Рабочая программа по технологии Школа России 1-4
рабочая программа на тему

Чеботарёва Елена Викторовна

Рабочая программа Школа России 1-4

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tehnologiya_1-4.docx63.98 КБ

Предварительный просмотр:

г. Москва

Государственное   бюджетное образовательное учреждение

Школа № 1190

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

учителей начальных классов ГБОУ Школа № 1190

от __30__  августа 2018 г.

______________ Гурская О.М.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_Будная Г.А, _августа 2018 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По технологии  1-4  класс

Уровень образования (класс)- начальное общее

Количество часов :   1 35 ч

Учитель:

                 Чеботарева  Е.В.

           

Программа разработана на основе авторской  программы по технологии Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. – М.: Просвещение. 2011.

Пояснительная записка

Программа по технологии  для 1- 4  классов  разработана на основе авторской программы:  Роговцева Н.И. Технология. 1-4  класс. Рабочие программы /Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. – М.: Просвещение, 2011, и соответствует ФГОС НОО, утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373, ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

  1. Роговцева Н.И. Технология. 1- 4  классы: учебник. /Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг - М.: Просвещение, 2011
  2. Роговцева Н.И. Технология. 1-4 классы: рабочая тетрадь: /Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг.  Пособие для уч-ся.- М.: Просвещение, 2011

     

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
  • Освоение продуктивной проектной деятельностью.
  • Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса: 

- развивать эмоционально-ценностное  отношение   к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомить с современными профессиями;

- формировать умение осуществлять  личностный  выбор способов деятельности, реализовать их  в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;

- формировать идентичность  гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- развивать способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитывать толерантность к мнению и позиции других;

- формировать целостность  картины мира (образа мира) на основе  познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;

-  развивать познавательные мотивы, инициативность, любознательность и познавательные интересы  на основе  связи  трудового и технологического образования  с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формировать  мотивацию успеха, готовность к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- развивать творческий потенциал личности в  процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формировать первоначальные конструкторско-технологические знания и умения на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнения технологии  изготовления любых изделий;

- развивать знаково-символическое и пространственное мышление, творческое и репродуктивное  воображение, творческое мышление;

- обучать умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщать к пониманию обязательности оценки качества продукции,  работе над изделием в формате и логике проекта;

- формировать умение переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий  ручного труда,  использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

-  обучать приемам работы с  природными,  пластичными материалами, бумагой, тканью, формировать  умение подбирать   необходимые  для выполнения изделия инструменты;

- формировать привычку неукоснительно соблюдать  технику безопасности и правила работы с инструментами, организацию рабочего места;

- формировать коммуникативные умения  в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и  принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

Место предмета «Технология» в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение предмета «Технология» в 1 классе 1 час в неделю, всего - 33 часа в год. Со 2 по  4  класс отводится 1 ч. в неделю, 34 часа в год.

Планируемые предметные результаты

изучения технологии в 1 классе

- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

- Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;

-  Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Ученик научиться:

• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;

• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

• организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Ученик получит возможность научиться:

• уважительно относиться к труду людей;

• понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире и уважать их;

• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте,

демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Содержание. 1 класс

Раздел

учебного курса

Количество часов

Раздел 1. Давайте познакомимся 

3ч.

Раздел 2. Человек и земля 

21ч.

Раздел 3. Человек и вода 

3ч.

Раздел 4. Человек и воздух

3ч.

Раздел 5. Человек и информация

3ч.

Всего

33ч.

Давайте познакомимся (3 ч)

Как работать с учебником. (1 час)

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты.

Материалы и инструменты. (1 час)

Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Организация рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места

Что такое технология. (1 час)

Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках.

Понятие: «технология».

Человек и земля (21 ч)

Природный материал. (1 час)

Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.

Понятия: «аппликация», «пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый).

Изделие: « Аппликация из листьев».

Пластилин. (2 часа)

Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии.

Понятия: «эскиз», «сборка».

Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».

Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции.

Понятие: «композиция».

Изделие «Мудрая сова».

Растения. (3 часа)

Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями связанными с земледелием. Получение и сушка семян.

Понятие: «земледелие»,

Изделие: «заготовка семян»

Проект «Осенний урожай».

Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином, навыков использования инструментов.

Понятие: «проект».

Изделие. «Овощи из пластилина».

Бумага. (1 час)

Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее.

Понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы».

Изделие. Закладка из бумаги

Насекомые. (1 час)

Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Составление плана выполнения изделия по образцу на слайдах. Выполнение изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски).

