Рабочая программа
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_chten_na_rodnom_yazyke.docx87.25 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\Рабочие программы  С. А. Ганаева\род.лит.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, составлена в соответствии с нормативными документами:

− Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

− ФГОС начального общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ от 06.10.2009 г. № 373);

приказ Минобразования РФ № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» от 31 декабря 2015 г.;

− примерные программы начального общего образования по учебным предметам общеобразовательных учреждений. Литературное чтение.

Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирует ценностное отношение к своему национальному языку и культуре.

Литературное чтение на родном (русском) языке как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту произведениями фольклора и художественными произведениями русских классиков способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Произведения русских писателей, входящие в круг чтения детей, развивает у учащихся умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения на родном (русском) языке является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе являются:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
  • формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

В системе предметов начального цикла литературному чтению на родном (русском) языке отводится особая роль, поскольку он не только предмет обучения, но и мощное средство воспитания и развития ребёнка. Родная (русская) литература имеет в своем арсенале огромный потенциал духовных ценностей. Язык художественного произведения, художественное слово, изобразительно-выразительные средства художественной речи выступают в качестве общекультурной среды для школьников. Воспитывающий потенциал литературы позволяет сформировать у младших школьников базовые нормы гражданской и духовно-нравственной культуры.

Общая характеристика предмета

Литературное чтение на родном (русском) языке способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях русской народной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты русский писателей и поэтов. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как созвучных словах, находящихся в конце строчек; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности.

На уроках литературного чтения на родном (русском) языке продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, учащиеся задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения на родном (русском) языке, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 3 классе учебным планом отводится 17 часов, 1 час в 2 недели.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Русский язык это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Одним из результатов обучения литературному чтению на родном (русском) языке является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность добра осознание себя, как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета

Личностными результатами освоения учебного предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в начальной школе являются:

− формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

− формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

− формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

− овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Метапредметными результатами освоения учебного предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в начальной школе являются:

–  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

–  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

− овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; освоение умений осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

− овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

− готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;  стремление излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметными результатами освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе являются:

– понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

– осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

– использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

– достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

– осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности.

Виды речевой и читательской деятельности.

Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого текста, воспринятого на слух.

Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков.

Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью. Чтение по ролям, чтение по цепочке. Чтение про себя коротких фрагментов текста.

Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя.

Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием.

Литературоведческая пропедевтика.

Малые фольклорные жанры. Углубление представления о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения (пословицы, колыбельные песни, загадки, небылицы).

Жанры литературы. Расширить общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение, сказка. Практическое различение.

Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Средства выражения авторского отношения к изображаемому: название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки.

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Элементы творческой деятельности учащихся.

Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса – нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств – мимики, движений, жестов (чтение вслух пословиц, колыбельных песен, загадок, небылиц).

Чтение по ролям отрывков из прозаических авторских произведений.

Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора (пословиц, колыбельных песен, загадок, небылиц).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» на уровне начального  общего образования  у  учащихся  к концу 3 класса будут  сформированы  следующие знания, умения и навыки.

Ученик научится:

  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста создавать по аналогии собственный .
  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

План    Факт

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

1-2

Книги

о твоих ровесниках.

2 ч.

Рассказы Л.Толстого, К.Ушинского.

Определять особенности произведения; определять средства художественной выразительности; формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

3- 4

Крупицы народной мудрости.

2 ч.

Произведения малого фольклорного жанра.

Создание мини-книжки.

Определять главную мысль текста, выражать ее словом (словосочетанием); подбирать пословицу, которая соответствует главной мысли рассказа; определять правила добрых взаимоотношений между людьми; использовать приобретенные знания для составления правил добрых взаимоотношений; — работать с текстом пословицы.

5-6

Писатели-сказочники.

2 ч.

По страницам сказок Х.К.Андерсена

Читать сказку выразительно по ролям; определять жанр произведения; определять особенности героя; сравнивать народную и авторскую сказки.

7-8

Старые добрые сказки.

2 ч.

Русские народные сказки.

Осознавать значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Слушать текст в чтении учителя; на слух определять известную и неизвестную информацию. Обсуждать прочитанное. Находить нужную информацию в соответствии с заданием.

9-10

«Сам погибай, а товарища выручай».

2 ч.

Рассказы В.Осеевой.

Определять тему произведения и главную мысль. Совершенствовать монологическую речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения). Соотносить содержание произведения с пословицами.

11-12

Книги о тех, кто подарил нам жизнь.

2 ч.

Пословицы о семье.

Стихотворения о семье.

Сравнение произведений литературы и живописи.

Определять тему произведения и главную мысль.

13

Обобщение

1ч.

Работа над тестом.

14

Экскурсия в национальный музей.

1ч.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. –  М. : Просвещение, 2010.
  2. Канакина, В. П. Русский язык: рабочие программы. 1-4 класс / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. – М. : Просвещение, 2014.
  3. Примерные программы начального общего образования. – В 2 ч. Ч 1. – М. : Просвещение, 2008.
  4. Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс. – 3-е изд. перераб. и доп. – М. : Эксмо. – 2012.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (Стандарты второго поколения) / сост. Е. А. Савинов. – М. : Просвещение, 2010.
  6. Русский язык : энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов.– М. : Большая рос. энцикл. : Дрофа, 1997.
  7. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – 3-е изд. перераб. и доп. / Главн. ред. М. Д. Аксёнова. – М. : Аванта+, 1999.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка.
  2. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
  3. Мир слова русского http://www.rusword.org
  4. Электронные пособия по литературному чтению для школьников http://www.alleng.ru/edu/liter1.htm
  5. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы
  6. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы
  7. http://tkumgpi.ru – электронный конструктор методических пазлов

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по родному (русскому) языку (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Компьютер, мультимедийный проектор, сканер, принтер, фотокамера цифровая (по возможности), видеокамера цифровая со штативом (по возможности).

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения., держатели для схем и таблиц и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...