Главные вкладки

    выступление на методическом совещании "Совершенствование педагогического мастерства через участие в конкурсном движении"
    статья на тему

    Миняйленко Марина Николаевна

    Материал знакомит с целью конкурсов, задачами, этапами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_pedsovet_dekabr2014.docx27.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Северо-Казахстанская область

    Тайыншинский район

    КГУ «Средняя школа №3 г.Тайынша»

    Миняйленко М.Н.

    учитель начальных классов

    Совершенствование педагогического мастерства через участие в конкурсном движении

    (выступление на методическом совещании школы)

    Дата выступления: 30.12.2014г.

                                                                      «Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель» К.Д.Ушинский

                       Педагог, с точки зрения науки, - это специалист, владеющий высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления выполняемой деятельности, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессиональную деятельность, стимулирующий в обществе интерес к результатам своего педагогического труда. Он стремится заявить о себе широкой общественности, публично создать свой профессиональный имидж, который позволит ему претендовать на продвижение по службе и быть профессионально успешным. В решении этой проблемы положительную роль играют конкурсы педагогического мастерства.

        Конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, т. к. дают возможность ему стать значимым в профессиональном сообществе через оценку собственной педагогической деятельности данным сообществом, материальное и моральное поощрение, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания. Конкурсы педагогического мастерства позволяют педагогу «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения, которые будут положительно приняты обществом. В конкурсах педагогического мастерства педагог приобретает опыт, который влияет на становление его профессионализма, построение собственной успешной траектории профессионального развития и достижение более высокого уровня социальной и гражданской значимости в обществе.

    Главные цели конкурса – пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии.

    Конкурс решает следующие задачи:

    • выявляет лучших педагогов;
    • оценивает профессионализм участников;
    • стимулирует развитие системы образования;
    • создает условия для обмена опытом и распространения в профессиональной среде наиболее востребованных и популярных идей.

    Можно выделить три взаимосвязанных этапа, которые представляют собой единую систему развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства. I этап - этап вхождения педагога в конкурс, на котором происходит осознание своих возможностей и готовности участвовать в конкурсе профессионального мастерства. II этап - этап собственно конкурсный, на котором происходит раскрытие способностей, личностных и профессиональных качеств конкурсанта, его утверждение в условиях конкурса, подтверждение своего профессионального уровня. III этап - постконкурсный этап, на котором происходит прогнозирование дальнейшей деятельности конкурсанта, возможная перспектива изменений профессиональной «Я»-концепции, утверждение профессиональной позиции, более глубокое осмысление гуманистических, социальных, профессиональных ценностей, необходимость роста профессиональной успешности. На этом этапе необходим переход от практико-ориентированного способа деятельности учителя к научно-исследовательскому, творческому и другим видам деятельности, способствующим развитию профессионализма педагогов. Поскольку все этапы представляют собой единую систему развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства мы определили принципы данной системы: принцип гуманизации, который опосредован позицией признания ценности Учителя как Личности, его права на свободное предъявление и развитие своих способностей; принцип состязательности рассматривается в контексте организации конкурсов педагогического мастерства как феномена и позиций его участников. Суть принципа состязательности состоит в: в разработке программы, включающей такие виды деятельности, которые могут быть сравниваемыми по результатам; определении наиболее оптимальных с точки зрения объективности критериев оценки, конкурсных выступлений; создании условий для успешной реализации профессиональных амбиций участников конкурсов педагогического мастерства; направленности конкурсов на выявление индивидуальности, уникальности и своеобразия педагогического стиля деятельности участников конкурсов; публичном представлении каждым конкурсантом достижений педагогической практики и сравнении их с достижениями других; принцип непрерывности профессионального роста заключается в формировании устойчивой потребности наращивания педагогического профессионализма учителя на каждом этапе конкурса как обязательного условия успешности его участия в педагогическом состязании на более высоком уровне, а также в предъявлении конкурсантом собственных педагогических достижений для распространения их в педагогической среде в постконкурсном движении; принцип взаимоуважения и принятия достижений Другого состоит во взаимном признании одними участниками конкурса творческой индивидуальности других участников, в готовности принять их педагогические достижения и содействовать распространению принятого опыта; принцип творческой самореализации заключается в создании условий для творческой самореализации и готовности каждого участника конкурса к достижению «акме» - вершины самореализации, самоосуществлению себя в творческой деятельности; принцип творческого преобразования педагогических достижений раскрывается при реализации потребности учителя в освоении продуктивных педагогических техник и технологий и создании на этой основе собственных, отвечающих личностным качествам и индивидуальному стилю деятельности; принцип рефлексии предполагает развитие рефлексивной культуры участников конкурсов педагогического мастерства (это не только знание и понимание субъектом себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают его, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления).                                  

