ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
презентация к уроку на тему

Ересько Тамара Николаевна

В каком случае учитель хочет использовать на своих уроках новые методы, приемы, пытается иначе, чем обычно, организовать учебную деятельность? Вариантов много. Тут и осознанное стремление отойти от привычных схем, и желание к самообразованию, и любопытство перед неизведанным. В ходе самообразования я овладела технологией РКМЧП.

Технология РКМЧП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.

Акценты целей технологии РКМЧП

-        Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

-        Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

-        Развитие аналитического, критического мышления.

Задача научить школьников:

  1. Выделять причинно-следственные связи;
  2. Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  3. Отвергать ненужную или неверную информацию;
  4. Понимать, как различные части информации связаны между собой;
  5. Выделять ошибки в рассуждениях;
  6. Делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  7. Избегать категоричности в утверждениях;
  8. Быть честным в своих рассуждениях;
  9. Определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
  10. Выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
  11. Уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  12. Подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
  13. отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

-        Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

-        Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Особенности

- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

- Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

- Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

- Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предположения типа «Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую».

Организация урока. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.

Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя – в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Технология «Развитие критического мышления» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

В данной технологии, в отличие от традиционной, меняется роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.

Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

 

Хайку как прием ТРКМЧП

 

В технологии РКМЧП хайку является формой письменной рефлексии. Хайку немного сложнее сочинять, чем синквейн. Но младшие школьники проявляют большой интерес и к этой стихотворной форме.

 

Хайку – это лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Каждое хайку – это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке-образе. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времен года.

 

Искусство писать хайку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах. Задача поэта – заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех её деталях.

 

Правила написания хайку:

1. В стихотворении должно быть три строчки и 17 слогов (5 + 7 + 5), но учитывая особенности русского языка, может быть и больше 17 слогов. При этом важно передать "дух" хайку посредством правильного построения "образов".

2. В хайку должно быть сезонное слово (киго) – это слово, указывающее на то, в какое время происходит действие. Возможно как прямое указание ("зимний вечер", "конец лета"), так и косвенное. Например, "сосулька" предполагает весну, "сбор винограда" - конец лета. Сезонное слово может также указывать на время суток.

3. Стихотворение не должно быть многословным. Хайку не называет, а показывает; не объясняет, а передает. В нем нет рифмы.

4. Чаще всего повествование ведется в настоящем времени.

5. Обычно первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. А иногда, наоборот, для введения в тему достаточно одной первой строчки, а для подведения итога требуются две последующие.

6. Хайку может строится на приеме, который называется соположением: имеются два объекта, и хайку представляет динамику их отношений. Можно сопоставить: объект и фон; разные состояния одного объекта; действия; качества/отношения, и т.д.

Чаще всего прием "Хайку" я использую на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.

 

Прием "Кластеры"

 

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.).

 

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

 

Каковы этапы работы при составлении кластера?

1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

 

2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

 

३ этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

 

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:                                                                       

 

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

 

Прием "Кластеры" используется как на стадии «Вызов», так и на стадии «Рефлексия», т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.

 

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.

 

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

 

Прием ТРКМЧП "Я знаю"

 

Перед изучением новой темы выделяю ключевое понятие изучаемой темы и предлагаю учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

 

1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.

2 этап. 2 минуты. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

Пример. Тема: «Человек и природа» 4 класс.

На доске было выписано ключевое слово «Лес». По итогам работы на доске был составлен кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме.

Используя полученный кластер в качестве опоры, я перехожу к объяснению нового материала. Данный прием позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, вовлекать в учебный процесс всех учащихся с учетом их индивидуальных возможностей.

 

 Литература:

  1. Настольная книга завуча начальной школы. ООО «Глобус», 2009
  2. Сайт И. В. Жакулиной

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии критического мышления в начальной школе Составила: учитель начальных классов МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска Ересько Тамара Николаевна

Слайд 2

Современная ситуация в образовании требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одним из таких методов является использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.

Слайд 3

Что такое критическое мышление и приёмы критического мышления на уроках. Критическое мышление – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить и применить. Критическое мышление развивается при диалоговом обучении – диалоги проходят в паре, группе, индивидуально. Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики. Умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.

Слайд 4

Критическое мышление способствует формированию следующих умений: * мыслить , логично; *выражать свою мысль, своё мнение связно, четко, логично; *запоминать и оценивать факты; *формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом; *уметь отстаивать свою позицию.

