2019 год -Консультация для родителей "Специфика экологического воспитания у школьников с задержкой психического развития"
консультация (3 класс)

Злобина Марина Васильевна

Консультация для родителей "Специфика экологического воспитания у школьников с задержкой психического развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2019_g._spetsifika_ekologicheskogo_vospitaniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика экологического воспитания

у школьников с задержкой психического развития

Злобина М.В.

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»,г.Тамбов,yaz196911@mail.ru

           В результате научно-технического прогресса деятельность общества оказывает огромное влияние на природу, вторгается в её естественный механизм саморегуляции, резко изменяет условия существования. Это диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. Освоение детьми основ экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умения увлечь детей и увлечься самому. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является создание в каждом образовательном учреждении среды, в которой находился бы человек с раннего детства. В этой среде он должен не только жить, но и  наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней.

          Начиная с дошкольного возраста, детям с ЗПР необходимо показать положение человека в природе:

          - во-первых, человек как биологического организма, зависящего от других объектов живой и неживой природы;

          - во-вторых, как социального существа, способного регулировать воздействие антропогенного фактора на природу. Представления, с одной стороны, связаны с чувственным опытом, с другой – с обобщением образа в процессе мышления, а затем в речи. Понятно, что чем полнее, точнее восприятие, тем полнее и точнее будет представление. Вот почему продолжает оставаться актуальным «золотое правило» Я.А. Коменского: «Всё должно представляемо для восприятия внешним чувством, а именно: видимо -зрение, слышимое -слуху, обоняемое -обонянию, вкушаемое -вкусу и осязаемое -осязанию; если что-нибудь может быть воспринято несколькими чувствами, то и представляй этот предмет несколькими чувствами. Представления о природе имеют огромное значение в познании окружающего мира. Если бы у нас формировались только восприятия, и не было представлений, знаний детей ограничивались бы только тем, что они непосредственно наблюдают. Весь прошлый опят не существовал бы, люди не могли бы представить будущее, строить проекты, планы.

          Восприятие ребёнка с задержкой развития проходит своеобразно, имеет много особенностей, которые необходимо учитывать в ходе обучения и воспитания, что работа с ним должна иметь коррекционную направленность.

У разных людей преобладают разные виды представления, что связано с характером практического опыта и особенного психического склада человека. Так, у дошкольников с ЗПР представления возникают в виде наглядных образов и носят конкретный характер, но все, же эти образы более обобщённые, чем те, которые формируются при простом восприятии.

         Для детей с задержкой развития характерно небольшое отставание в сроках развития восприятия природных явлений. Ещё А.Штраус и Л. Летинен в своих работах о детях с минимальными повреждениями мозга, писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят», обобщённо формируя, таким образом, обнаруживаемую у детей недостаточную целенаправленность восприятия природы, ведущую его фрагментарности и недостаточной дифференцированности знаний. Поэтому специалисты выделяют специальные, коррекционные задачи:

         - обеспечение как можно более раннего начало развития восприятия природных явлений;

         - ускорение темпа развития восприятия, его интенсификация(по причине замедленного темпа восприятия);

        - преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях -коррекция, в других- компенсация. Выделяют два направления работы по формированию экологических представлений дошкольников с ЗПР:

        -во-первых, формирование осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам;

        - во -вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Эти два направления неразрывны: чтобы научит детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определённые знания о живой и неживой природе. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей с ЗПР можно сформировать начало экологической культуры- осознания правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружения в данный период жизни. На ряду с этим выделяются критерии сформированности экологических представлений:

         1)знания о мире животных;

         2)знания о растительном мире;

         3)знания о неживой природе;

         4)знания о временах года.

          Иначе говоря, экологические представления- это совокупность представлений о животном и растительном мире, живой и неживой природе, сезонных изменениях в природе во всех их взаимосвязях и взаимовлияниях друг на друга.

На основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в отставании развития всех форм мышления, памяти, внимания, восприятия.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в отставании развития всех форм мышления, памяти, внимания, восприятия. Следствием этого является то, что дети с ЗПР с трудом усваивают учебный материал, у них с отставанием формируются и представления о природе, связи человека с природой. Такое значительное отставание говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу, с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности. Но может быть, необязательно работать над образованием представлений о природе, особенно с теми, с которыми они часто сталкиваются? Часто можно слышать, что дети это уже много раз видели, всё знают из личного опыта, и поэтому им не интересно. Однако специальные исследования этой проблемы показали, что складывающиеся стихийно представления о предметах и явлениях природы в большинстве случаев просто ограничены, не точны, бедны по содержанию. Например, сосна и ель для многих детей это одно и тоже дерево. Дети не различают так привычных нам ворону и галку; ворон для них та же ворона, только самец. Число таких примеров можно увеличить. С другой стороны, установлено, что когда в привычных знакомых предметах дети устанавливают что-то необычное, новое для них, это привлекает особое внимание, вызывает интерес.

Литература

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / под ред. Лебединской К.С.  М., 1982.
  2. Алексеева В.Е. Игра как фактор развития познавательной активности. // Вопросы психологии. 2007. – №8.
  3. Николаева С. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей //Дошкольное воспитание №7.- 2002.
  4. Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: ТОО фирма «LINKA- PRESS», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:  из опыта работы"...

Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике:  // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...

Статья: "Направление работы по формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: Materialy VIII Miedzynarodowej nauKowy-praktycznej konferencjl, Wyksztalcenie I nauka bezgranic, Volume 22 Pedagogiczne nauki, Przemysl, 07-15 grudnia 2012 roku...

Статья: "Формирование экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: позиция молодых, Челябинск, 2012....

Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

«Что такое задержка психического развития? Задачи коррекционно-логопедического обучения школьников с задержкой психического развития»

Цель: Познакомить родителей с понятием ЗПР (задержка психического развития). Познакомить с задачами коррекционно-логопедического обучения школьников с ЗПР.  Задачи:1.    Дать ...