Статья Использование методических разработок православных праздников во внеурочной деятельности школьников
план-конспект занятия (1 класс)

Анненкова Ирина Владимировна

Прежде всего, следует уточнить что такое православие и с какой целью оно входит в нашу жизнь, работу, повседневность, в школу?

Православие - это образ мыслей, образ жизни, твердые и высоконравственные намерения человека, стремление к совершенству. Все это достигаемо только с помощью Творца - Бога. Все без исключения (!) великие одаренные люди осознавали, понимали и прославляли Его, Творца, Его могущество и совершенство природы, времена года, мыслительную активность человека, чувственную сторону нашей жизни... И признавались, что мы, люди, ничтожно малы, немощны, чтобы понять промысел Божий, что б объяснить законы природы... Мы можем только пользоваться, любоваться и радоваться тому, что наблюдаем вокруг себя. Все не случайно!


Наше воспитательное направление – дорога добра и истины. В будущем, хотелось бы укоренить эту ценную традицию не только для начальной школы, но и для старших учеников. Так, с Божьей помощью, мы имеем возможность дать хорошее начало новому поколению и не одному. Это наше призвание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 148.32 КБ
Файл konspekt_1_uroka.docx32.56 КБ
Файл tehnologich.karta_1.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методических разработок православных праздников во внеурочной деятельности школьников

Прежде всего, следует уточнить что такое православие и с какой целью оно входит в нашу жизнь, работу, повседневность, в школу?

Православие - это образ мыслей, образ жизни, твердые и высоконравственные намерения человека, стремление к совершенству. Все это достигаемо только с помощью Творца - Бога. Все без исключения (!) великие одаренные люди осознавали, понимали и прославляли Его, Творца, Его могущество и совершенство природы, времена года, мыслительную активность человека, чувственную сторону нашей жизни... И признавались, что мы, люди, ничтожно малы, немощны, чтобы понять промысел Божий, что б объяснить законы природы... Мы можем только пользоваться, любоваться и радоваться тому, что наблюдаем вокруг себя. Все не случайно!

Однако, не следует забывать, что мы - венец творения, и именно поэтому, Господь одарил человека - душой, чистым и пламенным сердцем, дал свободу воли, разум, таланты... А на что мы тратим свои силы и возможности? Чему мы учим своих детей и внуков? Какое будущее нас может ожидать, если сейчас творится полнейшее беззаконие, никто ни за что и ни за кого не в ответе, все оправдываются, что время такое, жестокое...Но если бы...если бы каждый смотрел и отвечал за себя, за свою семью, детей, родных и близких, ответственно и по закону Божьему жил, творя добро по собственной воле... не осуждая и не завидуя другим, помогая всем, любя всех и все... Это же все для нас! Вся природа подчинена человеку! Вот и было бы светлое будущее, и для нас, и для нашего потомства, будь мы умнее и добрее...

В IV веке раннехристианский мыслитель Августин утверждал, что образование человека нельзя назвать завершенным, если оно заключается только в изучении свободных искусств и технических умениях. «Всестороннее образование должно включать и духовное воспитание, осознание того, что духовная жизнь определяет бытие нашего сознания. Без духовной любви всякое обучение бесполезно»[1, с.303].

Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др. абсолютно солидарны с Аврелием Августином в рассматриваемых вопросах. По их мнению, гуманитарные и естественные науки, а также духовные знания следует преподавать в рамках единой программы. К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности. «Древняя православная религия с её всемирно-историческим значением, религия, превратившаяся в плоть и кровь народа, - вот что должно проявиться в народности русского воспитания» [2, с.86],- если мы не хотим быть растением без корня, народом без прошлого и без будущего, - не устает повторять в своих работах великий учитель.

