Главные вкладки

    Сетевое взаимодействие учителей начальных классов
    статья на тему

    Коваленко Людмила Владимировна

    Анализ работы по сетевому взаимодействию учителей начальных классов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сетевое методическое взаимодействие учителей начальных классов как условие повышения профессионализма педагога.

        В условиях обновления образования и реализации Федерального государственного образовательного стандарта возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя. Успешность профессиональной деятельности педагога обуславливается сформированностью у него профессиональных методических умений. Этот процесс протекает эффективнее при активном участии педагогов в профессиональных объединениях. Одним из таких объединений может служить сетевое взаимодействие учителей начальных классов сельских школ Энгельсского муниципального района.

    I. Работа сетевого методического объединения учителей начальных классов была направлена на реализацию  методической темы: «Повышение профессиональной компетентности учителя в условиях обновления содержания образования», на использование продуктивных форм и методов организации учебного занятия, освоение альтернативных педагогических программ, знакомство с опытом работы коллег по внедрению современных педагогических технологий.

    Учителя работали над методической проблемой:

    «Изменение содержания школьного образования как фактор повышения его

    качества в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

         При составлении плана методической работы учителей начальных классов, основное внимание было направлено на повышение эффективности инновационной деятельности педагогов, усовершенствование учебно-воспитательного процесса.

    Были определены следующие задачи:

    • обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, включая повышение качества и обеспечение доступности образования в рамках модернизации образовательной системы;
    • создание системы выявления и поддержки одаренных детей;
    • развитие вариативности образовательных программ;
    • обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода;
    • повышение профессионального уровня педагогов и формирования педагогического корпуса в соответствии с запросами современной жизни;
    • освоение и внедрение в работу образовательных учреждений современных методик;
    • выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

    II. Состав сетевого МО:

    1. Руководитель ШМО МБОУ «СОШ с. Красный Яр» - Черных Е.В.

    2. Руководитель ШМО МБОУ «СОШ с. Генеральское» - Майорова Е.Г.

    3. Руководитель ШМО МБОУ «СОШ с. Липовка» - Идрисова М..В.

    4. Руководитель ШМО МБОУ «СОШ с. Шумейка» - Севостьяненко Е.А.

    5. Руководитель ШМО МБОУ «ООШ с. Ленинское» - Чинченко Л.А.

    6. Руководитель ШМО МБОУ «ООШ с. Подстепное» - Кашлакова И.А.

    7. Руководитель ШМО МБОУ «ООШ п. Взлётный» - Касымова Н.С.

    8. Руководитель ШМО МБОУ «ООШ п. Прибрежный» - Воротникова Т.Ю.

    9. Руководитель ШМО МБОУ «ООШ с. Старицкое» - Штейнмарк В.Н.

    III. Заседания сетевого МО.

    1 заседание. Тема семинара-практикума кустового методического объединения учителей начальных классов

    «ФГОС. Типология уроков Урок рефлексии»

    Цель семинара:

    • систематизация знаний педагогов о федеральном государственном образовательном стандарте,
    • формирования мотивационной готовности участников семинара к педагогической  деятельности по реализации стандарта и включение участников КМО в наработку практических навыков его освоения,
    • обеспечение научно-методических условий для качественной реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    По плану семинара участникам заседания были предложены следующие о мероприятия:

    1. Вступительное слово методиста УМЦ Смирновой О.А. о целях и задачах семинара.
    2. Визитная карточка МОУ «СОШ с. Липовка» - Идрисова М.В., руководитель ШМО.
    3. «Типология уроков в рамках ФГОС. Урок рефлексии» - Миронова В.В., заместитель директора по УВР
    4. «Психологический мониторинг в 1 классе» - Волкова Н.И., педагог-психолог.
    5. Открытый урок по математике  в 1 классе «Увеличение и уменьшение  на 1,2» - Макарычева Н.З. – учитель начальных классов.
    6. Круглый стол. Подведение итогов работы.

    Методист УМЦ Смирнова О.А. поставила перед участниками семинара цели и задачи практикума, охарактеризовала направление и практическую значимость работы.

    Руководитель ШМО Идрисова М.В. кратко познакомила с педагогическим составом  учителей начальных классов МОУ «СОШ с. Липовка», рассказала о  работе и значимых победах  в различного уровнях конкурсах.

    Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ с. Липовка» Миронова В.В. презентовала материал по теме «Типология уроков по ФГОС» и конкретно остановилась на уроке рефлексии, дала четкий алгоритм конструирования такого урока, критерии его результативности.

    Далее участникам семинара  было предложено выступление педагога-психолога МОУ «СОШ с. Липовка» Волковой Н.И.. Она представила психологический мониторинг обучающихся 1 класса, рассказала о психологической готовности детей, её критериях и о способах, методиках её выявления и диагностирования.

