Выступление «Из опыта работы по формированию позитивного родительства»
материал

из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление «Из опыта работы по формированию позитивного родительства»

В настоящее время институт семьи с детьми сталкивается с многочисленными изменениями и вызовами, которые требуют того, чтобы воспитанию в семье оказывалось внимание и поддержка со стороны государства, исходя из того, что такая поддержка имеет важнейшее значение для детей, родителей и общества в целом.

В России к таким изменениям и вызовам, с которыми сталкиваются семьи, относятся демографические изменения (старение населения, увеличение возраста вступления в первый брак и рождения ребенка, рост доли незарегистрированных и повторных браков, рост доли семей с одним родителем, а также семей, состоящих из сводных братьев и сестер, значительный гендерный разрыв в смертности, вызванный в большей степени низким уровнем самосохранительного поведения юношей и мужчин, увеличение миграционной активности населения, в составе семьи или в отрыве от семьи), социальные изменения (массовое вовлечение женщин в общественное производство, опережение роста уровня образования женщин над уровнем образования мужчин, изменение системы ценностей населения в сторону гармоничного развития семьи и личности, в том числе сочетания профессиональной и семейной жизни, гуманизация общества и стремление снизить социальную исключенность отдельных групп населения, сохранение значительного числа семей, живущих в бедности, а также других семей, нуждающихся в весомой поддержке со стороны общества и государства) и информационные изменения и вызовы (стремительное развитие информационных технологий в образовательном и повседневном пространстве, окружающем детей).

В этих условиях признание основополагающей природы семьи и роли родителей и создание необходимых условий для воспитания детей в высших интересах ребенка становится важной задачей государства.

Понятие позитивного родительства является новым понятием, однако хорошо вписывается в принципы и направления, выдвинутые в Национальной стратегии. Учитывая принципы реализации позитивного подхода к воспитанию детей, все участники процесса приоритетного развития детей и всесторонней поддержки семей смогут проще достигать целей этого процесса. Понятие позитивного воспитания является синонимом принятого в отечественной практике понятия «ответственное родительство», которое используется, в том числе, в Национальной стратегии.

Позитивное воспитание детей родителями может быть определено как создание позитивных отношений между родителями и детьми, как оптимизация потенциала развития ребенка, как взаимоуважение и сотрудничество родителей и ребенка.

Воспитание детей родителями в высших интересах ребенка означает, что родители должны, прежде всего, заботиться о благополучии ребенка и его развитии, воспитывать своих детей таким образом, чтобы дети смогли добиться высоких результатов в учебе, в отношениях с друзьями, в обществе. Дети добиваются наилучших результатов, если родители относятся к ним с теплотой и поддержкой, уделяют им много времени, понимают их жизнь и поведение, поощряют открытое общение и реагируют на нарушение дисциплины, объясняя возможные последствия и не прибегая к суровым наказаниям.

Помимо этого, родители должны обеспечивать своим детям заботу (что означает удовлетворение потребности ребенка в любви, теплоте и безопасности); руководство (что означает регулярное со стороны родителей обеспечение детям чувства безопасности и предсказуемости и при этом необходимой гибкости в воспитательных подходах и отношениях); признание (что относится к потребности каждого ребенка в том, чтобы его увидели, выслушали и оценили как личность); развитие способностей (что направлено на укрепление осознания ребенком своих возможностей и самостоятельности).

Проблемы в области содействия позитивному (ответственному) родительству:

1. Наличие случаев нарушения прав ребенка во внесемейном окружении (например, жестокое обращение с детьми, низкий уровень участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы), что является препятствием для создания дружественной ребенку среды и осложняет осуществление родителями позитивных подходов в воспитании детей.

2. Высокий риск бедности в семьях с детьми, а также существенное неравенство в уровне жизни и в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей между субъектами Российской Федерации, что влечет за собой недостаток ресурсов для развития

ребенка.

3. Широкая распространенность семейного неблагополучия, что порождает примеры не позитивного родительства.

4. Невысокая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями, а также социальная исключенность уязвимых категорий, что создает риск попадания ребенка в атмосферу не позитивного воспитания и окружения, а также продлевает период нахождения ребенка в этом состоянии.

5. Низкое качество работы отдельных институтов в сфере воспитания и обучения детей (ряда дошкольных и школьных учреждений, учреждений дополнительного образования), отсутствие стандартов социальных услуг, что создает ситуацию, когда родители вынуждены тратить драгоценное время для общения с детьми на преодоление несовершенства работы различных социальных служб.

6. Нарастание новых информационных рисков при отсутствии адекватной защиты детей от информационной опасности, что создает ситуацию, когда родители вынуждены без общественной поддержки нести на себе все заботы по обеспечению безопасности детей.

7. Нехватка информационных, просветительских, обучающих программ и проектов в области позитивного родительства.

8. Слабая координация участников процесса позитивного воспитания ребенка.

9. Неуважение взглядов ребенка, отсутствие развитых механизмов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, что несовместимо с позитивным родительством.

10.Нехватка конкретных мер, направленных на создание условий для совмещения семейных и профессиональных обязанностей, что является одной из важнейших задач по продвижению позитивного родительства.

Основные направления поддержки ответственного родительства

Среди направлений, важных для поддержки позитивного родительства в России, можно выделить следующие:

• Поддержка родителей в доступе к ресурсам, социальным услугам и сетевым связям;

• Информирование, просвещение и обучение родителей и детей (и других представителей целевых групп) принципам ответственного родительства и правам детей;

• Совмещение профессиональной занятости и родительских (семейных) функций;

• Развитие процесса участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;

• Поддержка родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Все вышеперечисленные направления поддержки позитивного родительства имеют равнозначный, равноценный характер и нуждаются в развитии. Несмотря на существующее в России хорошо разработанное законодательство в области защиты детей и поддержки семей, внедрение всех возможных мер, видов помощи и услуг для семей с детьми и детей требует длительного времени, и является долгосрочной задачей.

                Основная информация о позитивном воспитании детей должна направляться всем родителям и тем лицам, которые занимаются уходом за детьми и их воспитанием. В такой информации следует уточнять, как следует уважать ребенка как личность и как содействовать его или ее участию, а также то, что у родителей есть и права, и ответственность. Основная информация должна разрабатываться на основе консультаций со всеми заинтересованными участниками, прежде всего, родителями, поставщиками услуг и детьми, и подвергаться мониторингу для того, чтобы обеспечить эффективность и поддержку этих мер.

В нашей школе на формирование позитивного родительства направлены различные мероприятия это консультации с педагогами, а также родительские собрания, всеобучи, конференции, консультации как индивидуальные, так и групповые для родителей. Которые проходят  не в форме лекториев, а в форме диалога, во время которого родители становятся учениками и пытаются найти выходы из различных ситуаций, также родителям предлагаем буклеты, памятки для повышения педагогической грамотности.

Кроме проводятся тематические акции, посвященные ответственному родительсту, например выставки-ярмарки, семейные или спортивные праздники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы по теме «Трудовое обучение и воспитание» - с презентацией.

    На уроках трудового обучения  формирую умения, необходимые для успешной социально – трудовой адаптации учащихся....

Выступление из опыта работы по факультативному занятию «Основы безопасности жизнедеятельности», с презентацией.

Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих ж...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Организация работы по формированию навыка грамотного письма»

     Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с  твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи.   Начальная школа призвана об...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Повышение мотивации учения у слабоуспевающих»

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс пробл...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Развитие логического мышления на уроках гуманитарного цикла в начальной школе»

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое о...

Выступление из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе использования игровой технологии»

Рассматриваются игровые технологии по математике, как часть педагогических технологий. Это игровая форма взаимодействия педагога и воспитанников через реализацию сюжета (игры, сказки, спектакля, делов...