Изделие «Пчелы и соты».

Дикие животные. (2 часа)

Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре.

Проект «Дикие животные».

Изделие: «Коллаж «Дикие животные»

Домашние животные.(2 часа)

Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином.

Изделие: «Котенок».

Такие разные дома. (1 час)

Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов.

Понятия: «макет», «гофрированный картон».

Изделие: « Домик из веток».

Посуда. (2 часа)

Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза.

Понятия: «сервировка», «сервиз».

Проект «Чайный сервиз»

Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница»

Свет в доме. (1 час)

Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом. Изделие: « Торшер».

Мебель (1 час)

Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу.

Изделие: «Стул»

Одежда Ткань, Нитки (1 час)

Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии.

Понятия: «выкройка», «модель»

Изделие: «Кукла из ниток»

Учимся шить (2 часа)

Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц.

Изделия: «Закладка с вышивкой», « Медвежонок».

Передвижение по земле (1 часа)

Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения для жизни человека. Знакомство с конструктором его деталями и правилами соединения деталей. Выполнение из конструктора модели тачки.

Изделие: «Тачка».

«Человек и вода» 3 часа

Вода в жизни человека. (1 час)

Вода в жизни растений. Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян.

Понятие: «рассада».

Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»

Питьевая вода. (1 час)

Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.

Изделие: «Колодец»

Передвижение по воде. (1 час)

Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги. Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом.

Понятие: «оригами».

Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»

«Человек и воздух» 3 часа.

Использование ветра. (1 час)

Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу.

Понятие: «флюгер».

Изделие: «Вертушка»

Полеты птиц. (1 час)

Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе.

Понятие: «мозаика».

Изделие: «Попугай»

Полеты человека. (1 час)

Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу.

Понятия: «летательные аппараты».

Изделие: «Самолет», «Парашют»

Человек и информация - 3 часа.

Способы общения. 1 час

Изучение способов общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование,шифрование).

Изделия: «Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо».

Важные телефонные номера. Правила движения.1 час

Знакомство со способами передачи информации Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение.

Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы.

Компьютер. 1 час.

Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации.

Понятия: «компьютер», «интернет»


Календарно-тематическое планирование. 1 класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

План

Дата

Факт

Примечание

Давайте познакомимся (3 ч)

1

Как работать с учебником.

1

1 нед.

2

Материалы и инструменты.

1

2 нед.

3

Что такое технология.

1

3 нед.

Человек и земля (21 ч)

4

Природный материал.

Изделие: « Аппликация из листьев».

1

4 нед.

РК

5

Пластилин

Изделие: «Ромашковая поляна».

1

 5 нед.

РК

6

Пластилин. Изделие: «Мудрая сова».

1

6 нед.

РК

7-9

Растения. Изделие: «заготовка семян»

Проект «Осенний урожай».

Изделие. «Овощи из пластилина».

3

7 нед.

8 нед.

9 нед.

РК

10

Бумага. Изделие. Закладка из бумаги.

1

10 нед.

11

Насекомые. Изделие «Пчелы и соты».

1

11 нед

РК

12-13

Дикие животные. Проект «Дикие животные».

Изделие: «Коллаж «Дикие животные»

2

12 нед.

13 нед.

РК

14

15

Домашние животные.

Изделие: «Котенок».

2

14 нед.

15 нед.

 

РК

16

Такие разные дома.

1

16 нед.

РК

17-18

Посуда. Проект «Чайный сервиз».

Изделия: «чашка», «чайник», «сахарница»

2

17 нед.

18 нед.

19

Мебель Изделие: «Стул»

1

19 нед.

20

Одежда Ткань, Нитки  

Изделие: «Кукла из ниток»

1

20 нед.

21-23

Учимся шить. Изделия: «Закладка с вышивкой», «Медвежонок»

3

21 нед.

22 нед.

23 нед.

24

Передвижение по земле Изделие: «Тачка».

1

24 нед.

РК

«Человек и вода» 3 часа

25

Вода в жизни человека.  

Вода в жизни растений.  

Изделие: «Проращивание семян»,

 «Уход за комнатными растениями»

1

25 нед.

РК

26

Питьевая вода.  Изделие: «Колодец

1

26 нед.

РК

27

Передвижение по воде.

Проект:  «Речной флот»,

Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»

1

27 нед.

РК

«Человек и воздух» 3 часа.

28

Использование ветра. Изделие: «Вертушка

1

28 нед.

