Технология развития критического (смыслового) мышления.
методическая разработка
Обучение в современной ШКОЛЕ - это процесс, формирования человека, способного к самоопределению и самореализации. Уходит в прошлое практика, когда учитель работая фронтально, выдает нужную информацию! Информацию мы добываем!!! Идет усиление мотивации, мы стараемся показать, что школьные занятия – это не отвлеченная от жизни информация, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
Ученик становится живым участником образовательного процесса.
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта, а более тесное общение одноклассников помогает им раскрепоститься в общении.
Взаимодействуя в социуме, приобретает умение вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
Стандарты начального образования предусматривают необходимость перехода к компетентностно - деятельностному подходу в обучении, который обеспечивает "...достижение планируемых результатов начального общего образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности".
Компетентностный подход основывается на современных образовательных технологиях.
Одна из них - это технология развития критического (смыслового) мышления.
Смысловое мышление начинается с вопросов и проблем,
а не с ответов на вопросы преподавателя.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
Дети любознательны от природы. Как правило, в начальной школе им всё ново, а потому и интересно. Появился новый предмет — здорово! Изучаем новый тип задач — отлично, хочу поскорее попробовать! Их не нужно приучать учиться, они и так это делают с удовольствием.
Главное, организовать процесс обучения интересно и творчески!
Однажды я спросила учащихся, что легче задавать вопросы или на них отвечать?
Ответили, что им легче отвечать!
Я задумалась: и в правду ведь ответ на вопрос лежит либо в тексте, либо зависит от знания фактического материала.
Вот тут то и пришла на помощь Ромашка Блума.
Цель данного приема научить ребенка не только отвечать на вопросы, но и самому грамотно их задавать.
Искусство задавать вопросы является очень важным. Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, учит задавать свои собственные вопросы, которые помогают увидеть взаимосвязь между изучаемым школьным предметом и реальным миром.
Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный вопрос. Таким образом, 6 лепестков - 6 типов вопросов.
В центре записана тема, над которой работали или ФИО автора и название его художественного произведения.
Ребята с удовольствием изготавливают ромашку и на каждом из шести лепестков записывают вопросы разных типов. С помощью шести вопросов необходимо выйти на понимание и осмысление информации, содержащейся в тексте.
Одним из основных приёмов осмысления является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. Перефразируя высказывание Кинга, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить». Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
Таким образом, мы убедились что классификация вопросов по Блуму помогает учащимся:
1) Сравнивать предметы, явления, характеры героев, сюжеты и много другое...
2) Находить причинно - следственную связь (окр.мир, лит.чтение, математика, русский язык...).
3) Взаимосвязь между изучаемым материалом и собственным опытом.
Вопросы должны быть простые, ясные и понятные - они способствуют не уклоняться от темы, а развивать критический подход к изучаемому материалу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.15 МБ | |
| 18.29 КБ | |
| 47.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования современного образования, обозначенные в ФГОС, нацеливают на принцип «учить не науке, а учить учиться».
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
А как развивать в ребенке навыки критического мышления ? Какие приемы и технологии использовать?
Приём основан на работе с текстом. Приём является универсальным. Главным в работе с текстом является осмысление информации.
Корней Чуковский «Телефон»
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию из текста . Вопросы начинаются со слов: ЧТО? ГДЕ? КАК? КТО?
Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил?
Целью этих вопросов - предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал . Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся . Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ « То есть ты говоришь, что…?» «Если я правильно понял, то …?» «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?» «Ты действительно думаешь, что …?»
Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил? -То есть ты говоришь, что Крокодил просил прислать калоши ?
В некоторых ситуациях они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей . ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ (ОБЪЯСНЯЮЩИЕ) ВОПРОСЫ Обычно начинаются со слова «Почему?»
Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил? -То есть ты говоришь, что Крокодил просил прислать калоши ? -Почему автор не спал три ночи?
В творческом вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза … ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ «Что изменилось бы в …, если бы …?» «Как вы думаете, как будет развиваться ... после ( если ) …?»
Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил? -То есть ты говоришь, что Крокодил просил прислать калоши ? -Почему автор не спал три ночи? -Что изменилось бы в жизни героя, если бы у него не было телефона ?
Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов . ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ Почему … хорошо, а … плохо?» «Чем … отличается от …?»
Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил? -То есть ты говоришь, что Крокодил просил прислать калоши ? -Почему автор не спал три ночи? -Что изменилось бы в жизни героя, если бы у него не было телефона ? -Почему помогать хорошо, а не помогать плохо?»
Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой . ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?» «Где вы в обычной жизни можете наблюдать………?»
Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил? - То есть ты говоришь, что Крокодил просил прислать калоши ? - Почему автор не спал три ночи? - Что изменилось бы в жизни героя, если бы у него не было телефона ? - Почему помогать хорошо, а не помогать плохо?» - Как бы вы поступили на месте героя произведения?
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА:
Интерпретационные
вопросы
Почему?
(установление
причинно-следственных
связей)
Уточняющие
вопросы
Если я правильно
тебя понял, то…
Простые
вопросы
Почему?
Что?
Когда?
Где?
Как?
Оценочные
вопросы
Как вы относитесь
к поступку..?
Было ли хорошо
(или плохо)..?
Практические
вопросы
Как можно
применить..?
Что можно
сделать из..?
Творческие
вопросы
Что изменилось бы..?
Как будет
развиваться
сюжет после..?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»
Государственное бюджетное общеобразовательное школа №54 Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления
Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления 3 класс...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...

Технология развития критического (смыслового) мышления.
Обучение в современной ШКОЛЕ - это процесс, формирования человека, способного к самоопределению и самореализации. Уходит в прошлое практика, когда учитель работая фронтально, выдает нужную информацию!...




