Доклад на августовской конференции 2018 г
статья

Беляева Наталья Григорьевна

Доклад по теме "Сотрудничество ДОУ, школы, ДШИ  и  семьи – основа развития индивидуальных способностей детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konf_2018.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на августовской конференции 2018

«Сотрудничество ДОУ, школы, ДШИ  и  семьи – основа развития индивидуальных способностей детей».

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.  А.С. Макаренко.

Характерной чертой современного этапа развития российской системы образования является то, что, наряду с задачами собственно обучения и развития познавательных способностей детей школьного возраста, которые обеспечивают ребенку его социальную успешность в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.  

Основополагающим документом, разработанным в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России».

Эффективность обучения и воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья, а также другие образовательные учреждения и социальные институты. ФГОС рассматривают семью, как главного заказчика и союзника в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создает благоприятные условия для индивидуального развития ребенка. 

Мы уверены, что основа развития индивидуальных способностей детей – сотрудничество и  взаимодействие ДОУ, общеобразовательной школы, семьи и школы искусств.

В настоящее время родители - субъекты образовательного процесса, на них возложена ответственность за качество воспитания и образования своих детей.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка, его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания». Лучше всего о ребенке могут рассказать его родители. Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Главное в работе с родителями состоит в том, «чтобы обеспечить единство требований к воспитанию и обучению учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи». 

Основные задачи, которые стоят перед преподавателями: 
• формирование детского коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка; 
• организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности; 
• обеспечение благоприятного психологического климата в школе в целом и в каждом классе. 

Мы используем традиционные формы работы с родителями: 
• родительские собрания; 
• общеклассные и общешкольные конференции; 
• дни открытых дверей; 
• индивидуальные консультации педагога; 
• посещения на дому. 

Самая распространенная форма работы с родителями – это родительское собрание.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть. Анализируем учебные достижения учащихся, их возможности, степени продвижения каждого учащегося в учебной деятельности. Мы уверены, что родительское собрание – это прежде всего возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. 

К родительскому собранию мы готовим концерт, выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности. При этом учитываем возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. 

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы  за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. В конце учебного года награждаем родителей с положительным опытом воспитания детей. Родительские собрания с участием детей обеспечивают высокий процент посещаемости собраний. Каждый родитель хочет посмотреть на выступление своего ребенка. Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Одна из самых эффективных форм работы - День открытых дверей, который проводим традиционно в октябре. Это требует большой и тщательной предварительной работы всего педагогического коллектива. Родители приходят в школу на уроки. Каждый преподаватель заранее продумывает, что он хочет показать: это какие–то положительные моменты, или, наоборот, отрицательные, и в зависимости от этого строит работу на уроках. В такие дни родители видят своего ребенка с другой стороны, они узнают его как ученика, видят, как он работает на уроках, какие проблемы у него возникают. Именно в этот день мы проводим  концерт, в которых участвуют  ученики каждого класса без исключения. 

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия преподавателя с семьей. Особенно она необходима, когда в класс приходит новый ученик. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, проводим индивидуальные консультации-собеседования с родителями. К каждой такой консультации готовимся заранее, продумываем вопросы, ответы на которые помогут планированию учебной и воспитательной работы с учениками.

Индивидуальная консультация как правило, имеет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и преподавателем. Нужно обязательно дать родителям возможность рассказать все то, с чем они хотели бы познакомить преподавателя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком: 
• особенности здоровья ребенка; 
• его увлечения, интересы; 
• предпочтения в общении в семье; 
• поведенческие реакции; 
• особенности характера; 
• мотивация учения; 
• моральные ценности семьи. 

И дети, и родители должны понимать значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. При это важным условием взаимодействия семьи и школы является разумность тех требований, которые школа в лице преподавателя предъявляет к родителям и ребенку. Большой эффект во взаимодействии семьи и школы будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе. 
Используем мы и нетрадиционные формы работы с родителями: 
• тематические консультации; 
• родительские лектории; 
• родительские вечера; 
• родительские тренинги; 
• родительские ринги; 

Еще одна интересная форма работы с родителями, которую мы используем – это Совет Отцов, который создан в школе 3 года назад.  Совет отцов помогает решить возникшие проблемы, а также выступает организатором и соучредителем проведения различных мероприятий, например, турнир по шашкам, смотр строя и песни, осенний турслет и т.д.

