Главные вкладки

    Сетевое взаимодействие учителей начальных классов
    материал по теме

    Коваленко Людмила Владимировна

    Тематический доклад на семинаре

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_ruk._kmo_kovalenko.doc205 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр»

    Сетевое взаимодействие учителей начальных классов –

    возможности и перспективы

    учитель начальных классов,

    руководитель КМО

    Л.В.Коваленко

    сентябрь 2010 год

    СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ - ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

        Глобальная информатизация не может обойти стороной ни одну из сфер социальной жизни. Получение, обработка, использованиt и передача информации является неотъемлемой составляющей деятельности современного человека. Информатизация образования заявлена как одно из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации.

        Информатизация образования - новая область педагогической науки, призванная решить целый ряд методических, теоретических, практических задач. Идет уже второй этап ИСО, однако методики не пишутся быстро, образовательного контента пока не хватает, а доступ в интернет, порой, есть только в кабинете директора школы. Так что же, ждать, пока условия будут созданы?

    На крупнейшем российском педагогическом портале "Сеть творческих учителей" (http://www.it-n.ru) проводился опрос среди учителей начальных классов. В числе вопросов был такой: чьей обязанностью является формирование цифровой грамотности учащихся начальной школы? 

    Результат оказался неожиданным: 72% участников опроса ответили: за цифровую грамотность учащихся первой ступени отвечает учитель начальных классов. (К слову сказать, 82% наших эстонских коллег, также принимавших участие в опросе, уверены, что за информационную грамотность учащихся отвечает преподаватель информатики.)

    При этом условия для проведения занятий с ИКТ российские учителя оценили следующим образом: нет условий или плохие условия - 25%, удовлетворительные - 36%, хорошие - 27%, отличные - 12%.

    В том же опросе среди препятствий к применению ИКТ в начальной школе учителя отмечают недостаток теоретических знаний, практических умений, методических разработок, необходимого оборудования, отсутствие доступа в компьютерный класс.

    Таким образом, налицо противоречие между пониманием необходимости использования информационных технологий на первой ступени обучения и условиями для реализации этой идеи.

    Ждать, безусловно, проще и безопаснее. Но если учитель готов двигаться вперед, если в классе уже стоит необходимое оборудование? Учитель оказывается в непривычной для себя позиции "новичка" и нуждается в консультациях, в поддержке, ему необходимо поверить в свои силы. На помощь может прийти Интернет-сообщество, аккумулирующее опыт учителей разных регионов России и зарубежных коллег. 

    Начиная с момента появления первого учительского сообщества (Всероссийский Интернет-педсовет, 1998 г.), посвященного обсуждению насущных проблем образования, учительские сообщества видоизменяются и трансформируются. Следующим этапом стал обмен методическим опытом, создание интернет-хранилищ разработок уроков и статей (СОМ, Интернет Государство учителей). В настоящее время на портале "Сеть творческих учителей" реализуется возможность совместной разработки методических материалов в рабочих группах и мастерских. Здесь реализуется идея обучения Web 2.0, когда все обучают всех.

    Участие в социальных сетях сейчас весьма популярно. Многие читатели этой статьи состоят даже не в одной, а в нескольких сетях, находя в каждом из сообществ нечто уникальное. Что привлекает в сообщество "ИКТ в начальной школе" новых участников?

    Сама по себе регистрация в сообществе - лишь возможность внести в свою профессиональную деятельность нечто новое. Виртуальное методобъединение позволяет каждому участнику выбрать ту траекторию самообразования, которая ему в лучшей степени подходит по задачам, срокам, способам профессиональной самореализации. В основе деятельности сообщества - взаимообучение, взаимопомощь, сотворчество. "И "система повышения мастерства" - это, прежде всего, общение с коллегами на заданную тему, тему, которая насущно нужна конкретному "мастеровому", здесь и сейчас…"

    Очевидно, что активно участвовать в работе сообщества интереснее и полезнее для личного профессионального роста, чем подписаться на рассылки новостей и наблюдать за происходящим со стороны. Для того, чтобы правильно рассчитать свои силы и сосредоточиться на самом важном, стоит ответить себе на следующие вопросы:

    1. Чем я могу поделиться?
    2. Что нового могу предложить коллегам?
    3. Готов ли я принять помощь?
    4. Какую помощь я рассчитываю получить?
    5. Какая форма участия в сообществе будет наиболее полезна?

    А формы участия могут быть самые разные:

    Бывает так, что, работая в большом школьном коллективе, не каждый может найти ИКТ-активных единомышленников. Участие в форуме позволяет узнать мнение учителей и методистов из разных регионов по любому вопросу, получить оперативную помощь и самому быть кому-то полезным. Темы форумов показывают существенное многообразие обсуждаемых проблем:

    1. Начальная школа и Интернет: реально ли?
    2. В чем специфика использования ИКТ в начальной школе?
    3. Презентация - фантик. А что внутри?
    4. Персональные сайты учителей, сайты классов начальной школы;
    5. Учебный фильм для начальной школы - технология создания, возможности, преимущества;
    6. Школа и государство;
    7. Любимые детские книжки или чтение "для души" и др.

