Технология критического мышления
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Самородова Марина Николаевна

Технология критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология

 критического мышления.

Введение

Цель: познакомить учителей с педагогической технологией критического мышления.

Задачи:

  • выявить особенности, цели, задачи, методы и приемы «Развития критического мышления» как общепедагогической технологии;
  • обосновать возможность и необходимость применения технологии «Развития критического мышления» в процессе преподавания биологии;
  • выявив основные направления естественнонаучного  образования, представить разработки конспектов с применением технологии развития критического мышления.

Объект исследования:  является процесс преподавания  в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: применение технологии развития критического мышления на уроках.

Современного ученика  трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что учащиеся часто испытывают затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам, биология не исключение. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, прежде всего творческое.

Анализируя  деятельность учителей естественнонаучного цикла  можно заметить следующее:

1) обучение ориентировано, на формирование репродуктивных характеристик мышления, на уроках редко создаются проблемные ситуации, практически не применяются интерактивные технологии (диалоговые, игровые, задачные, проблемные).

 2) учебный материал часто  преподносится как сумма фактов, не подвергающаяся впоследствии критической оценке, поощряется воспроизведение учащимися общепринятых определений и формулировок.

3) большинство учителей нашей школы не подготовлены к развитию КМ учащихся, у школьников не стимулируются мотивы и потребность овладения умениями критически мыслить;

Практическая значимость предлагаемого проекта состоит в том, что разработанные конспекты уроков с использованием технологии РКМ могут использоваться в процессе преподавания биологии.

1. Развитие критического мышления как общепедагогической технологии

В основу технологии РКМ положены идеи и положения теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка; Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка; Карла Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении.

         Активными разработчиками технологии КМ, являлись Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл,  они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата.

Американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий:

  • вызова
  • осмысления содержания
  • рефлексии.

Методические приёмы (перепутанные логические цепочки, маркировка восприятия текста с использованием значков «V», «+», «-», «?», заполнение кластеров, таблиц).

Вслед за американскими коллегами российские педагоги и исследователи С.И.Заир-Бек и И.В. Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления в виде следующих этапов:

 1) вызов,

2) осмысление содержания,

3) рефлексия.

Под критическим мышлением большинство  авторов понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

Рассмотрим принципы организации урока с применением технологии «развития критического мышления».

2. Понятие «педагогическая технология»

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве». Технологический подход в образовании возник в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века.         Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.

В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения.

Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин).

Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определённого результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приёмов, средств и форм организации обучения (Т.В. Машарова).

Образовательная технология – это комплекс, состоящий из: представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий (В.В.Гузеев).

Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надёжности и гарантированного результата, чем традиционные способы обучения.

Педагогические технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими. Педагогическая технология изначально должна лишаться личностного оттенка.

Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. На своих уроках я стараюсь использовать  всевозможные виды парной и групповой работы, например, провожу дебаты или дискуссии.

Учителю, работающему в русле критического мышления, необходимо уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для  обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.

Задачи учителя на уроке:

  • научить школьников выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания;
  • отвергать ненужную или неверную информацию;
  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • исключать предвзятые отношение, мнение и суждение;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Учителю необходимо помнить, что не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией.

Ценно не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми дают наибольшие результаты.

Ориентация на КМ предполагает, что ничто не принимается на веру. 

Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

4. Приёмы технологии «Развития критического мышления»

Формы урока РКМ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.

1) Инсерт – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

  • V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
  • - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
  • + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
  • ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2) Мозговая атака.

Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм», Алекс Осборн «Прикладное воображение», 1950. При этом оба эти словосочетания являются вариантами русского перевода английского термина «brainstorming», однако используются в разных сферах и выполняют разные функции. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

3) Групповая дискуссия.

Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.

4) Кластеры.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

5) Синквейн.

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

6) «Продвинутая лекция».

Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.

7) Эссе.

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.

Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

8) Ключевые термины.

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.

9) Перепутанные логические цепочки.

Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Она более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

10) Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

11) Взаимоопрос

Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.

12) Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

5. Организация урока с применением технологии РКМ

Технология РКМ – надпредметная, всепроникающая, она применима в любых программе и предмете.

Стадия вызова настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, который актуализирует предшествующие знания и, что особенно важно, формирует запрос на получение новой информации.

Стадия осмысления – содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ и сортировка информации.

Стадия рефлексии превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информацию, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»(А.С.Пушкин)Методическая разработка : Игра-путешествие «По страницам любимых сказок»     Цель:обобщить и систематизиров...

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления....

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий).

Заинтересовать учащихся в группе продленного дня к знаниям по теме «Сказки», вызвать у детей положительные эмоции, привить интерес к сказкам. Научить их анализировать и интерпритировать....