29

Полеты птиц. Изделие: «Попугай»

1

29 нед.

30

Полеты человека.

Изделие: «Самолет», «Парашют»

1

30 нед.

 

Человек и информация-3часа.

31

Способы общения.  

Изделия: «Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо»

1

31 нед.

32

Важные телефонные номера, Правила движения. Изделие:  Составление маршрута  безопасного  движения от дома до школы.

1

32 нед.

 

РК

33

Компьютер.

1

33 нед.

Планируемые предметные результаты

изучения технологии в 2 классе

Предметными результатами изучения курса «Технология» во 2 классе является сформированность следующих умений:

  • доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда;
  • приобретение навыков самообслуживания, овладения технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
  • элементарные умения предметно-преобразовательной области;
  • знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий;
  • элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

 Ученик научится:

  • - называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
  • - понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
  • - анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
  • - организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Ученик получит возможность научиться:

  • - уважительно относиться к труду людей;
  • - понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
  • - понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Ученик научится:

  • - на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • - отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
  • - применять приёмы  безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать  чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Ученик получит возможность научиться:

  • - отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  • - прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Конструирование и моделирование

Ученик научится:

  • - выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения;
  • - анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу;
  • - изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;
  • - анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;
  • - изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.

Ученик получит возможность научиться:

  • - изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
  • - создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.

ИКТ- компетентность

Ученик научится:

  • - соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
  • - использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
  • - создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Ученик получит возможность научиться:

  • - пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.


Содержание тем. 2 класс

№ п\п

Название раздела

 Всего часов

1

Давайте познакомимся

1

2

Человек и земля

23

3

Человек и вода

3

4

Человек и воздух

3

5

Человек и информация

4

ИТОГО

34

Как работать с учебником (1 ч)

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.

Человек и земля (23 ч)

Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивание овощных культур. Технология выращивания лука в домашних условиях.

Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления посуды из глины и оформление её при помощи глазури. Плетение корзин.

Закрепление приёмов работы с пластилином. Составление плана работы по слайдам.

Знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой. Сравнение приёмов работы с солёным тестом и приёмов работы с пластилином. Знакомство с профессиями пекаря, кондитера.

Народный промысел хохломская роспись. Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объёмное изделие.

Дымковская игрушка. Закрепление навыков работы с пластилином. Самостоятельное составление плана работы по изготовлению изделия.

История матрёшки. Работа резчика по дереву и игрушечника. Разные способы росписи матрёшек. Анализ изготовления изделия согласно заданной последовательности. Разметка деталей на ткани по шаблону. Соединение деталей из разных материалов при помощи клея.

Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Закрепление умений работать с пластилином и составлять тематическую композицию. Приём получения новых оттенков пластилина.

Значение лошади в жизни человека. Конструирование из бумаги движущейся игрушки. Подвижное соединение деталей при помощи иглы и ниток, скрепок.

Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена и т.д. Свойства природных материалов. Аппликация из природного материала. Приём нанесения разметки при помощи кальки.

История возникновения ёлочных игрушек и традиций празднования Нового года. Симметричные фигуры. Приёмы изготовления изделий из яичной скорлупы.

Особенности деревянного зодчества. Знакомство с профессией плотник. Инструменты и материалы, используемые при строительстве избы. Выполнение работы в технике полуобъёмная пластика. Особенности разметки деталей сгибанием и придание им объёма, скручивание деталей с помощью карандаша.

Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Правила работы с новым инструментом – циркулем. Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Работа с нитками и бумагой.

Убранство русской печи. Утварь. Значение печи в быту. Устройство печи: лежанка, устье, шесток. Печная утварь. Изготовление модели печи из пластилина. Самостоятельное составление плана изготовления по иллюстрации.

Ткачество. Украшение дома ткаными изделиями. Знакомство со структурой ткани, переплетением нитей. Изготовление модели ковра, освоение способа переплетения полосок бумаги. Выполнение разных видов переплетений.

Национальный костюм и особенности его украшения. Виды, свойства и состав тканей. Виды волокон. Работа с нитками и картоном. Освоение приёмов плетения в три нити.

Создание национального костюма (женского и мужского). Элементы мужского и женского костюмов. Способы украшения костюмов. Изготовление изделия с помощью технологической карты. Знакомство с правилами разметки ткани. Создание выкроек.

