Выступление " Обучаем в деятельности .Требования ФГОС"
презентация к уроку по теме

материал для выступления

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РМО учителей начальных классов «Обучаем в деятельности. Требования ФГОС» Подготовила: учитель начальных классов МКОУ «АСОШ ЦО п. Центральный» Мишина Ольга Николаевна 31.08. 2017 г.

Слайд 2

В свете новых ФГОС, обучение рассматривается как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, развитию способностей, приобретению опыта деятельности и опыта применения знаний в повседневной жизни, формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. (Федеральный Закон об Образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).

Слайд 3

Изменения в деятельности участников образовательного процесса в условиях работы по ФГОС НОО Изменения в деятельности педагогов Изменения во взаимодействии педагогов Изменение в деятельности обучающихся

Слайд 4

Выпускник начальной школы — это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, владеющий УУД : регулятивными, коммуникативными и познавательными.

Слайд 5

Достижение таких результатов требует от учителя способностей к организации активной развивающей деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в виде:  создания проблемных ситуаций на занятии;  организации творческой и исследовательской деятельности учащихся в проектных задачах;  создание условий применения знаний и навыков учащихся в решении практических задач и проблем;  эффективного использование учащимися развивающего оборудования для закрепления и получения знаний;  использования приемов игровой деятельности на занятии;  использования групповых и парных форм организации работы учащихся;  использования информационных и электронных ресурсов;  организация самостоятельной контрольно-оценочной деятельности обучающихся (самоконтроль и самооценка);  создания атмосферы сотрудничества и психологического комфорта. (Примерная ООП НОО)

Слайд 6

Тип учебного занятия Учебное занятие в деятельностной технологии обучения Приоритеты развития Метапредметные результаты: личностное развитие, формирование УУД. Цели урока Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику, осознание учащимися учебных задач. Структура Не регламентирована, направляется результатами деятельности учащихся. Методы и приемы В деятельностной технологии обучения, основная задача учителя – организация условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся , учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе учебно-познавательной деятельности с включением всех ее этапов (постановка цели, планирование, исполнение, контроль и оценка). Используемые методы : Поисково-исследовательские, заключаются в организации активного поиска решения познавательных задач самими учащимися. Процесс мышления приобретает продуктивный характер . Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, создают и разрешают проблемные ситуации, добывают знания в процессе разрешения (исследования) проблемы,анализируют , сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Используемые методы и приемы: эвристическая беседа, мозговой штурм, ролевое разыгрывание, эксперимент, исследование, проектная деятельность, методы системного анализа , метод ТРИЗ, деловая игра моделирование и т.д. Функция учителя Учитель создает условия для активной учебной деятельности учащихся. Деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач. Контрольно-оценоч-ная деятельность Самоконтроль и самопроверка учащимися процесса и результатов собственной деятельности. Коммуни- кации Технология диалога. Учитель планирует коммуникативные задачи урока, организует сотрудничество, взаимодействие учащихся в групповых формах деятельности.

Слайд 7

Обучение на основе «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учебника (учителя): обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Слайд 8

Русский язык: примеры (дидактические средства) учебной деятельности Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и про себя ) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)

Слайд 9

Математика: примеры (дидактические средства) учебной деятельности Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, постановка, решение и генерация математических задач

Слайд 10

Учимся адекватно оценивать собственную деятельность. Лист самооценки (Н.Ф.Виноградова) Оцени свою работу. Подчеркни нужное: 1.Быстро,правильно,самостоятельно. 2.Правильно, но медленно. 3.Правильно, но с помощью других. 4.Быстро, но неправильно. Спасибо, ты настоящий ученик! Желаю успехов! Оценочная рефлексия настроения, внутреннего состояния обучающегося Мое эмоциональное состояние до и после урока

Слайд 11

Познавательная и личностная рефлексия. «Закончи высказывание». Теперь я знаю, что ….. Теперь я смогу отыскать нужный ответ в учебнике. Я сумею объяснить, почему…. Я смогу рассказать, как …. Больше всего на этом уроке мне понравилось …. Мне пока ещё трудно….

Слайд 12

Как и чем измерить эффективность урока? Для учителя Для обучающихся 1. Ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. 2. Достижение планируемых результатов освоения учебных предметов НОО и формирования УУД. 3. Комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО: личностные, метапредметные и предметные результаты. 4. Личностное и профессиональное саморазвитие и совершенствование 1. Создание комфортной развивающей образовательной среды . 2. Повышение качества образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся и их родителей. 3. Укрепление физического, психологического и социального здоровья всех участников образовательного процесса. 4. Выявление и развитие способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность и учреждения дополнительного образования.

