ПК 4.3
учебно-методический материал по теме

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология продуктивного чтения Окружающий мир. «Школа 2100»

Слайд 2

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Слайд 3

Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главный смысл)

Слайд 4

Приоритетный метод формирования смыслового чтения Мотивированное чтение : постановка задачи перед чтением, «удержание» учебной задачи в процессе чтения, совместное с детьми осуществление контроля – соответствие результата учебной задаче.

Слайд 5

Окружающий мир. Образовательная система «Школа 2100»

Слайд 7

I этап. Работа с текстом до чтения Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста Профессиональные компетенции учителя на данном этапе - вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст . Приемы работы: Чтение заглавия текста Чтение выделенных слов Рассматривание иллюстраций Высказывание предположений о теме, содержании текста

Слайд 8

§ 13. Экосистема болота (высказывание предположений)

Слайд 9

II этап. Работа с текстом во время чтения Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации. Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста. 1. Чтение текста по частям с комментариями (кратко, динамично) 2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Используется прием диалог с автором. ( В - задай вопрос автору, О – попробуй ответить сам, П – проверь себя по тексту) * Словарная работа ведётся по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной. 3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение, выделение ключевых слов, составление плана

Слайд 10

§ 26. Осторожно – животные! (диалог с автором)

Слайд 11

§ 13. Экосистема болота (выборочное чтение)

Слайд 12

Чтение с пометками Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация ! Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Слайд 13

Дневник двойных записей Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили , напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий : почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Слайд 14

III этап. Работа с текстом после чтения Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. 2. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. 3. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 4. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 5. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. 6. Соотнесение видения автора с читательским представлением. 7. Творческие задания («Проиллюстрируй..», «Сочини…», «Придумай…», «»Составь план..»)

Слайд 15

§ 12. Экосистема озера

Слайд 16

§ 17. Экосистема поля ( соотнесение видения автора с читательским представлением )

Слайд 17

Работа с материалами тетради

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке 1. Прочитайте текст , выделите в нём фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию 2. Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы возможно специальное продуктивное задание к тексту) 3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.) 4. Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ) 5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)



Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения

( Е.Л.  Мельникова)

Программа: «Школа  2100»

Предмет: окружающий мир

Автор: Вахрушев А.А.

Тема: «Горные породы»

Класс: 2

Подводящий диалог:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Что мы изучали на прошлом уроке? (Равнины и горы)

– Назовите одним словом, что это: известняк, гранит, мрамор, базальт, песок, галька, глина? (Горные породы)

– Найдите среди данных слов рыхлые горные породы и плотные. (Плотные: гранит, мрамор, базальт, известняк; Рыхлые: песок, глина галька)

– Как вы догадались? (Песок – сыпется, галька тоже, глина мягкая)

– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Отвечать на вопросы

Находить закономерность

Участвовать в диалоге

Выдвигать предположения

Анализировать

Отвечать на вопросы

Выдвигать тему и цель урока

Мотивирующий приём сообщение темы:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Посмотрите на слайд, здесь вы видите ряд ребусов, попробуйте их решить.

  1. (гранит)
  2. (мрамор)

– Как вы думаете, чем связаны данные слова? (Это горные породы)

Решать ребусы

Анализировать визуальную информацию и перекодировать в буквенную

Участвовать в беседе

Побуждающий диалог:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Ребята, я предлагаю вам вместе определить - из каких горных пород состоят горы.

– Назовите горные породы, которые вы знаете. (Известняк, гранит, мрамор, базальт, песок, галька, глина).

– Можем ли мы определить, не изучая ничего нового, ответить на наш вопрос? (Нет)

– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Отвечать на вопросы

Участвовать в диалоге

Выдвигать предположения

Анализировать

Отвечать на вопросы

Выдвигать тему и цель урока



Предварительный просмотр:

Класс: 3                                                                                                                 

Фрагмент урока по литературному чтению на тему:

 Чтение фрагмента из произведения фрагменты работы с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

Технология продуктивного чтения

Оборудование: презентация, учебник по литературному чтению 3 класс под редакцией Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 3 кл. 1 часть– М.: Вентана-Граф, 2013,программа « Школа 2100»,карточки для работы в группах.

Выполнила студентка: 43 группа

                                                                                                                                              Цыганова Ирина

 Открытие нового знания

Словес. ответы на вопросы

Практический: анализ Т

Словес. монологические высказывания уч-ся.

 

15 мин.

1. Работа с текстом до чтения.

-Прочитайте полное имя автора, чье произведение мы сейчас начнем читать. Знакомо ли оно вам?

Организует прогнозирование содержания произведения.

Первая группа по иллюстрации высказывает свои предположения о том, что может произойти в тексте?

Вторая группа, используя ключевые слова (Ворона, Лисица, сыр, ель), высказывает свое предположение о происходящих событиях.

