Рабочая программа по музыке для 1 класса
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме

Татьяна Ивановна Гончарова

Рабочая программа по музыке для 1 класса ФГОС УМК "Школа России"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование  по  музыке  1  класс  ( 33 часа )

Тема  года: «Музыка, музыка всюду нам слышна…»

№ п/п

Тема  урока

Количество часов

Элементы    содержания

Характеристика  деятельности учащихся

Дата проведения

1.

1 четверть – 9 часов

«Нас в школу приглашают задорные звонки …»

1

Настроение в музыке. Какая музыка встречала в первый школьный день. Вспомнить знакомую музыку с таким же настроением. Выучить песню «Мы теперь ученики» музыка Г.Струве, стихи К.Ибряева.

Познакомиться с правилами поведения на уроке музыки, правилам пения, воспринимать учебный материал небольшого объёма со слов учителя, умение внимательно слушать.

2.

«Музыка, музыка всюду нам слышна…»

1

«Весёлая песенка» музыка Г.Струве, стихи Н.Соловьёвой. Знакомство с понятием «характер музыки», «пауза».

Обратить внимание на то, мелодия иногда прерывается паузами, исполнение песни, точно вступая после паузы. Определять характер, настроение музыки. Принимать участие в исполнительской деятельности.

3.

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку…»

1

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Музыка и её роль в жизни человека. «Так уж получилось» музыка Г.Струве, стихи Н.Соловьёвой.

Определять различные настроения в музыке, учиться передавать их в своём исполнении.

4.

«Краски осени»

1

Знакомство с понятием «хоровод». Русская народная закличка «Осень». «Осенняя сказка» музыка В.Иванникова, стихи Т.Башмаковой. Связать жизненные впечатления школьников с художественными образами поэзии, рисунками художников, музыкальными произведениями.

Разучивание песни, исполнение заклички с игровыми движениями.

5.

«Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?»

2

«Песенка об осеннем солнышке» музыка В.Николаева, стихи И.Сусидко. Слушание пьесы П.Чайковского.

Рассмотреть рисунки в учебнике, сравнить их, Прослушать музыкальную пьесу и определить, как звучит мелодия. Назвать песню с таким же характером.

6.

«Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?» муз. ритм. движения.

Прохлопать ритм мелодии песни об осени. Изменение настроения в музыке припева, каким оно становится

Выучить  и спеть песню со словами. Определить настроение, прхлопать ритм мелодии.

7.

«Музыкальное эхо»

1

Разучить шутливую песенку «Эхо» музыка Е.Попляновой, стихи Н.Пикулёвой. Урок- игра.

Правильно передавать в своём исполнении звучание эха. Сопровождение пения ритмическими движениями.

8.

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!»

2

«Переменка» музыка Г.Струве, стихи В.Викторова. Познакомить школьников со значением слова «каникулы», в гостях у учеников лесной школы.

Рассмотреть рисунки учебника, прослушивание пьесы М.Мусорского «Балет невылупившихся птенцов». Определить темп музыки..

9.

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!» повторение песенного материала.

Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.

Узнавать изученные музыкальные произведения, высказывать своё отношение к различным музыкальным сочинениям, исполнять знакомые песни.

10. (1)

2 четверть – 7 часов

«Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…»

1

«Потанцуй со мной, дружок» немецкая народная песня. Разучивание песни с игровыми движениями.

Понимать выразительность музыкальных интонаций, оценивать и соотносить содержание и язык народного музыкального творчества разных стран мира.

11. (2)

«Ноги сами в пляс пустились»

1

Прослушать «Камаринскую пляску» и хороводную песню «Во поле берёза стояла». Отличие хороводной музыки от плясовой.

Понимание истоков  музыки и её взаимосвязь с жизнью. Ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России, ценить отечественные народные музыкальные традиции.

12. (3)

«Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных муз. инструментов.

1

Музыкальные инструменты русского народа: свирели, дудочки, рожок, гусли и др. Внешний вид, их звучание, умельцы- исполнители и мастера- изготовители народных инструментов. Слушание р.н.п. «Светит месяц».

Ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России. Называть музыкальные инструменты.

13. (4)

«Марш деревянных солдатиков».

1

«Встанем в круг» английская народная песня. Исполнение песни с танцевальными движениями.

Понимать выразительность музыкальной интонации. Оценивать и соотносит содержание и музыкального языка народного творчества разных стран мира.

14. (5)

«Детский альбом» П. И. Чайковского.

1

«Маленькая мама» музыка Г.Струве, стихи В. Семерина. Прослушивание пьес из альбома, какие чувства в них выражены

Понимать роль музыки в жизни человека. Давать определения общего характера музыки. Накопление музыкально- слуховых представлений и воспитание художественного вкуса.