Слайд 5

«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню ». Жан Жак Руссо Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л . Выгодский Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не критическое мышление. Д . Дьюи Критическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна. К.Поппер

Слайд 6

В чем же различия? Что принципиально нового несет использование критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Слайд 7

Цель ТРКМЧП – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в учебной жизни. (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать) Задачи ТРКМЧП : Формирование нового стиля мышления Развитие базовых качеств личности Развитие аналитического, критического мышления

Слайд 8

Авторы: американские педагоги К.Мередит , Д.Огл , Д.Стил , Ч.Темпл Задачи: повышение качества образовательного процесса; повышение учебной мотивации; повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету; развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни умение принимать взвешенные решения формирование информационной грамотности: развитие способности работать с информацией, выделять главное и второстепенное , анализировать различные стороны явлений

Слайд 9

Что же такое критическое мышление? Критическое мышление есть мышление самостоятельное Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить Критическое мышление стремится к убедительной аргументации Критическое мышление есть мышление социальное

Слайд 10

Модель организации урока включает три этапа: Вызов – «что знаю?» – актуализация знаний Осмысление – «что хочу знать?» - работа с информацией Рефлексия – «что узнал?» – анализ и оценка информации ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 11

1 этап Вызов Приемы: Верные, неверные высказывания Кластер Таблица ЗХУ Корзина идей Дерево предсказаний

Слайд 12

2 Этап Осмысление Приемы: Инсерт Зигзаг Таблицы

Слайд 13

3 этап Рефлексия Приемы: Кластер Эссе Таблицы Синквейн

Слайд 14

Функции стадии вызова * Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе) *Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний) *Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Слайд 15

ПРИЁМЫ: Верите ли Вы, что…?»; «Проблемный вопрос» «Загадка»; «Корзина» идей, понятий, «Что я знаю»….; составление таблицы «ЗУХ»; «Мозговой штурм»; «Составление кластера»; «Ассоциации»; «Дерево предсказаний»; «Перепутанные логические цепочки»; «Верные и неверные утверждения» «Тонкие и толстые вопросы»;

Слайд 16

«Корзина» «Что я знаю» 1 ) Озвучивание темы; 2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос: Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?; 3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний; 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана; 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения разногласия.

Слайд 17

Критическое мышление это отправная точка для развития творческого мышления это способность анализировать информацию это способность задавать вопросы

Слайд 18

Методы и приемы технологии «Развитие критического мышления»: *кластер * синквейн * инсерт (чтение с пометками) *зигзаг *верные и неверные утверждения *таблица "толстых" и "тонких" вопросов

Слайд 19

Методический прием Кластер Это графический прием систематизации материала в виде «грозди». В переводе означает «пучок», «созвездие». Составление «кластера» позволяет: свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы; Кластер может быть использован на разных стадиях урока. «вызов» – для стимулирования мыслительной деятельности. «осмысление» - для построения материала. «рефлексия» - при подведении итогов.

Слайд 20

«Кластер» активизирует мыслительную деятельность учащихся: умение ставить вопросы умение выделить главное умение делать сравнение умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации

Слайд 21

Правила работы над созданием «Кластера»: *постараться построить как можно больше связей *не бояться записывать все, что приходит на ум *дать волю воображению и интуиции *продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут *не следовать по заранее определенному плану

Слайд 24

Кластер Зона степей Погодные условия Растительный мир Охрана Экологические проблемы Деятельность человека Животный мир Географическое положение

Слайд 33

Последовательность составления «Кластера» Посередине чистого листа (доски) написать ключевое слово или предложение, которое является идеей или темой. Зона степей Вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы . Географическое положение Погодные условия Растительный мир Животный мир Деятельность человека Экологические проблемы Охрана

Слайд 34

«Ассоциация» 1) Озвучивание темы; 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?; 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана

Слайд 35

«Верно – не верно» 1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме; 2) Учащиеся ставят знак «+» там где они считают утверждение правильным и знак «-» там где по их мнению оно не верн о

Слайд 36

Толстые и тонкие вопросы Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны ли, было ли, будет ли и т.д. Толстые вопросы: Почему вы, так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д.

Слайд 37

Функции стадии осмысления или содержания *Информационная (получение новой информации) * Систематизационная (классификация, ранжирование информации )

Слайд 38

Приёмы: Инсерт или «Пометки на полях»; «Кластер»; «Чтение с остановками»; «Толстые и тонкие вопросы»; «Знаю-Хочу узнать -Узнал»; « Взаимоопрос »; « Взаимообучение »; «Дневник двойной записи»

Слайд 39

« Инсерт » или «Пометки на полях» «V» «+» «-» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете «?» - если то, что вы читаете, является для вас новым «!» - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу - если то, что вы читаете, вас удивило

Слайд 40

« Взаимоопрос » Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.