Архимандрит Тихон (Шевкунов), наш современник, в своей книге "Несвятые святые" отмечает важный момент в своей жизни и в жизни своих одногрупников - товарищей: "Во ВГИКе было немало прекрасных преподавателей. Они давали нам серьезное гуманитарное образование, заставляли задумываться над главными вопросами жизни. Обсуждая вечные эти вопросы, события прошлых веков, проблемы семидесятых-восьмидесятых годов - в аудиториях, общежитиях....постепенно мы с удивлением обнаружили, что все великие деятели мировой и русской истории, с которыми мы духовно познакомились во время учебы, кому мы доверяли, кого любили и уважали, мыслили о Боге совершенно по-другому. Проще сказать, оказались людьми верующими. Достоевский, Кант, Пушкин, Есенин, Толстой, Гёте, Паскаль, Гегель, Лосев - всех не перечислишь... ученые: Ньютон, Планк, Линней, Менделеев..." [4, с. 10]

"А вот персонажи, не вызывавшие у нас никаких симпатий, с кем ассоциировалось все самое зловещее и отталкивающее в судьбе России и в мировой истории, - Маркс, Ленин, Троцкий, Гитлер, руководители нашего атеистического государства, разрушители-революционеры, - все как один были атеистами. И тогда перед нами встал еще один вопрос...:или Пушкины, Достоевские и Ньютоны оказались столь примитивны и не смогли разобраться в этой проблеме и попросту были дураками, или все же дураки - мы с нашей пионервожатой Мариной? Все это давало пищу для наших молодых умов." [4, с. 11]

Приведенные цитаты красноречиво доказывают нам значимость духовной культуры для человека. В школе, при встрече с "великими умами", я уверена, что нужно работать гораздо глубже и достовернее с их творчеством и жизнеописанием , чем описано во многих методичках... Учителю, который поставлен вести и развивать детские сердца и души, необходимо ясно представлять путь, по которому следует вести. Более того, этот путь должен исходить не из умственных заключений и доводов, а из самой жизни, от сердца. Это для многих современных учителей покажется пафосным и смешным, однако, это лишь часть общества, к сожалению большая и духовно-нравственно пораженная. Это факт. Сегодня, народ обеспокоен, в основном, заработком, как бы выглядеть по лучше, что бы люди не осудили, что бы от других не отставать... Стадное чувство, причем ведущее на данный период времени в погибель. Страшно, что многие осознанно так живут и, соответственно, учат этому же своих детей и внуков - сегодня, чтобы не пропасть, нужно иметь много денег, "мохнатую руку", быть "акулой", идти по головам и костям... (своих же родных и близких). Полнейший цинизм и разврат!

Духовно-нравственное воспитание давало и даёт русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования и кризиса внутреннего мира человека.

В своей работе я начала с первого класса ознакомление детей с православными традициями на примере проведения праздничных мероприятий, посвященных православным праздникам (Рождество Христово, Светлое Христово Воскресение, Крещение, и др.). Как и ожидала, я столкнулась с полной или частичной неосведомленностью в простейших вопросах в духовной области и учеников, и даже их родителей. Изначально родители и дети неохотно соглашались на мероприятия подобного содержания, хотя, были и активные участники. Но, после проведения первого полноценного представления, посвященного Рождеству, на котором присутствовали не только родители учеников, но и другие классы и педагоги, стало ясным для всех, что это совсем нечто иное, необъяснимое и впечатляющее до глубины души не только ребенка, но и взрослого.

На следующий год обучения мы представили 2 мероприятия, посвященных Рождеству Христову и Пасхе. Здесь следует уточнить, что включает обычно наше мероприятие. Это театрализованный, костюмированный спектакль праздничной тематики, музыкальное сопровождение и музыкальные номера (песни, игры, танцы), а также декламация стихов. Обязательно подарки и чаепитие!

Изменения, произошедшие с детьми и их родителями за такой короткий период, а также активная заинтересованность в наших занятиях других школьников (среднего и старшего звена), подают надежду, что не все так плохо с нашим мироощущением и национальным самосознанием, как казалось на первый взгляд. Успех каждого мероприятия небывалый! Восторгу детей и вдохновению взрослых нет предела. Отрадно то, что уже на второй год обучения мои ученики самостоятельно, без родителей, целеустремленно и усердно работали над своими ролями в школе все свободное время. Я наблюдала за ними со стороны, лишь изредка подсказывая нужное направление или важную мысль, деталь, интонацию. В итоге, дети выступили не по моей инициативе, не по желанию родителей, а по своему огромному желанию!!! И получили огромное наслаждение и духовное удовлетворение (рис. 1).