      Конкурс педагогического мастерства – это соревнование учителей в педагогическом профессионализме, в умении продемонстрировать свой педагогический стиль, раскрыть секреты своего педагогического мастерства, обнаружить необычное в традиционном.

              Основными задачами конкурса являются: выявление лучшего опыта в педагогической практике и его распространение через средства массовой информации, через систему повышения квалификации, рост профессионального мастерства участников конкурса.

              Особая роль конкурсных программ состоит в том, что они направлены на формирование и  развитие профессионально-педагогической компетентности учителя (ППК). ППК представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций, таких как, общепедагогическая, общекультурная и коммуникативная компетенции. Основными характеристиками профессиональной компетентности являются личностно-гуманистическая ориентация, способность к системному видению своей деятельности, профессиональная ориентация в предметной области, владение современными педагогическими технологиями, способность к интеграции с отечественным и зарубежным инновационным опытом, креативность в профессиональной сфере, наличие рефлексивной культуры. Существенное значение имеет тот факт, что уровень развития  педагогических компетенций определяет динамику личностно-профессионального роста педагога.

                Самым сложным моментом является первый шаг – решиться участвовать в конкурсе. Для участников конкурса необходимо определить правильный мотивирующий фактор. Важными побудительными факторами являются возможность подготовить статью, выступить с лекцией, дать мастер-класс, открытый урок и т.д., то есть продемонстрировать свой опыт педагогической аудитории, что является необходимым условием для квалификационного подтверждения или квалификационного роста. Главным внутренним мотивом в ходе конкурса становится мотив достижения успеха. В процессе участия в конкурсе учитель испытывает удовлетворенность и неудовлетворенность одновременно. При этом как одно, так и другое мотивируют саморазвитие учителя. С одной стороны закрепить успех, с другой победить себя и добиться успеха. Одной из важнейших условий развития мотивации на достижение успеха является создание положительной психологической атмосферы. Учитель очень  много работает над собой, учится концентрировать волю и не терять самообладание.

              С чего начинается конкурсант? Прежде всего, со способности к анализу своего педагогического опыта. Это наиболее трудоемкий и наукоемкий процесс, самый важный этап рефлексии. Происходит систематизация собственных находок, используемых приемов, дидактического материала и т.д. Работая над осмыслением своего опыта, учитель развивает профессиональные умения вычленить противоречия, которые побудили пересмотреть взгляды на преподавание предмета и найти свои подходы, отличные от традиционных, определить и сформулировать сущность опыта, ведущую идею, описать сущность собственного опыта, отразить факторы успешности представляемого опыта, определять цели и задачи, описать технологию, последовательность действий, показать результативность и обозначить условия эффективности, показать за счет чего возможно получение высоких результатов. То есть учитель проводит большую исследовательскую работу по обобщению своего педагогического опыта. Психологи отмечают, что именно на данном этапе учителя сталкиваются с затруднениями в грамотном использовании научных терминов, в структурировании материала, и все это рождает в учителе неудовлетворенность.  Но как утверждают психологи,  это состояние можно считать в определенной степени исходным условием для развития мотивации. В этот период происходит активизация когнитивных потребностей конкурсанта, который при определенной поддержке, в первую очередь, ближайшего профессионального окружения, а также методической службы вырастает в мощный мотив дальнейшего профессионального роста.