Технология выполнения строчки косых стежков. Работа с ткаными материалами. Разметка ткани по шаблону, изготовление выкройки. Виды ниток и их назначение. Правила работы с иглой, правила техники безопасности при шитье. Организация рабочего места при шитье.

Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Технология выполнения тамбурных стежков.

Человек и вода (3 ч)

Вода и её роль в жизни человека. Рыболовство. Приспособления для рыболовства. Новый вид техники – «изонить». Рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте.

Композиция из природных материалов. Соотнесение формы, цвета и фактуры природных материалов с реальными объектами.

Полуобъёмная аппликация. Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Знакомство со сказочным морским персонажем. Использование литературных текстов для презентации изделия.

Человек и воздух (3 ч)

Значение птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой: сгибание, складывание.

Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объёмной модели мельницы на основе развёртки. Самостоятельное составление плана изготовления изделия.

Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование.

Новый вид материала – фольга. Свойства фольги. Использование фольги.

Соединение деталей при помощи скрепки.

Человек и информация (4 ч)

История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книги для человека. Оформление разных видов книг.

Выполнение чертежей, разметка по линейке. Правила разметки по линейке.

Способы поиска информации. Правила набора текста. Поиск в Интернете информации об издательстве «Просвещение».

Календарно-тематическое планирование. 2 класс

уро

ка

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Приложение

План

факт

1

Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником.

1

1 неделя

« Человек и земля» (23ч)

2

Земледелие.

Практическая работа: выращивание лука.

1

2 неделя

3

Изделие: «корзина с цветами»

1

3 неделя

4

Изделие: «Семейка грибов на поляне».

1

4неделя

5

Изделие: «Игрушка из теста»

1

5 неделя

6

Проект «Праздничный стол».

1

6 неделя

7

Изделие: «Золотая хохлома».

1

7 неделя

 

8

Изделие: «Городецкая роспись».

1

8 неделя

9

Изделие «Дымковская игрушка»

1

9 неделя

10

Изделие: «Матрешка».

1

10 неделя

11

Изделие: пейзаж «Деревня»

1

11 неделя

РНК

12

Изделие: «Лошадка»

1

12 неделя

13

Изделие: «Курочка из крупы»

1

13 неделя

14

Проект «Деревенский двор»

1

14 неделя

РНК

15

Изделия: «Новогодняя маска», «Елочные игрушки  из яиц»

1

15 неделя

16

Изделие: «Изба»

1

16 неделя

РНК

17

Изделие: «Домовой» 

1

17 неделя

18

Изделие: «Русская печь»

1

18 неделя

РНК

19

Изделие: «Коврик».

1

19 неделя

20

Изделие: «Стол и скамья»

1

20 неделя

21

Изделие «Русская красавица».

1

21 неделя

РНК

22

Изделие: «Костюм для Ани и Вани»

1

22 неделя

23

Изделие: «Кошелек»

1

23 неделя

24

Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетки».

1

24 неделя

Человек и вода (3ч)

25

Изделие: композиция «Золотая рыбка».

1

25 неделя

26

Изделие: «Аквариум»

1

26 неделя

27

Изделие: «Русалка»

1

27 неделя

Человек и воздух (3ч)

28

Изделие: «птица счастья»

1

28 неделя

29

Изделие: «ветряная мельница»

1

29 неделя

30

Изделие: «флюгер»

1

30 неделя

Человек и информация (4ч)

31

Изделие: «Книжка-ширма»

1

31 неделя

32

Поиск информации в Интернете.

1

32 неделя

33

Поиск информации в Интернете.

1

33 неделя

34

Заключительный урок. Презентация изделий.

1

34 неделя

Планируемые предметные результаты

изучения технологии в 3 классе

               Программа обеспечивает достижения учащимися 3 класса определенных предметных результатов        

-получать первоначальные представления о значении труда

-формировать первоначальные представления о материальной культуре

-приобретать навыки самообслуживания

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.

Учащийся будет знать о:

характерных особенностях изученных видов декоративно­прикладного искусства;

профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).

Учащийся будет уметь:

узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;

соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле­ и радиоаппаратурой).

2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно­практической деятельности.

Учащийся будет знать:

названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);

последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;

линии чертежа (осевая и центровая);

правила безопасной работы канцелярским ножом;

косую строчку, её варианты, назначение;

несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Учащийся будет иметь представление о:

композиции декоративно­прикладного характера на плоскости и в объёме;

традициях канонов декоративно­прикладного искусства в изделиях.

