ПК 4.4. Педагогические разработки
методическая разработка по теме

Сметанина Екатерина Илдусовна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика работы организации дифференцированной работы младших школьников на уроках математики

(по материалам курсового исследования)

Нуриева Екатерина Илдусовна

Научный руководитель – Дрокина М.В., преподаватель кафедры математики и информатики высшей квалификационной категории

В настоящее время педагогика переходит на развивающее, личностно-ориентированное обучение и на первый план теперь выдвигается развитие каждой конкретной личности, с выявлением её индивидуальности, а значит необычайно остро встаёт проблема дифференцированного подхода к обучению. [1]

Дифференцированный подход в обучении младших школьников целесообразно рассматривать как возможность индивидуализации в условиях одного класса. При использовании любых форм и методов обучения в школе нельзя учесть все индивидуально-психологические особенности. Индивидуализация всегда относительна, поскольку учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а в группе, во внимание принимаются те особенности, которые важны с точки зрения учения. Ряд педагогов предлагают для объединения детей в группы учитывать следующие критерии: подготовленность (знания, умения, навыки); степень развития общих умственных способностей; развитие общеучебных умений; отношение к предмету и учению в целом.

Целью курсового исследования являлось изучить теоретические и методические основы дифференцированного подхода на уроках математике в начальных классах. Задачи нашего курсового исследования раскрывают его цель, к ним относятся такие задачи, как:

  • Подробно изучить сущность дифференциации обучения младших школьников.
  • Ознакомиться с критериями дифференциации обучения младших школьников.
  • Изучить способы дифференциации учебной работы младших школьников и применение их на уроках математики.
  • Рассмотреть организацию деятельности по реализации дифференцированного обучения младших школьников на уроках математики.
  • Выяснить возможное использование дифференцированного обучения, как средства повышения эффективности учебной деятельности младших школьников на уроках математики.

Методы исследования включают в себя анализ, синтез, обобщение методов изучения дифференцированной работы в начальной школе.

Исследование дифференциации в обучении математике показало, что изучение этого вопроса является в настоящее время очень актуальным.

В ходе работы мы определили, что дифференциация – это такая система обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей, она характеризуется формированием групп учащихся, сходных по какому-либо комплексу свойств и качеств, среди которых основными являются обученность, обучаемость, познавательный интерес. [2] Число и разнообразие способов реализации дифференцированного подхода в школе зависит от творческой направленности учителя, от его педагогического мастерства, от умения работать сразу со всем классом и с каждым учеником в отдельности.

М.В. Фоменкова, Н.Н. Хаустова полагают: «Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным программам,  предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика». [3; с.42]

Таким образом, одна из важнейших задач начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что "сильные" ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а "слабые" обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти. Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную силу, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. [2]

Курсовое исследование продолжено нами в 2016-2017 учебном году в виде выпускного квалификационного исследования на тему: Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики посредством дифференцированного подхода.

Список литературы

  1. Деменёва Н.Н, Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики [Текст]: Методическое пособие / Н.Н. Деменёва – М.: АРКТИ, 2005. – 88 с.
  2. Подласый И.П, Педагогика начальной школы [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
  3. Фоменкова М.В., Хаустова Н.Н., Дифференциация в обу¬чении математике [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей /М.В. Фоменкова, Н.Н. Хаустова – М., 1999.



Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ РФ

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ.

Основные цели и содержание образования в нашей стране задаются федеральными законами "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Содержание образования и его направленность отражают стандарты всех уровней и ступеней образования, разрабатываемые по заказу правительственного органа научными и общественными организациями системы образования, и образовательные программы.

На современном этапе уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества в целом рассматриваются как стратегический ресурс. Отсюда вытекают принципиально новые требования общества к системе образования, которая должна быть ориентирована на дифференциацию и индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Так возникает необходимость дифференциации и индивидуализации обучения.

Индивидуализация — это процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей личности учащихся всеми формами и методами системы обучения в школе.

Индивидуализация образования в школе осуществляется через:

  • вариативность содержания:
  • базовый компонент;
  • школьный компонент.

Организацию образовательного процесса:

  • занятия по индивидуальному выбору;
  • уроки;
  • индивидуальный план (мастер-классы);
  • интенсив (английский язык);
  • индивидуальное обучение;
  • семинары;
  • практикумы;
  • лекции;
  • консультации;
  • экскурсии;
  • тренинги.

Формы образовательного процесса:

  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные;
  • самостоятельные.

