Главные вкладки

    Чувство Родины
    план-конспект урока по орксэ (4 класс)

    Чередниченко Юлия Николаевна

    Тема урока: «Чувство Родины».

    Тип урока: комбинированный.

    На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный, АМО (синквейн, оценка настроения).

    Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради.

    Цели урока:

    Образовательные:

    • изучить основные понятия «Родина», «Отчизна»; «родное», «род», научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики, сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание.

    Развивающие:

    • развивать интерес к знаниям о родном Подмосковье, его традициях на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами, развивать память.

    Воспитательные:

    • воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, толерантное и доброжелательное отношение, стремление быть тактичным и деликатным.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Чувство Родины2.65 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Чувство Родины».

    Тип урока: комбинированный.

    На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный, АМО (синквейн, оценка настроения).

    Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради.

    Цели урока:

    Образовательные:

    • изучить основные понятия «Родина», «Отчизна»; «родное», «род», научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики, сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание.

    Развивающие:

    • развивать интерес к знаниям о родном Подмосковье, его традициях на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами, развивать память.

    Воспитательные:

    • воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, толерантное и доброжелательное отношение, стремление быть тактичным и деликатным.

    Ход урока

    I.Организационный момент

    Наш добрый дом - школа, мы – учителя и ученики - единое целое. От работы каждого из нас зависит общее дело, его результат. Волшебные слова, которые вы прочитаете на доске, помогут Вам на уроке:

    • «Правила работы на уроке» (написаны на доске):

    Не болтай ты понапрасну,

    Убеждай и рассуждай.

    Нам не нужен шум и гам,

    Все задачи решай сам.

    Если ты не сможешь вдруг,

    Всегда придёт на помощь друг!

    • Самоопределение к учебной деятельности

    Отличное настроение это всегда залог успеха. Хочется пожелать вам, чтобы оно сохранялось на уроке. А если у нас хорошее настроение, как мы можем подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Посмотрите на своего соседа по парте. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

    II. Актуализация знаний и постановка темы урока.

    Учитель:

    Любовь к природе - великое чувство. Любить свой край, беречь природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Чувство любви помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее.

    Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы научиться понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, читать ее язык, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

    Свою любовь и восхищение родной природой поэты, композиторы, художники выражали в своем творчестве. В песне «Наш край», композитор и поэт показали красоту русского леса, морей и гор, необъятные просторы нашей Родины.

    (Звучит песня «Наш край», музыка Кабалевского Д.Б., слова: Пришелец А.)

    Учитель:

    Отгадайте загадку: «В своем доме и стены помогают»,

    «Что краше солнца, дороже золота?» (Ответы детей)

    Верно, Родина!

    Вы, наверное, догадались, о чем мы будем с вами говорить? (Ответы детей)

    О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.

    Тема нашего урока: «Чувство Родины»

    Эпиграфом послужат нам слова М. Пришвина “Любить природу – значит любить Родину”

    Какие задачи поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)

    Мы постараемся сегодня затронуть глубокие чувства в сердце каждого, заглянуть в свой душевный мир, почувствовать искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина».

    III. Изучение нового материала.

    Учитель:

     (Чтение стихотворения)

    Россия

    Здесь тёплое поле наполнено рожью,

    Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

    Сюда златокрылые ангелы Божьи

    По лучикам света сошли с облаков.

    И землю водою святой оросили,

    И синий простор осенили крестом.

    И нет у нас Родины, кроме России, -

    Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом. П. Синявский.

    А  что для вас значит понятие «Родина»? (Ответы детей)

    • Место, где человек родился, где жили и живут его предки.
    • Родина это родной край, по которому он тоскует и готов защищать.
    • Самое дорогое и важное для каждого человека это Родина.

    Ребята, как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? (Ответы детей)

    Корень «род».

    Это слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами, с близкими людьми.

    • Работа у доски

     (Работа в группах, один представитель называет слова)

    Попробуйте подобрать к каждой букве слова «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова

    Р - родная, раздольная, разумная  и т.д.

    О – огромная, очаровательная, открытая  и т.д.

    Д – добрая, душевная, достойная  и т.д.

    И – интересная, известная, интеллектуальная  и т.д.

    Н – необъятная, наилучшая, ненаглядная  и т.д.

    А – авторитетная, активная, актуальная, аккуратная и т.д. 

    Подберите синонимы, подумайте, какие подойдут к слову «Родина»?

     (Предполагаемые ответы детей: родной край, Отечество, Отчизна)

    Как вы думаете, слова: отчество, отец, отчий являются однокоренными

    к слову «Отчизна» (Ответы детей)

    А как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?

     (На доске плакат со словами Вольтера).

    Здесь говорится о глубоких и сильных чувствах, которые выражают любовь к родному, любимому месту на Земле. Душа всегда связана с чувствами. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом. 

    Как Вы думаете, у каждого человека есть город, деревня, где он родился, своя Малая Родина?

    А что значит «малая родина»? (Ответы детей)

    Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок, но самый дорогой для всех нас. Место, которое мы называем своим домом на просторах нашей большой Родины.

    А сейчас мы послушаем ребят, которые приготовили стихотворение

    (Дети читают стихи наизусть)

    «Россия – наша Родина»

    Нет края на свете красивей,
    Нет Родины в мире светлей!
    Россия, Россия, Россия, –
    Что может быть сердцу милей?

