Главные вкладки

    Чувство Родины нужно заботливо взращивать
    статья

    Литвиненко Людмила Васильевна

     

    Чувство Родины нужно заботливо взращивать,

    прививать духовную оседлость.

    Если не будет корней в родной местности,

    в родной стороне - будет много людей,

    похожих на иссушенное растение перекати-поле.

    Д. С. Лихачев

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie.doc205.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чувство Родины нужно заботливо взращивать,

    прививать духовную оседлость.

    Если не будет корней в родной местности,

    в родной стороне - будет много людей,

    похожих на иссушенное растение перекати-поле.

    Д. С. Лихачев

    Отчий дом, родной край ... Так называем мы землю, где родились и живем, где трудились наши прадеды, деды и отцы, землю, которую они защищали, за которую погибали. Без этой земли непонятно и слова "Родина". Ее могучие корни способны дать человеку высокую степень нравственной устойчивости. Они связывают его с семьей, соотече ственниками, прошлым и настоящим, природой, помогают обрести собственный опыт социально значимой деятельности. Без знаний особенностей региона невозможны выбор и осуществление человеком культуросообразного образа жизни.

     Прежде чем ребенок станет гражданином страны, он должен быть гражданином родной школы станицы, города, знать их традиции и жить их жизнью и заботами. В процессе школьного обучения, преобретая знания, учащийся накапливают свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае-существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.

        Здесь  я   могу   выделить  составляющие

    1. Учебно- просветительская (расширение кругозора, формирование познавательного интереса);

         2.Научная (расширение знаний об окружающем мире и о самом себе);

         3.Воспитательная (формирование гражданской позиции, пат риотизма);

    4.Социальная  (социализация   школьников   в  современной    со циокультурной среде региона).

           Основными направлениями и формами деятельности в учебно-воспитательный процессе являются:

    Учебная

    Внеклассная

    Организация научно-

    деятельность

    воспитательная

    исследовательской и

    работа

    проектной  деятельности

    • Урок

    • Массовые

    • Экспедиции

    кубановедения

    праздники,

    (археологические,

    в 1 - 1 1 класса

      театрализованные

    фольклорные,

    • Изучение

    представления,

    экологические и др.)

    разделов курса

    конкурсы и т.д.

    • Предметные олимпиады

    «Кубановедени

    е» • Групповые

    • Конкурсы социальных

    в предметных

    викторины.

    и творческих проектов

    областях

    предметные

    • Ученические

    базисного

    недели,

    научные общества

    учебного плана

    интеллектуальные

    • Научно-исследователь-

    игры.

    ская и поисковая

    экскурсии и т.п.

    деятельность на базе

    • Индивидуальные

    музеев и т.д.

    беседы, консультации

    • Для объединения  усилия  добрых и полезных  обществу дел, привития  любви  к  России,   Кубани; стремление   сделать жизнь лучше добрее,   справедливее; оказывать помощь своим родным и  близким,  тем,   кто  попал в   беду;    тем,   кто меньше и слабее;    тем,   кто   стар и  одинок, мои учащиеся являются активными членами  организации  «Пионеры Кубани».

    Пионеры, тимуровцы школы- учащиеся 1-4классов не забывают о своих ветеранах: оказывают им посильную помощь, поздравляют с праздниками. Класс принимает активное участие в акциях:

    -«Посылка солдату»;

    • «Детям инвалидам»;
    • «Рождественские колокола»:
    • «Научи своё сердце добру»; «Любимая игрушка»:

    в рейдах по наведению порядка на территории школы и посёлка:Частые экскурсии в лес, к морю, на реку позволяют детям без разъяснений со стороны учителя регистрировать те нежелательные преобразования, которые происходят в результате загрязнения экологии. Например, во время тематической экскурсии «Что такое природа» дети знакомились с объектами природы в естественном виде, в естественной обстановке, увидели большие и малые раны природы (загрязнение речки, воздуха, сломанные ветки).

    Все чаще сейчас можно слышать слова, что мир спасет не только красота, как сказал Ф.Достоевский, но и доброта. Чтобы возродить общество, всем нам необходимо вернуться к истокам народной культуры и духовности, к тому светлому и чистому роднику, в котором еще не иссякла жизненная сила добра, любви, красоты. А где же этот родник? Оказывается, он совсем рядом. Это природа, со своими красотами, и церковь, со своими торжественными обрядами, и семья, которая чтит и хранит обычаи предков. А глубоко и полно раскрыть все эти стороны «родника» помогут уроки  ОПК

        Я уверенна в том, что если планомерно и систематически изучать кубановедение в школах нашего края мы будем способствовать укреплению корней (перефразируя Д.С.Лихачёва), воспитанию патриотов родной земли, людей не равнодушных не только к прошлому, но, главное, к настоящему и будущему, как Кубани, так и России.

