюреру, заботу над детьми брали на себя врачи и обслуживающий персонал. Для этого было подготовлено несколько спецлагерей. После победы над Гитлером, были обнаружены документы с отчётами из одного такого лагеря. Врачи писали, что из 20 детей нормальным можно было признать только одного. Всех остальных можно было считать умственно отсталыми. Немецкие врачи констатировали, что детям для их нормального развития не хватило «простой любви и доброты». Такова сила, казалось бы, простых чувств. Но именно их отсутствие не позволило пробудиться к жизни сознание.

Этот небольшой пример заставляет задуматься над тем, сколько и каких чувств, мы, порой, не додаём нашим детям в школе и дома.

 

Программы, сроки, отчёты. Всё это, несомненно, нужно. Но более всего важны наши взаимоотношения с детьми. Ведь прав Шалва Александрович Амонашвили, когда пишет о том, что чтение, русский язык, письмо, труд, математика, вообще наука, нужны только для того, чтобы мы стали лучше, чтобы дети стали лучше.

Начинать нужно, несомненно, с себя. Только меняя себя к лучшему, мы сможем лучше понять другого. Только понять, не переделать. Когда становишься лучше сам, это совершенно не означает, что и работа и жизнь становится легче. Нет. Пожалуй, наоборот. Но к сознанию, величайшей тайне природы, невозможно прикасаться ненавистью, злобой, насилием. Слишком хрупкий инструмент создавался и создаётся во времени и пространстве. И пусть на данном моменте время неимоверно сжалось, всё же мы каждый день прикасаемся к Вечности, к божественному чуду – к Сознанию Детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе "Моя философия дошкольного образования"

laquo;Каким же должен быть воспитатель?  Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания и опыт, но и огромное терпение,постоянно...