Слайд 13

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» - писал немецкий педагог-демократ XIX в. Адольф Дистервег , чьи идеи значительно опередили время и являются актуальными для развития образования XXI века. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

РМО учителей начальных классов

«Обучаем в деятельности.

Требования ФГОС»

Подготовила:

учитель начальных классов

МКОУ «АСОШ ЦО п. Центральный»

Мишина Ольга Николаевна

Суворов, 2017 г.

В  свете  новых  ФГОС,  обучение  рассматривается  как  целенаправленный  процесс организации  деятельности  обучающихся  по  овладению  знаниями,  умениями,  навыками  и компетенциями,  развитию  способностей,  приобретению  опыта  деятельности  и  опыта применения  знаний  в  повседневной  жизни,  формированию  у  обучающихся  мотивации получения  образования  в  течение  всей  жизни.                     (Федеральный  Закон  об  Образовании       в  Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) привело к тотальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы.

Изменения в деятельности педагогов

Деятельность педагога, работающего по ФГОС, также изменилась.

Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает больше времени, но при этом, помимо учебника и методических рекомендаций, он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться ими с коллегами. Весь материал может выкладываться на сайте школы для просмотра родителями, использоваться при дистанционной и иных формах обучения детей.

Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. При планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

Теперь педагоги не привязаны к своему классному кабинету; если возникает необходимость, они могут использовать любые оборудованные помещения: кабинет прикладного творчества, внеурочной деятельности, игровую, лабораторию и т. п.

Изменения в деятельности обучающихся

Изменились требования и к деятельности обучающихся на занятии.

Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени. Характер её стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся учатся формулировать учебные задачи, осознавать цель своей деятельности. Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Учитель формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

Изменения во взаимодействии педагогов

Изменение в работе педагогов в связи с введением ФГОС в начальной школе повлекли за собой изменения в деятельности всех учителей образовательного учреждения.

Педагоги дают уроки в паре, совместно с психологами или логопедами, проводят занятия в параллельных классах. Выросло количество взаимопосещений уроков с целью их дальнейшего анализа.

Учителя обмениваются опытом, не только размещая авторские материалы в печатных изданиях, но и используя единую информационную среду, выступая на заседаниях профессиональных сообществ.

Выпускник начальной школы  —  это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, владеющий УУД: регулятивными, коммуникативными и познавательными.

К ним относятся:

·  способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;

·  самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·  умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;

·  умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

·  умение  осуществлять  информационный  поиск,  сбор  и  выделение  существенной информации из различных информационных источников;

·  умение  использовать  знаково-символические  средства  для  создания  моделей  изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

·  способность  к  осуществлению  логических  операций  сравнения,  анализа,  обобщения, классификации  по  родовидовым  признакам,  к  установлению  аналогий,  отнесения  к известным понятиям;

·  умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при  решении  учебных  проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.                                                       (Примерная ООП НОО)

Достижение  таких  результатов  требует  от  учителя  способностей  к  организации активной развивающей деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в виде:

  создания проблемных ситуаций на занятии;

  организации  творческой  и  исследовательской  деятельности  учащихся  в  проектных задачах;

  создание условий применения знаний и навыков учащихся в решении практических  задач и проблем;

  эффективного использование  учащимися развивающего оборудования для закрепления и получения знаний;

  использования приемов игровой деятельности на занятии;

  использования групповых и парных форм организации работы учащихся;

  использования информационных и электронных ресурсов;

  организация  самостоятельной  контрольно-оценочной  деятельности  обучающихся (самоконтроль и самооценка);

  создания атмосферы сотрудничества и психологического комфорта.

(Примерная ООП НОО)

Средства и  методы, с помощью которых  учитель  может  обеспечить  решение  этих  задач.

Тип учебного занятия

Учебное занятие в деятельностной технологии

обучения

Приоритеты развития

Метапредметные  результаты: личностное  развитие,

формирование  универсальных учебных действий.

Цели урока

Цели урока задаются с тенденцией передачи  функции  от  учителя  к ученику,  осознание  учащимися учебных задач.

Структура

Не  регламентирована, направляется  результатами

деятельности учащихся.