Учащийся будет уметь (под контролем учителя):

читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;

выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов с опорой на чертёж (эскиз);

подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;

выполнять рицовку;

оформлять изделия и соединять детали строчкой косого стежка и её вариантами;

находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

решать доступные технологические задачи.

3. Конструирование и моделирование.

Учащийся будет знать:

простейшие способы достижения прочности конструкций.

Учащийся будет уметь:

конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно­художественным условиям;

изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.

4. Практика работы на компьютере.

Учащийся будет знать:

названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

основные правила безопасной работы на компьютере.

Учащийся будет иметь общее представление о:

назначении клавиатуры, приёмах пользования мышью.

Учащийся будет уметь (с помощью учителя):

включать и выключать компьютер;

пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);

выполнять простейшие операции над готовыми файлами и папками (открывать, читать);

работать с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD,DVD): активация диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий, закрытие материала и изъятие диска из компьютера.

Содержание учебного материала. 3 класс

Раздел программы

Содержание ФГОС НОО

Кол-во часов

Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником

(Путешествие по городу)

Знакомство с учебником

1

Человек и земля

Знакомство с основами черчения, выполнение чертежа развёртки, правила безопасности при работе с ножницами, научить различать формат бумаги А 3, А4, расширять представления о профессиях

18

Человек и вода

Познакомить с конструкциями мостов разных видов в зависимости от их назначения, учить соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами

5

Человек и воздух

Знакомство учащихся с техником оригами, учить складывать, познакомить с возникновением зоопарков в России, формировать навыки самостоятельной работы

4

Человек и информация

Знакомство с основными этапами книгопечатания, показать значение изобретения книгопечатания  в жизни человека, познакомить с профессиональной деятельностью печатника, учить  самостоятельно работать

4

Красота вокруг нас

Знакомить учащихся с садовыми и полевыми цветами, познакомить с профессией садовода, цветовода, учить  самостоятельно работать

2

Введение (1 ч)

Элементы содержания темы.

Особенности содержания учебника для 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии опенки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.

Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод

Тема 1.   Человек и Земля (18 часа)

Элементы содержания темы.

Архитектура. Изделие из бумаги «Дом». (1час)

Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу.

Городские постройки. Изделие из бумаги. «Телебашня» (1час)

Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.

Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа

Назначение  городских построек,  их архитектурные особенности.

Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание, откусывание).  Правила безопасной работы плоскогубцами, острогубцами.

Объёмная модель телебашни из проволоки.

Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.

Работа с природным материалом. (1 час)

Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией.

Детская площадка. (1 час)

Выполнение чертежа. Работа с бумагой. Изделие: качели, игровой комплекс.

Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор.

Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта.  Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции).

Понятия: защита проекта.

Работа с тканью. Строчка стебельчатых швов. (1 час)

Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды — вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков.

Работа с тканью. Украшение. (1 час)

Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.

Вязание. Воздушные петли. Композиция из воздушных петель. (1час).

Работа с тканью. Изделие игольница. (1 час.)

Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Понятия:  ателье, фабрика, ткань,  пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды  аппликации, монограмма, шов. Выкройка.

Бисероплетение. Изделие: цветочки. (1 час)

Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером.

Работа с бумагой. Изделие: весы. (1 час)

Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее.

Работа с бумагой. Изделие «Кухонные принадлежности». (1 час) 

 Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок.

Кухонные инструменты и приспособления.

Работа со съедобными материалами. Бутерброды. (1 час.)

Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи.

Работа с бумагой. Изделие «салфетница». Оформление салфетницы. (1 час)

Сервировка стола к завтраку. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов.

Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток.

Лепка. Брелок из ключей. (1 час.)

Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии.

Панно из пластилина. Оформление. (1 час)

Мастерская Деда Мороза. (1 час).

Автомастерская. Изделие: Фургон «Мороженое» (1 час).

Автомастерская. Пластилин: Грузовик, автомобиль. (1 час).

Тема 2.   Человек и вода (5 часов)

Мосты. Изделие: мост. (1 час).

Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения деталей — натягивание нитей. Понятия:  мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.

Водный транспорт. Изделие: яхта. (1 час)

Виды водного транспорта. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование.

Океанариум. Работа с текстильными материалами. Изделие: Осьминог. (1 час.)

Океанариум. Работа с текстильными материалами. Изделие: рыбки. (1 час)

Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой.

Работа с пластичными материалами. Изделие:Фонтан. (1 час.)

Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.

