Статья "Прозрачный мольберт в работе с детьми с ОВЗ"
статья
Данная статья рвсскрывает все стороны работы с детьмси с ОВЗ с помощью пособия "прозрачный мольерт". Приведены примеры упражнений и игр с данным пособием.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Прозрачный мольберт» – нетрадиционное средство всестороннего развития детей с ОВЗ
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач дошкольного учреждения. Одним из направлений по здоровьесбережению является арт-терапия, т.е. это забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества [1, с. 25]. На сегодняшний день интересной формой индивидуальной работы является рисование на прозрачном мольберте. В использовании мольберта синтезированы наиболее эффективные арт - терапевтические техники в рамках деятельности по развитию детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья: изо - терапия, игро - терапия, сказко – терапия [2, с. 90].
Новизна же в использовании мольберта в работе с детьми заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных художественных материалов, и техник в обучении, направленном на развитие индивидуальных способностей. Новые способы творчества мотивирует деятельность ребенка и удерживают его внимание. Ребенок получает нестандартный опыт, во время которого ослабевают защитные механизмы, и дошкольник получает свободу в самовыражении. Выполняя же работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. При работе на вертикальной плоскости мольберта, идет смена динамических поз, что является профилактикой нарушения осанки. Работая стоя, меняется угол зрения – это профилактика нарушения зрения, то есть идет использование здоровьесберегающих технологий.
Рекомендации при использовании «Прозрачного мольберта» в индивидуальной работе с детьми:
- Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки.
- Игра проводится согласно возрастному ограничению во времени.
- Обязательна глазодвигательная гимнастика для снятия напряжения.
- Совместное рисование — это всегда общение взрослого и ребёнка. В процессе рисования у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки.
- Рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.
- Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.
Использование прозрачного мольберта направлено на создание атмосферы эмоционального психологического комфорта, что особо актуально для детей с ОВЗ[4].
Эмоциональная сфера выступает важной составляющей в развитии личности дошкольников, поскольку никакое общение и взаимодействие не будет результативным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями. Для детей в дошкольном возрасте наиболее свойственны эмоциональная переменчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это обусловливает ключевую направленность педагогической работы с детьми дошкольного возраста — эмоциональное наполнение жизни ребенка и организация помощи в постижении эмоций и их регуляции.
Использование мольберта содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств.
Ребенок через приобщение к искусству учится лучше понимать окружающий мир, выражать эмоции, получать радость от общения, работать в команде и преодолевать коммуникативные барьеры. В процессе совместной работы с педагогом или другим ребенком приобретаются навыки сотрудничества. Рисуя, ребенок освобождается от конфликтов и сильных переживаний, развивает эмпатию, моделирует действительность, выражает свое отношение к ней. Использование рисования на мольберте помогает ребенку восстановить эмоциональное равновесие, устранить имеющиеся нарушения поведения.
Мольберт дает возможности работы с разными материалами:
- Рисование цветными маркерами. Обводка, штриховка, дорисовка недостающих деталей.
- Рисование пальцами и ладошкой.
- Волшебный туман или зимний мороз. Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать, используя детский крем или зубную пасту.
- Завораживающие точки. Ребенок заполняет контурный рисунок разноцветными точками, используя ватные палочки(способ рисования пуантилизм – рисование точками).
- Рисуем по очереди. Если дошкольник не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или прекрасная принцесса и ее дворец. Ребенок очень скоро подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить в рисунок что-нибудь свое.
- Зарисовки с натуры. Необходимо вместе внимательно рассмотреть игрушку, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить. Не беда, если будет получаться не сразу. Все равно похвалите юного художника, а затем поинтересуйтесь, чем отличается нарисованная игрушка от настоящей. Так ему будет легче заметить свои неточности.
- Портрет друга. Ребенок – натура, сидит неподвижно по другую сторону стекла, ребенок-художник, как видит, так и обводит характерные черты на стекле, подбирает и раскрашивает портрет.
- Поп-арт из круглых форм. Используйте в работе только круглые подручные материалы для печати на стекле и густые, как сметана, гуашевые краски, обмакните печать в краску и отпечатайте на стекле, и так много раз, эффект потрясающий, дети в восторге.
- Игра –поймай бабочку. Использовать лучше настольный мольберт. Ребенок с одной стороны стекла держит бумажное изображение бабочки, а ребенок с другой стороны рисует бабочку, дополняя рисунок необходимыми элементами для полной композиции, бабочка постепенно передвигается по всему стеклу, в итоге получается целая полянка с бабочками. Ловить можно любое изображение насекомых, птиц, транспорт и т.д.
- Рисование листьями. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на мольберте красочные неповторимые оттиски.
- Штампы и печати. Можно сделать самодельные штампы из картофеля. «Шлепать» такими самодельными штампами очень нравится ребятам.
- Поролоновые рисунки. Сделайте из поролона самые разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепите их тонкой проволокой к палочке или карандашу. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты.
Пособие многофункционально: используется в разных видах детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений. Работа с прозрачным мольбертом направлена на развитие психических процессов ребенка, обогащение сенсорного опыта, коррекцию трудностей в общении, снижение уровня конфликтности в поведении.
Использование прозрачного мольберта возможно и в домашних условиях. И кроме тех возможностей, которые описаны в статье, разнообразная деятельность с мольбертом поможет гармонизации детско-родительских отношений и созданию атмосферы эмоционального комфорта в семье.
Литература и источники.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2014.
- Свистунова Е.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. -М.: Форум.2016.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155
- Комова Н.С., Козлова Е.А., Пролагаева Г.Н., Лемехова Г.В., Самохина Н.В., Методические рекомендации по использованию пособия «Прозрачный мольберт» в работе с детьми с нарушением зрения // Вестник тифлологии. Научно – методический альманах, 2010, №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»
Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением
Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....

Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов
Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...

«Использование прозрачного мольберта в коррекционно-развивающей работе с детьми»
Прозрачный мольберт в работе психолога для развития творческого самовыражения и раскрепощения детей....

Мастер-класс "Прозрачный мольберт в работе с детьми с ОВЗ"
Данный мастер-класс предназначен для повышение опыта педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей с ОВЗ....