Третья группа высказывает предположения, о чем пойдет речь в рассказе по его названию и автору.

2.Работа с текстом во время чтения Самостоятельное чтение текста

Организует самостоятельное чтение произведения.

Работать в группах.

Отвечать на поставленные вопросы.

С

амостоятельно читать.

Определять смысл прочитанного отрывка.

Проводить анализ чтения.

Предлагать варианты ответов

Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, ключевых слов, использовать читательский опыт.

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать речь других; умение строить устное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом произведения. Умение определять и формулировать цель его названию и автору. деятельности на уроке с помощью учителя;

Первичное закрепление

Словес. ответы на вопросы

Практический: анализ Т

Словес. монологические высказывания уч-ся.

Практический: выборочное чтение

10 мин.

 3.Перечитывание текста. «Диалог с автором»

Вопросы к автору

Организует анализ произведения. -Подтвердились ли ваши предположения?

-Что заставило Лисицу льстить Вороне?

- Проследите по тексту, какие глаголы использует автор для описания действий Вороны.

-Вспомните последовательность действий, совершаемых Лисицей? С какой целью она это делает?

- Кому из главных героев подходят для описания слова?

-Почему автор называет Лису плутовкой? Предлагает разделить текст на части: завязка, кульминация, развязка, мораль; составить план текста словами из басни.

Перечитывать текст, находят ответы на поставленные вопросы.

Делить текст на части, подбирать заголовки к частям.

Описывать персонажей произведения.

Коммуникативные: умение понимать точку зрения автора, самостоятельно использовать различные виды чтения. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, высказывать свою точку зрения. Умение выразительно читать, пересказывать текст. Регулятивные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Личностные: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), находить ответы на вопросы в тексте.

Вторичное закрепление

Словес. ответы на вопросы

Практический: анализ Т

Словес. монологические высказывания уч-ся.

7 мин

4.Работа с текстом после чтение.

Проблемный вопрос ко всему тексту.

Помогает выявить концептуальную идею, мораль басни.

-Что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

- Какие из пословиц подходят к басне: «Верь своим очам, а не чужим речам»

«На языке медок, а на сердце - ледок»

«У лести нет чести»

-Что высмеивают, обличают басни Крылова? (кого называют «вороной», «лисичкой»)

Выказывать отношение к героям произведения, к их поступкам.

Работать с пословицами, обобщать, делать выводы.

Регулятивные: вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: умение выявлять сущность, особенности произведения. Метапредметные: умение обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умение ориентироваться в нравственном содержании произведения.

                                                                                                        



Предварительный просмотр:

Класс: 3                                                                                                                 

                                                                                                        

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Изменение имён существительных по числам»

Технология оценивания

Оборудование: презентация, учебник 3 класс, часть 2 (Школа 2100), карточки для самостоятельной работы.

Выполнила студентка: 43 группа

                                                                                                                                             Цыганова Ирина

7. Включение в систему знаний, повторение

Метод – словесный; наглядный; практический.

Прием –работа по учебнику; беседа; письменные упражнения

10 мин.

Работа в учебнике.

1. Упр. 249(слова на слайде).

Слайд №8.

Лышма             малыш

есл                     лес

кавру                рукав

лост                 стол

-  Внимательно посмотрите на слова. Что можете сказать о данных славах? (Это имена существительные  муж. рода, одуш. и неодуш.)

Если дети не скажут, что данные существительные обозначают один предмет, то задаю направляющий вопрос:

- о каком количестве предметов идет речь у данных им.сущ.?

– Прочитайте информацию и назовите новый признак имён существительных.

– Когда говорят о единственном числе, а когда о множественном числе?

– Образуйте формы множественного числа. Запишите слова парами.

– Чем они отличаются? (Окончаниями.)

2. Наблюдение над окончаниями существительных ед. и мн. числа женского рода. Картинки на слайде № 9.

Работа в группах.

- И зимой в лесу жизнь продолжается. Снеговичок решил показать нам, каких зверей и птиц можно увидеть в зимнем лесу.

- Как человек помогает животным в зимнее время года?

- Запишите  слова - названия животных женского рода.

Слайд №10.

(Сова, куропатка, синица, рысь, белка, лиса.)

- Образуйте формы множественного числа. Что можете сказать об окончании?

-Выделите окончание существительных  во множественном числе.

3. Понаблюдаем, с помощью каких окончаний образуется форма множественного числа у существительных среднего рода.

Работа в парах.

Упр. 251 (на листочках)

Слайд №11.

Сделайте вывод: какие окончания могут быть у существительных во множественном числе? Сравните свои выводы с теми, которые даны в виде схемы на с. 35.

-Назовите окончания имён существительных опираясь на схему.

Работа с определением (изучающее чтение) (с. 34).

1. Чтение определения.

– Задайте вопросы к каждому абзацу. У вас получится вопросный план.