    Следующим этапом работы было посещение урока в 1 классе по теме «Увеличение и уменьшение на 1.2», который дала учитель начальных классов Макарычева Н.З..  Анализ урока и обсуждение темы семинара продолжилось на круглом столе. Было отмечено, что урок соответствует содержанию и требованиям программы. На уроке прослеживалась связь теории с практикой, использование жизненного опыта. Была использована межпредметная связь (окружающий мир), наглядный материал, который был уместен. Развивались внимание, мышление, речь, воображение. Учитель чередовала материал разной степени трудности. На формирование УУД были введены следующие виды работы - работа в группах, фронтальная работа, самостоятельная работа, самопроверка по эталону. На уроке не полностью формировались следующие УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Урок не полностью соответствует поставленной цели. Проявляются частично в данном уроке следующие критерии: «Ориентация на новый образовательный результат», «Нацеленность деятельности на формирование УУД», «Научная правильность освящения материала», «Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций», «Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся», «Осуществление обратной связи ученик-учитель» - это отметили 87 % присутствующих коллег. В данном уроке доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности мала. Отсутствуют высказывания «повтори», «вспомни», «докажи», «объясни», «сравни», «найди ошибку» - это отметили 90 % коллег. Отсутствует доказательство неверных ответов.

    Выводы:

    Все участники семинара отметили практическую направленность и необходимость семинаров- практикумов для учителей начальных классов и всех педагогов, работающих в начальном звене. Была отмечена работа педагога-психолога, который оказывает необходимую помощь учителю.

    В ходе семинара были зафиксированы позитивные стороны новых школьных стандартов:

    • ориентация на личностные, метапредметные и предметные компетенции школьников;
    • появление новой дидактической модели урока;
    • актуализация личностных результатов образования.

    Решение:

    Работа педагогических коллективов школ и кустового методического объединения учителей начальных классов направлена на переход к стандартам второго поколения, на повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.

    Наиболее важные вопросы, на которые следует обращать внимание всем педагогам, работающим в 1-х классах и тем, кто будет работать в будущем при подготовке современного урока:

    • Новые образовательные результаты: метапредметные и личностные.
    • Новая методологическая основа  - системно-деятельностный подход.
    • Развитие личности ребёнка на основе учебной деятельности – формирование УУД.
    • Использование современных образовательных технологий.
    • В системе оценивания должна появиться система мониторинга, комплексный подход к оценке результатов, учитель должен перейти на уровневый подход в оценивании, должна появиться накопительная система оценивания.
    • Технологическая карта – инновационная форма представления сценариев урока.

    Дальнейшая работа нашего КМО  будет направлена на формирование:

    •  умения организации учебного процесса в системно-деятельностном подходе,
    • умения создавать технологическую карту урока, учитывая новые образовательные результаты,
    • использование современных образовательных технологий,
    • выработку  инструментария для оценивания обучающихся, работу с комплексными итоговыми работами.

    2 заседание. Тема семинара-практикума кустового методического объединения учителей начальных классов

    «ФГОС. Типология уроков Урок «открытия» новых знаний»

    Цель семинара:

    • формирования мотивационной готовности участников семинара к педагогической  деятельности по реализации стандарта и включение участников КМО в наработку практических навыков его освоения,
    • обеспечение научно-методических условий для подготовки и проведения урока «открытия новых знаний»;
    • систематизация знаний педагогов о типах урока деятельностной направленности, о методах и приёмах формирования УУД на разных этапах урока.

    По плану семинара участникам заседания были предложены следующие о мероприятия:

    1. Вступительное слово. /Смирнова Ольга Александровна, методист УМЦ г. Энгельса/

    2. Формирование универсальных учебных действий на уроках открытия нового знания. /Коваленко Людмила Владимировна учитель начальных классов высшей категории   МОУ «СОШ с. Красный Яр»/

    3. Открытый урок в 1 классе. Математика. «Делим числа». /Майорова Елена Геннадьевна учитель начальных классов первой категории   МОУ « СОШ с. Генеральского»/

    4. Круглый стол. Подведение итогов. /Смирнова Ольга Александровна, методист УМЦ г. Энгельса/

    1. Методист УМЦ Смирнова О.А. в своём вступительном слове поставила перед участниками семинара цели и задачи практикума, охарактеризовала направление и практическую значимость работы. После выступлений и открытого урока каждый участник семинар должен был проанализировать этапы урока, отметить УУД, которые формирует учитель.

    2. Руководитель КМО Коваленко Л.В. в теоретической части семинара отметила, что одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Она постаралась раскрыть содержание универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на начальной ступени обучения применительно к особенностям дидактического процесса урока «открытия новых знаний». Также представила педагогам этапы данного типа урока и рассказала об основной цели каждого этапа, о приёмах и методах средствами учебных заданий формирования УУД.

    3. Открытый урок в 1 классе по математике «Делим числа», который показала Майорова Елена Геннадьевна, был высоко оценен всеми участниками семинара. На уроке четко прослеживалась реализация поставленных целей урока, этапы урока были логически последовательны, учитель обеспечил высокую мотивацию изучения данной темы. Вся деятельность обучающихся и педагога была нацелена на формирование УУД и ориентирована на новые образовательные результаты. В содержании урока прослеживалась научная правильность освещения материала на уроке, связь теории с практикой, использование жизненного опыты учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. В методике проведения урока преобладали репродуктивные и поисковые задания, фронтальная и индивидуальная работа. Давались дифференцированные задания по выбору. Учитель отлично показал формирование познавательных УУД с помощью работы с фишками, схемами (знаково-символическое действие - моделирование). Также на уроке в достаточном объёме были использованы средства обучения (интерактивная доска, индивидуальные нетбуки). Урок прошел на хорошем эмоциональном фоне, уместны были физминутки и зарядки для глаз.

    4. На круглом столе участники семинара обсудили и отметили все находки учителя в построении урока «открытия новых знаний», в формировании УУД.

