Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса
рабочая программа на тему

Варюхина Галина Владимировна

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального  общего образования по математике  и авторской программы Т. Я. Шпикаловой  «Изобразительное искусство».

Программа предназначена для учащихся 1 класса средней общеобразовательной школы.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

  • обеспечить обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предметам «Изобразительное искусство»;
  • содействовать развитию эмоционально – ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
  • способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно – прикладное, архитектура, дизайн);
  • содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
  • обеспечивать  овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно – трудовой деятельности с различными материалами;
  • способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

Основные задачи:         

  • овладевать учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепка и аппликация;
  •  развивать художественные способности школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности;
  •  повышать уровень художественной образованности школьников — расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия;
  •  воспитывать интерес и любовь к искусству; формирование художественно-творческой активности школьников. 

Учебный предмет «Изобразительное искусство» является составляющей обязательной части учебного плана начального общего образования МБОУ «СОШ №9» ЭМР на 2015-2016 учебный год..

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» рассчитана на 1 час1 в неделю.  

Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:

  • создание комфортной среды педагогического общения, развитие способностей и творческого потенциала школьника,
  • творческое и эстетическое развитие личности.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Содержание обучения в примерной программе дано крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, варьировать содержание учебников, различными средствами распределять учебный материал и время для его изучения как внутри одного класса, так и между классами.

       Программа создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с опорой на положения у граждан любви к отечеству, национального достоинства, интереса к культурно – историческим традициям русского т других народов страны.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

В  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Для реализации рабочей программы используются следующие технологии: технология проблемного обучения, проектная технология, технология развивающего обучения, технологии личностно-ориентированного обучения.        

Рабочей программой предусмотрены следующие формы уроков: экскурсии, урок- игра, урок-путешествие, урок-театрализация, защита проектов; исследовательская работа; урок с использованием компьютерной техники.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные составляющие учебно-воспитательного процесса

Широкий спектр педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. 
1. Технология личностно-ориентированного обучения.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология проектной  деятельности.

4. Технология исследовательской деятельности.

5. Игровая технология.

6. Технология дифференцированного обучения.

7. Здоровьесберегающие технологии.

8. Информационные технологии.

Формы организации учебного процесса

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

  1. уроки:  комбинированные, получения новых знаний, контроль знаний,

 экскурсия, путешествие, викторина, исследование, интегрированные;

  1. проекты: информационные, исследовательские, социальные.

Внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы.

  1.   К учебнику разработаны рабочие тетради с печатной основой Шпикалова Т.Я.// Изобразительное искусствоТворческая тетрадь. 1 класс. - М.: Просвещение, 2012.,в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС

Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами обучения являются:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметными результатами учащихся  являются:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной
  • деятельности, художественном конструировании).

В основе реализации образовательной программы по математике лежит системно-деятельностный подход, который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

(1 ч  в неделю)

УМК Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство»

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1.

Восхитись красотой нарядной осени.

9  ч.

2.

Любуйся узорами красавицы зимы.

8 ч.

3.

Радуйся многоцветью весны и лета.

17 ч.

Всего:

34 ч

Практическая часть

Количество уроков с использованием ИКТ

30 %

Количество проектов

3ч.

Количество исследовательских работ

1ч.

Экскурсии

3ч.

Темы проектов,  исследовательских работ учащихся

№ п/п

Тема проектов,  исследовательских работ, социальных/учебных практик

Сроки реализации

1

Прикладной проект «Щедрый лес и его жители»  по теме «Леса России».

2

Прикладной проект «Новогодние украшения» по теме «Зимние праздники»

3

Исследовательская работа «В царстве радуги-дуги» по теме «Радуга».

4

Прикладной проект «Наши достижения» по теме «Город мастеров».

Тематическое планирование

по изобразительному искусству (1 ч в неделю)

УМК Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство»

урока

Наименование тем уроков

Вид учебной деятельности учащихся

Дата проведения

План

Коррек

тировка

I триместр

 Какого цвета осень? Урок - игра.

Сходство и различие в

создании образа осени

в произведениях

разных видов искусства-

Объяснять смысл понятий изобразительное  искусство, живопись, пейзаж, художественный образ.

Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи.

Создавать декоративную композицию «Осенний букет» приемом отпечатка с готовой формы (листьев).

Твой осенний букет. Декоративная композиция. Экскурсия.

Прием раздельного мазка-

Кистью и красками наносить удлиненные и точечные раздельные мазки разной формы и направления с целью создания изображения дерева.

Осенние перемены в природе. Пейзаж.  

Объяснять смысл понятий живопись и декоративно-прикладное и народное искусство.

В сентябре у рябины именины. Экскурсия.

Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция.

Определять центр композиции, место и характер расположения плодов относительно него.

В гостях у народного мастера С.Веселова.

Орнамент народов России. Урок - путешествие.

Узнавать основные элементы татарского национального орнамента.

Золотые травы России.

Ритмы травного узора хохломы.

Объяснять смысл понятий орнамент, ритм.

Повторять за народным мастером хохломской узор.

Проект «Щедрый лес и его жители»  по теме «Леса России».

