Проектные технологии в воспитательной работе.
материал

В материале показаны алгоритмы деятельности детей и педагогов по проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnye_tehnologii_v_vospitatelnoy_rabote.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектные технологии в воспитательной работе»                                                                                         

   Среди разнообразия средств работы с младшими школьниками одним из наиболее эффективных является проектная деятельность. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она является основным условием развития познавательного интереса младших школьников: развивает любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения и в целом формируется познавательный интерес.

Проект - есть слияние практики и теории, это не только четкая постановка умственной задачи, но и ее практическое выполнение.

Цель и сущность метода проектов заключена в том, что он в качестве задачи ставит поиск для обучающихся такого дела, которое может привлечь их внимание и интерес, дела, которое будет вполне соответствовать их силам, а в процессе работы даст полезные навыки и знания, что способствует формированию познавательного интереса детей.

Проектирование реализует такие педагогические принципы, как:

  • сотрудничество обучающихся и педагога;
  • самостоятельность;
  •  учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
  •  актуализация субъектной позиции ребенка в образовательном процессе,

Проектная деятельность заключается в следующих 5-ти этапах:

1)постановка задачи;

2)разработка самого проекта;

3)организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии; 4)непосредственно практическая деятельность;

5)отчет о проделанной работы.

Одна из главных задач педагога по мнению Н. Е. Веракса при организации проектной деятельности младших школьников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Умение создавать условия для проявления познавательной инициативы младших школьников является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой приобретаются знания.

В начальной школе это:

- формирование умений применять методы, которые будут способствовать решению поставленной задачи, с использованием разнообразных вариантов;

 - развитие умений определять возможные методы решения проблем при помощи взрослого, а после и самостоятельно;

 -развитие умений пользоваться полученными знаниями для решения новых практических и познавательных задач;

-самостоятельное приобретение недостающих знаний из различных источников;

 -развитие важнейших для современной жизни компетенций;

-развитие способностей к творческому, критическому, аналитическому мышлению;

 -ведение конструктивной беседы в процессе исследовательской совместной деятельности, развитие желания пользоваться специальной терминологией;

-формирование различных предпосылок для интеллектуальной инициативы, поисковой деятельности;

Проектная деятельность младшего школьника развивается поэтапно, при непосредственной поддержке и участии взрослого. Для развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста в проектной деятельности она предлагает следующий алгоритм деятельности детей и педагога.

Алгоритм деятельности детей и педагога

1 этап

1 шаг «Подготовительный»

Выделение проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. Воспитатель выступает помощником в выделении проблемы и самостоятельной ее формулировке.

2 шаг «Целеполагание»

Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Самостоятельное прогнозирование результата.

2 этап

3 шаг «Планирование»

Планирование деятельности детьми (при участии воспитателя как партнера), определение средств и способов реализации проекта

3 этап

4 шаг «Исполнительский»

Выполнение детьми проекта, «творческие споры», достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь

4 этап

5 шаг «Презентационный»

Предоставление продукта проектной деятельности, воспитатель выступает как зритель

6 шаг «Рефлексивный»

Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

Познавательная, исследовательская деятельность является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности. Эти два вида деятельности между собой неразрывны.

В их основании находятся:

 -умение интегрировать знания из разных образовательных областей;

-развитие познавательно-исследовательских умений и навыков младших школьников;

-умение самостоятельно конструировать свои знания;

-умение ориентироваться в информационном пространстве;

 -умение выдвигать гипотезы, анализировать, критически мыслить, делать выводы.

Развитие познавательного интереса младших школьников как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию, воздействуя на интеллект, волю, эмоции, чувства, желания, действия ребенка. Такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать знания, умения и навыки является проектная деятельность.

  Под проектной деятельностью обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы; способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проект – это специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и.т.д.

Главное условие – наличие заранее выработанных представлений о конкретном продукте, этапов проектирования и реализации проекта.

5 «П»

  • ПРОБЛЕМА
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ
  • ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
  • ПРОДУКТ
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Примеры проектов для младших школьников:

  1.  Проект «Расскажи о себе»

Цель: Выявление интересов детей, их творческих и познавательных способностей.

Задачи проекта:

-формировать у обучающихся коммуникативную компетенцию,  внимательное, бережное и доброжелательное отношение к своим одноклассникам;

-формировать  необходимость понимания того, что каждый человек в  классе интересен, важен и достоин внимания.

Работа над проектом:

1-й этап: Выбор темы.

 Обучающимся можно предложить продумать, как  представить свои увлечения, интересы.

2-й этап: Выход на родителей (более глубокое понимание темы проекта).

3-й этап: Презентация проекта. 

Проект «Расскажи о себе» позволит ребятам раскрыться самим и лучше узнать других. Одни ребята готовят устный рассказ с показом своих талантов и увлечений (игра на музыкальных инструментах, показ физических упражнений, танцы). Другие сопровождают рассказ электронной презентацией. Некоторые родители, используя компьютерные технологии, помогают создать видеофильм.

  2.Проект «Я и моя семья»

Цель проекта: повысить интерес детей к истории своей семьи.

Ресурсы: семья, семейные фотографии.

План реализации проекта «Я и моя семья»

Домашнее задание: составление рассказа о своей семье.

Дети рисуют своих близких, подбирают фотографии о своих родных и оформляют  в альбоме. Подготовка устной презентации. Также можно  проявить творчество:

1.Вставить рисунок семьи или снимок коллажа из фотографий.

2. Подписать всех членов семьи.

3. Записать звуковой рассказ о семье.

