Развитие одаренности как целевая функция образования
статья (4 класс)
Развитие одаренности как целевая функция образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._sharapova.docx | 40.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ
КАК ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Шарапова Галина Викторовна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ с. Красный Яр»
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики, которую начинаем проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей и общения с родителями.
Из множества задач, реализуемых современной начальной школой, по формированию личностных результатов, в соответствии с требованиями Стандарта на поверхность проблемы «Развитие одаренности обучающихся» ставятся две основные:
1) развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка;
2) дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.
Учитывая индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует большой теоретической и практической подготовки, анализа условий, создания материально-технической базы, наличия и возможностей психолого-педагогического состава.
В связи с этими проблемами МО учителей начальных классов МОУ «СОШ с. Красный Яр» одно из заседаний посвятило теме «Одаренный ребенок». Где были рассмотрены направления теоретической и диагностической работы коллектива учителей и комплекс мероприятий для учащихся начальных классов. Педагоги изучили инновационный опыт, анализировали научные аспекты организации деятельности с одаренными детьми, провели диагностику способностей и задатков обучающихся по классам.
Ежегодно в нашей школе проходят декады начальной школы, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Выявление одаренных детей и детей с неординарными способностями, их развитие и совершенствование является важнейшим из аспектов деятельности начальной школы.
Учитель начальных классов общеобразовательной школы находится в более выгодных условиях по сравнению с другими учителями-предметниками, так как может выявить одаренных детей имея возможность наблюдать их с 1 класса. Мыслительная способность и умственное начало некоторых детей сразу обращает на себя внимание с самых первых уроков.
Самый первый шаг в работе с такой категорией детей – это диагностика, выявление одаренных, мотивированных, творческих детей. Наблюдение за школьниками я проводила во время урочной и внеурочной деятельности. В ходе наблюдений один учащийся поразил своей памятью, второй - умением рассказывать стихотворения, третий - удивил своей речью, четвёртый - способностью быстро и без ошибок решать математические задачи, пятый - предрасположенностью к спортивным успехам, у шестого - золотые руки.
Тот факт, что данные учащиеся были выделены с первых уроков, помогали мне развивать их в определенном, характерном для каждого направлении и прибавляло шансов достичь максимального уровня их развития.
Таким образом, каждый учащийся в классе выделяется в какой-то одной или даже нескольких областях, что доказывает один из существующих в психологии подходов к природе одаренности: «Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен».
Для того чтобы реализовать дифференцированный подход в системе образования, изучила индивидуально – личностные особенности учащихся. Поэтому работу в этом направлении начала с диагностики характерологических особенностей личности своих учеников и свойств их нервной системы. Кроме этого, определила уровень развития самоконтроля и самоанализа на старте (в 1 классе). По результатам диагностики составила краткий «портрет» каждого ученика.
Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.
С целью развития информационно коммуникативных компетенций у учащихся, активно работаю с компьютером, тем самым формирую более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Часто на уроке и при подготовке конкурсных и олимпиадных заданий обращаюсь к энциклопедиям, сайтам с онлайн тестами. Использую средства Интернет и материалы мультимедийной продукции для творческой работы.
Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение одарённых учащихся в особые группы. Эти дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и для максимально возможного развития всех учащихся.
В своей работе я использую технологию обучения одаренных детей в обычном классе «Труднейший первый шаг». Сущность ее заключается в том, что учащимся предлагаю решить 5-6 сложных задач или упражнений из предложенной темы. Если они успешно справляются, то приобретают уровень «А», что означает отлично, и тогда могут использовать время, оставшееся для занятия на тот вид деятельности, который им интереснее и нужнее.
Этот метод использую на уроках: математики, русского языка, чтения, целью которых является закрепление умений и навыков на практике во время изучения определенного правила, понятия. Одаренные дети могут усваивать новые понятия быстрее и лучше запоминают то, что учат, следовательно, они и нуждаются в меньшей практике.
Значимым в работе с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле, что способствует повышению познавательных интересов обучающихся. Позволяет воспринимать больший объем изучаемого материала. Повышает уровень мотивации, вызывает повышение творческой активности учащихся, позволяет формировать технологическую компетенцию. В целях поддержки интереса к предметам и развития природных задатков учащихся на уроках я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используя логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.
Например, на уроке русского языка надо было выполнить логически поисковое задание, назвав лишнее слово из следующего ряда: слон, кошка, мягкая, собака, корова, лошадь. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово мягкая, т.к. это имя прилагательное, а остальные – имена существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и слон (это существительное 2 склонения, а остальные - первого), и лошадь (так как на конце слова пишется мягкий знак)
На уроках математики использую дифференцированные задания разных уровней сложности. Причём, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Дети с первого класса отмечают выбранное задание кругами разного цвета: красный – первый уровень, зелёный – второй уровень, синий – третий уровень (задания повышенной сложности).
Как правило, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности.
На уроках литературного чтения стараюсь подталкивать обучающихся к размышлению. Дети не боятся высказывать своё собственное мнение, так как ни одно из них не называю ошибочным. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее соответствующие теме урока. Ученикам очень нравится инсценировать произведения, где полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов. Однако, основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Поэтому все учащиеся класса ведут читательский дневник, где записывают дополнительно прочитанные произведения. Систематичность такой работы даёт свои результаты: просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, мне есть, на что опереться в развитии их способностей. Тем ученикам, которые любят читать сказки, предлагаю им сочинить свою сказку.
На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников, выступая с докладами перед классом. Большое внимание уделяю обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Уроки-исследования позволяют решать серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
Когда способности ребенка становятся очевидными, возникает необходимость их максимального развития. В рамках введения ФГОС второго поколения такая задача решается на внеурочных занятиях.
Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам являются дополнительные занятия и кружки, система внеурочной проектно-исследовательской деятельности, которой присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества.
Цель этих объединений по интересам – увлечь ребенка в определенной сфере науки, привести в действие программу творческих открытий, расширить спектр деятельности.
Одним из средств развития способностей является участие в олимпиадах и конкурсах. Подготовку к решению олимпиадных заданий провожу индивидуально. Для этого разработана программа подготовки к олимпиадам. Они ставят своей целью выявление учащихся, отличающихся наиболее глубокими знаниями и способностями по их применению в разных областях.
Олимпиады стимулируют интерес учащихся к приобретению новых знаний, предоставляют возможность самореализовываться. Обучающиеся могут сопоставлять собственные результаты с результатами других участников, совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями.
Так в 2020 – 2021 учебном году ученики моего класса принимали активное участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и математике. Мазаев Владимир, Ковтуненко Владимир стали призерами всероссийской олимпиады школьников по математике. Криниченко Татьяна стала призером всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
Дети активно участвуют и занимают призовые места в муниципальных фестивалях и марафонах:
- муниципальный интеллектуально-творческий марафон обучающихся 1-4-х классов «Страна Знаний» в номинация «Я – ВсеЗнайка, ЛюбоЗнайка» (интеллектуальная индивидуальная викторина) Гайсенов Тимур и Ковтуненко Вова заняли 1 место
- фестиваль «Созвездие талантов» для учащихся 1-4-х классов «Мы Родины своей сыны!» в номинации «Интеллектуальный экспресс» обучающиеся заняли III место.
- фестиваль «Созвездие талантов» для учащихся 1-4-х классов «Семья - счастливая планета!» в командных состязаниях «Интеллектуальный экспресс» заняли III место.
- V региональный интеллектуальный марафон младших школьников «Игры разума»
Обучающиеся моего класса являются активными участниками муниципальных творческих акций, конкурсов:
- муниципальный фестиваль творчества обучающихся 1-4-х классов «Символы России. Любите Россию от края до края, за то, что она у нас есть!»,
- муниципальный интеллектуально-творческий марафон обучающихся 1-4-х классов «Страна Знаний»,
- муниципальный литературно-творческий конкурс обучающихся 1-2-х классов «Город, который построил Маршак» (к 130-летию со дня рождения С.Я.Маршака)
- II региональный фестиваль - конкурс поэзии и песенного творчества Н.Е. Палькина «Мне дорога земля моя, Россия!»,
- XVI муниципальный Фестиваль православной культуры «Свет Преображения»
- муниципальный фестиваль творчества обучающихся 1-4-х классов «Символы России. В краю белоствольных берёз»
- муниципальный фестиваль «Созвездие талантов» для учащихся 1-4-х классов «Семья - счастливая планета!»
- муниципальный социально-значимый проект «Новогоднее ассорти — 2017»,
- муниципальный фестиваль «Созвездие талантов» для учащихся 1-4-х классов «Великая Победа!»
- муниципальная акция-конкурс «Рождественская радость»
- муниципальный фестиваль творчества обучающихся 1-4-х классов «Символы России. Праздник русской матрёшки, балалайки и гармошки».
Ученики принимают активное участие во всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Инфознайка» «Лисёнок», «Кириллица», в дистанционных олимпиадах и конкурсах «Центра дистанционной сертификации учащихся «ФГОСТЕСТ», «Марафоны»
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Возможность участвовать в проектах, научно-исследовательской деятельности может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия.
Принимая участие в школьной и муниципальных научно-практических конференциях, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
Развитию творческих коммуникативных способностей одаренных учащихся способствует проектная деятельность, направленная на интеграцию знаний и умений, полученных в процессе обучения на более высоком уровне. Каждый ученик в течение года становится участником или создателем одного из проектов. Широкое использование гласности, систематическое коллективное обсуждение результатов работы позволяет каждому видеть свои успехи и недостатки, сравнивать с результатами одноклассников, что формирует у ребят адекватную самооценку и способность самоконтролю и самоанализу.
Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей. В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей. В числе мероприятий по работе с родителями существенное место уделяю родительским собраниям по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, использую разнообразные формы общения: "круглые столы", нформационно-практические беседы, обучающие семинары. С целью определения подходов родителей к одарённым детям провожу анкетирование, индивидуальные консультации.
Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.
Таким образом, грамотно организованная и системная деятельность по развитию одарённости способствует формированию у ребят стремлению к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, проявлению творческих и интеллектуальных способностей, применению навыков проектно-исследовательской деятельности, успешной социализации, что соответствует требованиям ФГОС.
Достижение целевой установки Стандарта требует от нас педагогов гибкости мышления и творческого подхода к решению проблем воспитания, развития и обучения наших детей. Насколько продвинется вперёд общество в будущем, будет определяться познавательной активностью, творческим потенциалом, уровнем духовно-нравственной культуры и культуры здорового образа жизни.
Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно с родителями, необходим постоянный рост мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования.
Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования....
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов, а так же использование возможностей программ у...
Роль системы дополнительного образования в развитии одаренных детей
Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования. Именно дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образ...
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья опубликовани в сборнике лучших статей АННР...
Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".
Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....
Методы выявления одаренности. Практические упражнения для развития одаренности и повышения результативности
Детская одаренность – это важнейшая комплексная психолого-педагогическая и социально-общественная проблема для всех развитых стран;до настоящего времени не существует чёткого определения и едино...
Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования
Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования...