Мастер - класс "Формирование экологических навыков в начальной школе"
учебно-методический материал на тему

Гетьман Татьяна Владимировна

 «Окружающий нас мир – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы смогли сберечь» слова Андрея Дмитриевича Сахарова. Все вы знаете, что формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Основой экологической подготовки должны быть знание законов живой природы и понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_formirovanie_ekologicheskih_navykov.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Сланцевый Рудник»

Озинского района Саратовской области.

Мастер – класс подготовила учитель начальных классов: Гетьман Татьяна Владимировна.

Мастер – класс

Тема: «Формирование экологических навыков на уроках в начальной школе»

Цель:

Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у обучающихся начальных классов

Презентация педагогического опыта.

Задачи:

Формирование экологических понятий на уроках в начальной школе.

Выявление условий, способствующих формированию экологических понятий и экологического воспитания.

Воспитание у обучающихся тревоги по поводу глобальных экологических проблем, ответственности за состояние окружающей среды и деятельности по её охране.

Оборудование:

Компьютер, проектор, раздаточный материал.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент. Слайд1.

- Здравствуйте, мои друзья! Встречи с вами рада я! Я мастер – класс сегодня покажу много интересного, надеюсь, покажу. А чтоб мастер – класс был веселей на приветствие приглашаю всех гостей.

- И для начала я покажу вам одно не очень сложное магическое упражнение. Будьте внимательны, сосредоточьтесь, постарайтесь не отвлекаться. Слайд 2.

- Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание выдохните, а теперь просто улыбнитесь. Подарите, друг другу улыбку, ведь очень важно, чтобы утро начиналось с положительных эмоций.

- Присаживайтесь на свои места. Надеюсь, что наш Мастер – класс пройдёт для нас всех плодотворно.

Слайд3.  

 - Эпиграфом нашей совместной работы я думаю, станут слова Андрея Дмитриевича Сахарова «Окружающий нас мир – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы смогли сберечь».

2. Основная часть.

Слайд 4.

 - Все вы знаете, что формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Основой экологической подготовки должны быть знание законов живой природы и понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы.

- Перед детьми раскрывается красота родной природы, её неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Младшего школьника нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, и поэтому оберегать экологические качества окружающей среды – значит, заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.

- Необходимо развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Что и от ребёнка тоже зависит чистота и экологическое состояние природы.

- Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети. Экологические вопросы должны прослеживаться на всех уроках, экологическое воспитание должно быть систематическим, регулярным.

- Воспитывать у детей любовь к родному краю, охране растений и животных можно не только на уроках по ознакомлению с окружающим миром, но и на уроках русского языка, математики, чтения и других.

- Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, можно подбирать задания экологического характера. Сегодня расскажу вам о некоторых заданиях, которые, на мой взгляд, воспитывают бережное отношение детей к природе, раскрывают эстетическое. Познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей.

- Итак, мы начинаем. Слайд 5.

- на уроках русского языка можно использовать задания разного характера. Например, карточки – задания для 1 класса.

Распределите слова в два столбика по принципу «живая – неживая природа»: солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

Ответ:

мальчик      солнце

ягода           небо

гриб             вода

рыбка           камни

заяц              ливень

дерево           почва

- Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка можно использовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, это могут быть как диктанты, так и изложения, сочинения, так как главная цель учителя – не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самым различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.

 - Вот, например, предлагаю учащимся текст с пропущенными словами. Учащиеся индивидуально или группой выполняют работу и зачитывают ответ.

Слайд 6.

Осень.

Прошло … лето. Дни стали … . По небу поплыли … тучи. На поверхности луж уже плавают … льдинки. Муравьи начали постепенно уходить под землю, и уже редко они … наружу. В … под деревом готовится к зиме колючий ёж. Он натаскал в ямку … траву. Птицы стаями … в тёплые края.

(Слова для справок: жаркое, короче, серые, первые, показываются, кустах, сухую, улетают).

- Такой вид работы можно задавать на разных этапах урока и на дом.

Слайд 7.

Продолжаем, доскажите словечко. Можно использовать и в первом, и во втором, и в третьем классе.