 В результате дети познакомят друг друга со своей семьей, научатся общаться, создают странички портфолио семьи. Данный проект можно назвать –семейный. Он расширит кругозор детей и взрослых, наполнит их творческой энергией, способствует позитивным изменениям в семье, помогает выстроить взаимодействие и сотрудничество в семье.

  3.Проект «Мой родной город»

Цель проекта:

 Пополнение знаний детей о родном городе.

Задачи проекта:

- изучить историческое прошлое родного города;

-обогатиться знаниями о выходцах из города;

-заботиться об экологической культуре обучающихся;

- прививать любовь к городу, желание следовать примеру старшего поколения;

-воспитывать на обычаях и традициях города настоящих патриотов страны.

Ожидаемые результаты:

- обогащение знаний школьников об историческом прошлом города; побуждение учеников к краеведческо - поисковой работы;

-знакомство с людьми, которые являются гордостью города;

- создание экологической тропы в школе;

- изготовление альбома «Тропами родного города».

Работу над проектом можно проводить в сотрудничестве с городскими музеем, с центрам национальных культур.

Мероприятия:

1. «Тропами родного города» - экскурсия по экологической тропе.

 2. «Гордость нашего города» - встреча за «круглым столом» с почётными жителями города.

.3. «Растем вместе с деревцами» - высадка аллеи в одном из парко.

 4. «Из бабушкиного сундука» - экскурсия в музей.

 5. «Мой город» - выпуск стенгазеты (запись собственных стихов, размышлений о городе).

Итогом реализации проекта «Город, мой родной город» может быть презентация на общешкольном родительском собрании.

  1. Проект «Смешное имя у цветка»

Странные названия бывают у растений. Интересно узнать: а почему этот цветок так называют в народе?

Цель: узнать, почему цветок носит такое смешное название?

Задачи: 

1.Найти информацию о цветке.

2.Провести опыт.

 3Подготовить презентацию.

 Вид проекта: исследовательский.

Выводы по итогам проекта.

 5.Проект «Новая  жизнь старого велосипедного колеса»

Бытовые отходы загрязняют окружающую среду. Основная часть их не разлагается или имеет длительный срок разложения. Так родилась идея

проекта — дать вторую жизнь отслужившим свой срок предметам, чтобы сократить объем выброса в отходы.

Цель проекта: создать предмет интерьера из старого велосипедного колеса.

Задачи:

1. Изучить проблему утилизации бытовых отходов.

2. Провести опрос в классе о применении ненужных вещей в быту.

 3. Показать на примере, как можно использовать отслужившие свой срок в быту вещи в целях сохранения окружающей среды.

В ходе реализации проекта будет сделан  вывод, что из ненужного бытового мусора можно сделать уникальные предметы интерьера, потратив на это минимум усилий и денежных средств.

  6.Проект «Победа деда – моя победа!»

Актуальность: В классе можно провести  анкетирование на предмет знаний о ВОВ. По результатам выяснилось, что некоторые дети не знают, когда началась война, с кем сражались наши прадеды, когда война закончилась, кто из их семей был участником ВОВ. Но все они хотели бы узнать как можно больше.

Цель: Сохранить в памяти подвиг советского народа в победе над фашизмом.

Задачи:

1) Найти информацию о родных учеников, прошедших все ужасы Великой Отечественной Войны;

2) Вызвать интерес у учащихся к изучению истории своей семьи и истории страны;

3) Расширить знания подрастающего поколения о событиях ВОВ;

4) Создать книгу памяти участников Великой Отечественной войны, родственников учеников нашего класса.

5) Смонтировать слайд - презентацию, посвященную нашим прадедам –фронтовикам.

Методы:

1) Исследовательские: сбор и анализ информации, изучение архива (фото, документы, личные дела, награды)

2) Практические: дискуссии и беседы с членами семьи о родственниках, принимающих участие в ВОВ, анкетирование одноклассников, разработка и проведение классного часа, посещение музея.

Этапы проекта

1. В классе можно провести классный час, на котором ребята рассказывают о своих родственниках.

2. Работа с семейным архивом.

На этом этапе учащиеся собирают сведения о своих родственниках, участниках ВОВ. Проводятся беседы с родителями, записываются воспоминания старших представителей семьи, просматриваются фотографии, награды и документы сохранившиеся в семейном архиве.

3. Собрав информацию, на классном часе дети рассказывают своим одноклассникам о прадедах –фронтовиках.

4. Создают Книгу Памяти.

 5. Можно создать видеофильм, посвящённый нашим прадедам –героям.

Работая над проектом обучающиеся:

 -получают  знания о ходе ВОВ, посредством отслеживания боевого пути своих родственников и родственников одноклассников;

-знакомятся с удивительными судьбами людей;

-научатся сопереживать, уважать, ценить людей старшего поколения.

Использование проектной как развития познавательного интереса, помогает активно привлекать учеников к обсуждению различных тем.

 Главное условие это придание проектной деятельности проблемного характера.

«Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в воспитательной работе

Одним из интерактивных методов является проектная деятельность.Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность уч...

Технология планирования воспитательной работы в классе.

Моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на развитие каждого обучающегося....

"Я художник" Здоровье сберегающие и арт технологии в воспитательной работе

Веселые физ минутки,игры,разговор оприроде и музыке,релаксация....

Современные образовательные технологии в воспитательной работе (проектная деятельность).

Проектная технология - новая технология обучения, которая является важнейшим средством повышения эффективности работы педагога. Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в...

Проектная деятельность в воспитательной работе начальной школы

Проектная деятельностьв воспитательной работе начальной школы...

Проектная деятельность в воспитательной работе

Метод проектов направлен на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.        ...

Использование проектной технологии в профориентационной работе с младшими школьниками

В современных условиях все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умени...