Использование ИКТ в нач. школе
статья по теме

Филатова Наталья Анатольевна

     Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой- нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ob_ispolzovanii_ikt.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Использовании ИКТ

                       в начальной школе.

                                                                                                    Учитель

                                                                                           начальных классов

                                                                                                 МОУСОШ №5

                                                                                                Филатова Н. А.

                                                2009г.  

                                                               

            В наше время далеко шагнул научно – технический прогресс. Мы сегодня не можем представить себя без различной электронной техники. Почти каждая семья имеет компьютер или ноутбук, а так же  доступ в Интернет. Соответственно, пользуются ПК и дети.

    Разумеется, это не могло не повлиять на преобразование урока. Принципиально важно, чтобы на уроке ребёнок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребёнка, а значит, и качество нашей работы с детьми.

     Огромное число педагогов- практиков из года в год размышляют об уроке, работают над его усовершенствованием. Появились новые цели и новые средства образования. Безусловно, урок претерпел немало изменений. Ведь он должен отвечать духу и требованиям своего времени, стоять на уровне своего века. В последние годы в школе обозначился ряд новых педагогических тенденций, в том числе и компьютеризация учебного процесса. Отсюда следует, что учитель должен идти в ногу со временем и осваивать современную технику, а так же использовать в учебном процессе, хотя  поначалу  мы относимся с подозрением к чему-то новому.

   Передо мной также стал вопрос совершенствования образовательного процесса. Пройдя соответствующие курсы по информационно – коммуникационным технологиям, стала применять знания на практике. Один из самых сложных этапов в каждом проекте это его начало. Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

      В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами сводятся к следующему: все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их деятельность.      

     Особенно интересно можно использовать мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности  в обучении.

     Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал , который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным (обычная иллюстрация(в 1 классе); использование анимации в слайдах; мультимедиа – панорама(более интересный приём наглядности).

          Можно использовать игровой материал при изучении новой темы (загадки, ребусы, викторины и т. д.).

     После просмотра опытов дети могут самостоятельно делать выводы.

    Возможность анимации позволяет удачно продемонстрировать на уроке, например, математики по теме: Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд». Анимационный графический рисунок помогает осмыслить механизм сложения двузначных чисел с переходом через разряд. Следует отметить, что дети самостоятельно делают «открытие» путём постановки учебной задачи.

     В начальной школе очень важно сформировать навыки быстрого устного счёта. Применение различных игр (Круговые примеры, « Заполни пустые окошки») способствует этому.

    В решении задач на движение показаны разные способы решения (алгебраический, арифметический) и  взаимосвязь между величинами.

     Продуктивность таких уроков очень высокая.

      Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости. Что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.        

     Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.

    Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный рассказ.

     Компьютер формирует навыки рационального запоминания материала.

    Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.    

    Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, можно в своей работе использовать метод проектов.    

     Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой- нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

     Первый раз я задумалась, когда предстояло объяснить детям 1 класса «Откуда в наш дом приходит электричество?». Как показать то, чего невозможно увидеть, пощупать? (Бегущий по проводам ток). На помощь мне пришёл компьютер. В соответствующей программе создала презентацию из нескольких слайдов. Материал черпала из детской энциклопедии, Интернета, учебника и т.д. Очень переживала, как воспримут всё дети, но увидев на уроке их горящие от восторга  и любознательности глаза, поняла, что не напрасно всё было сделано, зря переживала. Дети поняли материал и намного быстрее справились  с заданиями, предназначенными для закрепления, чем обычно.

   Мои ученики различаются по характеру, темпераменту, способностям, интеллектуальному развитию и, естественно, разному темпу работы. Медлительные дети часто испытывают затруднение и неловкость: когда они ещё только осмысливают задание, другие ученики уже сообщают о завершении работы над ним. При коллективной, групповой работе или работе в парах медлительным детям проще: у них есть возможность поразмыслить в то время, когда другие ученики предлагают свои суждения, доказательства, варианты решения  предложенных задач.

Учитывая особенности учащихся данного класса, исходя из своего опыта, решила, (на свой страх), дать открытый урок, используя информационные технологии. И в этот раз цели урока были выполнены. Дети справились с поставленными задачами, усвоили материал, сделали выводы, выполнили работу в группах по закреплению материала.

  Вся информация была  визуально подана в виде наглядных и простых схем, минимально прописана и соответственно не представляла сложности в восприятии. Конечно,   в  учебниках конкретные темы описаны более подробно, но созданные слайды, показанные через проектор, позволили увеличить наглядность, сократить время на её смену, повысить интерес учащихся, таким образом поднять их работоспособность.

Я ещё, как говорится, только начинающий пользователь, «умеющий щёлкать мышкой», но все же нашла для себя немало интересного, ибо работать на ПК великолепно. Видя  эффективность, приходится расставаться с прошлыми привычками.

    У учителей теперь есть возможность обучать детей интересней и качественней, использовать максимально время на уроке. Согласитесь, было бы замечательно, если б мы могли пользоваться ПК как можно чаще, и стоял бы он в каждом кабинете?

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование ИКТ в начальной школе"

Использование мультимедийных технологий на уроках в начальной школе...

Использование ТРКМЧП в начальной школе

В презентации раскрываются некоторые приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе".

Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления ко...

Мастер-класс "Использование ИКТ в начальной школе"

Предлагаю вашему вниманию мой первый мастер-класс по теме "Использование ИКТ в начальной школе".В новом  тысячелетии  мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит пе...

уроки окружающего мира по ФГОС (1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Дикие животные"), с использованием интерактивного пособия "Наглядная школа"

Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных на­глядных пособий по всему спектру предметных дисциплин.     Создание серии «Наглядная шк...

Урок окружающего мира по ФГОС(1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Птицы"), с использованием интерактивного пособия Наглядная школа.

Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных на­глядных пособий по всему спектру предметных дисциплин.     Создание с...