Например, Люди не могут жить без природы, потому, что она … .

Чтобы природа не погибла, надо … .

- На уроках математики можно использовать некоторые цифровые данные, при составлении задач или для математического диктанта.

Слайд 8.

Экологическая минутка. Запишите числа, которые услышали. Для 4 класса.

Длина рек (в км):

Урал – 2 428            Лена – 4 400

Волга – 3 530          Днепр – 2 200

Нева – 74                 Чалыкла – 156

О продолжительности жизни отдельных пород деревьев:

ель – до 500 лет                   дуб – до 2 000 лет

сосна – до 350 лет               липа - до 500 лет

берёза- до 150 лет               кедр – до 850 лет

О высоте отдельных пород деревьев:

берёза – до 20 м                 липа – до 35м

дуб – до 40 м                      сосна – до 45 м  

Слайд 9, 10.

Задачи на увеличение или на уменьшение.

  1. Цветы липы заваривают при простуде. Липа – лекарственное растение. Красная Шапочка собрала 4 кг липового цвета, а Колобок собрал 3 кг. Они сдали в аптеку 6 кг. Сколько килограммов цветов липы осталось у Колобка с Красной Шапочкой?
  2. Папа Карло сделал 9 скворечников, а Буратино – в 3 раза меньше. Сколько всего скворечников сделали папа Карло и Буратино?

-  Для 1 класса использую такие задачи в стихах, и дети их очень любят.

10 крупных карасей по реке гуляли

Вдруг 4 карася куда – то пропали.

Остальные караси по реке поплыли

О пропавших карасях совсем позабыли.

Сколько рыбок осталось,

Никуда не подевалось?

- Такие задачи можно подготовить во всех классах при изучении разных тем, сопровождая их беседой о природе, об экологии.

- Сейчас мы с вами решим примеры и узнаем, какое слово получится. Решаем примеры, на обороте смотрим букву и составляем слово. Получилось слово Родина.

Слайд 11.

- Друзья мои! Ответьте пожалуйста на вопрос: любите ли вы свою Родину?

- А с чего начинается Родина?

- Конечно же, с любви к отчему дому, к улице. Посёлку в котором вы живёте, а может она начинается с любви к лесу, реке, роднику … .

- Но вся эта красота меркнет при виде оставленного случайно мусора, дымящих труб автомобилей и т.д.

- Конечно, мы не можем оставаться безучастными к экологическим проблемам своей малой родины. Поэтому мы должны заботиться о Родине!

- Вот небольшой фрагмент урока по математике.

Слайд 12.

- Конечно, «коньком» среди всех предметов по формированию экологических навыков является урок окружающего мира. Ведь это не только класс, кабинет, но ещё и экскурсии. Во время прогулок, экскурсий слежу за правильным дыханием детей, закрытым ртом. Ведь здоровьесбережение это ещё один аспект экологии – экология здоровья.

- На уроках окружающего мира можно использовать такие задания.

1. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезъяну.

2. Отгадайте загадки.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют,

Не боится он простуды:

С первым снегом тут ка тут. (Снегирь)

Окраской – сероватая,

Походкой – мешковатая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая. (Ворона)

Длиннохвоста, белобока,

И зовут её … (Сорока).

Живёт в дупле пустом,

Дуб долбит, как долотом. (Дятел)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

Кто без нот и свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей)

Всех перелётных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад – вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица - … (Грач).

Хоть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Синичка)

  1. «Экологический светофор».

- Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

  • Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
  • Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
  • Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

 - Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

  • Ребята наблюдают за муравьями. (с)
  • Дети оставили костёр в лесу. (ч)
  • Ребята огородили муравейник. (с)
  • Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
  • Девочки не стали рвать ландыш в лесу. (с)
  • Ребята срезали грибы ножиком. (к)
  • Ученики очищают парк от мусора. (с)
  • Ребята увидели гнездо в траве. (к)
  • Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
  • Дети сильно шумят в лесу. (ч)
  • Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
  • Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
  • Ребята ходят в парк только по тропинкам. (с)
  • Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
  • Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)

- Можно провести с детьми «Аукцион лекарственных растений». Задача: выразительно прочитать стихотворения о лекарственных растениях. Дети: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихотворений, желающий должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихотворениях. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее. (женьшень, подорожник, липа, герань, гвоздика, кашка, ромашка, мята).