Слайд 41

« Взаимообучение » В группах по очереди ученики играют роль учителя: Суммируют содержание абзаца; Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него; Разъясняют, что непонятно; Дают задания для чтения следующего абзаца (Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль сильных учеников)

Слайд 42

«Дневник двойной записи» Слева записывается часть текста, который производит наибольшее впечатление. Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Или просто озадачила. Или вызвала в душе резкий протест. С правой стороны нужно дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызывает? Какой вопрос возник в связи с ней? Читая текст, необходимо время от времени останавливаться и делать подобные пометки в своем дневнике

Слайд 43

«ЗУХ» Особое требование- записывать сведения, факты или понятия только своими словами . З У Х знаю узнал новое хочу узнать

Слайд 44

Функции стадии рефлексии *Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) *Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) *Информационная (приобретение новых знаний) *Оценочная (выработка собственной позиции)

Слайд 45

Приёмы: «Метод 6 шляп»; «Авторский стул» «Кластер»; « Синквейн »; «Пятиминутное эссе»; «Толстые и тонкие вопросы»; «Ромашка вопросов или ромашка Блума »

Слайд 46

Шесть шляп мышления Позитив Факты Эмоции Творчество Проблемы Противоречия Обобщение

Слайд 47

Синквейн » Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях Правила написания: Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия) Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Слайд 48

Стихотворение, состоящее из пяти строк Кто? Что? Предмет Какой? Какая? Какое? Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета Что делает? Три глагола, раскрывающие действия предмета Суть предмета, усиливающая предыдущие две строки Существительное, выступающее как итог

Слайд 49

Синквейн Каким должен быть учитель? Учитель. Душевный, открытый. Развивает, претворяет, думает. Много идей- мало времени. Призвание.

Слайд 50

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ , САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧИТ, РАЗВИВАЕТ, АКТИВИЗИРУЕТ ПОМОГАЕТ СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ РАЗВИТИЕ

Слайд 51

«Эссе» Эссе рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания. Предлагается ответить на вопросы: Что узнал и чему научился на уроке? Что хотел бы узнать?

Слайд 52

Домашнее задание Идеальное задание Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий, выбрать можно любое; Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки

Слайд 53

Использование критического мышления у учащихся начальной школы способствует формированию у учащихся ряда творческих умений: генерировать идеи; найти многовариантное решение проблемы; излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию; кратко излагать свою мысль

Слайд 54

Критическое мышление учит Работать самостоятельно Задавать вопросы Выслушивать чужое мнение Иметь своё мнение и защищать его Критически относится к мнению оппонентов Осуществлять рефлексию своей деятельности Анализировать и классифицировать

Слайд 55

Приём «Корзина понятий..» Положительные характеристики Отрицательные характеристики Без клетки не мог бы существовать организм Злых зверей держать (хищников), чтобы не покусали Перевозить кошек Чтобы не падать на лестнице Скатерть в клетку красивее Не смогли бы играть в шашки/шахматы без клетки Грудная клетка защищает внутренние органы Браконьеры ловят зверей в клетках Жестоко в клетках держать животных Птица разучится летать в клетке Клетка отделяет от своего родного дома Животным лучше на воле, чем в клетке

Слайд 56

Приём «Загадки» У меня отличный слух, Умный взгляд и тонкий нюх. Сразу лезу с кошкой в драку, Потому что я ... Царь зверей раскатисто рычит, Всех зверей собрать спешит, На камень грациозно сев, Скажите, кто же это...

Слайд 57

Приём «Мозговой штурм» по картинке

Слайд 58

Приём «Верите ли, что..» Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+», если нет, то «-».(Работа в группах по карточкам можно индивидуально) • Верите ли, что действие происходит в зоопарке. • Верите ли, что лев наброситься на собаку и разорвёт её. • Верите ли, что лев полюбил собаку. • Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год. • Верите ли, что собака умерла. • Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки.

Слайд 59

Синквейн Собачка Лев собачка маленькая, ласковая, беззащитная прижалась, вскочила, заболела Собачка понравилась льву. дружба лев сильный, верный, заботливый понюхал, играл, тосковал Лев полюбил собачку верность

Слайд 60

Творческие задания Сочинить четверостишье про животных по рассказу Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Слайд 61

Рефлексия «Шарики успеха» Было интересно... — Сегодня на мастер классе я узнал, что... — Больше всего мне понравилось... — Новым для меня стало... — Возьму с собой… — Особенно мне понравилось… — Что нового я узнал? — Где мне было легко? — Что давалось с трудом? — Реально ли применить это на своих уроках? — Что вам понравилось и что вы возьмете с собой? Что еще не совсем понятно… - Что не понравилось или не понятно?

Слайд 62

Работая по технологии КМ, я отмечаю следующие преимущества: • Учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания ; • Увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас ; • С овместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста; • В ырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту; • О бостряется любознательность, наблюдательность; • Р азвивает активное слушание ; • П овышает самооценку .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...

Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Государственное бюджетное общеобразовательное  школа №54     Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...