Методы образовательного процесса:

  • проблемно-поисковые;
  • проблемные;
  • экспериментальные;
  • проектные;
  • аналитические;
  • самостоятельные;
  • фронтальные.

Ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование индивидуальности учащегося определяет и характер дифференциации обучения.

Дифференциация обучения учащихся выступает как способ индивидуализации педагогического процесса и практически может быть организована за счет базового образования, на основе которого будет осуществляться конструирование всех компонентов образования.

Различают следующие виды дифференциации:

  • региональную – по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
  • внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
  • в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, лицейские, классы компенсирующего обучения и т.д.);
  • межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
  • внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).

В отличие от зарубежных стран, где дифференцированное обучение учащихся введено в старшем звене, в средних общеобразовательных школах Республики Татарстан дифференцированное обучение вводится во всех звеньях учебно-воспитательного процесса.

В средней общеобразовательной школе дифференциация обучения организуется через систему подбора и создания специальных условий для учащихся с целью развития их индивидуальных особенностей и личностных качеств.

Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса в нашей школе реализуется в:

  • вариативности учебных планов, содержания;
  • в предоставлении возможности свободного выбора и самовыражения в сфере образования на основе способностей, склонностей, интересов и потребностей;
  • в развитии сферы внеурочной деятельности ребенка.

Оправдали себя следующие способы дифференциации:

  • содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;
  • содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;
  • задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.);
  • используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
  • предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.

Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения , воспитания и управления мы должны учитывать прежде всего индивидуальность и неповторимость каждого человека.

Список литературы

  1. Подласый И.П, Педагогика начальной школы [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
  2. Унт И.Э., Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.Э. Унт - М., 1990.
  3. School-box.ru: образовательный портал – 2012-2015, school-box.ru.
  4. Академик: словари и энциклопедии: образовательный портал – 2000-2015, http://dic.academic.ru/


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласованно:                                           Утверждено:                                                                                                                

____________________                                ______________________

Программа внеурочной деятельности

«Чудеса своими руками»

Для 1 класса

Направление деятельности: общекультурное

Возраст: 7- 8 лет

Срок обучения: 1 год

Составители:

Челябинск, 2016 г.


Оглавление

Стр.

  1. Пояснительная записка

3

  1. Учебно-тематическое планирование

8

  1. Содержание изучаемого курса

12

  1. Мониторинговая карта, определяющая личностные и метапредметные результаты освоения курса

14

  1. Материально-техническое обеспечение для реализации программы

17

  1. Список используемой литературы для учителя

17

  1. Список используемой литературы для учащихся

19

  1. Список литературы

20

  1. Приложение

22


Пояснительная записка

         Программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» предназначена для работы с учащимися 1 класса. Она разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального общего образования второго поколения на основе социального заказа родителей и учащихся.

В программе внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» реализуется общекультурное направление, через которое способствует воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию основ эстетической культуры, культуры общения, развитию способностей видеть и ценить прекрасное.

Актуальность программы

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

         Особое значение приобретает проблема творчества, когда развитие  способностей  детей, выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

        Цель программы внеурочной деятельности: развитие творческих способностей учащихся, овладение начальными технологическими знаниями, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к людям и их труду.  

Задачи:

  • развивать эмоционально-ценностное отношение к социальному миру через формирование позитивного отношения к труду;
  • развивать способности и равноправное сотрудничество на основе уважения личности другого человека;
  • осваивать трудовые умения и навыки, осмыслять технологии процесса изготовления изделий в практической деятельности;
  • развивать познавательные мотивы, интересы, любознательность, инициативность;
  • осваивать приемы и способы работы с различными материалами и инструментами, соблюдать правила техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места.

Особенности реализации программы

Программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками рассчитана на учащихся 1 класса (7-8 лет). Работа на занятиях организуется с учётом возрастных особенностей учащихся. Учащиеся не любят однообразного труда, который их впоследствии утомляет и у них пропадает работоспособность и интерес к труду. Поэтому на каждом занятии нужно менять методы и формы работы. Важно, чтобы в работе учащиеся могли проявить свою фантазию и творчество. Учащиеся, видя готовые поделки, учатся оценивать свою работу и работу товарищей, осознавать значимость своего труда. Во время изготовления поделок, учащиеся развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками,  дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции семьи.

Срок реализации программы

Программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» рассчитана на один год обучения. Количество часов: 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 час. Программа состоит из  относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности и направлен на решение своих собственных педагогических задач.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. 

Организация деятельности  младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • принцип  деятельности;
  • принцип вариативности;
  • принцип творчества.