    Выводы: Построение современного урока невозможно без

    • умения организовывать учебный процесс в системно-деятельностном подходе,
    • умения создавать технологическую карту урока, учитывая новые образовательные результаты, прописывая действия учителя и ученика,
    • использования современных образовательных технологий,
    • планирования в уроке учебных заданий, проблемных вопросов, формирующих универсальные учебные действия.

    Решение:

    Работа педагогических коллективов школ и кустового методического объединения учителей начальных классов направлена на переход к стандартам второго поколения, на повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.

    Наиболее важные вопросы, на которые следует обращать внимание всем педагогам, работающим в 1-х классах и тем, кто будет работать в будущем при подготовке современного урока:

    • Новые образовательные результаты: метапредметные и личностные.
    • Новая методологическая основа  - системно-деятельностный подход.
    • Развитие личности ребёнка на основе учебной деятельности – формирование УУД.
    • Использование современных образовательных технологий.
    • В системе оценивания должна появиться система мониторинга, комплексный подход к оценке результатов, учитель должен перейти на уровневый подход в оценивании, должна появиться накопительная система оценивания.
    • Технологическая карта – инновационная форма представления сценариев урока.

    Дальнейшая работа  КМО  будет направлена на формирование:

    • на ознакомление с уроками общеметодологической направленности и уроками развивающего контроля.
    • выработку  инструментария для оценивания обучающихся, работу с комплексными итоговыми работами.

    3 заседание. Тема семинара-практикума кустового методического объединения учителей начальных классов

    «ФГОС. Типология уроков. Урок общеметодологической направленности»

    Цель семинара:

    • формирования мотивационной готовности участников семинара к педагогической  деятельности по реализации стандарта и включение участников КМО в наработку практических навыков его освоения,
    • обеспечение научно-методических условий для подготовки и проведения урока общеметодологической направленности;
    • систематизация знаний педагогов о типах урока деятельностной направленности, о методах и приёмах формирования УУД на разных этапах урока.

    По плану семинара участникам заседания были предложены следующие о мероприятия:

    1. Вступительное слово. /Смирнова Ольга Александровна, методист УМЦ г. Энгельса/

    2. Системно – деятельностный подход в образовании. /Архипова Ольга Викторовна учитель начальных классов высшей категории, зам.директора по УР  МБОУ «СОШ с. Шумейка»/

    3. Деятельностная и содержательная цель урока общеметодологической направленности. /Соболева Екатерина Павловна, Спирина Татьяна Никитична МБОУ «СОШ с. Шумейка»/

    4. Открытый урок в 1 классе. Литературное чтение. «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». /Севостьяненко Елена Анатольевна учитель начальных классов первой категории   МБОУ « СОШ с. Шумейка»/

    5. Круглый стол. Подведение итогов. /Смирнова Ольга Александровна, методист УМЦ г. Энгельса/

    1. Методист УМЦ Смирнова О.А. в своём вступительном слове поставила перед участниками семинара цели и задачи практикума, охарактеризовала направление и практическую значимость работы. После выступлений и открытого урока каждый участник семинар должен был проанализировать этапы урока, отметить УУД, которые формирует учитель.

    2. Зам.директора по УР Архипова О.В. в теоретической части семинара отметила, что при системно-деятельностном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Деятельностный подход к обучению предполагает: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). Она выделила два основополагающих правила

    • «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию необходимости его появления».
    • «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» (Г.А. Цукерман)

    3. Далее педагоги МБОУ «СОШ с. Шумейка» дали характеристику отличительных особенностей урока общеметодологической направленности и его основных целей:

    • формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
    • выявление теоретических основ построения содержательно – методических линий.

    Данные уроки организуются в соответствии с технологией деятельностного метода. Отличительной особенностью уроков методологической направленности от традиционных уроков обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с фактической констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе выявляется принцип освоения изученных способов действий в данной последовательности.

    4. Открытый урок в 1 классе по литературному чтению «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», который показала Севостьяненко  Елена Анатольевна, был высоко оценен всеми участниками семинара.

    Данный урок представлен по ходу изучения  курса литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой.

    Урок литературного слушания это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Возрастные и психологические особенности учащихся были учтены на данном уроке. В работе на данном уроке были использованы два направления: работа по определению жанра и темы произведения и  (знание писателей). По первому направлению на уроке присутствовала коллективная  и индивидуальная работа. Для формирования мотивации  учитель использовал  различные методические приемы: логичность изложения учебного материала, его новизна и необычность, создание на уроке ситуации успеха, одобрение результатов деятельности, оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение. Урок был нацелен на  создание такой обстановки в классе, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка, его отличием от других, воспринимается положительно и с интересом. Следует отметить, что воспитательные цели  полностью достигнуты на уроке: при работе в группах ребята работали слаженно, старались помочь друг другу. А воспитание эстетического вкуса построено на восприятии музыкального произведения русского композитора Римского-Корсакова. Большое внимание учитель уделил здоровью учеников: дозирована учебная нагрузка, своевременно проведена физминутка. На данном уроке присутствовала доброжелательная, творческая обстановка. При общении с учениками  Елена Анатольевна вовлекала в работу всех учащихся, не допуская чрезмерной активности одних и пассивности других. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, а учеников друг с другом, когда учитель выступал в роли арбитра. При этом усилия учителя были направлены на формирование у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешно обучаться. Заключительный этап урока – рефлексия. Ученики с удовольствием оценивали свою работу на уроке.

