Методические материалы по фортепиано
методическая разработка по музыке по теме

Методические материалы по фортепиано для дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx71.34 КБ
Файл tezisy.doc.docx23.9 КБ
Файл statya.doc.docx39.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Московский институт открытого образования Кафедра педагогики

Малиновская Алла Николаевна

Реферат на тему:  «Методика обучения игре на фортепиано в системе дополнительного образования»

Москва

2011

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………          3

  1. Система дополнительного образования, цели и задачи дополнительного образования …………………………………………………………          4
  2. Методика классной работы и развитие навыков самостоятельной внеклассной работы ученика …………………………………………………………    7
  3. Музыкальные способности обучающихся игре на фортепиано и их развитие. Особенности учащихся …………………………………………………   11

Заключение  ………………………………………………………….…………    15

Список литературы ……………………………………………………………..   16

Введение

     Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

     Это весьма полезно, а потому не только

     не следует этому мешать, но нужно принимать

меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Коменский Я.А.

Актуальность исследования темы реферата обусловлена  тем, что в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира именно образование – это фундамент для формирования всесторонне развитой, цельной личности. Распознать в юном возрасте способности и творческие наклонности ребенка, создать условия для их развития и обеспечить необходимую для этого образовательную основу – задачи современной системы образования. Значимую роль в достижении успеха в решении вышеуказанных задач имеет система дополнительного образования детей.

Одним из направлений в развитии ребенка является привитие ему любви к искусству, в том числе музыкальному.

Особое место в музыкальном образовании ребенка играет обучение игре на фортепиано. «Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое», писал А. Рубинштейн. Познание мира через звуки музыки особенно в раннем возрасте позволяет раскрыть еще неограниченные социальными рамками творческие способности ребенка, помогает сформировать его эстетические пристрастия. Освоение филигранной фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая, интересная игра.

Посредством обучения в ребенке могут раскрываться и другие способности, которых ранее ни взрослые, ни ребенок в себе не замечали. Приобретение дополнительных навыков позволяет ребенку выделяться среди других детей, привлекать их заинтересованное внимание, а значит чувствовать интерес к себе со стороны окружающих, достигать успехов и получать признание, что также является значительным стимул в личностном развитии и преодолении сложностей и трудностей, которые могут возникнуть на жизненном пути.

Особенность обучения в системе дополнительного образования заключается в том, что методика обучения нацелена на стимулирование всестороннего развития ребенка, расширения представлений о неограниченности его способностей, поддержании интереса к избранному виду творческой деятельности, как на профессиональной основе, так и на факультативной, любительской основе.

  1. Система дополнительного образования, цели и задачи

дополнительного образования

«Труд, окрыленный интересом к делу, легче,       а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности»

                                                                                                                    С. Я. Маршак

Обращаясь к истории формирования системы дополнительного образования в России, необходимо отметить, что она создавалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания).

Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement - поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С.Т.Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период - летние палаточные лагеря.

Далее наметился переход от внешкольного воспитания - к дополнительному образованию детей. На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств. В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Сегодня дополнительное также создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

В Постановлении Правительства РФ от 07.03.1995 N 233 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" определено, что учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.

Учреждения дополнительного образования организуют работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время учреждение может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей. Учреждения организуют и проводят массовые мероприятия, создают необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей).

   В учреждениях дополнительного образования ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников.

Важным преимуществом системы дополнительного образования состоит в том, что деятельность детей в таких учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие). Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагоги могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения.