Направления содержания программы:

  • аппликация из различных материалов;
  • работа с бумагой;
  • работа с тканью;
  • работа с пластилином.

Основные формы организации деятельности на занятиях:

  • коллективная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

Формы контроля знаний

      Чтобы помочь ребёнку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе определёнными принципами:

  • необходимо постоянно поощрять все усилия ребёнка и его стремление узнать что-то;
  • исключить отрицательную оценку и результатов его действий;
  • сравнивать результаты ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей.

Оценка деятельности учащихся происходит по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности.

Планируемые результаты

Личностные:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;  
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка результатов работы.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Предметные:

  • использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  • приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

В том числе

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий.

теоретических

практических

Раздел 1. Аппликация из различных материалов (7 ч)

1.

Вводное занятие. Сбор материалов.

1

-

1

Экскурсия, час общения.

2.

Обрывная аппликация «Мой любимый персонаж».

1

-

1

Индивидуальный творческий проект.

3.

Аппликация из природных материалов «Осенние деньки».

1

-

1

Индивидуальная деятельность.

4.

Аппликация из бисера «Моё любимое животное».

1

-

1

Творческий проект.

5.

Аппликация из бросового материала «Человек будущего».

1

-

1

Индивидуальный творческий проект.

6.

Аппликация из салфеток «Сказочный персонаж».

1

-

1

Коллективный творческий проект.

7.

Выставка работ учащихся.

1

-

1

Выставка.

Раздел 2. Работа с бумагой (10 ч)

8.

История возникновения бумаги.

1

1

-

Игра-беседа.

9-10.

Базовые формы оригами.

2

-

2

Индивидуальная деятельность.

11.

«Праздничный тюльпан» в технике оригами.

1

-

1

Индивидуальная деятельность.

12.

Техника «Квиллинг».

1

1

-

Конференция.

13.

Базовые формы «Квиллинга».

1

-

1

Индивидуальная деятельность.

14.

Аппликация в технике квиллинг «Жители леса».

1

-

1

Творческий проект в группах.

15.

Коллективная работа в технике квиллинг «Аквариум».

1

-

1

Коллективный творческий проект.

16.

Поздравительная открытка из бумаги.

1

-

1

Индивидуальная творческая деятельность.

17.

Выставка работ учащихся.

1

-

1

Выставка.

Раздел 3. Работа с тканью. (11 ч)

18.

Появление ткани. Виды ткани.

1

1

-

Игра-путешествие.

19.

«Завязываем узелки».

1

-

1

Индивидуальная деятельность.

20.

Учимся пришивать пуговицу.

1

-

1

Индивидуальная деятельность.

21.

Плетение косичек из ниток.

1

-

1

Тренировка.

22.

Плетение феничек из ниток.

1

-

1

Тренировка.

23.

Аппликация из ткани «Город, в котором я живу».

1

-

1

Творческий коллективныйпроект.

24.

Виды швов.

1

1

-

Игра-путешествие.

25-27.

Вышивка крестиком.

3

1

2

Индивидуальная деятельность.

28.

Выставка работ учащихся.

1

-

1

Выставка.

Раздел 4. Работа с пластилином. (5 ч)

29.

Первичный инструктаж «Как работать с пластилином».

1

-

1

Групповая творческая деятельность

30-32.

Коллективная работа «Создание зоопарка».

3

-

3

Творческий коллективный проект.

33.

Заключительное занятие «Выставка работ».

1

-

1

Выставка.

Итого:

33

5

28

Содержание изучаемого курса

Раздел 1. Аппликация из различных материалов (7 ч)

Состоит из следующих тем:

  1. Вводное занятие. Сбор материалов.
  2. Обрывная аппликация «Мой любимый персонаж».
  3. Аппликация из природных материалов «Осенние деньки».
  4. Аппликация из бисера «Моё любимое животное».
  5. Аппликация из бросового материала «Человек будущего».
  6. Аппликация из салфеток «Сказочный персонаж».
  7. Выставка работ учащихся.

В этом разделе учащиеся должны познакомиться с понятием аппликация, её видами, композицией, техникой выполнения аппликации из различных материалов, познакомиться с техникой безопасности при работе с ножницами, клеем. В начале изучения раздела проводится беседа по предстоящей работе, в конце изучения раздела - выставка работ учащихся.

