Анализ работы МО учителей начальных классов "Родничок"
учебно-методический материал

Материал содержит анализ работы МО учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа»

                                Анализ

 работы методического объединения

учителей начальных классов

 «Родничок»

за 2018 – 2019 учебный год

                           Руководитель: Коновалова Елена Борисовна

                                             

Цель анализа:

определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной деятельности и педагогической поддержки в соответствии с его профессиональными потребностями с целью достижения поставленных перед школой задач.

Предмет анализа:

учебно-воспитательная и методическая работа членов МО.

                    Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО

         Деятельность МО в 2018-2019 учебном году строилась в соответствии с методической темой  школы «Развитие конкурентно способной личности в условиях сельской малокомплектной школы в период реализации ФГОС  НОО  и  поэтапного введения ФГОС ООО» и темой МО учителей начальных классов «Формирование первичных навыков смыслового чтения учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности».

       Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая объективный уровень состояния учебного процесса, уровень воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие цель и задачи.

       Цель: выявление оптимальных средств, методов, приёмов работы по формированию первичных навыков смыслового чтения младших школьников в  период реализации ФГОС НОО.

       Задачи:

  1. совершенствовать работу  по формированию первичных навыков смыслового чтения младших школьников;
  2. продолжить работу по развитию индивидуальных способностей школьников посредством внедрения в учебно – воспитательный процесс приемов личностно – ориентированного образования, использования дифференцированных форм обучения как в процессе обучения, так и при организации воспитательного процесса;
  3. использовать систему мониторинга успешности обучения школьников с целью выявления отрицательной динамики качества знаний, своевременного устранения недостатков в работе;
  4. проводить целенаправленную работу по подготовке учащихся к ВПР;
  5. совершенствовать формы и методы работы с детьми, мотивированными на учебу, со слабоуспевающими учащимися, детьми с ОВЗ;
  6. осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся;
  7. продолжить целенаправленную систематическую  работу по развитию у учащихся младших классов творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей через организацию различных форм работы (проведение олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов);
  8. работать над развитием и повышением уровня воспитанности учащихся начальных классов;
  9. совершенствовать качество современного урока,  повышать его эффективность, применять современные методы обучения и внедрять новые технологии;
  10. работать над совершенствованием методического уровня учителей посредством взаимопосещения уроков, применения инновационных приемов обучения, самообразования и работой над методической темой;
  11. проводить просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания;
  12. поддерживать тесную связь с МДОУ «Светлячок»  и средним звеном школы.

             В основном поставленные  перед МО задачи были реализованы. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной  и эффективной.

         

        Учителя начальных классов находятся в постоянном поиске новых подходов в обучении и воспитании, которые дают возможность развития творческого мышления младших школьников.

        В  школе 3 класс-комплекта первой ступени (1, 2-3, 4), которые обучаются по УМК «Школа России».  Это гарантирует: комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения; высокий уровень обученности в классах с любой подготовкой; формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться; полноценное соединение знаний и практических навыков; объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс; обеспечение реальной социализации учащихся. Этот комплект позволяет в системе работать по технологии проектного метода и  во внеурочной деятельности, что успешно и осуществляется учителями. На уроках учителя используют групповые, парные методы обучения, варианты  проблемного, дифференцированного обучения. Проводят уроки по технологии игрового обучения. Активно используются элементы здоровьесберегающих  технологий, системно-деятельностный подход.

 

1 класс

Коновалова Елена Борисовна

«Школа России», ФГОС

2 класс

Манханова Ольга Максимовна

«Школа России», ФГОС

3 класс

Манханова Ольга Максимовна

«Школа России», ФГОС

4 класс

Хмара Татьяна Гавриловна

«Школа России», ФГОС

   

         По результатам наблюдений и анализа деятельности учителей и учащихся на уроках можно сделать вывод, что учителя  начальных классов в основном правильно и обоснованно отбирают методы, приемы и средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала и поставленными целями уроков. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителями, эмоциональность подачи материалов, эффективность использования наглядных пособий, дидактического, раздаточного материала позволяют активизировать познавательные способности учащихся, максимально реализовывать учебные возможности каждого класса.

        Реализуя дифференцированный и индивидуальный подход, ведется работа с учащимися, мотивированными на успешное обучение в школе, а так же с учащимися, испытывающими трудности в усвоении программного материала. Проводятся  дополнительные занятия с неуспевающими и одаренными детьми.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Все члены МО  являются активными пользователями ПК. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к урокам, работа с ресурсами Интернет, использование готовых обучающих программ.