        Переходя от общего к частному необходимо отметить, что исследование общей системы дополнительного образования позволяет определить следующие задачи, решению которых способствует  обучение игре на фортепиано:

  1. Общественная (социальная):
  1. раскрытие заложенных, в т.ч. генетически творческих способностей ребенка;
  2.  совместный поиск ребенка с педагогами и родителями направлений для  развития его творческого потенциала;
  3. социальная адаптация ребенка, в т.ч. формирование в нем духовно-нравственных начал, позволяющих принимать окружающих и свободно реализовывать свои интересы;
  4. обеспечение заинтересованной занятости ребенка, что особо важно особенно в периоды физиологической и психологической перестройки организма подростка;
  5. посредством обращения при обучении игре на фортепиано к различным произведениям обеспечение культурного развития ребенка, в т.ч. познания особенностей развития культуры в различные эпохи, изучение биографических сведений выдающихся людей мира музыки;
  6. формирование навыков самостоятельного обучения, в т.ч. числе посредством отработки домашних заданий, аудио прослушивания и видео просмотра музыкальных перфомансов как классических, так и современных.
  1. Педагогических:
  1. раскрытие и развитие творческого потенциала ребенка, индивидуальных способностей;
  2. обучение навыкам игры на фортепиано, постановка техники исполнительского мастерства;
  3. обращение внимания ребенка на слуховой контроль, мускульную и психическую  свободу, необходимость понимания сиюминутных настроений;
  4. формирование и поддержание рабочей дисциплины как во время занятия в классе, так и во время самостоятельной подготовки ребенка к уроку;
  5. воспитание в ребенке таких качеств как точность, целеустремленность, филигранность, профессионализм в исполнении музыкальных произведений, а также артистизм, импровизация,  ассоциативность  и конечно, ответственность за свой труд, и труд, вложенный в него другими людьми.

  1. Методика классной работы и развитие навыков самостоятельной внеклассной работы ученика

                                                   

Не верьте тому, что человек может понять  

музыку сразу. Это невозможно.

К ней надо сначала привыкнуть.

                                    (В.Ф. Одоевский)

Общедидактическими принципами обучения необходимыми для результативной реализации задач, приведенных в 1 части настоящего исследования являются:

  1. постепенность и последовательность в переходе от простого к сложному;
  2. индивидуализм и дифференцированность в подходе к обучаемым, исходя из уровня природных способностей ребенка, успеваемости, занятости, музыкальной подготовки на момент поступления в учреждение дополнительного образования;
  3. вариативность и разносторонность в обучении: подборе репертуара, системы организации урока с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей обучаемого;
  4. обеспечение общения на уровне взаимоуважения и взаимопонимания ученика и учителя, принятия демократического стиля общения, принятие инициатив обучаемого;
  5. привлечение дополнительных форм образования: воспроизведение музыкальных произведений, просмотр постановок, посещение культурных мероприятий: концертов, открытых уроков и т.п.  
  6.  заимствование опыта работы у других творческих коллективов, непрерывная работа над расширением собственного кругозора, не только в музыкальной сфере;
  7. понимание социальной среды, из которой происходит и в которой воспитывается ребенок;
  8. использование нетрадиционных способов и методов в обучении. Например, при работе с малолетними детьми отведение времени для игровой деятельности, изображения и представления образов музыкальных произведений.

Общеизвестно, что во время музыкальных занятий активизируются функции мозга, улучшается психосоматика ребенка, существенно повышается работоспособность ребенок, возрастает интерес к чтению, счетной арифметике, письменности, рисованию, пению, танцам.

Музыка, безусловно, положительно влияет на общее развитие личности. «Музыка - высшее в мире искусств», писал Лев Толстой, «Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой», - Уолтер Патер, «Мою музыку лучше всего понимают дети и животные», - Игорь Стравинский.

При работе в классе значительное внимание отводится формированию зрительных образов у учеников.

Для иллюстрации приемов при работе над музыкальным произведением приведем следующую схему «Формирования образов при работе над музыкальным произведением»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ХАРАКТЕР ЗВУЧАНИЯ

ПРИЕМ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ

I ЭТАП

РАБОТА ПО КАЖДОМУ ОТДЕЛЬНОМУ ГОЛОСУ

ИНТОНАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ

II ЭТАП

СОЕДИНЕНИЕ ГОЛОСОВ

II ЭТАП

СООТНОШЕНИЕ ГОЛОСОВ (ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ И ГАРМОНИЧЕСКОЕ СЛЫШАНИЕ )

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕСОВОГО ДОПОЛНЕНИЯ В РУКЕ И МЕЖДУ РУКАМИ

III ЭТАП

СОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ

ОБЪЕДИНЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ

ОБЪЕДИНЕНИЕ ЗВУЧАНИЯ

Обращаю внимание учеников на необходимость при самостоятельном разборе произведений формировать образы, в некоторых случаях путем изображения их на рисунке.        