    Уроки Кубановедения необходимы не только детям, но и учителям. Это естественный и близкий путь к патриотизму, к осознанию своего места в истории.

          И в заключении хочу сказать: « Я учу детей быть просто хозяевами своей земли, своей Родины» И пройдёт немного лет, наши дети с гордостью скажут: «Я- гражданин России!», а ещё с большей : « Я -уроженец Кубани!»

    А ведь Кубань! Одно слово и два слога. А как сладостно они дополняют друг друга. И как звучат благословенно! Так и слышится в них звон колоколов первых православных храмов, появившихся в этих краях ещё в достопамятные времена.


    общие   требования  к  содержанию  образования,   сформулированные   в Законе «Об образовании»:

    •        воспитание гражданственности и любви к Родине;

    •        защита системой образования национальных культур и
    региональных культурных традиций в условиях многонацио
    нального государства;

    •        формирование у учащихся картины мира, адекватной современному
    уровню знаний ;

    • формирование мировоззренческой , нравственной , экономической , социальной , политической , экологической культуры;
    • содей ствие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными этническими, религиозными и социальными группами;

    •        гуманизация и гуманитаризация процесса образования.
    Курс «Кубановедение» играет очень важную роль в учеб
    но-воспитательном  процессе.  

    Учебная

    Внеклассная

    Организация научно-

    деятельность

    воспитательная

    исследовательской и

    работа

    проектной  деятельности

    • Урок

    • Массовые

    • Экспедиции

    кубановедения

    праздники,

    (археологические,

    в 1 - 1 1 класса

    х   театрализованные

    фольклорные,

    • Изучение

    представления,

    экологические и др.)

    разделов курса

    конкурсы и т.д.

    • Предметные олимпиады

    «Кубановедени

    е» • Групповые

    • Конкурсы социальных

    в предметных

    викторины.

    и творческих проектов

    областях

    предметные

    • Ученические

    базисного

    недели,

    научные общества


    I

    учебного плана

    интеллектуальные

    • Научно-исследователь-

    игры.

    ская и поисковая

    экскурсии и т.п.

    деятельность на базе

    • Индивидуальные

    музеев и т.д.

    [

    беседы, консультации

    При     преподавании     кубановедения     в     начальной       школе предполагаю как минимум три условно     уровня познавательной работы учащихся (в реальной   школьной   практике они органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников):

    1)        получение учащимися «готовых» знаний  о крае со слов учителя и
    из региональных учебников;

    2)        самостоятельное приобретение знаний , обеспечивающее условия
    для более активной познавательной работы учащихся (школьники
    в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то
    есть фактически открывают заново уже известные факты и события
    прошлого, явления и закономерности окружающей жизни).
    Методический аппарат региональных учебников ориентирован
    именно на такой подход к организации познавательной
    деятельности учащихся на уроке;

    3)        углубленный исследовательский поиск, представляющий
    научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных
    ученых»-исследователей ). Наиболее эффективная форма реализации
    этого уровня познавательной работы учащихся - проектная
    деятельность, которая осуществляется членами ученических
    научных обществ, слушателями спецкурсов, участниками
    экспедиций .

    По имеющемуся опыту преподавания планирование учебных занятий , как правило, сочетают лекции, уроки - экскурсии в музеях, сообщения учащихся, их самостоятельную работу с книгой и документом, семинары и практикумы. Именно изучение курса «Кубгноведение» (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для группо вых исследований , диспутов, дискуссий . В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»). Особенно это важно в сельской   школе и школах «малых городов»,


    где сама обстановка многолетнего проживания нескольких се мей ных поколений в одной местности способствует бережному отношению к традициям, сохранению генеалогических связей .

    Я уверенна в том, что если планомерно и систематически изучать кубановедение в школах нашего края мы будем способствовать укреплению корней (перефразируя Д.С.Лихачёва), воспитанию патриотов родной земли, людей не равнодушных не только к прошлому, но, главное, к настоящему и будущему, как Кубани, так и России.