1) Как изменяются имена существительные?

2) Что обозначает единственное число имён существительных?

3) Когда употребляется множественное число?

– Составьте схему-опору для ответа. Запись на доске и в тетрадях.

Изображают окончания -а, -е, -о – рядом ед.ч., -ы, -и, -а – рядом мн.ч.;

ед.ч. – один;

мн.ч. – много.

2. Чтение примеров (после определения).

3. Вопрос на углубление, осознание грамматического признака.

– Может ли существительное изменяться по числам? Одно это будет слово или разные?

– А по родам? Какой же это признак – постоянный или непостоянный?

– Можно ли число назвать признаком постоянным? (Нет, по числам слово изменяется.)

– Такой признак, который у одного и того же слова может меняться, называется непостоянным.

1. Работа в учебнике.

1. Упр. 252 – развивается умение определять число имён существительных и группировать их по числам.

Самопроверка по образцу с последующей самооценкой.

Слайд №12.

Сделайте вывод: можно ли только по одному окончанию определить число существительного? Что ещё нужно знать? (Что обозначает слово – один или много предметов.)

– Какое можно подобрать слово-помощник для множественного числа? (Они.)

формирование алгоритма самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Выполнять упражнения.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Ориентироваться на развороте учебника

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.



Предварительный просмотр:

Класс: 3                                                                                                                 

                                                                                                        

Фрагмент урока по окружающему миру на тему:

«Обитатели Земли»

Технология проблемно-диалогического обучения

Оборудование: презентация, учебник 3 кл., 1 часть (Школа 2100), карточки для работы в группах, парах.

Выполнила студентка: 43 группа

                                                                                                                                              Цыганова Ирина

Постановка учебной задачи

Метод – словесный

Прием – беседа.

10 мин.

На слайде: Живые участники круговорота веществ.

-О каких участниках круговорота веществ идёт речь?

-Почему их называют живыми?

- А вот с какого участника круговорота веществ мы начнём изучение этого большого раздела, мы узнаем, отгадав кроссворд.

-Какое ключевое слово получилось?

- Кто из вас знает точное значение этого слова?

- Название слова  «флора» произошло от имени древнегреческой богини цветов и весеннего цветения Флоры, она олицетворяет всё самое прекрасное, что есть в природе: цветение садов, цветов, колосков. Пока богиня не приняла власть над землёй, земля была одноцветна и пуста. Но Флора бросила в почву первые семена и земля покрылась ярким нарядом. Все художники и скульпторы изображают Флору необыкновенной красавицей, естественной, как всё то, что она собой олицетворяет, венок из цветов и колосьев путается у неё в длинных волнистых волосах.

Демонстрация цветка в горшке.

- Как долго этот  цветок может радовать глаз?

- От чего это зависит?

- Что необходимо для роста растений?

- А какая профессия в экосистеме у растений?

- А что «производят» растения?

Демонстрация цветка в вазе и в горшке.

- Какое растение проживёт дольше?

- Почему?

- Сегодня на уроке мы рассмотрим растение как умное и слаженное производство, как маленький завод или фабрику.

- Какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы понять, как работает это производство?

Отгадывать загадку (тему) урока

Отвечать на вопросы. Определять тему и задачи урока.

Решать проблему урока.

Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

умение ставить  учебную задачу; развивать логическое  мышление. Личностные: формирование учебно-познавательного  интереса  к новому материалу и способам решения  новой  учебной  задачи.

Открытие нового знания

Метод – словесный, прием – рассказ, беседа, описание, ответы на вопросы.

(Практический : первичное знакомство с текстом)

 10 мин.

Откройте учебник на стр. 78. Прочитайте первый абзац. Ответьте на вопросы.

- Как называются части тела цветкового растения?

- Почему у растения сформировались разные органы?

Работа в парах.

Первый вариант - это практики.  Они работают с иллюстрациями в учебнике.

Второй вариант – это теоретики. Теоретики – работают с учебником – стр. 78 – 79 с нужным абзацем и подчеркивают роль исследуемой части растения. Чтобы найти нужный для работы абзац обратите внимание на выделенное жирным шрифтом слово. Данные заносите в бланк.

Отдельный рассказ о фотосинтезе.

Подведём итоги первого пункта плана.

В тетрадях даны высказывания. Отметьте истины они или ложны. Исправьте неточности в высказываниях.

-По сосудам стебля вверх поднимаются органические вещества.

- Органические вещества обеспечивают энергией всё растение.

- Фотосинтез – это процесс образования минеральных веществ и кислорода.

- На корнях растения имеется множество выростов - волосков, которые помогают быстрее впитывать воду.

Отвечать на вопросы учителя.

Высказывать свои предположения.

Читать текст.

Отвечать на вопросы.

Приводить примеры.

Сравнивать

Подводить итоги.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;