        Собственно музыкальное мышление – это способность оперировать звуковыми образами. Пианистическое мышление – это уже оперирование звуковыми образами с одновременно двигательным ощущением процесса возникновения звуков. Следовательно, при обучении ребенка управлению слуходвигательными представлениями, педагогу целесообразно:

  1. развивать слуховые представления на основе понимания музыкального языка;
  2. развивать двигательные представления, предоставив ученику возможность ощутить различные движения во время исполнения произведения;
  3. создать гармонию между слуховыми и двигательными представлениями ученика.

Во время работы в классе приходится сталкиваться с необходимостью применения нетрадиционных подходов в обучении.

Например, у всех детей природа рук разная, при игре на фортепиано у некоторых детей формируется свой индивидуальный, излюбленный способ ведения кисти. Способ ведения кисти этих детей обусловлен природными, индивидуальными особенностями строения ладони и пальцев. При работе  над постановкой рук мною используются сравнительные образы. Ценным является  использование опыта великого Шопена, который так относился к проблеме постановки рук: «Исходя из различия в строении пальцев, Шопен предлагал не портить их индивидуальность, а старался развивать естественные качества. Среднему «третьему» пальцу он отводит наряду с крайними пальцами роль опоры свода руки. Четвертый палец им образно назван «сиамским близнецом» третьего. Проставленное в «Методе» многоточие после слова «второй» объясняется тем, что Шопен не нашел определения, которое бы соответствовало назначению указательного пальца, своего рода «лоцмана», направляющего движение руки» (монография В. Николаева «Шопен - педагог»).

Для развития свободы исполнения применяю «игру вслепую». Рекомендую использовать такой метод и во время домашних занятий.

Стремлюсь, чтобы у ребенка не произошло чрезмерной фиксации внимания на клавиатуре и пальцах. Дети растут – растет рука, меняется конфигурация ладони, относительная длина ладони и пальцев. Отчетливо это наблюдается после продолжительного перерыва в занятиях. Ребенку необходимо чувствовать свободу в поиске удобного положения рук, способствующую улучшению техники движения пальцев, кисти рук, глубинному извлечению звука.

Стараюсь обратить особое внимание ребенка как на уроках, так при его самостоятельной подготовке к звукоизвлечению. Натан Перельман написал о звуке целую поэму: «Для музыканта звук – творение, обладающее вкусом, цветом, объемом, красотой или уродством, силой, весом, длиной и всем, чем только способен наделить его обладающий фантазией музыкант». Заметьте: музыкант, не усматривая в этом смешного, говорит о звуке, как о фрукте – сочный, мягкий, нежный; как о чем-то зримом – светлый, тусклый, солнечный, блеклый, белый: как о предмете, имеющем объем, вес, длину – круглый, плоский, глубокий, мелкий, тяжелый, легкий, длинный, короткий.» Такие сравнительные образы значительно облегчают понимание у ребенка какое качество звука необходимо достичь.

  1. Музыкальные способности обучающихся игре на фортепиано и их развитие. Особенности учащихся

Музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для учителя музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности учащихся. Ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность. Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления «опыта», овладение знаниями, умениями, навыками, - это и есть то, что представляет собой развитие как то новое, в отличие от «накопления» знаний и умений.

Б.М. Теплов очень четко проводил мысль о том, что способности существуют лишь в развитии, и назвал абсурдным понятие «неразвивающаяся способность».

Так что же такое способности? Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности.

В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.

Способности можно классифицировать следующим образом: музыкальные; лингвистические; интеллектуальные; творческие.

Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы: 1) технические (игре на данном инструменте или пение); 2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к элементарным относятся гармонический и ритмический слух.

Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на: музыкально-эстетические; специальные.

Соглашаясь в целом с этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально - и рационально-познавательские, т.е., фактически, выделяет эмоциональную сторону музыкальности.

Обращаясь к непосредственному составу класса моих учеников и их индивидуальным особенностям, хотелось бы отметить. В моем классе 16 человек. Возраст учащихся от 6 до 14 лет. В классе обучаются дети – выходцы и из многодетных семей, из полных, а также неполных семей. Программа обучения рассчитана на 7 лет обучения. Форма занятий индивидуальная. Уроки по 1 часу 2 раза в неделю. Внеклассные занятия проходят в основном на фортепиано, однако некоторые дети в домашних условиях занимаются и на синтезаторе. При обучении наличие домашнего инструмента обязательно.

При поступлении в класс у ребенка проверяется наличие музыкальных способностей, слуха, чувства ритма, музыкальная память, гармонический слух.

Мой педагогический стаж составляет 33 года.  Безусловно, опыт работы показывает, что каждый ребенок обладает индивидуальными способностями, наклонностями, предрасположенностями, особыми чертами характера, отличается воспитанием.

Характерные особенности присущи следующим ученикам.

Толмачева Полина, возраст 10 лет, обучается в 4 классе. Девочка талантливая, обладает врожденной музыкальностью. Вместе с тем, особого внимания на занятиях требует работа над техникой, которая отстает от музыкальности. Кроме того, ребенку свойственно при самостоятельной работе проявлять невнимательность, небрежность в отработке последовательности пальцев, исполнении штрихов. В Полине явно чувствуется нацеленность на успех, признание, со стороны родителей есть заинтересованность и поддержка.

Учитывая вышеуказанные наклонности, в репертуар П. Толмачевой включены произведения кантиленного характера (Раков «Рассказ», Глиэр «Романс»), для улучшения технических навыков особое внимание уделяется работе над этюдами К. Черни, А. Лешгорна.

Шилин Олег, возраст 7 лет, учится во 2 классе. Мальчик развитый, однако, у Олега не очень хорошая музыкальная память, требуется много времени для сосредоточения, не хватает координации движения. Однако у ребенка имеется сильное желание играть на фортепиано, и по сравнению с 1 классом в этом году Олег достиг значительных личностных достижений. В работе с ним особенно важен индивидуальный подход в выборе музыкальных произведений, требуется соблюдение неторопливости в работе, постановке задач, значительное времени уделяется совместному детальному изучению нотного, штрихового содержания произведения. Для выхода на сцену мальчик прикладывает огромные усилия. Поэтому при работе с Шилиным Олегом особенно важно подчеркивать его достоинства, хвалить, указывать на значительные успехи, достигнутые им.

Его сестра Алена Шилина занимается 4 год. Полная противоположность брату. Девочка яркая, обладает цепкой памятью, быстро схватывает музыкальный материал, обожает сцену и всеобщее признание.

Вместе с тем, в начале учебного года тяжело втягивается в учебный процесс, у девочки отмечаются явные затруднения в  регуляции эмоций. Однако при достижении успехов, особенно на концертах, проявляет явное желание продолжать обучение игре на фортепиано. В ее программу включены такие произведения как «Вальс» Б.Д. Дварионаса (Артистичность Алены позволяет особо подчеркнуть выразительные особенности формы «Вальса». В трехчастной структуре серединные эпизоды оттеняются иными исполнительскими красками. При всей пластичности исполнения вальсовой мелодии в гармоническом фоне раскрываются два контрастных элемента — глубина звучания баса и легкость аккордов на вторых и третьих долях тактов. В отличие от подвижных вальсов здесь ритмически устойчивому исполнению сопровождения противопоставляется динамико-агогическая гибкость интонирования мелодии), «Канон» А.К. Лядов.

