ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
материал

Рудько Галина Григорьевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

2

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества.

Дети, которые пришли в первый класс в начале тысячелетия, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Поэтому нужно воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.

  Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.(с традиционного – на уровень нового подхода в обучении)

3

Компетентностный подход – это подход, который выделяет результатобразования, а в качестве результата  важно  не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания, умения, навыки.

Компетентностный подход  не отрицает, а, скорее, изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете. В то же время учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.

4

О реализации вышеназванных подходов в обучении в начальной школе говорить  трудно, поскольку методических пособий, разработок, адаптированных к начальной школе на данный момент недостаточно. В этих условиях возникает противоречие: с одной стороны необходимо сформировать у младшего школьника компетентности, а с другой стороны мы отмечаем отсутствие конкретных путей реализации этого требования.

Компетентность в начальном общем образовании – можно представить, как некую интегральную способность решать возникающие  в различных сферах жизни конкретные проблемы.

Можно выделить следующие ключевые компетентности для ученика начальной школы:

1.коммуникативную (результат освоения средств коммуникации, необходимых для продуктивного взаимодействия с окружающей средой (социумом));

2. информационную (результат освоения способов работы с информацией, ИКТ, ПК);

3. компетентность разрешения проблем (результат овладения ЗУН, обеспечивающими самореализацию, самосовершенствование, саморазвитие младшего школьника);

4. компетентность самоорганизации (результат усвоения проектно – исследовательских, творческих умений, позволяющие полноценно использовать личные ресурсы).

5. Ценностно-смысловые компетенции. 

6.Общекультурные компетенции. 

7. Учебно-познавательные компетенции.    

8.Социально-трудовые компетенции. 

5

Рассматриваются две основы компетентностно-ориентированного подхода в обучении:

1. компетентностно-ориентированные задания,

2. современные образовательные технологии (Технология развития критического мышления через чтение и письмо, игровые технологии, проектные технологии и другие).

Итак, как узнать
компетентностно-ориентированное задание?  

1.  это деятельностное задание;
2.  оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
3. оно строится на актуальном для учащихся материале;
4.  его структура задаётся следующими элементами:

6

Что же представляет собой компетентностно-ориентированные задания?

Хуторский А.В. считает, что оно обязательно должно содержать стимул, задачную формулировку,  указание на источник информации,  бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),  инструмент проверки.

Как же происходит рождение учениками личного образовательного продукта?

  • Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение)
  • Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания)
  • Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)
  • Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата)

        Поэтому достоинство компетентностно - ориентированных заданий заключается в том, что они не только формируют ключевые компетенции, но и являются средством оценивания уровня  сформированности компетенций у учащихся.

7

Структура КОЗ

1.Характеристика задания

  • Название: «Безударные гласные……»
  • Предмет: русский язык
  • Класс: 2
  • Формируемая компетентность: информационная,………
  • Аспект: первичная обработка информации 
  • Уровень: 2

2. Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение)

3.Задачная формулировка  (инструкция) – содержит указания учащемуся на его действия по выполнению задания

Простая структура:

A) прочитай текст и составь памятку, инструкцию, таблицу…

Б) прослушай задачу и ответь на вопрос…

B) внимательно прочитай и найди 2 главных принципа…

Г) бегло просмотри текст и выбери непонятные слова, объясни их при помощи ...

Сложная структура:
A) прочитай текст и составь памятку, инструкцию, таблицу..., подготовь выступление перед одноклассниками.
Б) прослушай задачу и ответь на вопрос..., найди недостающие данные и введи их в условие задачи.
B) внимательно прочитай и найди три главных принципа..., составь памятку для...  
 

4. Источник информации 
содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания
5. Инструмент проверки
6. Бланк

11

При самостоятельном составлении коз необходимо учитывать :

 

 Итак,

  1. вы познакомитесь со структурой КОЗ,
  2. определите отличительные характеристики КОЗ от традиционных задач
  3. проектируем КОЗ на определенном предметном содержании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компетентностно-ориентированных заданий как фактор развития компетенций младших школьников

Мы учим не для школы, а для жизни.  Не просто дать  знания, а научит учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные зада...

компетентностно-ориентированные задания в начальной школе

теоретические основы и материал из опыта работы...

Компетентностно - ориентированное задание для начальной школы

Предмет: русский язык.Класс: 3. (УМК «Перспективная начальная школа»)Тема урока: « Склонение имён существительных»Контекст включения КОЗ в урок:КОЗ проводится на этапе изучения и систематизации знаний...

Использование компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе на уроках литературного чтения

Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учёта индивидуально-личностных особенностей учащегося. Появляется новая цель образовательного  п...

Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроке окружающего мира при обобщении раздела «Наша безопасность»

Существенное отличие нового стандарта – акцент на умения применять знания при решении практико-ориентированных, жизненных задач. Форма проведения: работа в группах.Оцениваемые компетенции:...

Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках в начальной школе.

Применение КОЗ на уроке обеспечивает целостное и системное видение мира, так как включают в себя дополнительные возможности изучаемого материала. Одновременно способствуя освоению метапредметных знани...

Мониторинг сформированности ключевых компетенций средствами использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках в начальной школе

Одним из способов формирования и оценивания ключевых компетенций является использование компетентностно-ориентированных заданий. Они позволяют существенно изменить урок через создание специально орган...