    • Показателем выполнения образовательных задач урока явились правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определенных этапах, а также активная и продуктивная деятельность класса в целом.
    • Содержательные, развивающие и деятельностные цели урока решались в комплексе.
    • Урок общеметодологической направленности  цели своей достиг.

    4. На круглом столе участники семинара обсудили и отметили все находки учителя в построении урока общеметодологической направленности.

    Выводы:

    Построение современного урока невозможно без

    • учебной деятельности как универсального способа учения, который определяет особую деятельностную образовательную технологию: переход от ситуации успеха к ситуации разрыва через рефлексивную оценку, моделирование и конструирование, продвижение от диагностической работы на входе, проверочная работа как переход от одной учебной задачи к другой, перенос способов действий и средств в реальные ситуации.
    • умения организовывать учебный процесс в системно-деятельностном подходе,
    • умения создавать технологическую карту урока, учитывая новые образовательные результаты, прописывая действия учителя и ученика,
    • использования современных образовательных технологий,
    • планирования в уроке учебных заданий, проблемных вопросов, формирующих универсальные учебные действия.

    Решение:

    Приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации процесса обучения, новых типов урока, новой системы взаимодействия между учителем и учеником, метода работы, который реализует поставленные цели. Современной психолого – педагогической наукой накоплен богатый опыт в решении целого ряда новых образовательных задач. Сегодня трудами многих поколений российских педагогов и психологов создана целостная система организации учебной деятельности, Одной из таких систем организации учебной деятельности является дидактическая система деятельностного метода.

    Работа педагогических коллективов школ и кустового методического объединения учителей начальных классов направлена на переход к стандартам второго поколения, на повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.

    Наиболее важные вопросы, на которые следует обращать внимание всем педагогам, работающим в 1-х классах и тем, кто будет работать в будущем при подготовке современного урока:

    • Новые образовательные результаты: метапредметные и личностные.
    • Новая методологическая основа  - системно-деятельностный подход.
    • Развитие личности ребёнка на основе учебной деятельности – формирование УУД.
    • Использование современных образовательных технологий.
    • В системе оценивания должна появиться система мониторинга, комплексный подход к оценке результатов, учитель должен перейти на уровневый подход в оценивании, должна появиться накопительная система оценивания.
    • Технологическая карта – инновационная форма представления сценариев урока.

    Дальнейшая работа  КМО  будет направлена:

    • на ознакомление с  уроками развивающего контроля.
    • выработку  инструментария для оценивания обучающихся, работу с комплексными итоговыми работами.

    1. Запланировано заседаний  - 3.

    2. Проведено заседаний  - 3 (100% от запланированного)

    4. Качество организации и проведения заседания

       В целом можно считать работу сетевого МО по достижению цели и реализации задач удовлетворительной, плодотворной, результативной. Поставленные задачи нашли своё решение. Все заседания прошли на высоком методическом уровне, хорошо была подготовлена как теоретическая, так и практическая часть. Все педагоги  активно принимали участие в обсуждении, делились и перенимали опыт. Изучение нормативной и методической документации осуществлялось на протяжении всего учебного года, начиная с первого заседания МО. Участники сетевого методического объединения знакомились с тенденциями развития методики преподавания предмета,  изучали нормативные документы, стремились к повышению уровня профессионального мастерства. Каждый педагог имеет собственную программу профессионального самообразования, владеет основами самоанализа педагогической деятельности, активно участвует  в разработке открытых мероприятий. С каждым годом растет число педагогов, использующих информационно – коммуникационные технологии. В этом учебном году все семинары проходили с использованием ИКТ.

    5. Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий в рамках деятельности КМО.

    1. Открытый урок по математике  в 1 классе. Математика «Увеличение и уменьшение  на 1,2» /Макарычева Н.З. – учитель начальных классов МОУ «СОШ с. Липовка»/
    2. Открытый урок в 1 классе. Математика. «Делим числа». /Майорова Елена Геннадьевна учитель начальных классов первой категории МОУ « СОШ с. Генеральского»/
    3. Открытый урок в 1 классе. Литературное чтение. «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». /Севостьяненко Елена Анатольевна учитель начальных классов первой категории   МБОУ « СОШ с. Шумейка»/

    6. Выступление учителей в рамках деятельности КМО.

    1. Типология уроков в рамках ФГОС. Урок рефлексии. /Миронова В.В., заместитель директора по УВР МОУ «СОШ с. Липовка»/
    2. Психологический мониторинг в 1 классе. /Волкова Н.И., педагог-психолог МОУ «СОШ с. Липовка»/
    3. Формирование универсальных учебных действий на уроках открытия нового знания. /Коваленко Людмила Владимировна учитель начальных классов высшей категории   МОУ «СОШ с. Красный Яр»/
    4. Системно – деятельностный подход в образовании. /Архипова Ольга Викторовна учитель начальных классов высшей категории, зам.директора по УР  МБОУ «СОШ с. Шумейка»/
    5. Деятельностная и содержательная цель урока общеметодологической направленности. /Соболева Екатерина Павловна, Спирина Татьяна Никитична МБОУ «СОШ с. Шумейка»/

    7. Анализ работы по повышению профессионального мастерства педагогов:

      Кадровый потенциал кустового методического объединения ухудшился в связи с изменившимися условиями аттестации.  В этом году многие педагоги высшей категории не смогли подтвердить свою квалификацию из-за несовершенной системы переаттестации. Имеют высшую и первую квалификационную категорию 61,4 % педагогов. Всего – 39 педагогов.