Михаил Мамонов занимается, возраст 14 лет, занимается 7 год. Имея средние музыкальные способности, за время обучения игре на фортепиано учился играть на балалайке, гуслях, посещает оркестр. Получил звание «Лучшего друга», подбирает интересный литературно-музыкальный материал для проведения музыкальных гостиных, ответственен и инициативен в проведении и поддержании досуговой деятельности нашего коллектива. Учитывая возраст и интересы Михаил М. в программу включены популярные современные песни в переложении для фортепиано (The Best of Roxette «Listen to Your Heart», Abba «Happy New YearaHH»).

Маша Тюнина, возраст      лет, занимается            . Девочка с очень тонким эстетическим вкусом, любит сцену, выступления, умеет концентрироваться, подбирает костюмы соответствующие музыкальным образом. Так, например, при подготовке произведения Евгения Дога «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» ученица с родителями специально смотрели фильм, подбирали бальное платье для выступления. Также в программу Маши Тюниной включены такие разнохарактерные музыкальные произведения как: И. Парфенова «Лесная песня», И.С. Баха «Аллеманда», А. Бабаджаняна «Азербайджанская песня».

Работая с учениками для меня особенно важно видеть заинтересованный блеск в их глазах, радость от достигнутых успехов, признания, слышать, как раскрываются их музыкальные способности.

Заключение

В системе дополнительного образования детей педагоги дорожат индивидуальным творчеством ребят. Все раскрытые способности и полученные знания для учеников личностно значимы. Через открытие себя они открывают мир и находят свое место в нем.

На практике много внимания уделяется школьному образованию, а система дополнительного образования часто считается чем-то второстепенным, хотя на самом деле дополнительное образование - это важнейший инструмент воспитания и образования, так как позволяет с одной стороны выявить талантливых детей, а с другой стороны - развивать талант.

            Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрить самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку, свободный от жесткой оценки и регламентации. Именно здесь искусство, в том числе музыкальное нашло дорогу к детям во всем разнообразии своих проявлений. Кружки, студии, секции, объединения дополнительного образования, работающие в школе, воспитывают людей, характер которых формируется под воздействием свободного творческого процесса.

 

 

        

Список литературы

Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано» – М., 1978.

Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства» – М., 1988.

Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой» - М., 1989.

Бочкарев «Психология музыкальной деятельности» - М., 1978.

Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» - М., 1978.

Калачева С.В. «Стих и ритм» - М., 1978.

Кончаловская Н. «Нотная азбука» - М., 1997.

Лившиц И. «Ритмика» - М., 1999.

Ляховицкая С. «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре» - Л., 1970.

Милич Б. «Воспитание ученика – пианиста» - К., 1997

Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М.,1982

Перфильева И.Д. «Метод игры с параллельной декламацией» - рукопись.

Перфильева И.Д. «Словарь музыкальной грамоты» - рукопись.

 «Ребенок за роялем» под ред. Ян Достал – М., 1981.

Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» - М., 1978.

Холопова В.Н. «Музыкальный ритм» - М.,1980.



Предварительный просмотр:

Малиновская Алла Николаевна – педагог по музыке Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы дворец творчества детей и молодежи «Преображенский»

Тезисы статьи на тему:  «Методика обучения игре на фортепиано в системе дополнительного образования»

  1. В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира именно образование – это фундамент для формирования всесторонне развитой, цельной личности.
  2. Распознать в юном возрасте способности и творческие наклонности ребенка, создать условия для их развития и обеспечить необходимую для этого образовательную основу – задачи современной системы образования, в том числе дополнительного.
  3. Познание мира через звуки музыки особенно в раннем возрасте позволяет раскрыть еще неограниченные социальными рамками творческие способности ребенка, помогает сформировать его эстетические пристрастия.
  4. Методика классной работы и развитие навыков самостоятельной внеклассной работы ученика.



Предварительный просмотр:

Малиновская Алла Николаевна – педагог по музыке Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы дворец творчества детей и молодежи «Преображенский»

Статья на тему:  «Методика обучения игре на фортепиано в системе дополнительного образования»

Введение

     Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

     Это весьма полезно, а потому не только

     не следует этому мешать, но нужно принимать

меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Коменский Я.А.

