Рабочая программа по музыке
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по музыке для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, на основе программы под редакцией Е.Д.Критской
(Программы общеобразовательных учреждений. Музыка(1-4 классы). М.: Просвещение, 2006)
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д.Б.Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.
Цель – формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- обучить основам музыкальной грамоты;
- сформировать потребность в общении с музыкой.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М.Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора—исполнителя—слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства.
Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.
Принцип «тождества и контраста» реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.
Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой.
Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе ΙV класса семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Место предмета в учебном плане
Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы уроки музыки в 4 классе рассчитаны на 1 учебный час в неделю.Следовательно общее количество часов составило –35 часов
Результаты обучения
представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования — формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки;
- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
уметь:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
Нормы и критерии оценивания
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Оценка « 5 »
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Оценка « 4 »
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Оценка « 3 »
- проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
- или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
- или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Оценка « 2 »
- нет интереса, эмоционального отклика;
- неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
Основное содержание
Раздел 1. «Россия — Родина моя» ( 3 час)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «День, полный событий» ( 5 час)
«В краю великих вдохновений...».Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» ( 4час)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 2 час)
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды,
предания , сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В музыкальном театре» ( 7 час)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариативность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 6. «В концертном зале» ( 5 час)
Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 9 час)
Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.Форма музыки ( трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Тематическое планирование
№ п\п | Название темы | Кол-во часов | Из них: |
контрольные | |||
1. | «Россия — Родина моя» | 3 час | - |
2. | «День, полный событий» | 5 час | - |
3. | «О России петь — что стремиться в храм» | 4час | - |
4. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 2 час | - |
5. | «В музыкальном театре» | 7 час | 1 |
6. | «В концертном зале» | 5 час | - |
7. | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 9 час | 1 |
ИТОГО: | 35часов | 2 |
Календарно – тематическое планирование по музыке
№ урока | Содержание учебного материала | Дата | ||
план. | факт. | |||
1 | Мелодия – душа музыки. Мелодизм – основное свойство русской музыки | 1 четв. | 05.09 | |
2 | Ты откуда ,русская,зародилась,музыка? | 12.09 | ||
3 | Особенности музыкального воплощения | 19.09 | ||
4 | Святые земли Русской | 26.09 | ||
5 | Пушкин и музыка | 03.10 | ||
6 | Сказочные образы А.Пушкина в музыке Н.Римского- Корсакова | 10.10 | ||
7 | Музыка на ярмарочном гулянье | 17.10 | ||
8 | Светская музыка пушкинской поры | 24.10 | ||
9 | Песни разных народов мира | 31.10 | ||
10 | « Музыкант – чародей»- сказка о волшебной силе музыки | 2 четв. | 14.11 | |
11 | Музыкальные инструменты.Жанр струнного квартета | 21.11 | ||
12 | Музыка природы | 28.11 | ||
13 | Образы родины в музыке Шопена. | 05.12 | ||
14 | Мир образов Л.Бетховена | 12.12 | ||
15 | Царит гармония оркестра.Инструменты симфонического оркестра | 19.12 | ||
16 | Пушкин и музыка.Образы природы | 3 четв. | 10.01 | |
17 | Опера «Иван Сусанин». Инструментальная музыка и её жанры в опере | 17.01 | ||
18-19 | Опера «Иван Сусанин». Образы русских в опере | 24.01 | ||
20 | Песня – ария | 31.01 | ||
21 | Восточные мотивы в операх русских композиторов | 06.02 | ||
22 | Народные мелодии в современной трактовке как основа музыкального языка балета | 13.02 | ||
23 | Сходство и различие жанров сценической музыки | 20.02 | ||
24 | Мир музыки С.Рахманинова | 27.02 | ||
25 | Образы фортепианной музыки: прелюдия,этюд | 06.03 | ||
26 | Искусство фортепианной игры.Знаменитые дирижеры,инструменталисты | 13.03 | ||
27 | Музыкальные инструменты. Гитара. Авторская песня | 20.03 | ||
28 | Традиции празднования Пасхи на Руси. | 4 четв. | 03.04 | |
29 | Родной обычай старины. Претворение колокольных звонов в музыке русских композиторов | 10.04 | ||
30 | Славянские святые Кирилл и Мефодий. Величание святых.Гимн в честь святых | 17.04 | ||
31 | Народный праздник Троицы - обычаи и обряды. Троицкие песни | 24.04 | ||
32 | Многообразие музыкальных образов | 08.05 | ||
33 | Песни на сказочные сюжеты | 15.05 | ||
34 | Современность звучания классической музыки | 22.05 | ||
35 | Резервный урок | 29.05 |
Перечень учебно- методического обеспечения
Для обучающихся :
1.Учебник : «Музыка» 4 класс Е.Д.Критская, Москва,
«Просвещение», 2010 г
2.« Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса» Е.Д.Критская , М. : Просвещение,2010
Для учителя :
1.Концепция и программы для начальных классов«Школа России» Москва,
«Просвещение», 2008г
2.Учебник:«Музыка» 4 класс .Е.Д.Критская, Москва, «Просвещение», 2010 г
3.«Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса» Е.Д.Критская,М. :Просвещение,2010
4. Поурочные планы «Музыка 3 класс» по программе Критской Е.Д.