    Обсуждение готовых уроков - одна из интереснейших форм содержательного общения участников сообщества. Мы обсуждаем опыт других учителей, чтобы этот опыт понять, принять, сделать своим и пойти дальше. Не сразу авторы решаются представить собственные разработки для обсуждения. Учителя, привыкшие ежедневно оценивать своих учеников, страшатся публичной оценки собственных разработок. Тем не менее, возможность получить оценку коллег, взглянуть на свою работу со стороны, позволяет не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать свое мастерство. Не менее сложно найти верный тон, нужные слова для рецензии на опубликованный материал. Но это умение тоже приходит, ведь сегодня ты - автор, завтра - общественный эксперт. И чем больше учителей включается в диалог, тем больше высказывается оригинальных идей развития урока. "Я могу узнать новое об использовании ИКТ в начальной школе, познакомиться с другими педагогами, послать свои работы. А главное, на этом портале мои работы будут обсуждаться, а мнения других для меня очень важны, пусть даже и не очень хорошие"

    Совместная разработка уроков в Мастерской дает возможность взглянуть на одну и ту же тему с разных точек зрения. Автор идеи приглашает всех желающих присоединиться к совместной разработке урока.

    " Совместная разработка коллекций и подборок материалов к урокам является своего рода отчетом о росте мастерства и сплоченности участников сообщества. В коллекции участники предлагают лучшие фрагменты, иллюстрирующие технологию ведения урока с применением ИКТ. Таких коллекций у нас немало и все они легли в основу "конструктора мультимедийного урока".

    В этом конструкторе:

    1. коллекция игр для устного счета;
    2. анимированные кроссворды;
    3. коллекция компьютерных тестов;
    4. коллекция физминуток-офтальмотренажеров;
    5. коллекция учебных слайд-фильмов;
    6. богатая коллекция дидактических интерактивных игр;
    7. подборка анимированных плакатов и многое другое.

    Эти авторские и коллективные подборки созданы по инициативе участников сообщества, когда было решено собрать банк наиболее удачных методических приемов, используемых на уроке с применением ИКТ.

    Публикация авторских материалов участников в библиотеке сообщества - не самоцель, а возможность поделиться своим опытом и идеями. Разработка представляет собой полный пакет материалов к уроку: подробный конспект, презентационное сопровождение, раздаточные материалы и т.д., что позволяет говорить об авторских мини-технологиях, представленных сообществу.

    Чем более популярным становится сообщество, чем выше мастерство участников, тем больше посетителей приходит за разработками уроков.

    Участие в профессиональных конкурсах дает возможность не только продемонстрировать свое педагогическое мастерство, но и перенять опыт коллег.

    В сообществе созданы условия для самореализации и профессионального роста учителей, потому что планируют работу сами участники и личная заинтересованность лежит в основе мероприятий, проходящих в сообществе. Это позволяет  решать самые актуальные проблемы, разрабатывать те материалы, которые в данный момент наиболее востребованы.

    Этот сайт - открытый проект. Каждый участник самостоятельно может выбрать одно или несколько интересующих его направлений деятельности. Сетевое взаимодействие строится на основе прецедента, события, познавательной потребности участников (новый материал, педагогическая проблема, проект и т.д.) Все условия для взаимодействия есть: общее информационное пространство; высокие технологические возможности системы управления сайтом; высокая мотивация участников, основанная на возможности выстраивания индивидуального пути саморазвития.

    Литература

    1. Драхлер А. Б. "Сеть творческих учителей". - М.: БИНОМ. 2008
    2. Материалы портала Сеть творческих учителей

    http://www.proshkolu.ru/    - Про школу

    http://pedsovet.org/forum/     - Педсовет

    http://www.it-n.ru/                - Сеть творческих учителей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эффективное взаимодействие учителя начальных классов и педагога-психолога

    Районный семинар для педагогов-психологов и учителей начальных классов...

    Сетевое взаимодействие учителей начальных классов

    Анализ работы по сетевому взаимодействию учителей начальных классов...

    Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов и семьи на примере электронного дневника

    Главная задача классного руководителя – создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной и развивающей среды для каждого ребенка...

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД В ВОПРОСАХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Взаимодействие учителя начальных классов и воспитателя ГПД в вопросах сохранения здоровья младших школьников....

    План взаимодействия учителя начальных классов с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе

    План взаимодействия состоит из направлений взаимодействия, сроков выполнения и нацелен на систематизирование взаимодействия учителя с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклас...

    Современные формы взаимодействия учителя начальных классов с родителями

    Вся деятельность классного руководителя направлена на развитие, образование, воспитание, социальную защиту и поддержку достоинств и прав ребенка. И одному учителю с этим не справиться, как бы он не ст...