Статья: "Особенности развития мелкой моторики детей с ТМНР"
учебно-методический материал

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

Дети с ТМНР - это дети с выраженными физическими, психическими, эмоциональными нарушениями в развитии или с сочетанием таких нарушений, имеющие особые образовательные потребности и нуждающиеся в особых образовательных, социальных, психологических услугах.

У детей с комбинированными нарушениями наряду с тяжелой умственной отсталостью поражен опорно-двигательный аппарат, нарушены слух, зрение. Имеется глубокое отставание в развитии психомоторики в целом, а также всех ее компонентов: двигательного, познавательного, эмоционального.

Поведение таких особых детей различно. Часть детей более спокойны, сравнительно легко подчиняются требованиям взрослого, выполняют некоторые инструкции. Другая часть детей крайне возбудимы, неуправляемы, двигательно расторможены. Некоторые дети вялы, заторможены, пассивны.

Учитывая особенности психической деятельности и поведения детей, в коррекционно-развивающей работе одним из важных направлений выделяют двигательный компонент, развитие моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

Любое движение, как бы случайно оно не возникло, является для детей с ТМНР живым опытом. Для таких детей важно то, что двигательная деятельность не только лишь знакомит с окружающим. Каждое движение сопровождается ощущениями, которые исходят и от внешних предметов, и от собственных мышц, связок, снабженных чувствительными нервами. Двигательный компонент и восприятие взаимосвязаны. Без двигательных ощущений нет восприятий, ощущений и представлений.

Это говорит о том, что психическое развитие ускоряется под влиянием движений и ощущений, идущих от кожи, мышц.

У обучающихся с ТМНР отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.

Мелкая моторика таких детей характеризуется рядом особенностей:

  • скованностью движений и замедленным их темпом;
  • неловкостью, угловатостью;
  • отсутствием гибкости и плавности;
  • недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений;
  • отсутствием направленности на результат;
  • нарушением координации движений;
  • гиперкинезией, синкинезией, тремором.

Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.

Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения).Недоразвитие мелкой моторики вызывает значительное затруднение у детей в процессе обучения, что, в свою очередь, влечет за собой значительные трудности в учебной деятельности.

Характеризуя состояние мелкой моторики умственно отсталых детей с сочетанной патологией, можно выделить следующие нарушения:

  • слабость моторики пальцев и кистей рук;
  • отклонения в координации движений (нарушение темпа и ритма действий);
  • медлительность и нечеткость движений;
  • долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук;
  • с большим трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью и (или) нарушениями пространственного представления;
  • слабостью нажима карандаша или ручки на бумагу;
  • нечеткость проведения линий (волнистой, ломаной, прямой)
    нет пластичности;
  • страдает плавность переключаемости с одного движения на другое;
  • неумение координировать работу обеих рук.

Данная категория детей с трудом овладевает всеми приемами по развитию мелкой моторики, все полученные умения и навыки у них быстро распадаются, если не происходит работа по их закреплению. Дети быстро забывают проделанные действия, из-за этого постоянно приходится возвращаться на шаг назад. При выполнении нового задания они долгое время не могут сосредоточиться на последовательности в выполнении упражнения.

Нарушения моторики рук лишает движения точности, силы и координации, поэтому учащиеся данной категории нуждаются в специально организованном обучении в выполнении точных, дифференцированных, целенаправленных движений пальцев рук.

Игры и занятия мелкой моторикой оказывают положительное влияние на общее развитие каждого ребенка: вселяют уверенность в движениях, в своих силах, помогают стать более самостоятельным; меняется роль ребенка в обучении. Он становится более активным участником процесса; также у детей улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, появляется внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая и учебно-практическая деятельность.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.

Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество отставаний в развитии: не сформирована речь, память, мышление. Отстают и в эмоциональном уровне.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

Развивать ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. Инновационным компонентом программы является то, что наряду с традиционными формами работы (игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.) .

При проведении социально-реабилитационных мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики у детей начальных классов с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено соблюдение следующих принципов:

Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

Деятельностный принцип коррекции. Коррекционная работа, таким образом, должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Осмысление родителями важности развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей, а также их участие в коррекционном процессе усилит его эффективность и позволит добиться более высокого уровня развития ручных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности развития мелкой моторики у детей с ТМНР»

Работу выполнила: Крылова Юлия Владимировна, учитель надомного обучения

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

Дети с ТМНР - это дети с выраженными физическими, психическими, эмоциональными нарушениями в развитии или с сочетанием таких нарушений, имеющие особые образовательные потребности и нуждающиеся в особых образовательных, социальных, психологических услугах.

