Доклад на секционной площадке августовской конференции
статья

Герцог Наталья Николаевна

Доклад на тему «Создание единого методического пространства как ресурс повышения качества образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на августовской площадке24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Создание единого методического пространства как ресурс повышения качества образования»

Добрый день, уважаемые участники педагогического августовского совещания!

Прежде всего, разрешите поздравить всех с наступающим новым учебным годом,  пожелать здоровья, реализации планов и ожиданий, свойственных любому новому учебному году. Основным предназначением педсовета является подведение итогов и планирование деятельности в тактической и стратегической перспективе.

Прошедший год был для нас сложным. Необходимость выдерживать заявленные ранее цели дались нам непросто. При этом педагоги смогли мобильно перестраивать учебный процесс и организовывать обучение удаленно при помощи дистанционных технологий и электронного обучения.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Поэтому повышение компетентности и профессионализма педагога является необходимым условием повышения качества, как педагогического процесса, так и качества образования в целом.

Методическая работа образовательных учреждений района является средством повышения педагогического мастерства, связующим в единое целое всю систему работы. Именно роль методической работы в образовательных учреждениях значительно возрастает в современных условиях. В связи с этим, нам необходимо научиться, а затем рационально и оперативно использовать новые методики, приемы, формы обучения и воспитания.

Организацию межшкольных методических объединений (ММО) можно рассматривать как часть системы непрерывного образования учителей. В рамках деятельности межшкольных методических объединений организуются семинары, круглые столы, творческие отчеты и т.п. Основная форма методической работы – посещение открытых уроков и внеклассных занятий с последующим педагогическим анализом и обсуждением. На слайде вы видите какие открытые уроки давали наши учителя, над какими темами по самообразованию работали.

На сайтах школ создаются методические «копилки», где педагоги могут самостоятельно размещать свои методические материалы, разработки уроков, представляющие интерес для коллег. Но данный вид работы осуществляется на основе односторонней связи, учитель не имеет возможности ни высказать свое мнение по поводу представленной разработки, ни услышать мнение коллег. Игнорируется важнейший принцип успешного развития - осуществление «диалога», а представленные разработки выполняют лишь функции «образца».

Рассмотрим на некоторых примерах, как можно организовать «диалог» на уровне деятельности районного методического объединения.

Например, дистанционный конкурс методических разработок для педагогов «Современный урок: какой он?». Для проведения конкурса разработано положение о конкурсе, создано методическое жюри, состоящее из учителей-предметников высшей квалификационной категории. Для создания инструментов коммуникации используются социальные сервисы. На сервисе создаются таблицы самозаписи, где педагоги самостоятельно регистрируются и размещают разработки уроков.

Для общения, обсуждения уроков и онлайн-голосования создается блог.

Таким образом, педагоги (участники и их коллеги из других школ) обсуждают принципы построения современного урока, отмечают особенности представленных на конкурс уроков. Участники конкурса получают оценку и полезные рекомендации от жюри конкурса.

Так как одним из приоритетных направлений деятельности общеобразовательных учреждений по повышению качества образования является формирование функциональной грамотности.

Таким образом, можно уйти от предвзятости к анализу уроков; педагоги увидят различные формы и методы проведения уроков, услышат мнение коллег. Для молодых специалистов важно понимание, что не каждый урок, размещенный в сети Интернет, отвечает методическим требованиям, предъявляемым к уроку, и является образцом; что нужно критически относиться к материалам, опубликованным в сети; и, что особенно важно, участие в сетевых сообществах – хороший способ пополнить методический багаж.

Еще одним из важных направлений деятельности по комплексной оценке уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений является аттестация педагогов. Кроме того, это является независимой экспертизой профессиональной компетенции учителя, постоянным ростом педагогического мастерства. На слайде вы видите какую квалификацию имеет каждый учитель в нашей школе, стаж работы, награды, звания. Уровень профессиональной компетенции высокий!

Сегодня педагоги должны работать по-новому: не только учить разных детей, но и создавать условия для роста их родителей, используя современное образовательное пространство и педагогические технологии, продуктивно сотрудничать с коллегами, не останавливаться в профессиональном росте.

Важным направлением деятельности по развитию профессиональной компетентности педагогов следует считать их участие в конкурсах педагогического мастерства.  На слайде вы видите, что наши учителя занимают призовые места на районных и республиканских конкурсах.