15. (6)

«Волшебная страна звуков. В гостях у сказки».

1

Слушание пьесы А.Лядова «Музыкальная табакерка». Знакомство с обитателями волшебного городка. Пение «Пёстрый колпачок»  музыка Г.Струве, стихи Н.Соловьёвой.

Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. Разыграй песню, придумай движения.

16. (7)

«Новый год! Новый год! Закружился хоровод…»

1

Пение «Ёлочка любимая» музыка и стихи Г. Вихаревой.  Слушание музыки из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Выучить новогоднюю песню, Исполни её в хороводе. Музыкальные образы в произведении.

17. (1)

3 четверть – 10 часов

«Зимние игры»

2

Слушание «Вальса снежных хлопьев» П.И.Чайковского. Музыка ведёт детей в мир чудес, волшебства и приятных неожиданностей. Исполнение попевок «Белый пух», «Мороз, мороз».

Узнавать освоенные музыкальные произведения. Давать определения общего характера музыки. Накопление музыкально- слуховых представлений и воспитания художественного вкуса.

18. (2)

«Зимние игры»

Пение «Зимняя песенка» музыка М.Карасёва, стихи С.Вышеславцевой.

Исполнение песни. Правильное выполнение ударения.

19. (3)

«Водят ноты хоровод…»

1

Нотная грамота, её элементы. Система графических знаков для записи музыки. Пение «Нотный хоровод» музыка В.Герчика, стихи Н.Френкель.

Спеть песенку, называя ноты, записать их на нотоносце. Моделирование опыта музыкально- творческой деятельности. Понимание истоков музыки и её взаимосвязи с жизнью.

20. (4)

«Кто – кто в теремочке живёт?

1

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры- драматизации. Знакомство со сказкой «Теремок».

Выделять характерные интонации музыкальные особенности произведения: изобразительные и выразительные. Подобрать к каждому герою свой музыкальный инструмент.

21. (5)

«Весёлый праздник Масленица»

2

Народные музыкальные традиции нашей Родины. Иллюстрации Б.Кустодиева, А.Бенуа. Пение «Мы давно блинов не ели».

Приобретать опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. Придумать ритмический аккомпанемент к песне.

22. (6)

«Весёлый праздник Масленица»

Слушание «Русской» И.Стравинского. Сочинение собственных песенок на народные масленичные стихи.

Определить характер музыки, сравнить с картинами художников. Составлять исполнительский план, исходя из сюжетной линии стихотворения. Находить нужный характер звучания, импровизировать.

23. (7)

«Где живут ноты?»

1

Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Роль музыки в отражении различных явление жизни. Путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Пение «Песенки о гамме» музыка Г.Струве, стихи Н.Соловьёвой.

Участвовать в коллективном пении, исполнении ритма. Спеть знакомые семь нот, двигаясь вверх и вниз по ступеням гаммы.

24. (8)

«Весенний вальс»

1

Урок посвящён самому дорогому человеку- маме. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Пение «Весенний вальс» музыка А.Филиппенко, стихи Т.Волгиной.

Передавать выразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. Выделять интонационные особенности музыкального произведения.

25. (9)

«Природа просыпается»

1

Пение «Ой, бежит ручьём вода» украинская народная песня. Рассказ музыки о жизни природы. Картины русских художников о весне. Средства музыкальной выразительности.

Понимать, что у музыки есть свойство- без слов передавать чувства, мысли, состояние природы, как связаны между собой разговорная и музыкальная речь.

26.(10)

«В детском музыкальном театре»

1

 Музыкальный театр. Артисты, оркестр, дирижёр. Правила поведения в театре. Пение «Петрушка» И.Брамса.

Исполнить песню. Сопровождение исполнение игрой на бубне или треугольнике. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение, выразить своё впечатление в пении, игре или движении.

27. (1)

4 четверть – 7 часов

«Мелодии и краски весны»

1

Слушание отрывков из музыкальных произведений И.Стравинского, П.Чайковского на тему «весеннего произрастания». Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Пение «Песня ручья» музыка В.Николаева, стихи Н.Алпаровой.

Понимать, что у музыки есть свойство без слов передавать состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная.

28. (2)

«Мелодии дня»

1

Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра и вечера. Сопоставление двух отрывков из музыкальных произведений. Пение «Песенка про двух утят» музыка Е Попляновой, стихи Н.Пикулевой.

Исполни песню, передай радостное и грустное настроение утят. Сопоставлять, сравнивать различные жанры музыки.

29. (3)

«Музыкальные инструменты. Тембры-краски».

1

Слушание фрагментов из произведений К.Дебюсси. Познакомиться с внутренним механизмом пианино. Пение «Догадайся, кто поёт» музыка Е.Тиличеевой, стихи А.Гангова – игра на различие тембра.