C:\Users\персона\Desktop\школа\16.04.2017 Рождество\MVI_0630.MOV_snapshot_01.16_[2017.08.15_00.34.51].jpg

Рис. 1. Это наши ведущие девочки, начинающие Рождественскую сказку…

Сейчас я зам.директора по УР, и работать гораздо труднее из-за тесного графика, но, на уроках литературы, на классных часах и мероприятиях я уделяю особое место духовно-нравственному просвещению нашей молодежи. В начальной школе планируется очередной праздничный концерт и спектакль рождественской тематики "Вифлеемская ночь". В школе планируется проведение конкурса на лучший рождественский рисунок и стихотворение.

Как говорит К.Д. Ушинский, воспитание, особенно в детстве, в первые годы жизни ребенка – задача приоритетная. Обучение может доставлять ребенку всевозможные знания, развивать психические способности, изощрять и восприятие, и память, и мышление, но не культивировать в нем нравственных чувств, не учить его соотносить личные интересы с интересами других, окружающих его людей, не приучать его оценивать свои поступки с точки зрения общественной пользы. А между тем, именно это и является задачей «гораздо более важной, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [3, с.6]. Воспитание должно, по мнению великого педагога, просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясно дорога добра.

Наше воспитательное направление – дорога добра и истины. В будущем, хотелось бы укоренить эту ценную традицию не только для начальной школы, но и для старших учеников. Так, с Божьей помощью, мы имеем возможность дать хорошее начало новому поколению и не одному. Это наше призвание!

Список использованной литературы:

  1. «Об истинной религии. Теологический трактат». - Мн.: Харвест, 1999. - 1600 с.
  2. Ушинский К.Д. Воспитание человека: Ст., произведения для детей/ К.Д. Ушинский; Сост. С.Ф. Егоров.-М.: Изд. дом «Карапуз»: Изд. центр «Academia», 2000.-256c.
  1. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей/ К.Д. Ушинский; Сост. Н.Г. Ермолина.-Новосибирск: Мангазея: Дет.лит., 1999.-448с.
  2. Архимандрит Тихон (Шевкунов) "Несвятые святые" и другие рассказы. - 8-е изд. - М.: Изд.Сретенского монастыря, 2014. - 640 с.

© И.В. Анненкова, 2019



Предварительный просмотр:

Урок 1

В. Данько «Загадочные буквы»

Цели:

– познакомить учащихся с учебником;

– ввести понятия «писатель», «автор произведения»;

– совершенствовать навык чтения;

– научить создавать свои двустишия о буквах;

– развивать речевые умения, творческие способности и воображение;

– воспитывать читательский интерес.

Оборудование: алфавит; карточки с буквами; выставка книг о буквах, алфавите, азбуке; карточки с играми; пословицы о книгах.

Ход урока

I. Организационный момент.

                                В дорогу взять ты не забудь

                                «Ключей» надежных связку –

                                В любой рассказ найдешь ты путь,

                                Войдешь в любую сказку.

Учитель демонстрирует на доске разноцветные буквы, составляющие алфавит.

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

1. Знакомство с учебником.

Учитель предлагает рассмотреть обложку учебника. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение В. Берестова «Учебник» (по ролям).

– Учитель у меня в портфеле…

– Кто? Быть не может! Неужели?

– Взгляни, пожалуйста! Он тут.

Его учебником зовут.

– Почему учебник называют в этом стихотворении учителем?

– Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображены дети с книгой и герои литературных произведений?

– Какова роль чтения в жизни каждого из нас?

– Прочтите название учебника.

– Почему учебник так назван?

2. Изучение правил обращения с книгами.

– Назовите правила обращения с книгой.

Учащиеся читают памятку о правилах обращения с книгой.

Правила обращения с книгой

- Не берите книги грязными руками.

- Читайте, сидя за удобным столом.

- Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.

- Не делайте в книге пометок ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой.

- Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

- Не читайте на ходу и при движении транспорта.

- Не читайте до усталости. Через 30–40 минут делайте перерыв в чтении.

- Храните книги на закрытых полках.

– Почему необходимо беречь книгу?

– Объясните смысл русских народных пословиц и поговорок:

> Испокон века книга растит человека.

> Дом без книги что изба без окон.

> С книгой жить – век не тужить.