Тема 3.   Человек и воздух (4 часов)

Зоопарк. Работа с бумагой. Складывание. Оригами. Птицы- «Утки», птицы – «Гусь». (2 час).

История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание.

Вертолетная площадка. Изделие: вертолет «Муха» (1 час)

Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора.

Папье – маше. Работа с бумагой. Изделие «Воздушный шар». (1 час.)

Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта.

Тема 4.   Человек и информация (4 часов)

Кукольный театр.  Работа с тканью. Проект: «Готовим спектакль». (1 час).

Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора,  кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре.

Работа с различными материалами. Изделие: аквариум. (1 час.)

Переплетная мастерская. (1 час).

Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика.

Почта. Экскурсия. Работа с почтовыми бланками. (1 час).

Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.

Тема 5.   Красота вокруг нас (2 часов)

 Садовые цветы. (1час).

Полевые цветы. (1 час).

Знакомить учащихся с садовыми и полевыми цветами, познакомить с профессией садовода, цветовода, учить  самостоятельно работать

Тема 6. Итоговый урок (1 час)

Урок – выставка детских работ за год.


Календарно-тематическое планирование. 3 класс

п/п

Разделы, тема урока

Количество часов

Дата. План

Дата

Факт

Приме

чание

«Здравствуй, дорогой друг!»

1

1

Как работать с учебником

1

1 неделя

Человек и земля

18

2

Архитектура. Изделие из бумаги « Дом »

1

2 неделя

рнк

3

Городские постройки. Изделие из бумаги. «Телебашня »

1

3 неделя

4

Работа с природным материалом.

1

4 неделя

рнк

5

Детская площадка. Выполнение чертежа

Детская площадка. Работа с бумагой.

Изделие: качели, игровой комплекс.

1

5 неделя

рнк

6

Работа с тканью. Строчка стебельчатых швов

1

6 неделя

7

Работа с тканью. Украшение

1

7 неделя

рнк

8

Вязание. Воздушные петли.

Композиция из воздушных петель

1

8 неделя

рнк

9

Работа с тканью. Изделие: Игольница

1

9 неделя

10

Бисероплетение

Изделие: цветочки

1

10 неделя

рнк

11

Работа с бумагой. Изделие: Весы

1

11 неделя

12

Работа с бумагой. Изделие «Кухонные принадлежности»

1

12 неделя

13

Работа со съедобными материалами. Бутерброды

1

13 неделя

14

Работа с бумагой «Салфетница».

Оформление салфетницы.

1

14 неделя

15

Лепка. Брелок ключей

1

15 неделя

16

Панно из пластилина. Оформление.

1

16 неделя

17

Мастерская деда Мороза

1

17 неделя

18

Автомастерская

Изделие: Фургон «Мороженое»,

1

18 неделя

19

Автомастерская

Пластилин: Грузовик, автомобиль

1

19 неделя

Человек и вода

5

20

Мосты. Изделие: Мост

1

20 неделя

рнк

21

Водный транспорт

Изделие: Яхта

1

21 неделя

рнк

22

Океанариум

Работа с текстильными материалами

Изделие:Осьминоги.

1

22 неделя

23

Океанариум

Работа с текстильными материалами

Изделие: рыбки

1

23 неделя

24

Работа с пластичными материалами

Изделие: Фонтан

1

24 неделя

Человек и воздух

4

25

Зоопарк. Работа с бумагой

Складывание. Оригами

Изделие: птицы-«Утка»

1

25 неделя

рнк

26

Зоопарк. Работа с бумагой

Складывание. Оригами

Изделие: птицы - «Гусь»

1

26 неделя

27

Вертолетная площадка

Изделие: вертолёт «Муха»

1

27 неделя

рнк

28

Папье-маше

Работа с бумагой

Изделие: «Воздушный шар»

1

28 неделя

Человек и информация

4

29

Кукольный театр

Работа с тканью

Проект: «Готовим спектакль»

1

29 неделя

30

Работа с различными материалами

Изделие: аквариум

1

30 неделя

31

Переплётная мастерская

1

31  неделя

рнк

32

Почта. Экскурсия. Работа с почтовыми бланками.

1

32 неделя

Красота вокруг нас

2

33

Садовые цветы

1

33 неделя

рнк

34

Полевые цветы.

Итоговый урок.

1

34 неделя

Планируемые предметные результаты

изучения технологии в 4 классе

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.