Методы и приемы

В  деятельностной  технологии обучения, основная задача учителя –  организация  условий  для обеспечения  собственной  учебной деятельности  обучающихся, учащиеся  не  получают  знания  в

готовом виде, а добывают их сами в  процессе  учебно-познавательной деятельности  с  включением  всех

ее  этапов  (постановка  цели, планирование,  исполнение, контроль и оценка). Используемые методы: Поисково-исследовательские, заключаются  в  организации активного  поиска  решения познавательных  задач  самими учащимися.  Процесс  мышления приобретает  продуктивный характер. Учащиеся  под  руководством учителя  самостоятельно рассуждают, создают и разрешают проблемные  ситуации,   добывают знания  в  процессе  разрешения (исследования)  проблемы,анализируют,  сравнивают, обобщают,  делают  выводы  и  т.  д., в  результате  чего  у  них формируются осознанные прочные знания. Используемые  методы  и  приемы: эвристическая  беседа,  мозговой штурм,  ролевое  разыгрывание, эксперимент,  исследование, проектная  деятельность,   методы  системного анализа, метод ТРИЗ,  деловая игра моделирование и т.д.

Функция учителя

Учитель  создает  условия  для активной  учебной  деятельности учащихся. Деятельность  учителя  сводится  к оперативному  управлению процессом  решения  проблемных задач.

Контрольно-оценочная деятельность

Самоконтроль  и  самопроверка учащимися  процесса и результатов собственной деятельности.

Коммуни-

кации

Технология диалога. Учитель  планирует коммуникативные  задачи  урока, организует  сотрудничество, взаимодействие  учащихся  в групповых формах деятельности.

Стиль

отношений

учитель-ученик

Субъект-субъект (демократичный).

Интерактивный метод

Обучение на основе

«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учебника (учителя): обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Русский язык:

 примеры (дидактические средства) учебной деятельности

Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами )

Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)

Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)

Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение

Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)

Ежедневное чтение (вслух и про себя ) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)

Математика:

примеры (дидактические средства) учебной деятельности

  •   Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с  телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)
  •    Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)
  •    Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)
  •    Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)
  •    Конструирование и создание (моделей, математических  

   выражений, схем и т.д.)

  •  Ежедневный счет, вычисления, постановка,  решение и генерация математических задач

Учимся адекватно оценивать собственную деятельность.

Лист самооценки (Н.Ф.Виноградова)

Оцени свою работу. Подчеркни нужное:

1.Быстро, правильно, самостоятельно.

2.Правильно, но медленно.

3.Правильно, но с помощью других.

4.Быстро, но неправильно.

                 Спасибо, ты настоящий ученик! Желаю успехов!

Познавательная и личностная рефлексия.

«Закончи высказывание».

  • Теперь я знаю, что …..
  • Теперь я смогу отыскать нужный ответ в учебнике.
  • Я сумею объяснить, почему….
  • Я смогу рассказать, как ….
  • Больше всего на этом уроке мне понравилось ….
  •  Мне пока ещё трудно….

Как и чем измерить эффективность  урока?

Для учителя

Для обучающихся

1. Ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. 2. Достижение планируемых результатов освоения учебных предметов НОО и формирования УУД.

3. Комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО: личностные, метапредметные и предметные результаты.

4. Личностное и профессиональное саморазвитие и совершенствование

1. Создание комфортной развивающей образовательной среды. 2. Повышение качества образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся и их родителей.

3. Укрепление физического, психологического и социального здоровья всех участников образовательного процесса.

4. Выявление и развитие способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность и учреждения дополнительного образования.

 

Подводя итог вышесказанному хотелось бы закончить словами Дистервега

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» - писал немецкий педагог-демократ XIX в. Адольф Дистервег, чьи идеи значительно опередили время и являются актуальными для развития образования XXI века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоения образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС»»

МОУ Раменская СОШ № 5   Доклад на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоенияобразовательных программ в соответствии с требования...

Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС.

Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС....

Выступление на заседании педсовета по теме «Преемственность урочной и внеурочной деятельности как одно из требований ФГОС»

В работе приводятся выкладки о преемственности урочной и внеурочной деятельности учителя в начальном звене...

Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.

В  современной  начальной  школе  сегодня  ребенка  уже  недостаточно  обучить  только  чтению, счету  и  письму. Его  необходимо ...

Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении.«Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС»

Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении учителей начальных классов. Практикум «Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных р...