3. Знакомство с темой I раздела.

– Прочтите название первого раздела учебника.

– Как вы думаете, о чем расскажут нам произведения по теме «Жили-были буквы»?

– Отгадайте загадку и проверьте свой ответ:

                          На странице букваря

                          Тридцать три богатыря.

                          Мудрецов-богатырей

                          Знает каждый грамотей.

                                      (Буквы.)

4. Чтение  статьи-разговора  «Дорогой  первоклассник!»  на с. 4 учебника.

– Чему посвящен первый раздел учебника?

– Кого называют настоящими волшебниками? Почему?

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка к чтению стихотворения В. Данько «Загадочные буквы».

– С  чего  должно  начинаться  знакомство  с  новым  произведением? (С чтения фамилии автора.)

– Как называется стихотворение В. Данько? Прочтите.

– Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чем пойдет в нем речь?

– Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные?

2. Отработка навыка чтения целыми словами.

– Прочтите записанные на доске слова сначала по слогам, затем целыми словами:

про-гло-ти-ла         – проглотила

от-кро-ем                – откроем

вой-дем                    – войдем

жуж-жит                  – жужжит

при-ят-ный             – приятный

спа-са-ет-ся           – спасается

у-серд-но                 – усердно

от-клик-нет-ся      – откликнется

по-гла-дим              – погладим

за-вер-тит-ся         – завертится

на ско-во-род-ке     – на сковородке

3. Самостоятельное чтение стихотворения.

– Прочтите стихотворение В. Данько «Загадочные буквы», записывая в «окошки» отгаданные вами буквы.

4. Анализ прочитанного произведения.

– Что помогло  вам  отгадать  буквы – рисунки или слова из стихотворения?

– Объясните, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?

– Назовите сначала самые «веселые» буквы.

– Назовите буквы «зубастые».

– Какие буквы можно назвать «вкусными»?

– Придумайте названия остальным буквам.

5. Чтение стихотворения в паре.

– Прочтите стихотворение вслух: один называет букву, другой читает предложение.

Физкультминутка

Аист

Учащиеся декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения.

                          Аист, аист длинноногий,

                          Покажи домой дорогу.

                          Топай правою ногой,

                          Топай левою ногой,

                          Снова – правою ногой,

                          Снова – левою ногой,

                          После – правою ногой,

                          После – левою ногой,

                          Вот тогда придешь домой.

IV. Закрепление нового материала.

1. Выборочное чтение.

– Прочтите строчки из стихотворения о самых веселых буквах.

– О злых и страшных буквах.

– О «пернатых» буквах и т. д.

2. Игра «На что похожи буквы?».

Учитель читает загадки, учащиеся узнают и называют буквы.

                          Букву на плече носил,

                          На лугу траву косил.

                                      Е. Тарлапан

                          Эта буква широка

                          И похожа на жука.

                          И при этом точно жук

                          Издает жужжащий звук.

                                      С. Маршак

                          – Дрожу от страха

                          До сих пор! –

                          Воскликнуло полено, –

                          Похожа буква на топор!

                          Расколет непременно!

                                      Е. Тарлапан

                          Федя ходит руки в боки.

                          Значит, выучил уроки.

                                      Г. Виеру

                          Вот буква вроде шалаша.

                          Не правда ль, буква хороша!

                          И хоть она проста на вид,

                          Но начинает алфавит.

                                      Е. Тарлапан

                          Вот ведь горе у старушки:

                          На очках сломались дужки!

                                      Г. Виеру

Отгадки: Г, Ж, Р, Ф, А, В.

3. Развитие речевых и творческих способностей.

– Прочтите понравившееся двустишие.

– Обратите внимание на последние слова в каждой строке:

                          Ц – лягушку проглотила.

                          Л – тележку покатила.

                          Нос приятный любит запах.

                          Кот на мягких ходит лапах.

– Что вы заметили?

– Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются.

Рифма (гр. rhythmos – размеренное движение) – повтор в окончаниях стихотворных строк (слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу.

– Найдите слова, которые рифмуются, и прочтите их:

                          проглотила – покатила

                          запах – лапах

                          зубы – шубы  и др.

