Мастер-класс "Прозрачный мольберт в работе с детьми с ОВЗ"
материал
Данный мастер-класс предназначен для повышение опыта педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей с ОВЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 г. Новошахтинска
Мастер – класс
«Прозрачный мольберт – нетрадиционное средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ»
Подготовила:
учитель-дефектолог
Головнева М.А.
2025 г.
Цель: повышение опыта педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей с ОВЗ.
Задачи:
- донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей с ОВЗ;
- показать приемы и методы работы с детьми с ОВЗ;
- способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.
Ход.
- Сегодня я хочу рассказать Вам о своей работе с детьми ОВЗ.
За период моей работы мне довелось узнать детей с такими нозологиями:
- расстройство аустического спектра;
- задержка психического развития;
- тяжелым нарушением речи;
- умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)
Искусство создает целостную картину мира посредством эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку.
Для достижения большего эффекта в изодеятельности использую инновационное пособие «Прозрачный мольберт» из небьющегося стекла в деревянной раме фабричного изготовления, но его так же можно сделать своими руками.
Новизна «Прозрачного мольберта» заключается в следующем:
- выполняя работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью для детей с ОВЗ;
- занятия с использованием мольберта стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми;.
- при работе на вертикальной плоскости мольберта, идет смена динамических поз, что является профилактикой нарушения осанки;
- работая стоя, меняется угол зрения – это профилактика нарушения зрения.
Пособие «Прозрачный мольберт» позволяет решать ряд коррекционно-развивающих задач:
- обогащение сенсорного опыта и развитие психических функций ребенка (внимания, зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики);
- развитие зрительно-моторной координации;
- ориентировка на вертикальной поверхности;
- развитие пространственно-логического мышления и вербального анализа;
- развитие речи и коммуникативных навыков;
- развитие творческих способностей.
Во время рисования на мольберте, можно использовать различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, монотипия, поролоновые рисунки, и другие, что позволяет поддерживать интерес к изобразительной деятельности.
Работа с использованием прозрачного мольберта ведётся на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях. Предлагаю вашему вниманию ряд упражнений
1. Знакомство с мольбертом
Упражнение «Здравствуй ладошки» или «Согрей ладошку»
Упражнение «Догони ладошку»
Упражнение «Послушные пальчики»
2. Рисуем пальчиком и ладошкой
Упражнения: «Пальчик шагает», «Светит солнышко», «Зайчик прыгает», «Идёт дождик», «Листопад», «Снегопад», «Гусеница», где ребенок, подражая действиям педагога, пальчиком наносит на стекло точки, линии, штрихи.
3. Рисуем листьями
Каждую осень мы собираем желтые, красные, оранжевые листья с березы, тополя, рябины, осины, ольхи, лепестки различных цветов. Лепестки и листья натуральны, вкусно пахнут, приятные на ощупь, дети с удовольствие окунают листья в краску и оставляют на мольберте красочные неповторимые оттиски.
4. Рисуем точками
Упражнение «Повтори по точкам», «Дополни точками детали»
5. Рисуем поролоном
Поролон обмакивают в краску и методом штампа рисуют. Это способ используют для быстрого нанесения фона, песок, снег, небо, море, трава, передавать шероховатость, пушистость, объемность животных, цветов и деревьев.
6. Рисуем маркером
Упражнение «Обведи предмет», «Заштрихуй фигуру», «Дорисуй», «Праздничная скатерть», «Вершки корешки», а так же можно использовать этот способ в рисование по замыслу в парах
7. Рисуем с натуры
Развивает наблюдательность, учить ребенка изображать что-либо не так как захочется, а чтобы было похоже на оригинал для этого нужно правильно передать форму, цвет и пропорции, для начала рассмотреть портрет вместе с ребенком, обращая внимание на характерные детали, потом пусть попробует его изобразить.
8. Рисуем портрет
Упражнение «Обезьянки»(Один ребёнок задумывает и показывает позу, другой принимает точно такую же. Условие, какая-нибудь часть тела (рука, нос, ухо, плечо) при показе обязательно касается стекла).
Можно рисовать портрет, автопортрет, глядя на себя в зеркало, портрет друга, мамы, рассматривая ее фотографию.
Развивает зрительно-моторную координацию, ориентировку на микроплоскости, умение располагать предметы относительно друг друга, получая целостную картину, формируют навыки сотрудничества, а так же творческую активность.
9. Синхронного рисования
(выбираются пары «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», вместе обсуждают замысел и вместе создают изображение, находясь «лицом к лицу»)
Чтобы заинтересовать ребёнка, использую игровые и словесные приёмы: читаю стихотворения, сказки, потешки, песенки. Через игру ребёнку сообщаются необходимые знания.
Благодаря рисованию на прозрачном мольберте
- ребенок успокаивается и получает удовольствие от занятия;
- идет познание окружающего мира;
- дети становятся более усидчивыми, внимательными;
- ребёнок раскрепощается, устраняются страхи, комплексы, развивается уверенность в себе и общительность;
- повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь;
- проявляют свое видение и творческий потенциал.
Перед тем, как закончить наш мастер-класс, хочу узнать ваше мнение : - остались ли у вас вопросы по использованию в работе прозрачного мольберта?
- будете ли использовать данный метод в своей работе?
- какие у вас есть пожелания?
Спасибо за работу! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»
Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением
Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....

Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов
Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...

«Использование прозрачного мольберта в коррекционно-развивающей работе с детьми»
Прозрачный мольберт в работе психолога для развития творческого самовыражения и раскрепощения детей....

Статья "Прозрачный мольберт в работе с детьми с ОВЗ"
Данная статья рвсскрывает все стороны работы с детьмси с ОВЗ с помощью пособия "прозрачный мольерт". Приведены примеры упражнений и игр с данным пособием....