    Вторая        важней шая    задача,    которая    неразрывно    связана    с

    предыдущей   - повышение экологической   грамотности учащихся,

    вооружение   их   навыками   экономного,   бережного   использования

    природных ресурсов, формирование активной   гуманной   позиции по

    отношению к природе, т. е. воспитание у школьников экологической

    культуры.

    В основе экологического образования лежат следующие проблемы:

    1. Защита живой природы и почв от загрязнения, разрушения, истощения.
    2. Сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ.

    3.        Охрана природы как необходимого условия сохранения здоровья
    4ejx*_»j_»cKa.

    4.        Преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе.

    Эти проблемы мы решаем ежедневно в беседах с детьми на уроках литературного чтения, природоведения, математики, русского языка, трудового обучения и во внеклассной работе, (кружок «Чистая тропа»)

    В своей жизни дети сталкиваются с различными составляющими среды обитания в собственном жилье, школе. Это вода, мусор, почва, пища и т. д.

    На примерах из жизни каждого ребенка мы делаем вывод, что семья в пределах своего дома в процессе повседневной жизни осуществляет обмен со средой : потребляет пищу, производит отходы.

    Усваивая эти представления, ребенок исследует то, что ему близко и понятно. Он знает, что его жилище - как и луг, озеро, речка, море - является экологической системой . Что он сам и члены его семьи, как и любые живые организмы, нуждаются в определен-


    s

    ных условиях существования, для создания которых расходуются самые разнообразные ресурсы.

    В результате собственных исследований ученик убеждается в том, что его семья наносит ущерб среде обитания, не имея злого умысла. Расходует невозобновимые природные ресурсы, загрязняет воздух, воду, производит огромное количество бытового мусора.

    Убеждаясь в этом на основе личного опыта, ребенок задумы вается над тем, каким образом можно снизить отрицательное воздей ствие на среду обитания, что он сам может сделать в этом направлении.

    Дети приходят к выводу, что, не выходя из дома, каждый из нас может охранять природу. Это экономия воды, уменьшение расхода электрической энергии и т.д.

    Мы жжвещ в сельской местности. А сельская среда обладает особой силой воздей ствия на становление экологически культурной личности и формирование экологически оправданного поведения человека.

    Дело в том, что мы, сельские жители, ежедневно ощущаем тесней шие и разнообразней шие связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населенный пункт природные экосистемы -лес, море, река, луг.

    Для сельского ребенка,  постоянно вращающегося в природной среде,   не   составляет   труда  описать   или   отметить   в   дневнике наблюдений     специфику    состояния    или    сезонного    изменения экосистем.

    Уроки природоведения имеют неоценимое значение в эко логическом воспитании учащихся. И я все время стараюсь раз нообразить их. Это уроки-путешествия, уроки-сказки, практические уроки, уроки-экскурсии, уроки исследования и т. д.

    Частые экскурсии в лес, к морю, на реку позволяют детям без разъяснений со стороны учителя регистрировать те нежелательные преобразования, которые происходят в результате загрязнения. Например, во время тематической экскурсии «Что такое природа» дети знакомились с объектами природы в естественном виде, в естественной обстановке, увидели большие и малые раны природы (загрязнение речки, воздуха, сломанные ветки).

    При изучении темы «Разнообразие животных» урок был проведен в форме заочной поездки в музей природы. «Экскурсоводы» (подготовленные   ученики)   «водили»   нас   по   залам   «музея»   и


    рассказывали   о   разнообразии   природы,   знакомили   детей    с   жи-

    вотными, занесенными в Красную книгу.

    Часто   на   уроках   природоведения   я   использую   музыку,   стихи,

    акцентирую внимание на красоте природы родного края.

    На дом даю задания такого характера:

    1. Най ти стихи о защите птиц, зверей , лесов и т. д.
    2. Най ти дополнительную литературу по заданной теме.
    3. Оформление мини-проектов по охране окружающей среды.
    4. Написать сочинение по заданной теме.

    На уроках трудового обучения мы с детьми изготовили таблички-плакаты   «Береги   природу   родного   края».   Собирали   природный материал, из которого потом делали объемные игрушки, составляли сказки на экологическую тему.

    Уроки математики также «связываю» с экологическим воспитанием учаптихся. На них мы решаем задачи экологического со держания - для оценки как положительного, так и отрицательного влияния человека на природу.