        В 2018-2019 учебном году на заседаниях МО были изучены  теоретические вопросы, направленные на улучшение учебно-воспитательного процесса:  

  • Формирование читательских компетенций в начальной школе.
  • Оценивание достижений учащихся в рамках ФГОС.
  • Интерактивные технологии в работе учителя начальных классов.

       Наряду с изучением теоретических вопросов проводилась следующая текущая работа:

Сентябрь-октябрь:

1. Корректировка рабочих программ.

2. Адаптивный контроль в 1 классе

3. Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе. Результаты адаптации первоклассников.

4. Проверка ведения школьной документации.

5. Заполнение Методических паспортов.

6. Взаимопосещение уроков.

7. Обзорный контроль уроков окружающего мира во 2-4 классах.

Ноябрь-декабрь:

1. Проверка тетрадей по математике у учащихся 2-4 классов с целью выполнения орфографического режима, правильностью выставления оценки, объема работы, дозировки классной и домашней работы,  организации дифференцированной работы на уроках.

2. Проведение  индивидуальной работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении.

3. Проведение школьного этапа предметных олимпиад.

4. Составление   контрольных работ по предметам за первое полугодие.

5. Проверка техники чтения учащихся 2-4 классов (промежуточная диагностика).

6. Выполнение контрольных работ за первое полугодие.

7. Пополнение Методических паспортов.

8. Обзорный контроль уроков математики в 1-4 классах.

9. Классно-обобщающий контроль в 4 классе.

10. Проведение педагогического совета на тему «Преподавание уроков окружающего мира в свете новых требований по формированию гражданских качеств учащихся начальной школы».

Январь-февраль:

1. Проверка ведения и оформления ученических дневников во 2-4 классах.

2. Проверка  тетрадей по русскому языку 2-4 классов с целью выполнения орфографического режима, соблюдения норм  оценок, объема работы, дозировки классной и домашней работы,  организации дифференцированной работы на уроках.

3. Итоги контрольных работ за первое полугодие.

4. Работа со слабоуспевающими учащимися класса.

5. Подготовка работ к районному конкурсу «Росток».

6. Участие в районном конкурсе «Росток».

7. Участие в дистанционных олимпиадах по предметам.

8.  Взаимопосещение уроков.        

Март-май:

1. Обзорный контроль уроков литературного чтения в 4 классе.

2. Сверка прохождения программного материала.

3. Посещение уроков в 4 классе учителями-предметниками.

4. Обзорный контроль уроков в 1 классе.

5. Выполнение ВПР и годовых контрольных работ по предметам.

6. Проверка техники чтения учащихся 1-4 классов (итоговая диагностика).

7. Заполнение Методических паспортов.

      В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность.

      В нашей школе  для учащихся 1-4 классов организованы  кружки по  следующим направлениям:

№ п/п

Вид

деятельности

Наименование

курса

Руководитель

1.

Общественно-полезная деятельность

ОПТ

Манханова О.М.

Коновалова Е.Б.

Хмара Т.Г.

2.

Художественно-эстетическое направление

Фольклорный кружок

 «Мир вокального искусства»

Башлий Л.Ю.

3.

Спортивное направление

Бадминтон

Сусева Н.А.

4.

Патриотическое направление

Моя малая Родина

Хоменко К.П.

5.

Общеинтеллектуальное  направление

Калейдоскоп наук

Хмара Т.Г.

Бурятский язык

Манханова О.М.

         

          Организация занятий по данным направлениям во внеурочное время - неотъемлемая часть образовательного процесса.  Внеклассная работа  способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.

          В течение года особое внимание уделялось совершенствованию педагогического мастерства учителей через работу над темой самообразования, прохождение курсов повышения квалификации.

п/п

Ф.И.

учителя

Квалифи

кационная

категория

Стаж

работы

Курсы

Дата последней аттестации

Тема самообразования

1

Коновалова Е.Б.

высшая

33 года

2018

Тифлопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации слепых и слабовидящих обучающихся в условиях реализации программы ФГОС

2014

Приёмы работы по формированию навыка смыслового чтения.

2

Манханова О.М.

соответствие занимаемой должности

3 года

2019

Проектная деятельность учащихся как средство формирования УУД.

3

Хмара Т.Г.

соответствие занимаемой должности

34 года

2019

Развитие интереса к чтению на уроках в начальных классах.

     

          Исходя из сформулированной в программе развития  модели выпускника начальной школы, основной упор был сделан на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей. В частности, такие компетентности, как информационная, коммуникативная и социально-трудовая успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности. Число учащихся, занятых в проектно-исследовательской деятельности, остаётся стабильным на протяжении последних трёх лет.

Результативность участия  учащихся в конкурсах

1

Бусовикова Ангелина

2

Коновалова Е.Б.