Слайд 13.

- А теперь попадаем мы с вами на урок технологии.

- Бытовые отходы всё больше и больше «крадут» место в природе. А ведь некоторые из них можно использовать для того, чтобы сделать нашу жизнь краше. Сегодня мы попробуем сделать из бросового материала вот такую красоту. (Показываю цветок из бутылки).

Слайд 14.

- Чтобы сделать цветок нам понадобится:

  • пластиковая бутылка (основная часть бутылки должна быть ровной, без тиснений);
  • ножницы;
  • свеча для обжигания; (детям обжигаю сама);
  • краски, кисточки;
  • цветная бумага;
  • клей;
  • стразы.

Слайд 15.

- Берём пластиковую бутылку 1,5 или 2 л, отрезаем о  неё с помощью ножниц дно. Делаем равномерно лепестки цветочка. Таким образом, заготовка готова!

Слайд 16.

- Затем берём нашу заготовку и обжигаем края с помощью свечи, чтобы получить ровные края. После этого приступаем к раскрашиванию цветка. Цвета выбирайте на свой вкус. Красиво получится, когда используется 2 цвета. Нельзя забывать о симметрии. Когда первый слой подсохнет, для яркости наносим второй слой.

Слайд 17.

- Когда цветок подсох, приклеиваем в центр цветка сердцевину из цветной бумаги. И заканчивая работу, украшаем цветок стразами. Аккуратно наносим немного клея и приклеиваем 1 – 3 стразы в ряд. После этого осталось дождаться полного высыхания поделки, и цветок из пластиковой бутылки готов!

- Молодцы! А теперь оцените работу нашего мастер – класса с помощью смайликов.

Слайд 18.

3.Подведение итогов.

- Хорошо, давайте подведём итог.

Я начну, а вы продолжайте.

Дружно хором отвечайте

Согласись со мной, друзья, что природу губить (нельзя)

Её нужно всем миром спасать

От мусора леса наши (очищать),

Полевые цветы запрещаем рвать,

Птичьи гнёзда нельзя (разорять),

Природу надо просто любить

И для потомков её (сохранить)!

Слайд 19.

  1. Рефлексия.

- И в завершении нашей с вами встречи, я хотела бы вам рассказать одну восточную притчу, которая заставляет задуматься.

- Европейцы приехали в одну из стран Востока для изучения языка, культуры, природы. Когда пришла пора возвращаться домой, их одарили подарками и с почестями проводили на корабль, но прежде попросили остановиться и счистить с подошв землю.

 - Зачем? – растерялись европейцы.

- Эта земля дорога нам, - ответили им. Тропинки на этой земле протоптаны нашими предками и нашими детьми. Наша земля- самое драгоценное, что у нас есть. Это – золотая земля! Поэтому – то мы не можем никому отдать ни единой песчинки.

Слайд 20.

  1. Заключение.

 - На этом наш мастер – класс подошёл к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Желаю вам  успехов в работе над экологическим воспитанием детей.

Слайд 21.

- Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в начальной школе

Предлагаемый проект «Экологическая безопасность» разработан для учащихся 3-4 классов начальной школы и тесно связан с учебной темой «Наша безопасность». ...

Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе

Здесь представлена презентация, как итог четырехлетней экспериментальной работы по теме "Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе". Разработчик - Лобусова Н.Ю. ;куратор- Добри...

Экологический праздник в начальной школе. Лесная история.

Необходимо научить детей культуре общения с лесом, разумному использованию его даров. Помочь учащимся понять, что, значит, любить природу, что может сделать каждый человек, чтобы сохранилась природная...

Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов

Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и...

Базулина И.В, кандидат педагогических наук, ГОУ Школа №436 Санкт-Петербург Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования

Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образованияВ данной статье изложены теоретические и методические аспекты проблемы развития основ экологичес...

Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе

Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...