    Например: «Из неисправного крана течет вода. За одну минуту вытекает 5 литров воды. Сколько литров воды вытечет за перемену, которая длится 10 минут? Сколько воды вытечет за урок (40 минут)? Сделай те вывод». Или: «На поле, куда внесли органические удобрения, урожай ность пшеницы составила 75 центнеров с гектара, а на поле, куда вот уже несколько лет не вносили удобрений , урожай ность пшеницы составила 34 центнера с гектара. На сколько центнеров пшеницы собрали больше с первого поля, чем со второго? Почему?»

    Дети говорят об истощении почвы, о том, что ее необходимо охранять, «подкармливать», заботиться о ней .

    Элементы экологического образования могут иметь место и на уроке русского языка. Например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений и животных (медведь, осина, растение и т. д.) Можно предложить учащимся рассказать все, что они знают о том или ином представителе природы, установить природные связи между объектами. Особенно эту работу целесообразно проводить на уроках развития речи. Например, при объяснении значений пословиц: «Много снега - много хлеба», «Сей в погоду - больше приплоду», «Лес и вода - брат и сестра», «Сей под погоду - будешь есть хлеб год от году» и других. Часто      с      детьми      пишем      сочинения-описания,      сочинения-


    t-t

    размышления. Например, на темы «Школьный двор», «Какой я хочу видеть нашу Землю в будущем».

    Эти работы помогают глубже понять значение взаимосвязей в природе, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться ей и передавать эти впечатления с помощью слов.

    На уроках литературного чтения, внеклассного чтения мы знакомимся с произведениями В. Бианки, М. Пришвина, С. Есенина и других писателей . Это богатей ший материал для размышлений , наблюдений , анализа. Работа над произведениями этих авторов позволяет развивать у детей умение сравнивать состояние природы в разное время года, открывать для себя разнообразие форм жизни на Земле, учит любить природу, быть ее защитниками.

    Одним из приёмов формирования экологической культуры -использование поэтических образов, которые благотворно влияют на душу ребенка, помогают увидеть красоту и ранимость родной земли, учат бережно относится к ней . Поучительные стихи о природе родного края пишет учитель русского языка и литературы Соколова

    В. К.        ;

    ВАРВАРЫ

    Черные хлопья летают:

    кто-то поджёг камыши.

    Утки закрякали громко,

    крик их раздался в тиши.

    Кто вас спугнул, пернатые?!

    Кому помешали птенцы?!

    Это юнцы усатые,

    тешатся, подлецы!

    Остановить их некому.

    Жалости нет в них на грош!

    А наследили, как пара

    грязных немытых калош!

    Что своим детям оставите?!

    Пепел и грязь души?!

    i        Все разорите, отравите,

    да с запозданьем опомнитесь -

    Как удивительно были

    эти места хороши!

    В конце года я провела экологическое анкетирование, анализ которого показал, что дети понимают важность экологических проблем и стремятся в меру сил защитить природу.


    Я остановилась лишь на некоторых видах работ по данной теме. Каждый учитель преподает данный курс по своему усмотрению. Но все же формы и виды уроков, которые я использую, мне кажется, постепенно ведут детей к усвоению понятия равновесия в природе, нарушения его человеком и последствий этого нарушения, важности правильного, экологически грамотного взаимодей ствия человека с природой .

    Список использованной литературы:

    www.admkrai.kuban.ru

    www.yuga.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебное занятие "Чувство Родины" по ОРКиСЭ в 4 классе (Модуль "Основы светской этики")

    Учебное открытое занятие на районном семинаре по ОРКиСЭ "Формирование познавательной активности у учащихся в рамках изучения курса ОРКиСЭ". Модуль "Основы светской этики". Подготовили и провели учител...

    Чувство Родины.

    Изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, эко...

    Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" Тема "Чувство Родины"

    Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  Тема "Чувство Родины"...

    Конспект открытого урока по ОРКЭС "Чувство Родины" (4 класс).

    Данный конспект был разработан мной для открытого урока, который я демонстрировала в рамках городского семинара "Активные методы обучения как средство реализации требований ФГОС на уроках "О...

    Чувство Родины

    Тема урока: «Чувство Родины».Тип урока: комбинированный.На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный, АМО (синквейн, оценка настроения).Формы...

    Чувство Родины. Урок ОРКСЭ.

    ЦЕЛЬ УРОКА:Раскрыть значение Отечества для каждого человека, учить любить и уважать свою Родину....