    Кто был тебе равен по силе?
    Терпел пораженья любой!
    Россия, Россия, Россия, –
    Мы в горе и счастье – с тобой!

    Россия! Как Синюю птицу,
    Тебя бережём мы и чтим,
    А если нарушат границу,
    Мы грудью тебя защитим!

    И если бы нас вдруг спросили:
    "А чем дорога вам страна?"
    – Да тем, что для всех нас Россия,
    Как мама родная, – одна! (В. Гудимов)

    • Работа с пословицами.
    • Мудрое слово»

    Перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина, никто не возьмется. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.

    Много мудрых мыслей, пословиц, поговорок, песен, сказок придумывал и слагал о Родине, о своем крае народ.

    «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». Тарас Шевченко, украинский поэт.

    Так сказал великий украинский поэт Тарас Шевченко, а как вы понимаете эти строки? (Ответы детей)

    Человек, который не любит свою Родину, не может считаться нравственным человеком.

    • Работа в группах

    (Каждая группа получает конверт со словами, надо составить пословицу и объяснить ее значение)

    Задание на столах для каждой группы в конвертах, постарайтесь собрать из этих слов пословицы о Родине и объяснить их значение:

    • Человек без Родины, что соловей без песни.
    • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
    • Знает весь свет — тверже русских нет.
    • Кто за Родину горой, тот истинный герой.
    • Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
    • Русский человек добро помнит.
    •  Самостоятельная творческая индивидуальная работа в тетрадях.

     Составьте синквейн по теме нашего урока к слову «Родина»: существительное, существительное, существительное, прилагательное, прилагательное.

    • Предложение.

    А у меня получился вот такой синквейн. Отчизна, Отечество, Родина, родная, любимая. Я люблю свою Родину.

    IV. Закрепление нового материала.

    Учитель:

    Родина - это и огромное пространство в 1/6 всей земной коры, и ракета, нацеленная к луне,  и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Великие открытия, достижения в разных областях культуры, науки и спорта, имена знаменитых людей, которым аплодирует весь мир. Родина это наши родители, дом, город и родная гимназия, все мы с нашим миром, чувствами, радостями и заботами.

    • Упражнение «Снежинка»

    Учитель:

    Сейчас мы с вами выполним одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте инструкцию:

    • - сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,
    • - сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, затем еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.
    • - Что мы видим? У всех листы получились разные. 

    Все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях. Но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина. Строить дальнейшую жизнь России, сильного демократического государства мы можем только вместе. И нам под силу любые трудности, если мы будем объединены одной идеей:

    «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.

    А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?

    На столе у каждого из вас лежат сердечки. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я буду стараться для своей Родины…».

    Например, я напишу: «Я буду стараться для своей Родины беречь природу». В ваших возможностях написать, а затем стараться дарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д. (Ответы детей).

    (На доске плакат с картинкой о России. «Cердечки» учитель прикрепляет на доску в виде большого сердца в центре плаката.)

    V Рефлексия

    Технология проведения: оцените свою работу на уроке, покажите цветные смайлики настроения (Красный цвет – «У меня все получилось»; Синий цвет   – «Узнал новое, но не все получалось»; Зеленый  цвет – «Ничего не понял».)

    Учитель

    • Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»
    •  Какая тема нашего урока?
    • Ребята, что вы узнали нового?
    • Что бы вы хотели узнать?
    • Какие цели и задачи мы ставили на уроке?
    • Оцените свою работу на уроке, покажите цветные смайлики настроения.

    VI Заключительное слово учителя

    Учитель:

    Завершить урок хочется пожеланием всем добра,  радости и стихотворением о Родине.

    Холмы, перелески, луга и поля —

    Родная, зелёная наша земля.

    Земля, где я сделал свой первый шажок,

    Где вышел когда-то к развилке дорог.

    И понял, что это раздолье полей —

    Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)

    «Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» К. Паустовский. 

    Приложение № 1

     (Пословицы)

    • Человек без Родины, что соловей без песни.
    • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
    • Знает весь свет — тверже русских нет.
    • Кто за Родину горой, тот истинный герой.
    • Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
    • Русский человек добро помнит.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Чувство Родины нужно заботливо взращивать

    Чувство Родины нужно заботливо взращивать,прививать духовную оседлость.Если не будет корней в родной местности,в родной стороне - будет много людей,похожих на иссушенное растение перекати-поле.Д...

    Учебное занятие "Чувство Родины" по ОРКиСЭ в 4 классе (Модуль "Основы светской этики")

    Учебное открытое занятие на районном семинаре по ОРКиСЭ "Формирование познавательной активности у учащихся в рамках изучения курса ОРКиСЭ". Модуль "Основы светской этики". Подготовили и провели учител...

    Чувство Родины.

    Изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, эко...

    Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" Тема "Чувство Родины"

    Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  Тема "Чувство Родины"...

    Конспект открытого урока по ОРКЭС "Чувство Родины" (4 класс).

    Данный конспект был разработан мной для открытого урока, который я демонстрировала в рамках городского семинара "Активные методы обучения как средство реализации требований ФГОС на уроках "О...

    Чувство Родины. Урок ОРКСЭ.

    ЦЕЛЬ УРОКА:Раскрыть значение Отечества для каждого человека, учить любить и уважать свою Родину....