Для достижения результатов реализации программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, управленческих кадров необходима разработанная муниципальная система посткурсового сопровождения, благодаря которой будет обеспечена преемственность курсового и посткурсового периодов, будут созданы условия для профессионального роста.

Интеграция сопровождения и мониторинга в посткурсовой период даст возможность выстроить профессиональное развитие в логике: планирование, достижение, результат. Достижению высокого уровня профессиональной компетенции также будет способствовать наличие индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Такой маршрут должен быть как у педагога,  так и у руководителей образовательных учреждений, специалистов управления образования. С 1 сентября в школах района продолжат свою работу центры естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». Такие центры дают возможность школьникам изучать предметы на более качественном уровне, в новых условиях, отвечающим современным требованиям.

Уважаемые коллеги, перспективное направление развития системы образования является Муниципальная методическая служба, которая сегодня должна стать катализатором образовательных реформ, обеспечить оперативное и массовое внедрение в практику системообразующих инноваций. В связи с введением ФГОС, профессионального стандарта «Педагог» особое значение приобретают вопросы усиления непрерывного характера обучения и профессионального развития методиста, руководителя, педагога как условие их активной адаптации к новой модели деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач на современном этапе развития образования. Стратегия модернизации российского образования требует от муниципальной методической службы обеспечения высокого качества образования. Для того чтобы реализовать эту задачу и предоставить образовательные услуги требуемого качества, каждая муниципальная методическая служба должна обладать высокопрофессиональным составом кадров, которые выступают носителями новой системы профессионально-педагогических ценностей, обладают высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогического мастерства, способны органично адаптироваться к изменениям во внешней среде.

В связи с введением профессионального стандарта «Педагог» с 2020 года устанавливаются квалификационные характеристики для педагогов. Педагоги должны владеть профессиональной компетентностью в области информационно-телекоммуникационной технологий, обучении детей с ОВЗ и т.д. Большинство педагогов не изучают нормативную документацию. В этих условиях возникает потребность в обновлении форм и методов работы муниципальной методической службы, формирования единого методического пространства с множеством отношений и связей, направленных на развитие профессиональной компетентности кадров, методических служб и образовательной системы в целом.

Для этого необходимо:

  • Создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников, развитие их профессионального мастерства, раскрытие творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом через развитие новых форм методической поддержки, основанных на принципах сетевого взаимодействия и деятельностного подхода.
  • Способствовать созданию в муниципальной образовательной среде систематических изменений, направленных на повышение качества образования.
  • Использовать потенциал образовательных организаций и педагогов, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности для оказания адресной методической поддержки педагогам.
  • Обеспечить тиражирование инновационного педагогического опыта через организацию взаимодействия педагогов и образовательных организаций.
  • Создать условия для удовлетворения информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных потребностей как педагогов так и руководителей.
  • Создать информационно-методическое пространство, способствующее развитию системы образования, реализации программ модернизации образования, организации инновационной и экспериментальной работы, аналитико-диагностического и экспертного обеспечения деятельности образовательных учреждений.

Приоритетом программ модернизации должен стать учитель. Только с появлением учителя нового типа, нового поколения возможна реальная модернизация российской школы.

А.В. Могилёв

Наше дружное МО желает вам успехов в новом учебном году! 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя. Создание единого методического пространства будет этому способствовать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районной августовской конференции педагогических работников по теме: "Опыт работы по ФГОС НОО: первые итоги, проблемы и перспективы".

Выступление на районной августовской конференции педагогических работников по теме: "Опыт работы по ФГОС НОО: первые итоги, проблемы и перспективы"....

Выступление на районной августовской конференции

Преемственность предпрофильной подготовки между начальным и средним звеном...

Выступление на секционном заседании муниципального методического объединения учителей начальных классов в рамках августовской конференции педагогических работников «Качественное образование сегодня профессиональный успех завтра», 2014 год

Выступление на секционном заседании муниципального методического объединения учителей начальных классов  в рамках августовской конференции педагогических работников «Качественное образование сего...

Доклад на августовской конференции 2018 г

Доклад по теме "Сотрудничество ДОУ, школы, ДШИ  и  семьи – основа развития индивидуальных способностей детей»....