    • высшая квалификационная категория – 3 чел – 7,6%
    • 1 квалификационная категория – 21 чел  - 53,8%
    • не имеют категории – 15 чел. – 38,6%

    Образование:

    • высшее – 22 человек
    • средне-специальное – 16 человек
    • неполное высшее – 1 человек

    Используемые программы и УМК

    • «Школа России» - 7
    • «Планета знаний» - 4
    • «Гармония! -3
    • «Начальная школа 21 век» - 26

    В 2011 - 2012 учебном году прошли аттестацию

    на высшую категорию:

    Алексеева Татьяна Леонидовна МБОУ «СОШ с. Красный Яр»

    на 1 категория.

    Коваленко Людмила Владимировна МБОУ «СОШ с. Красный Яр»

    Шарапова Галина Викторовна МБОУ «СОШ с. Красный Яр»

    Севостьяненко Елена Анатольевна МБОУ «СОШ с. Шумейка»

    Архипова Ольга Викторовна МБОУ «СОШ с. Шумейка»

    Чинченко Лилия Андреевна МБОУ «ООШ с. Ленинское»

    Николаева Ирина Яковлевна МБОУ «ООШ с. Ленинское»

    Косарева Н.И. МБОУ «ООШ с. Подстепное»

    Кашлакова И.А. МБОУ «ООШ с. Подстепное»

    Панфилова Т.Н.  МБОУ «ООШ с. Подстепное»

    Одним из направлений методической работы учителя является постоянное совершенствование педагогического мастерства через курсовую подготовку.  Педагоги района проходят повышение квалификации на базе СарИПКиПРО.

    Большинство коллег нашего сетевого МО используют следующие современные педагогические технологии:

    • игровые технологии
    • информационно-коммуникативные технологии
    • личностно-развивающие образовательные технологии
    • технология групповых методов обучения
    • технология дифференцированного обучения
    • технология проблемного обучения
    • технология проектной деятельности
    • технология работы с одаренными детьми
    • технология развивающего обучения
    • технология коллективного творческого дела

    8. Анализ деятельности сетевого МО:

    В этом учебном году проведено 3 заседания сетевого МО с обязательным посещением и обсуждением открытых уроков в 1 классе. Контакты учителей со своими коллегами из других школ постоянны, насыщены, полезны. Ведь на каждом заседании сетевого МО открывается человек, учитель, влюбленный в свою педагогическую профессию, а все заседания способствуют становлению педагогического мастерства.  Выступления основываются на практических результатах, позволяющих делать серьезные научно – методические обобщения. Главное в методической работе сетевого МО – оказание реальной действенной информационной и консультативной помощи учителям. Посещаемость КМО подтверждает целесообразность функционирования нашего сообщества, необходимость его развития:

    • - 1 заседание – 20 человек
    • - 2 заседание – 35 человек
    • - 3 заседание – 24 человек

    9. Что нового по форме (практические и теоретические семинары и т. д.) и содержанию в работе было использовано?

    Семинары были практического характера – семинары-практикумы. Каждый педагог имел возможность познакомиться с теоретической и практической стороной изучаемого вопроса, обсудить открытые уроки, задать вопросы, поделиться своими мыслями, записать и применить в своей работе находки педагогов-коллег.

    10. Наиболее активные педагоги:

    • О.В. Архипова, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Шумейка»
    • Е.Г. Майорова, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Генеральское»
    • М.В. Идрисова, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Липовка»
    • Н.З. Макарычева, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Липовка»
    • Севостьяненко Е.А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Шумейка»

    11. Выводы и рекомендации на следующий год.

    Результаты работы сетевого МО:

    • -повышение методического образования в рамках ФГОС;
    • -овладение современными методами обучения и воспитания;
    • -своевременное распространение передового педагогического опыта;

         В условиях переориентации общественного развития приоритетом современного образования становится обучение, направленное на саморазвитие и самореализацию личности. Его доминирующей целевой установкой сегодня выступает личностное, познавательное и общекультурное развитие обучающихся, обеспечивающееся компетентностным подходом к организации образовательного процесса.

    Проблема, над которой будет работать кустовое методическое объединение «Актуальные проблемы и вопросы введения ФГОС»

    Задачи сетевого МО:

    1. Развивать систему научно-методического сопровождения, проводить мероприятия по повышению квалификации учителей начальных классов.
    2. Создавать условия для внедрения  стандартов второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.

    Планируемые темы заседаний:

    1. «Основная образовательная программа (ООП): требования к структуре и содержанию. Разработка пояснительной записки ООП».
    2. «Организация внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС второго поколения. Разработка программ духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; программы культуры здорового и безопасного образа жизни».
    3.  «Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе».
    4. «Учебник как средство реализации ФГОС нового поколения»
    5. «Контрольно-измерительный материал для учащихся 1-го класса»
    6. Современные образовательные технологии в условиях ФГОС: технология проблемного диалога, технология чтения текста, проектная деятельность, технология оценивания».

    IV. Мероприятия с учителями и обучающимися. Сетевое взаимодействие.

    Осуществляется сетевое взаимодействие, проводятся совместные мероприятия для обучающихся.

