Технология развития критического (смыслового) мышления.
методическая разработка

Дубинина Марина Анатольевна

Обучение в современной ШКОЛЕ - это процесс, формирования человека, способного к самоопределению и самореализации. Уходит в прошлое практика, когда учитель работая фронтально, выдает нужную информацию! Информацию мы добываем!!! Идет усиление мотивации, мы стараемся показать, что школьные занятия – это не отвлеченная от жизни информация, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.

Ученик становится живым участником образовательного процесса.

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта, а более тесное общение одноклассников помогает им раскрепоститься в общении.

Взаимодействуя в социуме, приобретает умение вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

        Стандарты начального образования предусматривают необходимость перехода к компетентностно - деятельностному подходу в обучении, который обеспечивает "...достижение планируемых результатов начального общего образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности".

        Компетентностный подход основывается на современных образовательных технологиях. 

      Одна из них - это технология развития критического (смыслового) мышления.

Смысловое мышление начинается с вопросов и проблем,

а не с ответов на вопросы преподавателя.
        Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

Дети любознательны от природы. Как правило, в начальной школе им всё ново, а потому и интересно. Появился новый предмет — здорово! Изучаем новый тип задач — отлично, хочу поскорее попробовать! Их не нужно приучать учиться, они и так это делают с удовольствием.

Главное, организовать процесс обучения интересно и творчески!

Однажды я спросила учащихся, что легче задавать вопросы или на них отвечать?

Ответили, что им легче отвечать!

Я задумалась: и в правду ведь ответ на вопрос лежит либо в тексте, либо зависит от знания фактического материала.

Вот тут то и пришла на помощь Ромашка Блума.

Цель данного приема научить ребенка не только отвечать на вопросы, но и самому грамотно их задавать.

Искусство задавать вопросы является очень важным. Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, учит задавать свои собственные вопросы, которые помогают увидеть взаимосвязь между изучаемым школьным предметом и реальным миром.

Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный вопрос. Таким образом, 6 лепестков - 6 типов вопросов.

В центре записана тема, над которой работали или ФИО автора и название его художественного произведения.

Ребята с удовольствием изготавливают ромашку и на каждом из шести лепестков записывают вопросы разных типов. С помощью шести вопросов необходимо выйти на понимание и осмысление информации, содержащейся в тексте.

Одним из основных приёмов осмысления является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. Перефразируя высказывание Кинга, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить». Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.

Таким образом, мы убедились что классификация вопросов по Блуму помогает учащимся:

1) Сравнивать предметы, явления, характеры героев, сюжеты и много другое...

2) Находить причинно - следственную связь (окр.мир, лит.чтение, математика, русский язык...).

3) Взаимосвязь между изучаемым материалом и собственным опытом.

Вопросы должны быть простые, ясные и понятные - они способствуют не уклоняться от темы, а развивать критический подход к изучаемому материалу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romashka_bluma.pptx2.15 МБ
Файл romashka_s_voprosami_-_demonstratsionnaya.docx18.29 КБ
Файл romashka-razdatka.docx47.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии развития смыслового мышления

Слайд 2

Требования современного образования, обозначенные в ФГОС, нацеливают на принцип «учить не науке, а учить учиться».

Слайд 3

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Слайд 4

А как развивать в ребенке навыки критического мышления ? Какие приемы и технологии использовать?

Слайд 5

Приём основан на работе с текстом. Приём является универсальным. Главным в работе с текстом является осмысление информации.

Слайд 6

Корней Чуковский «Телефон»

Слайд 7

ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию из текста . Вопросы начинаются со слов: ЧТО? ГДЕ? КАК? КТО?

Слайд 8

Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил?

Слайд 9

Целью этих вопросов - предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал . Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся . Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ « То есть ты говоришь, что…?» «Если я правильно понял, то …?» «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?» «Ты действительно думаешь, что …?»

Слайд 10

Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил? -То есть ты говоришь, что Крокодил просил прислать калоши ?

Слайд 11

В некоторых ситуациях они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей . ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ (ОБЪЯСНЯЮЩИЕ) ВОПРОСЫ Обычно начинаются со слова «Почему?»

Слайд 12

Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил? -То есть ты говоришь, что Крокодил просил прислать калоши ? -Почему автор не спал три ночи?

Слайд 13

В творческом вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза … ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ «Что изменилось бы в …, если бы …?» «Как вы думаете, как будет развиваться ... после ( если ) …?»

Слайд 14

Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил? -То есть ты говоришь, что Крокодил просил прислать калоши ? -Почему автор не спал три ночи? -Что изменилось бы в жизни героя, если бы у него не было телефона ?

Слайд 15

Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов . ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ Почему … хорошо, а … плохо?» «Чем … отличается от …?»

Слайд 16

Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил? -То есть ты говоришь, что Крокодил просил прислать калоши ? -Почему автор не спал три ночи? -Что изменилось бы в жизни героя, если бы у него не было телефона ? -Почему помогать хорошо, а не помогать плохо?»

Слайд 17

Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой . ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?» «Где вы в обычной жизни можете наблюдать………?»

Слайд 18

Корней Чуковский «Телефон» Кто позвонил первым? Для кого Слон просил прислать шоколада? Что попросил Крокодил? - То есть ты говоришь, что Крокодил просил прислать калоши ? - Почему автор не спал три ночи? - Что изменилось бы в жизни героя, если бы у него не было телефона ? - Почему помогать хорошо, а не помогать плохо?» - Как бы вы поступили на месте героя произведения?



Предварительный просмотр:

                                                                               

                                                                                                                 

ТЕМА УРОКА:

                                          Интерпретационные

                         вопросы

                         Почему?

                   (установление

         причинно-следственных

                          связей)

                  Уточняющие

                      вопросы

              Если я правильно

                тебя понял, то…

Простые

вопросы

Почему?

Что?

Когда?

Где?

Как?

  Оценочные

 вопросы

  Как вы относитесь

  к поступку..?

 Было ли хорошо

  (или плохо)..?

Практические

 вопросы

Как можно

применить..?

Что можно

сделать из..?

Творческие

вопросы

Что изменилось бы..?

Как будет

развиваться

сюжет  после..?

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1026/0006b35d-03a3bfde/hello_html_m31d37238.gifhttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1026/0006b35d-03a3bfde/hello_html_m31d37238.gif

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1026/0006b35d-03a3bfde/hello_html_m31d37238.gifhttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1026/0006b35d-03a3bfde/hello_html_m31d37238.gif

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1026/0006b35d-03a3bfde/hello_html_m31d37238.gifhttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1026/0006b35d-03a3bfde/hello_html_m31d37238.gif



Предварительный просмотр:

трафарет ромашки для вырезания из бумаги распечатать       трафарет ромашки для вырезания из бумаги распечатать

трафарет ромашки для вырезания из бумаги распечатать   трафарет ромашки для вырезания из бумаги распечатать     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Государственное бюджетное общеобразовательное  школа №54     Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления

Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления 3 класс...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...

Технология развития критического (смыслового) мышления.

Обучение в современной ШКОЛЕ - это процесс, формирования человека, способного к самоопределению и самореализации. Уходит в прошлое практика, когда учитель работая фронтально, выдает нужную информацию!...