И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодействия преподавателей с родителями учащихся ставят одну общую цель –индивидуальное развитие личности ребёнка. Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями. 

Взаимодействие преподавателей с родителями – многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей. Для решения поставленных задач в «Программе воспитания и социализации»  активно сотрудничаем с муниципальной библиотекой, детской музыкальной школой, ДЮСШ, школой искусств. Эту работу необходимо начинать с детского сада. Учителя нашей школы активно сотрудничают с детским садиком «Солнышко», находящимся на территории поселения. Во-первых, ежегодно проводим подворный обход с целью уточнения списков детей от 0 до 18 лет. Педагоги садика и школы проводят совместные мероприятия методического характера, например, тематические и итоговое родительские собрания в выпускной группе, где присутствуют родители, воспитатели, выпускающие группу и учителя, набирающие 1-й класс.  Предварительно, в течение нескольких лет проводим совместные мероприятия: изучаем родное село, наш район, посещаем музеи, выставки, организуем концерты, взаимопосещение садика и школы.  Демонстрируем успехи детей родителям на родительских собраниях путём презентаций, показом видеороликов, публикаций в  школьной газете «А вот и мы», литературным и художественным творчеством. Учитель, набирающий 1 класс, уже предварительно знает индивидуальные способности каждого ребёнка, психологическое, эмоциональное состояние, на что обратить внимание, какие наклонности развивать глубже.

Такая работа строится по принципу индивидуальной траектории. Около 50 % детей заняты дополнительным образованием: в спортивных секциях, в военно-патриотическом кружке «Беркут», посещают музыкальную школу,  школу ИЗО, «Танцевальный», «Эрудит».  В школе реализуется проект «Тимуровское движение», который начат в 2010 году (5-7 кл). А в старших классах проект плавно перешёл в волонтёрское движение. Действие этих программ реализуется в помощи пожилым людям, здесь ярко проявляется наше сотрудничество с сельской администрацией, где актуально ещё одно  направление, которое включает в себя пропаганду охраны окружающей среды, сюда входит написание сочинений на обозначенную тему в творческом журнале «Проба пера», практическая деятельность по сохранению окружающей среды:  выпуск листовок на экологическую тему, проведение субботников по уборке улиц с.Малый Куналей, берегов реки Хилок и школьной территории.   Эту работу мы проводим совместно с администрацией СП «Малокуналейское». По итогам такой работы приняли с ребятами участие в республиканской природоохранной акции, проводимой Министерством природных ресурсов, МОиН РБ, республиканским эколого-биологическим центром, где заняли 3 место и были награждены путёвкой на поездку на Селенгинский ЦКК. В течение нескольких лет активно сотрудничаем с Бичурским Центром занятости населения по трудоустройству несовершеннолетних в свободное от учёбы время. За это время были трудоустроены 82 человека и прошли практику по  благоустройству села, территории школы, по эстетическому поддержанию и сохранению памятников, находящихся на территории поселения. Огромный социальный опыт общения приобретают ребята в  этих делах, которые помогают  формированию активной жизненной позиции.

Считаю, что в  воспитании, в первую очередь,  все компоненты должны основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Огромную роль в развитии индивидуальных способностей детей играет сотрудничество школы с другими образовательными организациями и социальными учреждениями, с семьёй.

Главное свидетельство эффективности развития индивидуальных способностей детей – это творческая, нравственная, развивающаяся личность воспитанника, его самочувствие в коллективе, активная позиция, позитивная динамика роста образованности, креативности и воспитанности.

Исходя из вышесказанного, для организации дальнейшей работы по развитию индивидуальных способностей каждого ребенка, мы предлагаем:

1. Осуществлять развитие индивидуальных способностей детей через активное сотрудничество ДОУ, школы, ДШИ и семьи.
          2. Реализовать программы сотрудничества ДОУ, школы, ДШИ и семьи как  залог успешной реализации ФГОС.