Актуальность исследования темы статьи обусловлена  тем, что в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира именно образование – это фундамент для формирования всесторонне развитой, цельной личности. Распознать в юном возрасте способности и творческие наклонности ребенка, создать условия для их развития и обеспечить необходимую для этого образовательную основу – задачи современной системы образования. Значимую роль в достижении успеха в решении вышеуказанных задач имеет система дополнительного образования детей.

Одним из направлений в развитии ребенка является привитие ему любви к искусству, в том числе музыкальному.

Особое место в музыкальном образовании ребенка играет обучение игре на фортепиано. «Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое», писал А. Рубинштейн. Познание мира через звуки музыки особенно в раннем возрасте позволяет раскрыть еще неограниченные социальными рамками творческие способности ребенка, помогает сформировать его эстетические пристрастия. Освоение филигранной фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая, интересная игра.

Посредством обучения в ребенке могут раскрываться и другие способности, которых ранее ни взрослые, ни ребенок в себе не замечали. Приобретение дополнительных навыков позволяет ребенку выделяться среди других детей, привлекать их заинтересованное внимание, а значит чувствовать интерес к себе со стороны окружающих, достигать успехов и получать признание, что также является значительным стимул в личностном развитии и преодолении сложностей и трудностей, которые могут возникнуть на жизненном пути.

Исследование общей системы дополнительного образования позволяет определить следующие задачи, решению которых способствует  обучение игре на фортепиано:

  1. Общественная (социальная):
  1. раскрытие заложенных, в т.ч. генетически творческих способностей ребенка;
  2.  совместный поиск ребенка с педагогами и родителями направлений для  развития его творческого потенциала;
  3. социальная адаптация ребенка, в т.ч. формирование в нем духовно-нравственных начал, позволяющих принимать окружающих и свободно реализовывать свои интересы;
  4. обеспечение заинтересованной занятости ребенка, что особо важно особенно в периоды физиологической и психологической перестройки организма подростка;
  5. посредством обращения при обучении игре на фортепиано к различным произведениям обеспечение культурного развития ребенка, в т.ч. познания особенностей развития культуры в различные эпохи, изучение биографических сведений выдающихся людей мира музыки;
  6. формирование навыков самостоятельного обучения, в т.ч. числе посредством отработки домашних заданий, аудио прослушивания и видео просмотра музыкальных перфомансов как классических, так и современных.
  1. Педагогических:
  1. раскрытие и развитие творческого потенциала ребенка, индивидуальных способностей;
  2. обучение навыкам игры на фортепиано, постановка техники исполнительского мастерства;
  3. обращение внимания ребенка на слуховой контроль, мускульную и психическую  свободу, необходимость понимания сиюминутных настроений;
  4. формирование и поддержание рабочей дисциплины как во время занятия в классе, так и во время самостоятельной подготовки ребенка к уроку;
  5. воспитание в ребенке таких качеств как точность, целеустремленность, филигранность, профессионализм в исполнении музыкальных произведений, а также артистизм, импровизация,  ассоциативность  и конечно, ответственность за свой труд, и труд, вложенный в него другими людьми.

Методика классной работы и развитие навыков самостоятельной внеклассной работы ученика

                                                                             Не верьте тому, что человек может понять  

музыку сразу. Это невозможно.

К ней надо сначала привыкнуть.

                                    (В.Ф. Одоевский)

Общедидактическими принципами обучения необходимыми для результативной реализации задач, приведенных в 1 части настоящего исследования являются:

  1. постепенность и последовательность в переходе от простого к сложному;
  2. индивидуализм и дифференцированность в подходе к обучаемым, исходя из уровня природных способностей ребенка, успеваемости, занятости, музыкальной подготовки на момент поступления в учреждение дополнительного образования;
  3. вариативность и разносторонность в обучении: подборе репертуара, системы организации урока с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей обучаемого;
  4. обеспечение общения на уровне взаимоуважения и взаимопонимания ученика и учителя, принятия демократического стиля общения, принятие инициатив обучаемого;
  5. привлечение дополнительных форм образования: воспроизведение музыкальных произведений, просмотр постановок, посещение культурных мероприятий: концертов, открытых уроков и т.п.  
  6.  заимствование опыта работы у других творческих коллективов, непрерывная работа над расширением собственного кругозора, не только в музыкальной сфере;
  7. понимание социальной среды, из которой происходит и в которой воспитывается ребенок;
  8. использование нетрадиционных способов и методов в обучении. Например, при работе с малолетними детьми отведение времени для игровой деятельности, изображения и представления образов музыкальных произведений.