Назвать музыкальные инструменты, какие картины «рисует»  тебе музыка? Выразительно исполни песню, определи голоса своих товарищей.

30. (4)

«Легко ли стать музыкальным исполнителем?»

1

Разучить и обыграть песню «Музыкальная семья» музыка М.Завалишиной, стихи И.Андреевой.

Передать в своём исполнении интонации радости, жалости, вопроса, восклицания. Сравнивать различные музыкальные и речевые интонации, создавать различные образы персонажей.

31. (5)

«На концерте»

1

Знакомство с понятиями «концерт, исполнитель». Правила поведения на концерте. Пение «Необычный концерт» музыка В.Дементьева, стихи И. Векшегоновой.

Исполни песню и прохлопай ритм вступления.

32. (6)

«Но на свете почему-то существует доброта…» (музыка в мультфильмах)

1

Музыка к мультфильмам «Карандаш и ластик». Музыкальные образы главных героев, интонации и характеры. Пение «Неприятность эту мы переживём» музыка Б.Савельева, стихи А.Хайта.

Вслушаться в звучащую музыку и определить характер героев мультфильма. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление в пении. Исполнить любую песенку из мультфильмов.

33. (7)

«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей»

1

Знакомство с понятиями «опера, хор, солисты». Различные виды музыки: сольная, хоровая, оркестровая. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики- мелодии – темы. Герои могут петь по одному – солист и вместе- хором в сопровождении фортепиано или оркестра.

Правильно распределяй дыхание при пении. Постарайся как можно более точно передать интонации грусти Графа Вишенки, важного  синьора Помидора. Хором исполнить весёлую и задорную песню «Я- весёлый Чиполлино».

                                                                                        Пояснительная   записка

               Программа «Музыка» разработана на основе авторской программы В.В.Алеева, Т.Н.Кичак  с учётом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формировании у младших школьников умения учиться. Данная программа рассчитана на четыре года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Преимущественной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д.Б.Кабалевского.

            Цель предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно- нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

            Задачи:

  1. Прививать любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
  2. Научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  3. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
  4. Прививать основы художественного вкуса;
  5. Научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими вилами искусства;
  6. Обучить основам музыкальной грамоты;
  7. Сформировать потребность в общении с музыкой.

                Место  учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33ч (1ч в неделю, 33 учебные недели), по 34ч во 2, 3, 4 классах (1ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

                Результаты изучения учебного предмета

    Личностные результаты:

*укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

*наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

*формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

*приобретение начальных навыков социокультурной  адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально- творческих возможностей;

*развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

*продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных;

*развитие духовно- нравственных и этических чувств, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко- культурным традициям других народов.

   Метапредметные результаты:

*наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

*ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса, школы и т.д;

* овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

*применение знаково- символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

*готовность к логическим действиям: анализ, сравнение ,синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

*планирование, контроль, оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

*участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

*умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

          Предметные результаты:

*развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально- творческой деятельности;

*развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

*общее понятие о роли музыки в жизни человека и духовно- нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

*представление о художественной картине мира на основе отечественных традиций и постижения историко- культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

*использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно- творческой деятельности;

*готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов  для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

*участие в создании театрализованных и музыкально- пластических композиций, исполнение вокально- хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, фестивалей и конкурсов.

            Основные виды учебной деятельности школьников

       Слушание музыки. Опыт эмоционально- образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру, средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально- слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём  многообразии её видов, жанров и форм.

      Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально- хоровых  умений и навыков для передачи музыкально- исполнительского замысла, импровизации.

     Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных  и электронных музыкальных инстрментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности.

     Музыкально- пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально- личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально- пластических композиций. Танцевальные импровизации.

     Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально- творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры- драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

                                       Содержание начального общего образования по учебному предмету

    1 класс – «Музыка, музыка всюду нам слышна…»;

    2 класс – «Музыкальная прогулка»;

    3 класс - «О чём рассказывает музыка»;

    4 класс – «Музыкальное путешествие».

    Содержание 1 класса раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. Рассказывается, что музыка звучит повсюду- в природе, в дни праздников, в сказках, в мультфильмах и театральных постановках.

    Во 2 классе содержание углубляется за счёт привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем ,как «Музыкальные инструменты», «Основы музыкальной грамоты», «Музыка- живопись- поэзия».

    В 3 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания музыкальных произведений. Освещаются вопросы влияния содержания на музыкальную интонационность, на музыкальные формы.

   В 4 классе аккумулируется вышеназванная проблематика: школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья:  Украины, Белоруссии, Польши, Италии,  Австрии, Германии, Норвегии, Франции.

 

 

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...