– Давайте попробуем сочинить свое двустишие о буквах. Выберите любые две буквы, например Б и К.

– Придумайте слова, в начале которых есть эти буквы. (Белка, крот.)

– Спрячьте эти слова в предложения так, чтобы последние слова рифмовались.

                          Белка спряталась в дупле.

                          Крот уснул в своей норе.

4. Развитие фонематического слуха.

– Послушайте стихи А. Максакова, найдите в них ошибку и назовите слово, которое подходит по смыслу:

                          Ой, – кричат вокруг хозяйки, –

                          В огород забрались майки.

                          Сшил себе котёнок тапки,

                          Чтоб зимой не мёрзли шапки.

                          Здесь хорошее местечко –

                          Протекает мимо печка.

                          Мышка спряталась под горку

                          И грызёт тихонько норку.

V. Итог урока.

– Как называется новый учебник?

– С каким разделом учебника мы начали знакомство?

– Какое произведение мы читали на уроке?

– Кто автор этого произведения?

– Почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?

Домашнее задание:

1) придумать и нарисовать «загадочные буквы»;

2) попробовать сочинить свое двустишие.

Владимир Данько Владимир Данько - Детский поэт и художник-иллюстратор.

Автор более 40 книг, вошедших в золотой фонд российской литературы для детей.

Наставниками поэта были корифеи российской детской поэзии: Агния Барто, Яков Аким и Валентин Берестов.

Одна из самых известных песен на стихи Владимира Яковлевича Данько – «Сколько у ромашки лепестков», написана композитором Марком Минковым и прозвучала впервые на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1985) в исполнении Валентины Толкуновой.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 1
Тема: ПРЕДМЕТ «МАТЕМАТИКА». СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ. ОДИН, ДВА, ТРИ…
ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ «ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ…»

Педагогические
цели

Познакомить с учебным предметом, комплектом «Математика»; выявить умение вести счёт предметов; выяснить, на каком уровне сформированы порядковые представления, научить правильно называть порядковые числительные; создать условия для развития наблюдательности, внимания

Тип, вид урока

Комбинированный

Планируемые
результаты
(предметные)

Обучающийся знает: что изучает наука «Математика»; умеет: ориентироваться по учебнику и печатной тетради; находить в учебнике и объяснять условные обозначения учебника, считать предметы до 10; классифицировать предметы по признакам; сравнивать предметы и выделять общий или отличительный признаки; называть числа в порядке их следования при счёте; отсчитывать из множества предметов заданное количество (8–10 отдельных предметов)

Универсальные
учебные
действия
(метапредметные)

Личностные. Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения; получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; оценки и принятия следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Регулятивные. Научится: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные. Научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; ориентироваться в учебнике: определять умения, которыми овладеет на основе изучения раздела.

Коммуникативные. Научится: использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: строить понятные для партнера высказывания; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

Формы и методы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Основное
содержание
темы, понятия
и термины

Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества.

Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных)

Основные
источники
информации

1. Бененсон, Е. П. Математика. 1 класс [Текст] : тетрадь № 1, 2 / Е. П. Бененсон, Л. С. Итина. – М. : Корпорация «Федоров», 1998.

2. Волина, В. В. Праздник числа [Текст] / В. В. Волина. – М. : Знание, 1993.

3. Гейдман, Б. П. Считаем до 10 [Текст] : рабочая тетрадь / Б. П. Гейдман [и др.]. – М. : Гимназия «Открытый мир», 1995.

4. Моро, М. И. Математика. 1 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2012.

5. Моро, М. И. Тетрадь по математике № 1, 2. 1 класс [Текст] / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2012

Образовательные (цифровые)
ресурсы

Учебник, печатная тетрадь, счетный материал, сюжетные картинки, магнитная доска, фланелеграф, геометрические фигуры


Сценарий урока

Этап (элемент) урока

Методический
прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий
контроль

осуществляемые действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент

Фронтальная беседа

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

– Проверим готовность к уроку.

– Фиксирование отсутствующих

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость к веселым вопросам, пробуждающим любознательность

Наблюдение учителя

II. Знакомство с предметом и учебным комплектом «Математика»

Фронтальная беседа. Работа
с учебником, печатными тетрадями

Рассказывает о том, что изучает предмет «Математика», что они узнают, какие «открытия» сделают на уроках математики.