Раздел 2. Работа с бумагой (10 ч)

  1. История возникновения бумаги.
  2. Базовые формы оригами.
  3. Базовые формы оригами.
  4. «Праздничный тюльпан» в технике оригами.
  5. Техника «Квиллинг».
  6. Базовые формы «Квиллинга».
  7. Аппликация в технике квиллинг «Жители леса».
  8. Коллективная работа в технике квиллинг «Аквариум».
  9. Поздравительная открытка из бумаги.
  10. Выставка работ учащихся.

В разделе учащиеся познакомятся с понятиями: бумага, оригами, базовый формы оригами, квиллинг, базовые формы квиллинга, коллективная работа. Научаться: методике выполнения работ в технике оригами, выполнять базовые формы оригами, выполнять поделки в технике оригами, методике выполнения техники «квиллинг», выполнять аппликацию в технике «квиллинг», выполнять коллективную работу, поздравительную открытку. Повторят: технику безопасности работы с ножницами, клеем, правила работы в группе, понятие аппликация.

Раздел 3. Работа с тканью. (11 ч)

  1. Появление ткани. Виды ткани.
  2.  «Завязываем узелки».
  3. Учимся пришивать пуговицу.
  4. Плетение косичек из ниток.
  5. Плетение феничек из ниток.
  6. Аппликация из ткани «Город, в котором я живу».
  7. Виды швов.
  8. Вышивка крестиком.
  9. Вышивка крестиком.
  10. Вышивка крестиком.
  11. Выставка работ учащихся.

В этом разделе учащиеся изучат понятия: ткань, узелок, шов, вышивка крестиком. Повторят: понятие аппликация, её виды, технику безопасности работы с ножницами и клеем. Познакомятся: видами ткани, её появлением, с техникой завязывания узелков, с методикой пришивания пуговицы, с плетение косичек и феничек из ниток, методикой выполнения аппликации из ткани, видами швов, методикой вышивания крестиком.

Раздел 4. Работа с пластилином. (5 ч)

  1. Первичный инструктаж «Как работать с пластилином».
  2. Коллективная работа «Создание зоопарка».
  3. Коллективная работа «Создание зоопарка».
  4. Коллективная работа «Создание зоопарка».
  5. Заключительное занятие «Выставка работ».

В разделе учащиеся повторят: понятия композиция и коллективная работа, работу в группах. Изучат: методику работы с пластилином, правила работы при использовании пластилина. В завершении раздела состоится выставка работ учащихся.

Мониторинговая карта, определяющая личностные и метапредметные результаты освоения курса

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Личностные результаты

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению материальным и духовным ценностям.

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера)

Методика «Лесенка успеха»

Октябрь

В начале и конце каждого раздела.

Метапредметные результаты

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способа решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.

- задание «Левая и правая стороны»

- наблюдение

- сбор портфолио

- начало изучаемого курса

- на каждом занятии

- в конце изучаемого курса

Предметные результаты

- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;

- овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;

- усвоение правил техники безопасности;

- использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач;

- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

- наблюдение над защитой творческих проектов;

- наблюдение над результатом коллективной работы;

- наблюдение над выставкой творческих работ.

- проводится 1 раз в течение 1 раздела;

- проводится несколько раз в течение каждого раздела;

- проводится в конце каждого раздела.

Материально-техническое обеспечение для реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы включает в себя:

  • рабочий кабинет, парк;
  • бумага (белая, цветная), картон, клей, ножницы, природный материал, бисер, бросовый материал, салфетки, ткань, нитки, иголки, пяльца, пластилин, стека, доска;
  • компьютер, проектор, экран, наглядные пособия.

Список используемой литературы для учителя

  1. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2010. – 192 с.
  2. Белецкая Л. Б Флористика / Л.Б. Белецкая, К.А. Боброва. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 77 с.
  3. Боэрене П. Вышивка крестиком. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 144 с.
  4. Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Композиции, подарки, модели: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2008. – 256 с.
  5. Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели игрушек: Книга для учителей. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 256 с.
  6. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Уроки труда 1-4 классы. Метод. рекомендации для учителя. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 144 с.
  7. Геронимус Т.М. Уроки технологии в 1 классе: Методическое пособие к комплекту «Я всё умею делать сам». – М: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 32 с.
  8. Геронимус Т.М. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. – М.:ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 304 с.
  9. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 190 с.
  10. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.
  11. Лутцева Е.А. Технология: Ступени к мастерству, 1 класс: Методическое пособие. – М: Вентана-Граф, 2004. – 80 с.
  12. Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение. 1-4 классы. – М.: Гуманит. изд. центр Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учеб. пособие для суд. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.- 192 с.
  13. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 192 с.
  14. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 208 с.
  15. Нестерова Д.В. Рукоделие: энциклопедия – М.: АСТ, 2007. – 158 с.
  16. Никулин А.П. Сборник лучших моделей из бумаги, опубликованных в журнале «Оригами. Искусство складывания из бумаги», - М.: ТЕРРА – Книжный клуб, - 2011. – 416 с.
  17. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: Айрис-пресс, 2006, - 192 с.
  18. Терешкович Т.А. Готовимся к празднику. Как делать и оформлять подарки. – Мн.: ООО «Хэлтон», 2012. – 464 с.
  19. Методическая копилка учителя – 2007–2016, http://www.metod-kopilka.ru/
  20. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - 2010-2016, http://nsportal.ru/