    МБОУ «СОШ с. Шумейка»

    Сетевой творческий конкурс «Новогоднее ассорти»

    Сетевая спортивная игра «Мама, папа, я – спортивная семья»

    МБОУ «ООШ с. Подстепное»

    Сетевой исследовательский проект «Здравствуй, гостья Зима!»

    МБОУ «СОШ с. Липовка»

    Сетевые предметные олимпиады по русскому языку и математике среди обучающихся 1-4 классов

    Руководитель сетевого МО               Коваленко Л.В.

    Отчёт

    по проведению сетевых конкурсов для обучающихся начальных классов

    Согласно плану  работы ресурсного центра МБОУ «СОШ с. Красный Яр» по направлению: «Предпрофильная подготовка - как одно из условий определения профессионального выбора обучающихся» 14 марта были проведены сетевые конкурсы для обучающихся начальных классов:

    Цель: создать условия и возможность для одарённых обучающихся проявить  свои возможности в артистичной, художественно-творческой, интеллектуальной деятельности.

    Очный конкурс чтецов «Все работы хороши».

    Задачи конкурса:

    • расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях; прививать интерес к рабочим профессиям, труду.
    • выявить наиболее талантливых и артистичных чтецов, дать возможность обучающимся публично выступить с чтением наизусть стихотворений.
    • способствовать повышению интереса к выразительному чтению художественных произведений.

    Основными содержательными критериями оценки чтения являются:

    • соответствие выбранного произведения тематике конкурса;
    • применение средств выразительного чтения (логических ударений, интонирования, темпа, тембра, эмоционально-экспрессивной окрашенности выступления) для реализации художественного замысла автора.

    Интеллектуальный марафон «Всезнайка 2014» включает в себя задания по предметам русский, математика, окружающий мир, литературное чтение (по 5 вопросов по каждому предмету, всего 20 заданий).

    Цели и задачи конкурса.

    • формирование  у  обучающихся умений проявить свои умственные способности в условиях соревновательного характера;
    • формирование у обучающихся стремления к интеллектуальным победам, как необходимое условие развития личности;
    • развитие положительной учебной мотивации и познавательной активности.

    Наименование конкурса

    Количество

    обучающихся

    Учебные заведения

    Сетевой конкурс чтецов «Все работы хороши

    50 участников

    МБОУ «СОШ с. Генеральское», МБОУ «ООШ с. Подстепное», МБОУ «СОШ с. Красный Яр», МБОУ «СОШ с. Шумейка», МБОУ «СОШ с. Липовка», МБОУ «ООШ с. Ленинское».

    Сетевой интеллектуальный марафон «Всезнайка 2014»

    38 участников

    Сетевой конкурс чтецов «Все работы хороши». В конкурсе приняли участие 50 обучающихся 1-4 классов из МБОУ «СОШ с. Генеральское», МБОУ «ООШ с. Подстепное», МБОУ «СОШ с. Красный Яр», МБОУ «СОШ с. Шумейка», МБОУ «СОШ с. Липовка», МБОУ «ООШ с. Ленинское».

    На конкурс были представлены стихотворения поэтов о разных профессиях и людях труда. Ребятам удалось показать мастерство, талант и артистизм. (Протокол мероприятия смотреть в папке)

    Первые места заняли обучающиеся из МБОУ «ООШ с. Подстепное», МБОУ «СОШ с. Красный Яр», МБОУ «СОШ с. Липовка», МБОУ «СОШ с. Шумейка». Также места и номинации получили обучающиеся МБОУ «СОШ с. Генеральское» и МБОУ «ООШ с. Ленинское».

    Сетевой интеллектуальный марафон «Всезнайка 2014». В марафоне приняли участие 38 обучающихся из 6 школ нашего района: МБОУ «СОШ с. Генеральское», МБОУ «ООШ с. Подстепное», МБОУ «СОШ с. Красный Яр», МБОУ «СОШ с. Липовка» МБОУ «ООШ с. Ленинское», МБОУ «СОШ с. Шумейка».

    Ребята показали свои знания по четырем наукам: литературе, русскому языку, математике, окружающему миру. (Итоги марафона в папке)

    Анализ призовых мест и номинаций по школам:

    Школа

    Кол-во мест и номинаций в конкурсе чтецов

    Кол-во мест в марафоне

    «Всезнайка 2014»

    МБОУ «СОШ с.Генеральское»

    5

    1

    итого - 6

    МБОУ «ООШ с. Ленинское»

    1

    3

    итого - 1

    МБОУ «ООШ с. Подстепное»

    7

    итого - 7

    МБОУ «СОШ с. Липовка»

    5

    5

    итого - 10

    МБОУ «СОШ с.Красный Яр»

    5

    6

    итого - 11

    МБОУ «СОШ с.Шумейка»

    2

    3

    итого - 5

    Из таблицы видно, что самых высоких результатов добились обучающиеся из МБОУ «СОШ с. Красный Яр», МБОУ «СОШ с. Липовка», МБОУ «ООШ с. Подстепное» (в конкурсе чтецов).

    Активное участие в проведение  предметной неделе приняли учителя, работающие в начальных классах  МБОУ «СОШ с. Красный Яр», МБОУ «СОШ с. Генеральское», МБОУ «ООШ с. Подстепное», МБОУ «СОШ с. Липовка», МБОУ «ООШ с. Ленинское», МБОУ «СОШ с. Липовка».