У детей с комбинированными нарушениями наряду с тяжелой умственной отсталостью поражен опорно-двигательный аппарат, нарушены слух, зрение. Имеется глубокое отставание в развитии психомоторики в целом, а также всех ее компонентов: двигательного, познавательного, эмоционального.

Поведение таких особых детей различно. Часть детей более спокойны, сравнительно легко подчиняются требованиям взрослого, выполняют некоторые инструкции. Другая часть детей крайне возбудимы, неуправляемы, двигательно расторможены. Некоторые дети вялы, заторможены, пассивны.

Учитывая особенности психической деятельности и поведения детей, в коррекционно-развивающей работе одним из важных направлений выделяют двигательный компонент, развитие моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

Любое движение, как бы случайно оно не возникло, является для детей с ТМНР живым опытом. Для таких детей важно то, что двигательная деятельность не только лишь знакомит с окружающим. Каждое движение сопровождается ощущениями, которые исходят и от внешних предметов, и от собственных мышц, связок, снабженных чувствительными нервами. Двигательный компонент и восприятие взаимосвязаны. Без двигательных ощущений нет восприятий, ощущений и представлений.

Это говорит о том, что психическое развитие ускоряется под влиянием движений и ощущений, идущих от кожи, мышц.

У обучающихся с ТМНР отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.

Мелкая моторика таких детей характеризуется рядом особенностей:

  • скованностью движений и замедленным их темпом;
  • неловкостью, угловатостью;
  • отсутствием гибкости и плавности;
  • недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений;
  • отсутствием направленности на результат;
  • нарушением координации движений;
  • гиперкинезией, синкинезией, тремором.

Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.

Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения).Недоразвитие мелкой моторики вызывает значительное затруднение у детей в процессе обучения, что, в свою очередь, влечет за собой значительные трудности в учебной деятельности.

Характеризуя состояние мелкой моторики умственно отсталых детей с сочетанной патологией, можно выделить следующие нарушения:

  • слабость моторики пальцев и кистей рук;
  • отклонения в координации движений (нарушение темпа и ритма действий);
  • медлительность и нечеткость движений;
  • долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук;
  • с большим трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью и (или) нарушениями пространственного представления;
  • слабостью нажима карандаша или ручки на бумагу;
  • нечеткость проведения линий (волнистой, ломаной, прямой)
    нет пластичности;
  • страдает плавность переключаемости с одного движения на другое;
  • неумение координировать работу обеих рук.

Данная категория детей с трудом овладевает всеми приемами по развитию мелкой моторики, все полученные умения и навыки у них быстро распадаются, если не происходит работа по их закреплению. Дети быстро забывают проделанные действия, из-за этого постоянно приходится возвращаться на шаг назад. При выполнении нового задания они долгое время не могут сосредоточиться на последовательности в выполнении упражнения.

Нарушения моторики рук лишает движения точности, силы и координации, поэтому учащиеся данной категории нуждаются в специально организованном обучении в выполнении точных, дифференцированных, целенаправленных движений пальцев рук.

Игры и занятия мелкой моторикой оказывают положительное влияние на общее развитие каждого ребенка: вселяют уверенность в движениях, в своих силах, помогают стать более самостоятельным; меняется роль ребенка в обучении. Он становится более активным участником процесса; также у детей улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, появляется внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая и учебно-практическая деятельность.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.

Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество отставаний в развитии: не сформирована речь, память, мышление. Отстают и в эмоциональном уровне.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

Развивать ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. Инновационным компонентом программы является то, что наряду с традиционными формами работы (игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.) .

При проведении социально-реабилитационных мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики у детей начальных классов с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено соблюдение следующих принципов:

Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

Деятельностный принцип коррекции. Коррекционная работа, таким образом, должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Осмысление родителями важности развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей, а также их участие в коррекционном процессе усилит его эффективность и позволит добиться более высокого уровня развития ручных умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...

Упражнения для развития мелкой моторики детей.

Предлагаю Вашему вниманию упражнения для развития мелкой моторики учащихся.Известный итальянский педагог,психолог и врач Мария Монтессори отмечала,что благодаря контакту с окружением и собственным исс...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ «Послушные пальчики»

Актуальность данной программы «Послушные пальчики»:Преемственность дошкольного и школьного образования.Цели:Необходимо выровнять возможности первоклассников.Задачи:• выявление и развитие у учени...

Доклад "Особенности развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями"

развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями...

Презентация "Особенности развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями"

развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями...

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ как средство развития речи

Вопрос развития мелкой моторики наших детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области   образования. Уровень развития мелко...