Главные вкладки

    План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
    Чувство Родины.

    Киселёва Лариса Николаевна

    Изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_32.docx20.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    ---------------- Урок №

    Тема. Чувство Родины.

    Цели урока.

    Образовательные:

    -  изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики

    Развивающие:

    - развивать память, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами.

    Воспитательные:

    - воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, толерантного отношения, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, доброжелательность, стремление быть тактичным и деликатным.

    Задачи:

    способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы;

    - развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;

    - формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;

    - способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;

    - воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды. 

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята!

    Дружно за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Всем, всем добрый день

    И работать нам не лень.

    Садитесь, пожалуйста.

    - Ребята, мы - единое целое. От работы каждого из нас зависит общее дело, его результативность. У нас есть волшебные слова:

    1. Правила работы на уроке.

    Понапрасну не болтай,

    Рассуждай и убеждай.

    Здесь не нужен шум и гам.

    Ты решай задачи сам.

    Если же не сможешь вдруг,

    Пусть придёт на помощь друг!

    II. Самоопределение к учебной деятельности.

    - У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. А если у нас хорошее настроение, то, как мы можем подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

    II. Актуализация знаний и постановка темы урока.

    - Давайте прослушаем песню «Наш край» (звучит песня «Наш край», музыка: Кабалевский Д., слова: Пришельц А.)

    - Отгадайте загадку: «Что краше солнца, дороже золота?» 

    - Правильно, Родина!

    - Вы, наверное, уже догадались о чем мы будем с вами говорить? 

    - Правильно. О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.

    - Тема нашего урока: «Чувство Родины».

    - Какие задачи поставите перед собой на уроке? 

    - Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина»

    III. Изучение нового материала.

    1. Стихотворение.

    Родина бывает разная.

    Если скажут слово Родина,

    Сразу в памяти встает

    Старый дом, в саду смородина,

    Толстый тополь у ворот.

    У реки березка – скромница

    И ромашковый бугор…

    А другим, наверно, вспомнится

    Свой родной московский двор,

    В лужах первые кораблики,

    Где недавно был каток,

    И большой соседней фабрики

    Громкий радостный гудок.

    Или степь, от маков красная,

    Золотая целина…

    Родина бывает разная,

    Но у всех она одна.

                        З. Александрова

     - Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»? 

     Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.

    - Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? 

    Корень «род». Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.

    Физкультминутка.

    Ветер веет над полями

    Ветер веет над полями,

    И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

    Облако плывет над нами,

    Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

    Ветер пыль над полем носит.

    Наклоняются колосья —

    Вправо-влево, взад-вперёд,

    А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

    Мышки прячутся во ржи.

    Как увидеть их, скажи?

    В норке прячется полёвка.

    Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)

    Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

    И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)

    2. Работа у доски.

    Подберите к каждой букве слово «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова.

    Р -  родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

    О – огромная, озерная, открытая, очаровательная и т.д.

    Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д.

    И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.

    Н – наилучшая, наипрекраснейшая, ненаглядная, необъятная и т.д.

    А – активная, актуальная, авторитетная, аккуратная, 

    - А какие синонимы подойдут к слову «Родина»? (Родной край, Отечество, Отчизна).

    - Подберите однокоренные слова к слову «Отчизна». (Отчество, отец, отчий).

    - Как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?

    Душа всегда связана с чувствами. Здесь говорится о сильных и глубоких чувствах, которые принадлежат к родному, любимому месту на Земле. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом. 

    Но у каждого человека есть своя Малая Родина.

    - А что значит «малая родина»? 

    Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.

    3. Стихотворение «Россия – наша Родина».

    Родина для Миши это мама,

    Старый дом и вишня у забора.

    А для Вани - речка и пригорок,

    На травинке Божья коровка.

    Для ребят, живущих по соседству,

    Родина - истории секреты.

    И когда закончится их детство,

    Об открытиях напишут все газеты.

    Родина кому-то это яхта,

    Взрослым тоже нравятся загадки.

    Камышей полоска у причала,

    Ветерок и речка, все в порядке.

    И страна, где мы живем все вместе,

    Самая цветущая, красивая,

    Самая прекрасная на свете,

    Это наша Родина - Россия.

    4. Работа с пословицами.

    • «Мудрое слово».

    -  Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.

    Народ слагал о ней пословицы, поговорки, песни, придумывал сказки, много мудрых мыслей сказано.

    «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».

    Человек, который не любит свою Родину, нравственно неполноценен.

    Работа в группах.

    - Давайте попробуем каждая из групп собрать из разрозненных слов пословицу о Родине и объяснить ее значение:

    1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

    2. Человек без родины, что соловей без песни.

    3. Родная земля и в горсти мила.

    5. Самостоятельная творческая индивидуальная работа в тетрадях.

    -  Составьте синквейн по теме урока.

    IV. Закрепление нового материала.

    - Итак, ребята, Родина - это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в 1/6 всей земной коры, это и ракета, нацеленная к луне, и птицы, летящие на север. Это имена людей и великие открытия, и культура, которым аплодирует весь мир. Это мой отец и твоя мать, это ты и я с нашим миром, чувствами, с нашими радостями и заботами.

    1. Упражнение «Снежинка».

    - Я прошу вас выполнить одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию:

    - сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,

    - сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз  сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.

    - Что мы видим? У всех листы получились разные. 

    Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина. Только вместе нам под силу строить дальнейшую жизнь России как сильного демократического государства.

    Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.

    - А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?

    У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко. Продолжите, пожалуйста фразу: «Я дарю своей Родине…». Например, я напишу: «Я дарю Родине свой труд учителя». В ваших возможностях подарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д.  

    V. Рефлексия.

    Ребята, что вы узнали нового?

    - Что бы вы хотели узнать?

    - Оцените свою работу на уроке.

    - Какие цели и задачи мы ставили на уроке?

    - Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»

     VI. Итог урока.

    - Мне хочется закончить урок стихотворением:

    Холмы, перелески, луга и поля —

    Родная, зелёная наша земля.

    Земля, где я сделал свой первый шажок,

    Где вышел когда-то к развилке дорог.

    И понял, что это раздолье полей —

    Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

    Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

    "Сказка - Родина чувств" (по творчеству Г.Х.Андерсена)

    Разарботка классного часа (утренника) по творчеству Г.К.Андерсена...

    Чувство Родины нужно заботливо взращивать

    ссылка http://files.mail.ru/F532EC808C7E49B0AA253482A4D71004Чувство Родины нужно заботливо взращивать,прививать духовную оседлость.Если не будет корней в родной местности,в родной стороне - будет...

    Учебное занятие "Чувство Родины" по ОРКиСЭ в 4 классе (Модуль "Основы светской этики")

    Учебное открытое занятие на районном семинаре по ОРКиСЭ "Формирование познавательной активности у учащихся в рамках изучения курса ОРКиСЭ". Модуль "Основы светской этики". Подготовили и провели учител...

    Научно - методическая статья "Формирование у младших школьников чувства любви к малой Родине"

    ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (по материалам курсового исследования)...

    Воспитание чувства патриотизма и любви к родине

    Классный час на тему "Воспитание чувства патриотизма и любви к родине"...

    Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" Тема "Чувство Родины"

    Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  Тема "Чувство Родины"...