    Члены жюри интеллектуального марафона «Всезнайка  2014»:

    2 классы

    1. Павлова Галина Петровна МБОУ «СОШ с. Красный Яр»
    2. Гюнтер Людмила Алексеевна МБОУ «ООШ с. Подстепное»
    3. Майорова Елена Геннадьевна МБОУ «СОШ с. Генеральское»

    3 классы

    1. Шарапова Галина Викторовна МБОУ «СОШ с. Красный Яр»
    2. Кашлакова Инна Александровна МБОУ «ООШ с. Подстепное»
    3. Коткова Надежда Викторовна МБОУ «ООШ с. Ленинское»

    4 классы

    1. Аксенова Надежда Ивановна МБОУ «СОШ с. Красный Яр»
    2. Панфилова Татьяна Николаевна МБОУ «ООШ с. Подстепное»
    3. Севостьяненко Елена Анатольевна МБОУ «СОШ с. Шумейка»

    Члены жюри сетевого конкурс чтецов «Все работы хороши».

    1 – 2 класс

    1. Самойлова Ирина Владимировна МБОУ «СОШ с. Красный Яр»
    2. Диброва Галина Владимировна МБОУ «СОШ с. Генеральское»
    3. Газарова Ольга Владиленовна МБОУ «ООШ с. Подстепное»
    4. Макарычева Нина Зяйнуллавна МБОУ «СОШ с. Липовка»

    3 – 4 класс

    1. Алексеева Татьяна Леонидовна МБОУ «СОШ с. Красный Яр»
    2. Идрисова Марина Валерьевна МБОУ «СОШ с. Липовка»
    3. Кутьина Наталья Викторовна МБОУ «СОШ с. Красный Яр»
    4. Чинченко Лилия Андреевна МБОУ «ООШ с. Ленинское»

    Сетевые конкурсы в начальной школе прошла организованно, в соответствии с целью и задачами, поставленными перед началом её проведения.

    Каждый сетевой конкурс максимально заинтересовывал обучающихся и вводил их в активную работу, создавая условия для нравственного, интеллектуального и эмоционального самовыражения школьника, позволил привлечь к активной творческой деятельности учителей, организовать продуктивное взаимодействие учителей и обучающихся. Школьники смогли раскрыться и реализовать свои творческие возможности, а также показать коммуникабельность и умение сотрудничать со сверстниками.

    Подготовка и участие школ в сетевых конкурсах  даёт возможность младшему школьнику проявить  свои интеллектуальные способности,  раскрыть многогранность своих интересов. Это является важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного изучения окружающего мира, познавательной активности и инициативности, что как  раз и предусматривают на сегодняшний день  стандарты второго поколения.

    Отчёт о каждом сетевом конкурсе, протоколы работы жюри и фотографии были размещёны, согласно положению, на сайте и информационных стендах МБОУ «СОШ с. Красный Яр», отправлены по школам по электронной почте.

    Грамоты, сертификаты участия и копии приказов на членов жюри напечатаны и будут переданы директорам муниципальных бюджетных образовательных учреждений.

    Анализ проведения сетевых конкурсов будет рассмотрен на заседании ШМО учителей начальных классов, также будет опубликован на сайте МБОУ «СОШ с. Красный Яр»

    Руководитель ШМО учителей начальных классов                /Л.В. Коваленко/

    19 ноября в МБОУ «СОШ с. Красный Яр» состоялся сетевой семинар-практикум учителей начальных классов «Проектная деятельность как основа формирования УУД и компетентностей обучающихся в начальной школе».

    С сообщениями и докладами по теме семинара выступили Коваленко Л.В., Самойлова И.В. учителя МБОУ «СОШ с. Красный Яр», Дакаева Л.Р. педагог-психолог МБОУ «СОШ с. Генеральское»», Кашлакова И.А., Гюнтер Л.А. учителя начальных классов МБОУ «ООШ с. Подстепное», Севостьяненко Е.А. учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Шумейка». В работе семинара также приняли участие педагоги из МБОУ «ООШ с. Старицкое», МБОУ «ООШ п. Прибрежный», МБОУ «ООШ п. Взлётный».

    В практической части семинара показали открытые уроки Чинченко Л.А., учитель начальных классов МБОУ «ООШ с. Ленинское» - урок-проект по технологии в 1Б классе «Чудо-дерево», Павлова Г.П., учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Красный Яр» - урок-проект литературного чтения в 3А классе «Л.Н. Толстой «Два брата».

    Участники семинара рассмотрели основные принципы работы над проектами, получили новые теоретические и практические знания, познакомились с особенностями организации проектной деятельности в начальной школе на примере системы учебников «Школа России», «Планета Знаний», «Начальная школа 21 века». Рассмотрев сущность универсальных учебных действий и сущность проектной деятельности, и сравнив перечни универсальных учебных действий, упомянутых в стандарте начального образования, и умений, развитию которых способствует использование проектной деятельности в процессе обучения, педагоги пришли к выводу, что использование проектной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий.

    Руководитель ШМО учителей начальных классов МБОУ «СОШ с. Красный Яр» Коваленко Л.В. подвела итоги семинара-практикума. Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение.

    Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

    Вывод: Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

    Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Проектное обучение является непрямым и здесь ценны не только результаты, но и в ещё большей мере сам процесс.