Список используемой литературы для учащихся

  1. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2010. – 192 с.
  2. Белецкая Л. Б Флористика / Л.Б. Белецкая, К.А. Боброва. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 77 с.
  3. Боэрене П. Вышивка крестиком. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 144 с.
  4. Нестерова Д.В. Рукоделие: энциклопедия – М.: АСТ, 2007. – 158 с.
  5. Никулин А.П. Сборник лучших моделей из бумаги, опубликованных в журнале «Оригами. Искусство складывания из бумаги», - М.: ТЕРРА – Книжный клуб, - 2011. – 416 с.
  6. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: Айрис-пресс, 2006, - 192 с.
  7. Терешкович Т.А. Готовимся к празднику. Как делать и оформлять подарки. – Мн.: ООО «Хэлтон», 2012. – 464 с.
  8. Ярмарка мастеров – 206-2016. http://www.livemaster.ru/
  9. Страна мастеров: творчество для детей и взрослых, - 2007-2016, http://stranamasterov.ru/

Список литературы

  1.  Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2010. – 192 с.
  2. Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Композиции, подарки, модели: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2008. – 256 с.
  3. Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели игрушек: Книга для учителей. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 256 с.
  4. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Уроки труда 1-4 классы. Метод. рекомендации для учителя. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 144 с.
  5. Геронимус Т.М. Уроки технологии в 1 классе: Методическое пособие к комплекту «Я всё умею делать сам». – М: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 32 с.
  6. Геронимус Т.М. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. – М.:ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 304 с.
  7. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 190 с.
  8. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.
  9. Лутцева Е.А. Технология: Ступени к мастерству, 1 класс: Методическое пособие. – М: Вентана-Граф, 2004. – 80 с.
  10. Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение. 1-4 классы. – М.: Гуманит. изд. центр Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учеб. пособие для суд. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.- 192 с.
  11. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 192 с.
  12. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 208 с.
  13. Никулин А.П. Сборник лучших моделей из бумаги, опубликованных в журнале «Оригами. Искусство складывания из бумаги», - М.: ТЕРРА – Книжный клуб, - 2011. – 416 с.
  14. Терешкович Т.А. Готовимся к празднику. Как делать и оформлять подарки. – Мн.: ООО «Хэлтон», 2012. – 464 с.
  15. Методисты: профессиональное сообщество педагогов – 2016, http://metodisty.ru/
  16. Методическая копилка учителя – 2007–2016, http://www.metod-kopilka.ru/
  17. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - 2010-2016, http://nsportal.ru/
  18. ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал – 2007–2016, http://www.proshkolu.ru/


Приложение

Методика «Беседа о школе»

(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина,

А. Л. Венгера)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5—8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:

1. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь?

4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься? 5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чем он тебя может спросить.

7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».

Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

1. Да – А., не знаю, нет – Б.

2. А – называет школьные предметы, уроки;

Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

3. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;

Б – нет ответа или неадекватное объяснение;

4. А – нет;

Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

5. А – школа А, Б – школа Б

6. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)

Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)

7. А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.

Критерии оценивания:

1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).

Уровни оценивания:

0. Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.

1. Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

3. Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

0 уровень – обязательно вопрос 1, 4 - Б, в целом преобладание ответов типа Б.

1 уровень - обязательно 1, 4 - А, 2, 5, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А.

2 уровень – 1, 4, 7 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.

3 уровень – 1, 2, 4, 5, 6, 7 – А.

Методика «Лесенка»

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки 

Инструкция (групповой вариант) 
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Инструкция (индивидуальный вариант) 
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.

Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.

Задания

1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.

2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую.

Покажи мне мою левую ногу. Правую.

В а р и а н т. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.

3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?

4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?

Критерии оценивания:

— понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;

— соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;

2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.

3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...