– Как вы думаете, ребята, для чего нужен предмет «Математика»?

– В овладении математикой нам поможет учебник, состоящий из двух книг. Его написали М. И. Моро, С. И. Волкова

и С. В. Степанова. Нужны будут две тетради, в которых можно рисовать, раскрашивать, писать, но только на специально отведённых для этого местах.

– Что особенно понравилось, привлекло ваше внимание?

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Самостоятельно рассматривают учебник и тетради более подробно

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Работа с учебником, печатными тетрадями


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

III. Составление рассказа по сюжетной картинке

Фронтальная работа по сюжетной картинке

– Рассмотрите сюжетную картинку на доске, используйте в своём рассказе понятия: «слева», «справа», «впереди», «сзади», «больше», «меньше», «выше», «ниже» и т. д.

– Посчитайте отдельные предметы.

Сколько берёз растёт около школы?

– Каких предметов на рисунке столько же, сколько берёз?

Как идут дети? Пара – это сколько?

– Сколько пар детей мы видим на рисунке?

По сюжетной картинке, подобранной учителем, дети составляют рассказ о первом школьном дне.

Отвечают на вопросы учителя.

Парами. Два

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Используют сюжетную картинку для решения учебной задачи.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Работа с сюжетной картинкой и ответы на вопросы

IV. Упражнение в счёте предметов

Дидактические упражнения в счете предметов

Задает вопросы:

– Как вы думаете, нужно ли людям уметь считать? Для чего? Умеете ли вы считать?

Тогда посчитаем хором до 10

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, считают хором под руководством учителя

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Счет пред-

метов с ис-

пользованием наглядного материала и ответы на вопросы

Работа
с использованием наглядного материала и по учебнику
(с. 4, ч. 1)

– Сколько зайчиков вы видите?

– Сколько медвежат?

– Сколько белочек? И т. д.

– Задайте друг другу похожие вопросы.

– Давайте сравним предметы по какому-либо заданному признаку.

– Задайте вопросы друг другу, используя слово «сколько», по рисунку, данному на полях учебника (с. 4, ч. 1)

Отвечают на вопросы учителя, задают друг другу вопросы со словом «сколько».

– Сколько жёлтых?

– Сколько больших?

– Сколько маленьких?

– Сколько морковок у зайчат?

– Сколько грибов у белочек?

– Сколько ромашек?

– Сколько колокольчиков?

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Используют наглядный материал в учебнике для решения учебной задачи


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Проводит физкультминутку.

Летели две птички, собой невелички.

Как они летели, все люди глядели.

Как они садились, все люди дивились

Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения

Выполняют упражнения для  профилактики утомления

Наблюдение учителя

V. Формирование порядковых представлений.

1. Подготовка к восприятию порядковых числительных

Эвристическая беседа, игровой момент

Читает загадку:

В снег упал Серёжка, а за ним – Алёшка,

А за ним – Иринка, а за ней – Маринка,

А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят?

– Кто упал в снег первым? Кто за ним?

– Кто оказался на снегу самым последним?

– Посчитаем ребят в той последовательности, в которой они падали в снег.

– А теперь посчитаем, сколько ребят сидит у нас в классе на каждом ряду.

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя.

Считают хором под руководством учителя:

Первый – Серёжка, второй – Алёшка, третья – Иринка, четвёртая – Маринка, пятый – Игнат. 

Считают хором

Понимают смысл загадки.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Используют наглядный материал в учебнике для решения учебной задачи

Ответы на вопросы с использованием порядковых числительных

2. Формирование умения считать предметы по порядку

Игровой момент. Фронтальная работа с наборным полотном

Читает отрывок из стихотворения
К. И. Чуковского «Тараканище»:

Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперёд.

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.

Слушают стихотворение, понимают его смысл.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Работа с наборным полотном (магнитной доской, фланелеграфом)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

и по сюжетной картинке

Волки на кобыле,

Львы в автомобиле,

Зайчики в трамвайчике,

Жаба на метле…

– Поставьте на наборное полотно фигурки зверей в той последовательности, в которой они ехали.

– Посчитайте всех зверей по порядку.