Учащийся будет иметь общее представление:

  • о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
  • об основных правилах дизайна и их учёте при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
  • о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

Учащийся будет уметь:

  • организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
  • использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов в собственной творческой деятельности;
  • защищать природу и материальное окружение и бережно относиться к ним;
  • безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайниками, компьютером);
  • выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, зашивать разрывы по шву).

2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.

Учащийся будет знать:

  • названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
  • последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;
  • линии чертежа (осевая и центровая);
  • правила безопасной работы канцелярским ножом;
  • косую строчку, её варианты, назначение;
  • несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Учащийся будет иметь представление о:

  • дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
  • основных условиях дизайна — единстве пользы, удобства и красоты;
  • композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
  • традициях канонов декоративно-прикладного искусства в изделиях;
  • стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
  • художественных техниках (в рамках изученного).

Учащийся будет уметь самостоятельно:

  • читать простейший чертёж (эскиз) плоских и объёмных изделий (развёрток);
  • выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;
  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
  • выполнять рицовку;
  • оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и её вариантами;
  • находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета).

3. Конструирование и моделирование.

Учащийся будет знать:

  • простейшие способы достижения прочности конструкций.

Учащийся будет уметь:

  • конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
  • выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.

4. Практика работы на компьютере.

Учащийся будет иметь представление о:

  • использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.

Учащийся будет знать:

  • названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).

Учащийся научится с помощью учителя:

  • создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
  • оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
  • работать с доступной информацией;


Содержание тем учебного курса. 4 класс

 

Раздел

учебного курса

Количество часов

Раздел 1.  Знакомство с учебником

1

Раздел 2.  Человек и земля

21

Раздел 3. Человек и вода

3

Раздел 4.  Человек и воздух.

3

Раздел 5.  Человек и информация.

6

Общее  количество часов

34 ч

Как работать с учебником (1 ч)

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Материалы. Понятия: технология, материалы, инструменты, технологический процесс.

Человек и земля (21 час)

Вагоностроительный завод (2 часа)

Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона. Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны. Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, ходовая часть, кузов вагона. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона».

Полезные ископаемые (2 часа)

Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России, новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями).  Понятия: полезные ископаемые, месторождение, поделочные камни, мозаика, имитация. Профессии: геолог, буровик, мастер по камню. Изделия: «Буровая вышка», «Малахитовая шкатулка».

Автомобильный завод (2 часа)

Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «Камаз». Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. Изделия: «КамАз», «Кузов грузовика».

Монетный двор (2 часа)

Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом – теснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой. Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, авере, реверс, штамповка, литье, теснение. Изделия: «Стороны медали», «Медаль».

Фаянсовый завод (2 часа)

Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. Профессии: скульптор, художник. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». Тест: «Как создается фаянс».

Швейная фабрика (2 часа)

Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем. Освоение технологии создания мягкой игрушки. Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик. Понятия: кустарное производство, швейная фабрика, лекало, мерка, размер, мягкая игрушка. Изделия: «Прихватка», «Птичка».

Обувное производство (2 часа)

Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знания о видах бумаги, приемах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви. Изделие: «Модель детской летней обуви».

Деревообрабатывающее производство (2 часа)

Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Конструирование. Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-тесак. Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений».

Кондитерская фабрика (2 часа)

Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Правила поведения при приготовлении пищи. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: како-бобы, какао-крупка, какао тертое, какао-масло, конширование. Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия». Изделия: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье».

Бытовая техника (2 часа)

Знакомство с бытовой техникой и ее значением в жизни людей. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж».  Профессии: слесарь-электрик, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Практическая работа «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов». Изделия: «Настольная лампа», «Абажур».

Тепличное хозяйство (1 час)

Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии:  агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. Изделие: «Цветы для школьной клумбы».

Человек и вода (3 часа)

Водоканал (1 час)

Знакомство системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Познакомить со способами фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи стремера. Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи. Изделие: «Фильтр для очистки воды».

Порт (1 час)

Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел. Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы». Изделие: «Канатная лестница».

Узелковое плетение (1 час)

Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме. Изделие: «Браслет».

Человек и воздух (3 часа)

Самолетостроение. Ракетостроение (3 часа)

Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, конструкция самолета и ракеты. Знакомство с историей возникновения воздушного змея, конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Профессии: летчик, космонавт.  Понятия: самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. Изделия: «Самолет», «Ракета-носитель», «Воздушный змей».

Человек и информация (6 часа)

Создание титульного листа (1 час)

Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей. Элементы книги и использование ее особенностей при издании. Профессии: редактор, технический редактор, корректор. художник. Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплетная крышка, титульный лист. Изделие: «Титульный лист».

