Проекты в начальной школе. Из опыта работы
статья

Лобановская Мария Михайловна

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekty._iz_opyta.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектной деятельности на уроках,

как средство активизации познавательной деятельности

и повышения учебной мотивации младших школьников

(из опыта работы учителя начальной школы Лобановской М.М.)

“Образован не тот, кто много знает,

 а тот, кто хочет много знать

 и кто умеет добывать эти знания».

В.П. Вахтеров

В учебном процессе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, практико- ориентируемые, информационные, игровые, учебные.

Разные  проекты  потребуют  разное  обеспечение.  Они  могут  быть  разнообразными  по  виду,  типу,  продолжительности,  условиям и результатам.  Однако  при  всем  их  разнообразии  в  основе  любого  проекта  лежит  идея  развития  ребенка  как  субъекта  деятельности  при  обеспечении  максимальной  ее  самостоятельности  и  продуктивности.  Без  этого  проектная  деятельность  будет  формальной,  неинтересной  ученику  и  неплодотворной.

Виды учебных проектов

1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

Исследовательский;

Информационный;

Творческий;

Ролевой /игровой/ проект;

Практико-ориентированный.

2. По предметно-содержательной области:

монопроект, в рамках одной области знаний;

межпредметный проект, на стыке различных областей.

3. По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

4. По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый).

5. По продолжительности проекта:

мини-проект (на 1 урок);

краткосрочный (4-6 уроков);

среднесрочный (до месяца);

длительный (месяцы, четверть, учебный год и т.п.).

В начальной школе широко используются информационные, исследовательские, творческие и ролевые проекты.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете, выступление на уроке.

Проект «Безопасные дороги для весёлой детворы» по созданию книжки- раскладушки.

Проект «Красная книга России». Большая книга была создана из отдельных индивидуальных проектов учащихся.

Проект « Моё имя» и «Мои православные покровители»

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, исследование, моделирование, социологический опрос, интервьюирование.

Проект «Моя малая Родина», индивидуальный проект «Летопись моей семьи».

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Проект - праздник “В лабиринтах начальной школы”, “Попье - маше”, “Приемы нетрадиционного рисования”.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Театрализованное представление “Парад шляп”.

УМК “Школа России” дает огромный потенциал для проектной деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Особое место занимает организация проектной деятельности на уроках окружающего мира, где учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее.

Примерами уроков, на которых осуществляется проектная деятельность учащихся, являются следующие: “Растения нашего края”, “Моя Красная книга”, “Профессии наших родителей”, “Города России”, “Родословная моей семьи”, “Прекрасна, прекрасна, родная земля”.

Для реализации творческих проектов использую уроки литературного чтения. Темы проектов, которые можно реализовывать в начальной школе при изучении курса литературное чтение: “Любимые сказки”, “Книжки-малышки”, «Портретная галерея», “О чем может рассказать библиотека”, “Русское народное творчество”, “ Скороговорки”.

В результате проектной деятельности на уроках литературного чтения стимулируется творчество детей, их самостоятельность, реализуется принцип сотрудничества детей и взрослых.

Примерами проектов, реализуемых на уроках математики в начальной школе, являются следующие: “Шифрование”, “Математическая сказка”, “Математика в кулинарии”.

На уроках русского языка в процессе организации групповой работы подготовили следующие проекты: “Пословица недаром молвится”, “Алфавит в жизни человека”.

Осуществляя внеурочную деятельность в условиях внедрения ФГОС НОО, организую исследовательскую деятельность младших школьников в рамках творческого объединения учащихся. Реализованы проекты: «Моя малая Родина», «Красная книга России», «Осанка в жизни человека».

Проектная деятельность, организуемая на уроках и во внеурочное время, способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Организуя проектную деятельность младших школьников, мы убеждаемся в правоте слов В.П. Вахтерова: “Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми"

"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)  или проекты,   созданные вместе с детьми"  Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, ...

Особенности реализации метода проектов в начальной школе ( из опыта работы)

Статья, в которой рассказывается о сути проектного метода, его значении и особенностях при реализации в начальных классах. Приводятся примеры проектов, реализованных учителем, их цели, содержание и ит...

Трудности работы над проектом в начальной школе. Из опыта работы

Очень люблю вводить в свою работу новые формы работы с учениками. С 2011 года в школе работаю над созданием проектов. Эта работа очень трудоёмкая иногда не всегда получаю 100% результат....

Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом в начальной школе (из опыта работы)

Подробное содержание действий обоих субъектов  образовательного процесса при работе над проектом....

Интегрированные проекты в начальной школе (из опыта работы)

Интегрированный проект "Научим друг друга" включает следующие проекты: 1) "Фруктовый фейерверк"2) Картофельный банкет; 3) "Чай, чай, чай"; 4) "Моя Родина - Россия (н...

В чём успех исследовательского проекта ученика начальной школы (из опыта работы)

Статья о том, как правильно построить работу над проектом  с ребенком....