Межрайонная викторина «Любимый Байкал»

2 место

2

Кустов Михаил

3

2 место

3

Кустова Екатерина

3

2 место

4

Оплетаев Савелий

4

2 место

5

Кустова Валерия

4

2 место

6

Шабанова Александра

4

2 место

7

Добрынин Дмитрий

4

3 место

8

Буторова Вероника

4

Хмара Т.Г.

Районный конкурс «Моя будущая профессия»

участник

9

Казакова Лилия

3

Манханова О.М.

участник

10

Байкова Анастасия

3

Манханова О.М.

Районный конкурс «Вперед, Россия!»

3 место

11

Байкова Виктория

2

Манханова О.М

3 место

12

Супраненко Аркадий

4

Хмара Т.Г.

1 место

13

Вишняков Ярослав

4

Хмара Т.Г.

1 место

14

Фомин Кирилл

4

Хмара Т.Г.

1 место

15

Байкова Анастасия

3

Манханова О.М.

Районный конкурс рисунков «Защищая Отечество»

3 место

16

Буторова Любовь

2

Манханова О.М.

2 место

17

Байкова Виктория

2

Манханова О.М.

3 место

18

Будаева Юлия

2

Манханова О.М.

Районный конкурс творческих проектов «Росток»

3 место

19

Буторова Любовь

2

Манханова О.М.

3 место

20

Голубев Тимофей

2

Манханова О.М.

участник

21

Буторова Вероника

4

Хмара Т.Г.

участник

22

Середкин Семен

1

Коновалова Е.Б.

Районный этап Всероссийского конкурса

«Неопалимая купина»

2 место

23

Батурчин Арсениий

1

Коновалова Е.Б.

1 место

24

Оплетаев Савелий

4

Хмара Т.Г.

2 место

25

Духанин Григорий

1

Коновалова Е.Б.

3 место

26

Голубев Тимофей

2

Манханова О.М.

2 место

27

Супраненко Аркадий

4

Хмара Т.Г.

3 место

28

Буторова Любовь

2

Манханова О.М.

1 место

29

Батурчин Арсений

1

Коновалова Е.Б.

Международная олимпиада по математике

«Инфоурок»

Зима - 2019

1 место

30

Серёдкин Семён

1

1 место

31

Фомина Кристина

1

1 место

31

Фомина Регина

1

1 место

33

Батурчин Арсений

1

Международная олимпиада по математике

 «Инфоурок»

(углублённый уровень)

Зима - 2019

1 место

34

Серёдкин Семён

1

1 место

35

Фомина Кристина

1

2 место

36

Фомина Регина

1

1 место

37

Батурчин Арсений

1

Международная олимпиада по русскому языку

«Инфоурок»

Зима - 2019

2 место

38

Серёдкин Семён

1

1 место

39

Фомина Кристина

1

участник

40

Серёдкин Семён

1

Международная олимпиада по русскому языку

«Инфоурок»

(углублённый уровень)

Зима - 2019

3 место

41

Фомина Кристина

1

участник

42

Фомина Регина

1

2 место

43

Батурчин Арсений

1

Международная олимпиада по окружающему миру «Инфоурок»

Зима - 2019

1 место

44

Серёдкин Семён

1

1 место

45

Фомина Кристина

1

1 место

46

Батурчин Арсений

1

Международная олимпиада по окружающему миру «Инфоурок»

(углублённый уровень)

Зима - 2019

3 место

47

Серёдкин Семён

1

2 место

48

Фомина Кристина

1

участник

49

Батурчин Арсений

1

Международная олимпиада по математике

«Инфоурок»

Весна - 2019

2 место

50

Серёдкин Семён

1

1 место

51

Фомина Кристина

1

участник

52

Серёдкин Семён

1

Международная олимпиада по математике

«Инфоурок»

(углублённый уровень)

Весна - 2019

участник

53

Батурчин Арсений

1

Международная олимпиада по русскому языку «Инфоурок»

Весна - 2019

2 место

54

Серёдкин Семён

1

1 место

55

Фомина Кристина

1

участник

56

Батурчин Арсений

1

Международная олимпиада по русскому языку «Инфоурок»

(углублённый уровень)

Весна - 2019

2 место

57

Серёдкин Семён

1

1 место

58

Батурчин Арсений

1

Международная олимпиада по окружающему миру «Инфоурок»

Весна - 2019

2 место

59

Фомина Кристина

1

участник

60

Батурчин Арсений

1

Международная олимпиада по окружающему миру «Инфоурок»

(углублённый уровень)

Весна - 2019

2 место

Участие в конкурсах по классам

         Учителями начальных классов ведется целенаправленная работа по формированию у учащихся специальных и общеучебных знаний и навыков. С целью контроля в течение года проводились срезовые контрольные работы, вёлся мониторинг успеваемости, организовывалась работа с учащимися, испытывающими трудности в обучение, через групповые и индивидуальные занятия.  