Работа с таблицами (2 час)

Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Office Word. Понятия: таблица, строка, столбец. Изделие: «Таблица».

Создание содержания книги (2 час)

ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника». Изделие: «Содержание».

Переплетные работы (2 часа)

Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Понятия: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок. Изделие: «Книга «Дневник путешественника».

Календарно-тематическое планирование. 4 класс

п\п

Тема

урока

Кол-во

часов

Дата факт

Дата

план

Примечание

Раздел 1. Знакомство с учебником.

1

Как  работать с учебником.

1

1 неделя

 

Раздел 2. Человек и земля (21 час)

2

Вагоностроительный завод.. «Ходовая часть (тележка)».

1

 2 неделя

 

3

Самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны.  «Кузов вагона»

1

3 неделя

 

4

Полезные ископаемые.   «Буровая вышка»

1

4 неделя

 рнк

5

Изделие, имитирующее технику русской мозаики. «Малахитовая шкатулка»

1

5 неделя

6

Автомобильный завод.  

«Камаз».

1

 6 неделя

 рнк

7

Совершенствование навыков работы с различными видами конструкторов. «Кузов грузовика»

1

7 неделя

8

Монетный двор. Прием тиснения по фольге.  

«Стороны медали»

1

8 неделя

Рнк

9

10

Монетный двор.  Прием тиснения по фольге. «Медаль»

1

 9 неделя

10 неделя

 

Фаянсовый завод. Совершенствование приемов        и способов  работы с пластилином. «Основа для вазы»

1

11

Совершенствование приемов        и способов  работы с  пластичным материалом (пластилином). « Ваза».

1

11 неделя

 

12

Швейная фабрика.  «Прихватка».

  1

 12 неделя

 рнк

 

13

Швейная фабрика. «Новогодняя игрушка»

1

13 неделя

14

Обувное производство «Модель детской летней обуви»

1

14 неделя

15

Обувное производство.  «Модель детской летней обуви

1

15 неделя

 

16

Деревообрабатывающее  производство. «Технический рисунок лесенки-опоры для растений».

1

16 неделя

 рнк

17

Деревообрабатывающее  производство..  Самостоятельное декорирование. «Лесенка-опора для растений».

1

17 неделя

рнк

18

-19

Кондитерская фабрика.   Производство шоколада из какао-бобов.  Правила поведения при приготовлении пищи.

Тест «Кондитерские изделия». «Шоколадное печенье»

1

18 неделя

19неделя

 Рнк

Кондитерская фабрика.    « Пирожное «Картошка».

1

20

Бытовая техника. «Настольная лампа»

1

20 неделя

 

21

Бытовая техника.  «Абажур. Сборка настольной лампы»

        1

21 неделя

22

Тепличное хозяйство. «Цветы для школьной клумбы»

1

 22неделя

 Рнк

Раздел 3. Человек и вода (3 часа)

23

Водоканал. Фильтр для очистки воды»

1

23 неделя

 

24

Порт. «Канатная лестница»

1

24 неделя

 рнк

25

Узелковое плетение. «Браслет»

1

25 неделя

 Рнк

Раздел 4. Человек и воздух (3 часа)

26

27

Самолетостроение. «Самолет»

1

26 неделя

 

Самолетостроение «Ракета-носитель»

1

27 неделя

 

28

Самолетостроение.

«Воздушный  змей»

1

 28 неделя

 

Раздел 5. Человек и информация (6 часов)

29

Создание титульного листа.  «Титульный лист»

1

29 неделя

 

30

Работа с таблицами.  Создание таблицы в программе  Microsoft Word.

1

30 неделя

 

31

Создание содержания книги. «Содержание»

1

31 неделя

 

32

Переплетные работы. «Дневник путешественника»

1

32 неделя

 

33

Переплетные работы.  «Дневник путешественника»

1

33неделя

34

Презентация работ, выбор лучших. Выставка.

1

34 неделя

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии  "Школа России" 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по технологии.Школа России.4 класс.Автор:Геронимус.Этот материал будет интересен тем, кто доучивает по старому....

Рабочая программа по технологии (Школа России) 3 кл

Программа составлена по триместрам...

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии по программе "Школа России" полностью соответствует всем требованиям ФГОС....

Аннотация к рабочей программе по технологии "Школа России"

Аннотация к рабочей программе по технологии  "Школа России"   1-4 классы...