Общеизвестно, что во время музыкальных занятий активизируются функции мозга, улучшается психосоматика ребенка, существенно повышается работоспособность ребенок, возрастает интерес к чтению, счетной арифметике, письменности, рисованию, пению, танцам.

Музыка, безусловно, положительно влияет на общее развитие личности. «Музыка - высшее в мире искусств», писал Лев Толстой, «Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой», - Уолтер Патер, «Мою музыку лучше всего понимают дети и животные», - Игорь Стравинский.

При работе в классе значительное внимание отводится формированию зрительных образов у учеников.

Обращаю внимание учеников на необходимость при самостоятельном разборе произведений формировать образы, в некоторых случаях путем изображения их на рисунке.        

        Собственно музыкальное мышление – это способность оперировать звуковыми образами. Пианистическое мышление – это уже оперирование звуковыми образами с одновременно двигательным ощущением процесса возникновения звуков. Следовательно, при обучении ребенка управлению слуходвигательными представлениями, педагогу целесообразно:

  1. развивать слуховые представления на основе понимания музыкального языка;
  2. развивать двигательные представления, предоставив ученику возможность ощутить различные движения во время исполнения произведения;
  3. создать гармонию между слуховыми и двигательными представлениями ученика.

Во время работы в классе приходится сталкиваться с необходимостью применения нетрадиционных подходов в обучении.

Например, у всех детей природа рук разная, при игре на фортепиано у некоторых детей формируется свой индивидуальный, излюбленный способ ведения кисти. Способ ведения кисти этих детей обусловлен природными, индивидуальными особенностями строения ладони и пальцев. При работе  над постановкой рук мною используются сравнительные образы. Ценным является  использование опыта великого Шопена, который так относился к проблеме постановки рук: «Исходя из различия в строении пальцев, Шопен предлагал не портить их индивидуальность, а старался развивать естественные качества. Среднему «третьему» пальцу он отводит наряду с крайними пальцами роль опоры свода руки. Четвертый палец им образно назван «сиамским близнецом» третьего. Проставленное в «Методе» многоточие после слова «второй» объясняется тем, что Шопен не нашел определения, которое бы соответствовало назначению указательного пальца, своего рода «лоцмана», направляющего движение руки» (монография В. Николаева «Шопен - педагог»).

Для развития свободы исполнения применяю «игру вслепую». Рекомендую использовать такой метод и во время домашних занятий.

Стремлюсь, чтобы у ребенка не произошло чрезмерной фиксации внимания на клавиатуре и пальцах. Дети растут – растет рука, меняется конфигурация ладони, относительная длина ладони и пальцев. Отчетливо это наблюдается после продолжительного перерыва в занятиях. Ребенку необходимо чувствовать свободу в поиске удобного положения рук, способствующую улучшению техники движения пальцев, кисти рук, глубинному извлечению звука.

Стараюсь обратить особое внимание ребенка как на уроках, так при его самостоятельной подготовке к звукоизвлечению. Натан Перельман написал о звуке целую поэму: «Для музыканта звук – творение, обладающее вкусом, цветом, объемом, красотой или уродством, силой, весом, длиной и всем, чем только способен наделить его обладающий фантазией музыкант». Заметьте: музыкант, не усматривая в этом смешного, говорит о звуке, как о фрукте – сочный, мягкий, нежный; как о чем-то зримом – светлый, тусклый, солнечный, блеклый, белый: как о предмете, имеющем объем, вес, длину – круглый, плоский, глубокий, мелкий, тяжелый, легкий, длинный, короткий.» Такие сравнительные образы значительно облегчают понимание у ребенка какое качество звука необходимо достичь.