                                Результативность выполнения  контрольных работ

Математика

Класс

Учитель

% усп.

% кач.

Ст. обуч.

Средний балл

1

Коновалова Е.Б.

100

100

84

4,6

2

Манханова О.М.

100

50

50

3,5

3

Манханова О.М.

85,7

42,9

50

3,4

Степень обученности по предмету составила  61,3%.

Русский язык

Класс

Учитель

% усп.

% кач.

Ст. обуч.

Средний балл

дикт.

гр. зад.

дикт.

гр. зад.

дикт.

гр. зад.

дикт.

гр. зад.

1

Коновалова Е.Б.

100

100

77,8

100

69,8

72

4,1

4,2

2

Манханова О.М.

85,7

100

85,7

71,4

62

62,3

3,9

3,9

3

Манханова О.М.

71,4

71,4

57,1

57,1

56

45,7

3,6

3,3

Степень обученности по предмету составила 62,6%.

    Учащиеся 4 класса  выполняли работы по мониторингу качества образования в формате ВПР по русскому языку, математике, окружающему миру.

Предмет

% успеваемости

% качества

Степень обученности

Средний балл

русский язык

84,6

46,2

45,5

3,3

математика

76,9

7,7

43

2,8

окружающий мир

100

46,2

48,9

3,5

                                                 Качественный состав учащихся (%)

          Следует отметить, что степень обученности по основным предметам во всех классах снизилась по сравнению с прошлым учебным годом, ухудшились результаты написания ВПР, уменьшилось число « отличников» и «хорошистов».

В этом учебном году была продолжена работа  по решению проблем преемственности между детским садом и начальной школой. Велась предшкольная подготовка будущих первоклассников на базе школы,  было организовано взаимопосещение воспитателями уроков в 1-м классе и учителями занятий в детском саду.  

В течение года проводилась воспитательная работа, направленная на формировании высоконравственной, гармонично развитой личности младшего школьника. Это решалось созданием содружества детей и взрослых через совместную творческую деятельность. Проводились праздники, конкурсы, соревнования, предметные недели, олимпиады согласно плану работы школы. Принцип проведения   -  каждый ребенок является активным участником всех мероприятий. Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности.

         В течение всего учебного года проводилась активная работа по привлечению родителей к созданию единой образовательной среды. Это регулярные родительские собрание и индивидуальные консультации,  привлечение родителей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий.  Для родителей наших учеников у нас всегда открыты двери класса, и если возникает потребность, то родители могут всегда посетить любой урок.       

               

          По итогам методической работы за 2018 – 2019 учебный год можно

 сделать  выводы:

задачи, поставленные перед МО, реализованы;
• признать работу  МО  учителей начальных классов удовлетворительной;
определить задачи на следующий год:

  • осуществление преемственности между детским садом – начальной школой и начальной школой -  основной школой;
  • применение в работе приемов  инклюзивного образования;
  • развитие структуры детской организации ДДО-рия;
  • прохождение предметных курсов повышения квалификации;  
  • организация УВП в режиме внеурочной деятельности с включением оздоровительных мероприятий в рамках Программы « Здоровье на «5»;
  • сохранение положительной динамики результатов внешней экспертизы в формате ВПР;
  • продолжение работы по формированию смыслового чтения учащихся;
  • формирование мотивации  учащихся начальной школы на активное  участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

                                Руководитель МО:                              Коновалова Е.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы МО учителей начальных классов за 2009-2010уч.г.

Материал к итоговому заседанию методического объединения учителей начальных классов....

Анализ работы ШМО учителей начальных классов и воспитателей ГПД

Анализ работы ШМО учителей начальных классов  за 2009-2010 уч.год...

Анализ работы МО учителей начальных классов за 2010-2011 учебный год

Цель, которую поставили перед собой учителя: создать условия, обеспечивающие усвоение обязательного минимума содержания образования по предметам базисного учебного плана, способствующие фо...

Анализ работы МО учителей начальных классов

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов....

Анализ работы МО учителей начальных классов за 2010-11 уч.г.

Анализ работы МО учителей начальных классов по теме " Наша новая школа - школа создания творческой, информационно- безопасной образовательной среды, развивающего фактора индивидуального успеха ребенка...

Анализ работы кафедры учителей начальных классов

Анализ работы методического объединния (кафедры) учителей начальных классов за 2009-2010учебный год....

Анализ работы МО учителей начальных классов за 2010 - 2011 учебный год

Работа МО была направлена на решение главной методической проблемы: «Развитие ведущих учебных умений, как путь к личностному росту учащихся начальных классов»  и реализацию поставленных задач чер...