Мнемотехника
учебно-методический материал

Орлова Алиса Александровна

Цель: ознакомление педагогов с термином «мнемотехника», с ее методами  и приемами, которые обеспечивают эффективное запоминание информации.

Задачи:

  • дать понятие мнемотехники, познакомить с особенностями технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, загадок;
  • дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации работы с детьми;
  • дать педагогам возможность овладеть мнемотехническими приёмами

Практическая значимость: данный прием позволяет педагогам начальных классов проводить работу по развитию памяти и связной речи учащихся младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa.docx19.19 КБ
Файл prezentatsiya_master-klassa.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Мнемотехника – искусство запоминания»

Ход мастер-класса.

  1. Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Я рада вас приветствовать на моем мастер - классе.

2. Постановка педагогической проблемы.

Просмотр видеоролика.

- Перед вами лежат два текста. Прочитайте их.

1. Глицерин – это органическое соединение, трехатомный спирт алимфатического ряда, сиропообразная бесцветная жидкость, которую получают омылением жиров или синтетическим способом. Глицерин применяется в производстве взрывчатых веществ и синтетических смол.

2. Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

- Перескажите свой текст.

- Почему у одной группы получилось, а у другой нет? (все дело в образах, ассоциациях).

- Вот так происходит и у детей. У них еще не до конца сформированы такие качества, как внимание, память, мышление и воображение. Им трудно запоминать возрастающий объем информации.

3. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему

- Для запоминания информации, заучивания стихотворений существует прием – МНЕМОТЕХНИКА.

МНЕМОТЕХНИКА (в переводе с греческого - искусство запоминания) – это система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования образов, ассоциаций.

- Существует множество приемов данной техники.

  1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. «Каждый охотник желает знать где сидит фазан».
  2. Рифмизация - можно придумать несколько пар слов зарифмованных или небольшое стихотворение, которое содержит запоминаемый материал и поможет запомнить нужную информацию. «Гнать-держать-дышать и слышать, смотреть-видеть-ненавидеть, и зависеть и вертеть, и обидеть и терпеть».
  3. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.

- Сегодня я остановлюсь на одном приеме, это МНЕМОТАБЛИЦЫ.

МНЕМОТАБЛИЦА – это схема, в которую заложена определенная информация. Эффективно ее использовать  при разучивании стихотворений. Суть хаключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом весь текст зарисовывается схематично. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

- Схема имеет несколько ячеек. Количество ячеек зависит от количество строк в стихотворении. Если в тексте есть направление, то изображается стрелками. Цифры – цифрами. Если сложно изобразить рисунком, то начальной буквой. Отрицание зачеркивается крестиком.

- Сейчас я предлагаю вам составить мнемотаблицу к стихотворению С.Черный «На коньках».

Мчусь, как ветер на коньках
Вдоль лесной опушки…
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке…
Раз-два! вот и поскользнулся…

4. Подведение итогов, рефлексия.

- Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии памяти, внимания, образного мышления младших школьников.

- Использование методов мнемотехники помогает облегчить запоминание и увеличить объем информации; развивает творческое познание детей.  

- Прием мнемотаблиц я использую в своем классе, учащиеся на 3-4 раз могут наизусть рассказать стихотворение.

- Сейчас выразите свои эмоции к мастер – классу через образы.

- Закончить свое выступление я хочу словами К.Д.Ушинского “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мнемотехника – искусство запоминания

Слайд 3

1 . Глицерин – это органическое соединение, трехатомный спирт алимфатического ряда, сиропообразная бесцветная жидкость, которую получают омылением жиров или синтетическим способом. Глицерин применяется в производстве взрывчатых веществ и синтетических смол. 2 . Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Слайд 4

МНЕМОТЕХНИКА (с греч. - искусство запоминания) – это система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования образов, ассоциаций.

Слайд 5

Приемы мнемотехники 1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

Слайд 6

Приемы мнемотехники 2. Рифмизация

Слайд 7

Приемы мнемотехники 3. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.

Слайд 8

Приемы мнемотехники 4. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 9

Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок Отгадывание загадок

Слайд 10

Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

Слайд 11

Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

Слайд 12

Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

Слайд 13

Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

Слайд 14

Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

Слайд 15

Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

Слайд 16

Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

Слайд 17

Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

Слайд 18

С.Черный «На коньках» Мчусь, как ветер на коньках Вдоль лесной опушки… Рукавицы на руках, Шапка на макушке… Раз-два! Вот и поскользнулся…

Слайд 19

М Мчусь, как ветер на коньках Вдоль лесной опушки… Рукавицы на руках, Шапка на макушке… Раз-два! Вот и поскользнулся…

Слайд 20

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития связной речи при работе с детьми имеющими ОНР

Представление опыта работы на смотре педагогического мастерства в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года 2012»...

Мнемотехника

Учёба - это серьёзный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, т. к. , интересное всегда легче запоминается. Мнемотехника облегчает запоминание. А шарады, ребусы и кросс...

Методическая разработка с использованием мнемотехники, (к открытому занятию "Праздник для звука Р") 1 класс 7 вид

Конспект  открытого логопедического занятия для учащихся 1 класса (7 вида). Тема: Праздник для звука «Р» Цели: •     закрепление правильного произношения звука «р» в связной р...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Детей необходимо обучить методам и приёмам переработки и запоминания информации, к которым можно отнести мнемотехнику. Мнемотехника - искусственные приёмы запоминания, от слова «мнемос»- память.Мнемот...

"Мнемотехника на занятиях в группе предшкольной подготовки"

К . Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»Взяв в основу мнени...

Применение мнемотехники в процессе развития связной речи у детей с ОВЗ.

Методические разработки по применению мнемотехники в процессе развития связной речи у детей с ОВЗ....