– А теперь посчитайе их в обратном порядке: справа налево.

Выставляют по одной фигурке каждого персонажа: медведь, кот, комарик, рак, волк, лев, зайчик, жаба.

Считают хором в прямом и обратном порядке под руководством учителя.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Используют наглядный и счетный материал для решения

Работа по учебнику
(с. 5)

– Что изображено на рисунке?

– Паровозик какого цвета везёт поезд?

– Кто едет в первом вагоне? Кто во втором?

– Сколько всего вагончиков тянет паровозик?

– Посчитаем всех пассажиров по порядку.

– Изменится ли что-нибудь, если поезд повезёт зелёный паровоз?

– Какой вагончик станет первым?

– Кто в нём едет? Кто будет ехать за ним?

– А кто окажется в последнем вагоне?

– Посчитаем теперь всех пассажиров по порядку

Рассматривают рисунок в учебнике и отвечают на вопросы учителя

учебной задачи


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Работа по сюжетной картинке

Вывешивает на доску сюжетную картинку и просит учеников посчитать на ней различные предметы по порядку. (Если подходящей картинки нет, учитель может использовать различный счётный материал. На магнитную доску выставляются по очереди фигурки зверей, птиц и т. д. Учитель просит детей составить небольшой рассказ, а затем посчитать различные предметы по порядку)

Считают по сюжетной картинке различные предметы по порядку

Проводит физкультминутку.

Вот мы руки развели, словно удивились.

И друг другу до земли в пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись

Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения

Выполняют упражнения для профилактики утомления

Наблюдение учителя

VI. Работа
с геометрическим материалом

Эвристическая беседа, игровой момент

На доске: геометрические фигуры (см. учебник, с. 5), фигурка Незнайки.

– Ребята, Незнайку попросили среди данных фигур найти все круги. Он выполнил эту работу так… (Учитель оставляет все красные фигуры, а остальные убирает, но так, чтобы убранные с доски фигуры дети могли видеть.)

Наблюдают за действиями учителя и отвечают на его вопросы

Используют наглядный геометрический материал для решения учебной задачи. Осуществляют взаимопроверку
в парах

Работа с геометрическим материалом (магнитной доской, фланелеграфом)


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

– Правильно Незнайка выполнил задание?

– Почему так считаете?

– По какому признаку он объединил фигуры?

Как нужно было выполнить задание?

Помогите Незнайке.

– Назовите фигуры, которые вы убрали.

– Нарисуйте в ваших тетрадях квадрат, круг, треугольник.

– Проверьте работу друг друга

– По цвету.

Убирают квадрат, треугольник и выставляют на доску круг жёлтого цвета. Выполняют взаимопроверку

V. Подведение итогов

Обобщающая беседа

Анализирует и оценивает успешность
в достижении цели.

– Чему учились на уроке?

– Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?

– Что особенно запомнилось?

– Какую работу хотели бы выполнить ещё?

Формулируют полные ответы на вопросы.

Высказывают предположения

Высказывают собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы

Развернутые ответы

на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками

В материале описано как проходит интергация внеурочной и урочной деятельности на примере проектного метода....

Методическая статья "Обучение детей- инофонов в рамках курса внеурочной деятельности « Русский язык как иностранный»

Вовлечение детей- инофонов в особую языковую среду. Использование различных методов и приёмов обучения русскому языку....

Сборник методических разработок "Фольклорные праздники"

Село и сегодня продолжает быть охранителем и продолжителем вековых устоев жизни человека, его народных традиций. Жизнь, прежде всего деревенского школьника, и сегодня естественным образом вписана в жи...

Использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности как средство развития младших школьников

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. С...

«Использование цифровых технологий в урочной и внеурочной деятельности как средство активизации познавательного процесса младших школьников».

В статье рассматривается вопрос внедрения современных технологий в процесс обучения, таких как робототехника и геймификация. Кроме того, на практике показано, как обучающиеся 2 класса осваивают работу...

Методический семинар «Использование метода проектов в урочной и внеурочной деятельности»

Сегодня много говорится и пишется о методе проектов. Проект – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окру­жающего нас мира, в...

Статья "Внеурочная деятельность школьников"

Внеурочная деятельность школьников...