Коллективный проект.

Участие в коллективной деятельности по завершению проекта.

О чем поведал каргопольский узор.

Орнамент народов России.

Рассматривать изображения знаков солнца, земли, зерен, находить знаки-символы.

Повторять элементы каргопольского узора.

В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной.

Русская глиняная игрушка.

Рассматривать порядок и приемы лепки каргопольской игрушки из целого куска глины, пластилина.

II триместр

Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике.

Объяснять смысл понятия графика.

Сравнивать произведения разных художников-графиков, находить сходство и различие в изображении зимней природы.

Зимний пейзаж: день и ночь.

Графические приемы.

Использовать приемы рисования белой линией на черном и черной линией на белом.

Зимний пейзаж в графике.

Объяснять смысл понятий симметрия, асимметрия, ритм

Рисовать свой белый кружевной узор на цветной бумаге.

Белоснежные узоры. Вологодские кружева.

Определять место игрушек в композиции, расположение их в изображении на плоскости.

Решать,  какие предметы войдут в собственную композицию и как их расположить, чередовать.

Цвета радуги в новогодних игрушках.

Декоративная композиция.

Проект «Новогодние украшения» по теме «Зимние праздники»

Традиции празднования Нового года и рождества в семье и в школе.

Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта.

По следам зимней сказки. Декоративная композиция.

Анализировать постройки по размеру по составу объемов, по материалу, цвету.

Зимние забавы. Сюжетная композиция.

Урок-театрализация.

Объяснить смысл понятия сюжет.

Изображать человека в движении согласно замыслу.

Защитники земли русской. Образ богатыря.

Рисовать по памяти, по представлению русского воина и богатыря, украшать его шлем и щит орнаментом.

Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка.

Анализировать постройки по размеру по составу объемов, по материалу, цвету.

Секреты Дымки. Роспись игрушки.

Лепить дымковскую игрушку приемами лепки по частям или расписывать вылепленную из пластилина фигурку.

Краски природы в наряде русской красавицы.

Народный костюм.

Рисовать по-своему наряд девицы-красавицы или выполнить в технике аппликации.

III триместр

Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет.

Показывать при изображении воды с помощью цветного мазка и белой линии ее движение.

Птицы – вестники весны. Декоративная композиция.

Сочинять свою декоративную композицию про весну на листе белой или цветной бумаги.

«У Лукоморья дуб зелёный…».

Образ дерева в искусстве.

Придумывать сказочное дерево и изображать его, используя живописный знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.

О неразлучности доброты, красоты и фантазии.

Образ сказочного героя.

Выбирать произведения, художественные выразительные средства и материалы, приемы лепки и декорирования изделия.

Рисовать сказочную композицию «Конь-огонь».

Исследовательская работа «В царстве радуги-дуги» по теме «Радуга».

Участвовать в коллективной деятельности исследовательской работы Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, находить в них цвета радуги.

Объяснять смысл понятий основные цвета (красный, желтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), теплые и холодные.

В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета.

Красуйся красота по цветам лазоревым.

Цвет и оттенки.

Решать, из каких весенних цветов составить собственную композицию на заданную тему, в каком жанре (пейзажа или натюрморта) ее выполнить.

Что я знаю и могу. Урок-викторина.

Выражать в творческой работе свое отношение к образу родной земли. Решать викторину на основе полученных знаний

Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи. Экскурсия.

Решать, из каких весенних цветов составить собственную композицию на заданную тему, в каком жанре (пейзажа или натюрморта) ее выполнить. Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта.

Проект «Наши достижения» по теме «Город мастеров».

КВН "Очень умелые ручки"

Закрепить теоретические и практические знания по предмету «технология».

Информационно-методическое обеспечение

УМК Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство»

Литература для учителя:

  • Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др. Изобразительное искусство. Рабочие программы. — М. : Просвещение, 2015
  • Образовательная программа «Перспектива». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования.  
  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
  • Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. // Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы.  УМК
  • «Перспектива» и новый стандарт (http://prosv.ru)

Литература для учащихся:

  • Шпикалова Т.Я. // Изобразительное искусствоУчебник. 1 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  • Шпикалова Т.Я.// Изобразительное искусствоТворческая тетрадь. 1 класс. - М.: Просвещение, 2015.

Адреса электронных ресурсов:

  • http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
  • http://www.openworld.ru/school/m.cgi - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа".
  • http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
  • http://www.kalyamalya.ru -Для уроков рисования.  
  • http://easyen.ru/load/mkhk_izo/182 - Современный учительский портал.
  • http://moreidey.ru/ - MORE творческих идей для детей.
  • http://www.openclass.ru/ - Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
  • http://www.4stupeni.ru/ - Сообщество учителей начальной школы.
  • http://www.tatarovo.ru/sound.html - Коллекция звуковых эффектов (птицы, насекомые, бытовые
  • звуки, сигналы и много другое).  
  • http://www.uroki.net/docnach.htm - Копилка опыта учителей начальных классов. 

Техническое обеспечение

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 
  2. Интерактивная доска.  
  3. Компьютер.
  4. Мультимедийный проектор
  5. Многофункциональное устройство (МФУ). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.

Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...