    Таким образом, с уверенностью можно сделать вывод о том, что проектная деятельность младших школьников не только возможна, но и высокоэффективна для формирования универсальных учебных действий.

    Основываясь на этом, можно выделить несколько групп УУД, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

    • Рефлексивные умения
    • Поисковые (исследовательские) умения
    • Навыки оценочной самостоятельности
    • Информационные умения
    • Коммуникативные умения
    • Презентационные умения и навыки:

    Рекомендации:

    1. Систематическая и целенаправленная работа педагогов в данном направлении обеспечивает формирование и развитие ОУУН у школьников, способствует овладению ими основами методологии и теории познания, создает условия для повышения качества образовательного процесса.

    2. В какой бы образовательной системе не работал педагог ценным остаётся то, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности организации проектной деятельности младших школьников при изучении различных дисциплин.

    3. Используя опыт проектной деятельности каждого педагога активней участвовать в различных конкурсных мероприятиях, акциях. Развивать опыт обучающихся в умении не только разрабатывать проект, но и представлять его на конкурсах проектов.

    17 декабря 2014 года в МБОУ «СОШ с. Красный Яр» состоялся сетевой семинар-практикум учителей начальных классов «Результаты и проблемы внедрения ФГОС НОО»

    Цель семинара: определение положительного опыта и актуальных проблем реализации ФГОС НОО в образовательных учреждениях. На семинар приехали педагоги из 6 школ Красноярского муниципального округа.

    Семинар начался с практической части – открытых уроков, внеаудиторных занятий, мастер-класса. Своим опытом поделились учитель МБОУ «СОШ с. Красный Яр» Л.В. Коваленко (1Б класс, окружающий мир, «Как живут животные»), учитель МБОУ «СОШ с. Шумейка» Е.А. Севостьяненко (4А класс, русский язык, «Правописание глаголов»), учителя МБОУ «СОШ с. Липовка» М.В. Идрисова (внеаудиторное занятие во 2Б классе, «Клуб ЗОЖик»), Н.В. Долбилова (3А класс, русский язык, «Имя существительное»), педагог МБОУ «ООШ п. Прибрежный» Т.Ю. Воротникова (внеаудиторное занятие «Спортивные игры»). Открытые уроки и мероприятия получили высокую оценку участников семинара, они носили практический характер, были выстроены в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Педагоги пришли к общему выводу, что стандарт  поддерживает традиции существующего начального обучения, но расставляет иные акценты и ориентируется на иные приоритеты.

    Далее, по программе семинара, педагоги собрались за круглым столом, чтобы обобщить опыт работы своих школ по внедрении ФГОС и обозначить ряд проблем, с которыми непосредственно столкнулись в ходе реализации ФГОС. Выступили педагоги МБОУ «СОШ с. Генеральское» Ледовская О.А, МБОУ «ООШ п. Прибрежный» Волчкова О.А., МБОУ «ООШ с. Ленинское» Чинченко Л.А., МБОУ «СОШ с. Красный Яр» Павлова Г.П. По-общему мнению проблемы можно разделить на три группы: общие, системные, личностные. Участники семинара выработали некоторые рекомендации по преодолению проблем по реализации ФГОС. Но,  какие бы не были трудности, творческий потенциал педагогических коллективов, их профессиональная компетентность, личностные качества педагогических работников, стремление к самосовершенствованию, интерес к творчеству и инновационной деятельности позволяют двигаться школьным коллективам вперёд.

    Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

    Руководитель ШМО учителей начальных классов

    МБОУ «СОШ с. Красный Яр» Л.В. Коваленко

    Семинар очень важен и полезен для меня как руководителя ШМО. В недавнем времени была руководителем сетевого объединения учителей сельских школ. Считаю такие взаимодействия крайне важны для каждого педагога. Контакты учителей со своими коллегами из других школ постоянны, насыщены, полезны. Ведь на каждом заседании сетевого МО открывается человек, учитель, влюбленный в свою педагогическую профессию, а все заседания способствуют становлению педагогического мастерства.  Выступления основываются на практических результатах, позволяющих делать серьезные научно – методические обобщения. Главное в методической работе сетевого МО – оказание реальной действенной информационной и консультативной помощи учителям.

    Опыт коллег, представленный на странице дистанционного семинара очень интересен, можно найти для себя интересный материал, подчерпнуть важные сведения, совершенствоваться как педагог и как руководитель. Согласна с педагогом из 33 школы г.Энгельса, которая спрашивает можно ли буде воспользоваться размещенным материалом в будущем, как он будет доступен.

    С уважение Коваленко Л.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эффективное взаимодействие учителя начальных классов и педагога-психолога

    Районный семинар для педагогов-психологов и учителей начальных классов...

    Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов и семьи на примере электронного дневника

    Главная задача классного руководителя – создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной и развивающей среды для каждого ребенка...

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД В ВОПРОСАХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Взаимодействие учителя начальных классов и воспитателя ГПД в вопросах сохранения здоровья младших школьников....

    План взаимодействия учителя начальных классов с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе

    План взаимодействия состоит из направлений взаимодействия, сроков выполнения и нацелен на систематизирование взаимодействия учителя с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклас...

    Современные формы взаимодействия учителя начальных классов с родителями

    Вся деятельность классного руководителя направлена на развитие, образование, воспитание, социальную защиту и поддержку достоинств и прав ребенка. И одному учителю с этим не справиться, как бы он не ст...