      Работа по анализу своего опыта подводит к анализу своих возможностей. На этапах проведения конкурса осуществляется самоанализ педагогических умений, на основе которого складывается планирование индивидуального профессионального роста учителя. Среди факторов, побуждающих участников конкурса к повышению профессионализма, можно выделить значимость метода сравнения. В первую очередь, участники конкурса сравнивают свои собственные умения до конкурса и после конкурса, то есть себя с собой. Представляя свой опыт, учитель проговаривает  его на каждом этапе, тем самым закрепляет и персонализирует основные методические термины и научные понятия. Сравнивая себя «до» и «после», конкурсанты отмечают собственный профессиональный  рост. А также у учителя есть возможность увидеть неординарный опыт других учителей и сравнивать свои возможности с достижениями коллег.

      Одним из ключевых моментов является способность конкурсанта  профессионально представить свой опыт на защите педагогического опыта, открытом уроке, внеклассном мероприятии и мастер – классе. Конкурс на данных этапах становится настоящим рингом для проявления психологической устойчивости, самообладания, умения управлять своим творческим самочувствием. Учитель - конкурсант стремится взять высшую планку мастерства, которая определяется следующими критериями:  глубокое знание предмета, грамотное использование современных способов передачи знаний, коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство, умение достигать результата в любой ситуации, при любом уровне подготовленности детей.

               Конкурс педагогического мастерства является также демонстрацией учителем умения эффективно  использовать современные образовательные технологии. Участие в конкурсе побуждает учителя находить информацию о новых направлениях педагогической мысли, знакомиться  и сопоставлять свою деятельность с современными подходами и технологиями  обучения, осваивать и внедрять их в свою педагогическую практику.

                Как показывает опыт проведения конкурсов профессионального мастерства, педагогические конкурсы стали результативной формой повышения профессиональной квалификации, педагогической компетентности. Участие в конкурсах требует тщательной подготовки, в процессе которого учитель становится исследователем собственного педагогического опыта, приобретает знания о новых педагогических технологиях, знакомится с научными разработками в области педагогики и психологии, использует диагностические методы в оценке результатов своего педагогического опыта. Так же необходимо отметить, что участие в конкурсах подводит учителя к переоценке накопленного опыта. Конкурс является для педагога не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и осознание того, что накоплен и систематизирован определенный педагогический опыт и намечены пути для дальнейшего роста педагогического мастерства.

              Конкурс профессионального мастерства является сильным источником стимулирования мотивации для саморазвития и профессионального роста учителя.

     Чем стали конкурсы «Учитель года», «Педагогический дуэт» для меня? Могу сказать, что, прежде всего осмыслением своего педагогического опыта, следующим шагом по пути профессионального роста, испытанием на трудоспособность, выносливость, психологическую устойчивость, концентрацию физических и душевных сил.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация выступления "Совершенствование педагогического мастерства через участие в конкурсном движении"

    Материал знакомит с целью, задачами проведения конкурсов педагогического мастерства...

    Роль учителя в развитии творческого потенциала обучающихся через участие в конкурсном движении

    Выступление на педагогическом совете по теме "Роль учителя в развитии творческого потенциала обучающихся через участие в конкурсном движении....

    Выступление на методическом совете "Совершенствование педагогического мастерства через участие в конкурсном движении"

    Выступление на методическом совете "Совершенствование педагогического мастерства через участие в конкурсном движении"...

    СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. Текст выступления на городском конкурсе педагогического мастерства.

    В тексте раскрывается значимость здоровьесберегающих технологий. Перечисляются данные технологии и приводятся примеры использования в реальной педагогической практике....

    ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КНИГА ГОДА» КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСНОМ ДВИЖЕНИИ.

    Как сформировать положительную, устойчивую, внутреннюю мотивацию к чтению у обучающихся? Эту проблему решали педагоги г. Серова школы №1 с углубленным изучением отдельны предметов "Полифорум"...

    Выступление на Методической конференции «Педагогический калейдоскоп»

    Тема: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся, воспитанников с нарушением опорно-двигательного аппарата через развитие речи"....

    Обобщение опыта по теме "Повышение педагогического мастерства через работу сетевых сообществ учителей"

    Статья "Повышение педагогического мастерства через работу сетевых сообществ учителей"...