Музыкальные способности обучающихся игре на фортепиано и их развитие. Особенности учащихся

Музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для учителя музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности учащихся. Ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность. Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления «опыта», овладение знаниями, умениями, навыками, - это и есть то, что представляет собой развитие как то новое, в отличие от «накопления» знаний и умений.

Б.М. Теплов очень четко проводил мысль о том, что способности существуют лишь в развитии, и назвал абсурдным понятие «неразвивающаяся способность».

Так что же такое способности? Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности.

В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.

Способности можно классифицировать следующим образом: музыкальные; лингвистические; интеллектуальные; творческие.

Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы: 1) технические (игре на данном инструменте или пение); 2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к элементарным относятся гармонический и ритмический слух.

Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на: музыкально-эстетические; специальные.

Соглашаясь в целом с этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально - и рационально-познавательские, т.е., фактически, выделяет эмоциональную сторону музыкальности.

Обращаясь к непосредственному составу класса моих учеников и их индивидуальным особенностям, хотелось бы отметить. В моем классе 16 человек. Возраст учащихся от 6 до 14 лет. В классе обучаются дети – выходцы и из многодетных семей, из полных, а также неполных семей. Программа обучения рассчитана на 7 лет обучения. Форма занятий индивидуальная. Уроки по 1 часу 2 раза в неделю. Внеклассные занятия проходят в основном на фортепиано, однако некоторые дети в домашних условиях занимаются и на синтезаторе. При обучении наличие домашнего инструмента обязательно.

При поступлении в класс у ребенка проверяется наличие музыкальных способностей, слуха, чувства ритма, музыкальная память, гармонический слух.

Заключение

В системе дополнительного образования детей педагоги дорожат индивидуальным творчеством ребят. Все раскрытые способности и полученные знания для учеников личностно значимы. Через открытие себя они открывают мир и находят свое место в нем.

На практике много внимания уделяется школьному образованию, а система дополнительного образования часто считается чем-то второстепенным, хотя на самом деле дополнительное образование - это важнейший инструмент воспитания и образования, так как позволяет с одной стороны выявить талантливых детей, а с другой стороны - развивать талант.

            Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрить самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку, свободный от жесткой оценки и регламентации. Именно здесь искусство, в том числе музыкальное нашло дорогу к детям во всем разнообразии своих проявлений. Кружки, студии, секции, объединения дополнительного образования, работающие в школе, воспитывают людей, характер которых формируется под воздействием свободного творческого процесса.

 

 

Список литературы

  1. Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано» – М., 1978.
  2. Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства» – М., 1988.
  3. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой» - М., 1989.
  4. Бочкарев «Психология музыкальной деятельности» - М., 1978.
  5. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» - М., 1978.
  6. Калачева С.В. «Стих и ритм» - М., 1978.
  7. Кончаловская Н. «Нотная азбука» - М., 1997.
  8. Лившиц И. «Ритмика» - М., 1999.
  9. Ляховицкая С. «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре» - Л., 1970.
  10. Милич Б. «Воспитание ученика – пианиста» - К., 1997
  11. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М.,1982
  12. Перфильева И.Д. «Метод игры с параллельной декламацией» - рукопись.
  13. Перфильева И.Д. «Словарь музыкальной грамоты» - рукопись.
  14. «Ребенок за роялем» под ред. Ян Достал – М., 1981.
  15. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» - М., 1978.
  16. Холопова В.Н. «Музыкальный ритм» - М.,1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы на основе ФГОС и примерных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и т.д.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно - познавательное напрвление) «Мир профессий» для 1 класса. Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познават...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Начальная школа. Методические материалы Материалы в помощь учителям начальной школы, реализующим ФГОС

Переход на пятидневную учебную неделю ведется параллельно с переходом на обновленное содержание образования и может быть осуществлен во всех организациях образования, независимо от видов, типов, форм ...