Самообразование.
опыты и эксперименты на тему

Норвидене Светлана Николаевна

Материал для  повышения качества преподаваемых предметов; участия в педсоветах,  семинарах,  в работе школьного и районного МО учителей начальных классов; умение оказать практическую помощь коллегам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Тема по самообразованию.

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время».

1.Анализ работы над темой самообразования.

Третий год работаю по данной теме.

Основная цель: включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность   на уроках и во внеурочное время.

Задачи:

Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятельности.

Организовать работу с классом (группой) по данной теме.

Развивать творческие способности учащихся, исследовательские навыки.

Формировать опыт сотрудничества.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Срок реализации: 4 года (2013 – 2017 учебные годы).

Предполагается закончить работу по теме в 2017году.

                     ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

1).Изучить литературу по данной проблеме:

 1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000

 3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

 6. http://www.ioso.ru/distant/proiect/meth%20proiect/metod%20pro.htm

 7. http://www.iteach.ru/index/news.html 8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.

2).Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов.

3).Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта образовательных сайтов Интернета.

                         

                                 Основное содержание.

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?

Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

                                                  Основные этапы

Основными этапами проектной деятельности являются:

  1. Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
  3. Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
  4. Подготовка и защита презентации;
  5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

  1. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
  3. Определение объекта и предмета исследования.
  4. Выбор метода (методики) проведения исследования.
  5. Описание процесса исследования.
  6. Обсуждение результатов исследования.
  7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов

Темы проектно-исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная, изобретательская и теоретическая.

В настоящее время проектно-исследовательская деятельность классифицируется:

  1. по составу участников;
  2. по целевой установке;
  3. по тематике;
  4. по срокам реализации.

По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

  • индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников);
  • коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

                 Обоснование необходимости проектно-исследовательской  деятельности

Развивая в детях навыки проектно-исследовательской работы, учащиеся будут самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы.
В дальнейшем работать с такими детьми будет легче и интереснее

Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Дети работают увлеченно.

Дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.

Актуальность метода проектов, в том, что он способствует активизации творческой и познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. При разработке и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, анализировать результаты деятельности.

Изучая различные методики воспитания, педагогические и образовательные технологии, пришла к выводу, что в формировании современного гражданина перед педагогом стоит задача помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании исследовательского метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций:

1-2 классы:  кратковременные (15-20минут), (1-2 дня); личные и групповые.

3-4 классы: долгосрочные, от личных проектов, исследований  к групповым.

    Проектно- исследовательская работа  имеет ряд достоинств.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

                                            Как исследовать?

Подготовка к исследованиям. В первую очередь юному исследователю понадобится папка исследователя. Сделать ее можно на уроке труда. 
На каждый лист помещается изображение метода исследования. Кроме этого, каждый ребенок должен получить неограниченное количество маленьких листочков для фиксации информации, ручку, карандаш и фломастеры.

Проведение исследований. Теперь ребенок может погрузиться в исследовательский поиск. Задача педагога – играть роль консультанта, старшего помощника. Ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравится, и начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект или доклад по результатам исследования.

Для учащихся младших классов лучше всего организовывать экскурсии, чтобы они могли «увидеть» предмет и задать вопросы о нем; чтобы они могли «услышать», необходимо проводить беседы или сообщения. Чтобы они могли «прочитать», необходимо обучать работе с библиотечным каталогом, с архивами, с сайтами Интернета.

Презентация исследований. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам.

                                        Для этого потребуется:

  • дать определения основным понятиям;
  • классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
  • выявить и обозначить все замеченные парадоксы;
  • ранжировать основные идеи;
  • предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
  • выработать суждения и умозаключения;
  • сделать выводы;
  • указать пути дальнейшего изучения явления;
  • продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы;
  • приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Результаты работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам.

Этапы исследовательской работы

Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося

Выбора темы исследования, постановка проблемы

Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования

Постановка целей и задач исследования

Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам

Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет)

Трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия

Выбор методов исследования, планирование эксперимента

Объективность, логичность и абстрактность мышления;

Проведение исследований

Собирать, анализировать, систематизировать новую информацию

Формулирование выводов

Умение кратко и логично излагать мысли

Оформление отчета и презентации исследования

Умение оформить результаты достижений, творческий подход

Защита исследовательской работы

Ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать

 Умения и навыки, которые формируются  у учащихся соответственно

         Этапам выполнения научно- исследовательской деятельности

 Проектно-исследовательская деятельность  является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:

• дифференцированный и личностно ориентированный подход;

• создание ситуации успеха;

• сотворчество учителя и ученика.

Практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются исследовательским методами, которые побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Ну а выступления развивают речь детей, умение держаться на публике, отвечать на вопросы. Начинать эту работу надо в начальной школе.

В обоих случаях я, как учитель, выигрываю, так как нет большего счастья, видеть радостные лица детей, когда после выступления их хвалят. Повышается их самооценка и оценка их труда одноклассниками. Появляется интерес на уроках, повышается познавательная активность.

Исследовательский метод используется и на  различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания. Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести длительное учебное исследование.

Исследования, которые я  реализовала в своей практике в 2013-2016 учебном  году:

Исследования в рамках предмета:

1.Что можно сделать за минуту? (1 класс)

2.Солнце и его значение в жизни человека. (1 класс)

3.Растения – это живая или неживая природа? (2 класс)

4.Улицы нашего города.  (3 класс)

5.Комнатные растения – польза или вред? (3 класс)

6.Чем пишут современные ученики? (3 класс)

7.Хищники – это растения или животные? (2 класс)

В ходе выполнения исследования  первоклассники с помощью учителя учились:

- отбирать фотографии;

- интервьюировать друг друга;

- составлять устный рассказ;

- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии.

Таким образом, в процессе исследовательской деятельности:

-  создаются условия для творческого развития детей,

- приобретаются навыки совместной деятельности с учителем и сверстниками;

- вырабатываются умения -  вести поиск и систематизировать нужную информацию,

-  сотрудничать друг с другом;

- совместно планировать свои действия.

                                               Внеурочное время

              Проектно-исследовательскую деятельность реализую  во внеурочное время» на кружках «Волшебный мир книг», «Занимательная математика».  Где  создаются условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Основные принципы организованной деятельности - индивидуальность, творчество и успех, доверие и поддержка, право выбора.

                                Использовала  следующие виды проектов:

исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, плакатов; (Математика – царица наук) Числа в пословицах и поговорках. (2 класс)

ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и т.д.); (инсценировка басен И.Крылова «Ворона и лисица», Эзопа «Ворон и лисица» (3 класс).

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, сцены, и др.); (Все профессии важны, все профессии нужны) (2 класс).

творческие (оформление результата в виде детского праздника, музыкального  номера  и другое). («Как поссорились цифры» математическая сказка) (3 класс).

В результате учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

Формируются и отрабатываются:

  • навыки сбора, систематизации, анализа информации;
  • навыки публичного выступления (ораторское искусство);
  • умения представить творческую работу в доступном, эстетичном виде;
  • умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;
  • самоопределение учащихся в видах и формах творческой деятельности;
  • умение работать в группе, в команде;
  • повышение активности участия учащихся в конкурсах, выставках;
  • умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

Повышается уровень художественной культуры.

Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

 Предполагаемый результат работы по теме самообразования:

  1. Активизация познавательной деятельности с последующим повышением качества обученности учащихся;
  2. Формирование комплекта педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий и размещение на сайте;
  3. Приобретение опыта по проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках  и во внеурочное время.  

Главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

        Считаю, что мне удалось выстроить такое воспитательно-образовательное пространство, в котором каждый заинтересованный ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в творческом деле, почувствовать и прожить в школе ситуацию успеха.



Предварительный просмотр:

Самооценка обучающегося.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть обучающемуся сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Младший школьник учится обосновывать и доказывать свои оценки и самооценки.

Рефлексия — это самооценка. Рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

                                             Слайд 2

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

2. Рефлексия деятельности.

Слайд 3, 4

Самооценка деятельности.

Оформляется в виде таблиц: «Лист самооценки ученика», «Лист самооценки работы в парах», «Лист самооценки работы в группах».

Листы индивидуальных достижений.

Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании УУД».

Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.

           3.Рефлексия содержания учебного материала.

Слайд 5

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. На неё отводится 2-3 минуты. Она дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

1). Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Можно проводить устно или письменно.

2). Графическая: на доске таблица со знаками (Слайд 6)

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/21656849.jpg

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

3).Анкета (Слайд7)http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

План по самообразованию

Как спланировать работу по самообразованию...

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...