Максимова Т.С., Волгоград «Учитель 2004».
5. Фонохрестоматия для 4 класса 2005г.
6. Журнал «Начальная школа» № 7 – 2002, с.13, № 9 – 2005 с.45.
Материально-техническое обеспечение
1.Портреты композиторов
2.Аудиокассеты
3. Фонохрестоматия для 4 класса 2005г.
Список литературы
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. и вступ. ст. Е.М. Орловой. 2-е изд. Л., 1973.
2. Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании: Кн. для учителя / Сост. И,В. Писарева; Отв. ред. Г.П. Сергеева. М., 2004.
3. Кабалевский П.Б. Как рассказывать детям о музыке? 4-е изд. М., 2004.
4. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. 3-е изд. М., 2007
5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т,С. Музыка: 1—4 классы: Метод, пос. 2-е изд. М.. 2004.
6.Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов / Сост. Г.П. Сергеева. М., 2000.
7.Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе: Пос. для учителя. .М. 2003.
8.« Я познаю мир»: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А.С. Кленов; . М., 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Первое полугодие
1.Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.
Вопросы: а) напиши название произведения, фамилию композитора, его сочинившего; б) какой голос исполняет это сочинение?
а)_____________________________ б)________________________________
2.Звучат мелодии: главная тема Концерта № 3 С. Рахманинова, мелодия арии Ивана Сусанина из одноименной оперы М. Глинки, мелодия романса «Сирень»
С. Рахманинова.
Вопрос: какие из этих сочинений написаны С. Рахманиновым? Нужное — подчеркни.
а) Концерта № 3 С. Рахманинова б) Ария Ивана Сусанина
3. Звучит фрагмент Ноктюрна из Квартета № 2 А. Бородина.
Вопрос: какие инструменты исполняют эту музыку?
____________________________________________________________________
4. Звучит фрагмент Ноктюрна из Квартета № 2 А. Бородина (повторно).
Вопрос: какое стихотворение созвучно этому произведению?
1.Какая ночь!Алмазная роса 2.Ночь пролетала над миром,
Живым огнем с огнями неба в споре, Сны на людей навевая;
Как океан,разверзлись небеса, С темно – лазоревой ризы
И спит земля – и теплется ,как море... Сыпались звезды,сверкая.
А.Фет А.Плещеев
а)_____________________________ б)________________________________
5.Звучит вступление к Сонате №8 Л. Бетховена.
Вопросы: Назови фамилию композитора, его сочинившего; б) какой принцип
развития положен в основу этого музыкального фрагмента? Нужное — подчеркни.
_____________________________________________________________________
Повтор_________ Контраст_____________ Вариативность_________________
6. Звучит одна из мазурок Ф. Шопена
Вопрос: назови фамилию композитора, его сочинившего; б) к какому жанру можно отнести это сочинение? Нужное — подчеркни.
Вальс________ Полька _______ Мазурка _________ Полонез_______________
7.Назови песни, выученные на уроках музыки, которые ты могла бы:
а) спеть одна; б) спеть в хоре.
Спеть одна_____________________________________________________________
Спеть в хоре___________________________________________________________
8.Как ты оцениваешь выразительность своего пения? Нужное — подчеркни.
Отлично Хорошо Плохо
9.Назови полюбившиеся тебе музыкальные произведения из радио- или теле-
передач, которые ты послушал или посмотрел дома.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Второе полугодие
1.Звучит финал Сонаты № 8 («Патетическая») Л. Бетховена.
Вопросы и задания: а) напиши название произведения, фамилию композитора его сочинившего; б) найди на доске первоначальную интонацию главной темы сочинения (поставь нужную цифру); в) в какой форме написано это сочинение: трехчастная, вариации, рондо? (Нужное — подчеркни.)
______________________________________________________________________
1 2 3 4
Трехчастная Вариации Рондо
2.Звучат в записи два фрагмента: «Богородице Дево, радуйся!» и Вокализ
С. Рахманинова.
Вопросы и задания: а) напиши названия произведений, фамилию композитора; б) в чем сходство между ними, в чем — различие?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Звучит джазовая импровизация «К Жако» Дж. Рейнхардта.
Вопрос: а) к какой музыке — «серьезной» или «легкой» можно отнести это произведение? (Нужное — подчеркни.) Объясни свой выбор.
«Серьезная музыка» «Легкая музыка»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Назови известных тебе певцов-исполнителей, которые аккомпанируют себе
на гитаре.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Назови полюбившиеся тебе песни из программы по музыке для IV класса.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.К какому знакомому тебе музыкальному произведению относятся эти слова
(учитель читает): «Эта гениальная музыка превосходно звучит не только в оперном
театре, но и в концертном зале, включенная в программу наряду с другими симфони
ческими произведениями. Она и в таком исполнении будет восхищать нас и необыкно
венной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и велико
лепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей
ночью,рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное на
растание света от почти полной темноты до пусть не слишком еще яркого, но несуще
го с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости
композитора , с которой он добавил к своей музыке две очень точные изобразительные
подробности.
Вопросы:а) Как называется это сочинение?Кто его сочинил?Какой принцип развития использует композитор?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...