«ДоМиСольки» эстрадный ансамбль
рабочая программа по музыке на тему

Перепелюк Снежана Анатольевна

Образовательная программа дополнительного образования детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domisolki.doc229.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 323 (ГОУ СО школа №323)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ СО школы №323

______________Л.А.Флоренкова

«_____»_________________200___

                                                                                 

Принято на педсовете

                                                                                                Протокол №    от  

Образовательная программа

дополнительного образования детей

 «ДоМиСольки»

Возраст обучающихся:  7-11 лет

Срок реализации:  4 года

                                                                                            Автор-составитель: С.А.Перепелюк,                                                        

педагог дополнительного образования

           

Санкт-Петербург

2007

Пояснительная записка.

Программа эстрадного вокального ансамбля «ДоМиСольки» рассчитана на детей 7-11 лет, имеющих вокальные данные и проявляющие интерес к музыкальному искусству эстрады. Программа предусматривает как общее начальное музыкальное образование, так и индивидуальное обучение одаренных детей.

Музыка играет важную роль в жизни детей. В общей системе развития важное значение имеет эстетическое и музыкальное воспитание. Приобщение к музыке, к наследию русской и мировой классики, к лучшим образцам современной музыкальной культуры способствует развитию учащегося.

Программа обучения вокала ставит своей целью дать возможность ученикам получить основы вокального и музыкального образования.

Через музыку и песню у ребенка есть возможность выразить себя. Пение это одна из возможностей  общения людей.

Детское ансамблевое пение - активный творческий досуг, оно развивает мышление детей. Совместная деятельность усиливает свойственную детям потребность в общении, способствует формированию чувства ответственности за общее дело.

Программа рассчитана на обучение детей 7-11  лет эстрадному пению и воспитанию у них музыкального вкуса.

         Данная программа не является новым словом в развитии вокального воспитания, т.к. имеет ряд аналогов, основанной на единой методике и традициях эстрадного пения. Однако она актуальна в данное время по причине необходимости духовного развития подрастающего поколения. Таким образом, основываясь на естественном желании детей заниматься пением, и, направив данные занятия в нужное русло, возможно обучить учащихся правильному, свободному, красивому пению и воспитать музыкальный вкус.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Современная песня в  школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой.

Программа «ДоМиСольки» имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на школьников 7-11 лет.

Уровень освоения программы общекультурный.

Цель программы: развитие музыкальных способностей через освоение певческих навыков.

Задачи программы:

  1. Образовательные:
  • Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
  • Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х голосному исполнению песен.
  • Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.
  • Обучать навыкам в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения.
  • Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.
  • Прочное овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания.
  • Знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата.

  1. Развивающие:
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, ладо-высотный слух, чувство ритма.
  • Формировать вокально-технические навыки и выразительность движений.
  • Развивать индивидуальные творческие способности детей во всех видах музыкальной деятельности.
  • Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
  • Создать базу для творческого мышления детей.
  • Формировать художественную и общую культуру детей, способность    

       адаптироваться в современном обществе.

  •  Развить духовно детей..
  • Развивать индивидуальные творческие способности детей во всех видах музыкальной деятельности.
  • Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

  1. Воспитательные:
  • Воспитывать любовь и интерес к музыке.
  • Содействовать формированию положительных личностных качеств: доброжелательности, отзывчивости, общительности, а также первоначальных навыков самооценки.
  • Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
  • Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к музыке и к музыкальной культуре.
  • Воспитывать чувство личной ответственности.
  • Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой, создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
  • Воспитать коллектив единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
  • Воспитать эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру;

Отличительной особенностью данной программы является широкое использование авторской методики распевок и упражнений на формирование певческого дыхания. В результате ребенок быстрее овладевает приемами правильного звукообразования и точного интонирования.

В процесс обучения входит развитие умения петь без сопровождения (a-cappella) или под собственный аккомпанемент. Программа обучения для осуществления правильного развития голосов учащихся имеет обоснованный индивидуальный подбор репертуара. Основой учебного материала являются вокально-технические упражнения, детские песни, песни народов мира, музыка современных исполнителей. Учебно-художественный репертуар, рекомендованный данной программой, построен с учетом возрастания степени сложности произведений, а также возрастных особенностей контингента обучающихся. Поэтому на первом году обучения в качестве основных используются произведения, доступные для учащихся, как по вокальной сложности, так и по восприятию содержания. При индивидуальном подборе произведения используется разнообразие репертуара, при  этом учитывается интерес учащихся и новые современные музыкальные произведения. В результате такого подбора репертуара реализуется одна из основных задач обучения – воспитание у учащихся  критического отношения к идейно-художественному уровню, умение отличать талантливые произведения от бессодержательных, приучать использовать выработанные навыки и приёмы звукоизвлечения и звуковедения.

В связи с этим учебный план предусматривает прослушивание занятий мастеров вокального искусства, подбор вокалистов, тип голоса, совпадающий с голосом учеников.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

В основе учебно-педагогической работы лежит система воспитания детского  певческого голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся.

Музыкальную основу программы составляют  песни современных композиторов и исполнителей.  В качестве аккомпанемента запись песенных фонограмм.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Весь материал программы, ее репертуар и организация детской деятельности отвечают современным требованиям педагогической науки и практики; постепенно и последовательно проходит процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей; осуществляется преемственность музыкального развития ребенка с целью планомерной подготовке его к школе.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

1 год – 2 раза в неделю, по 45 минут, 72 часа в течение года.

2 год - 2 раза в неделю, по 45минут, 72 часа в течение года.

3 год- 2 раза в неделю, по 45минут, 72 часа в течение года

4 год- 2 раза в неделю, по 45минут, 72 часа в течение года

Наполняемость учебной группы по годам обучения:

1-й год  - 15 человек;

2-й год – 12 человек;

3-й год – 10 человек;

4-й год – 8 человек.

Набор детей в группы осуществляется через собеседование и прослушивание, в процессе которых выявляется общий уровень развития ребенка и степень сформированности музыкально-ритмических навыков.

Основные формы проведения занятий:

Основной формой проведения занятий является традиционное занятие, которое имеет следующую структуру:

  • Распевание, попевки;
  • Изложение нового материала;
  • Исполнение песенного материала;
  • Закрепление пройденного.

В качестве  итогового занятия может быть использована форма открытого урока-концерта, на котором дети исполняют выученные произведения.

В течение года проводятся тематические занятия, посвященные календарным праздникам, отчетные концерты, выступления.

Формы организации деятельности детей:  групповая. Возможные и другие формы занятий: репетиция, игра, праздник, посещение концертных мероприятий, гостиная, конкурс, фестиваль, творческая встреча, концерт.

Освоив программу, дети будут знать:

  • Расположение нот на нотном стане;
  • Знаки альтерации (p, f, crescendo, mp, mf, ff. );
  • Гаммы до двух знаков в ключе.

Будут уметь:

  • Исполнять одно- и двухголосные произведения различной сложности под фонограмму, пение а-капелла, в унисон, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
  • Петь по «руке»;
  • Исполнять ритмический аккомпанемент на детских музыкальных инструментах;
  • Петь без аккомпанемента;
  • Правильно распределять дыхание между фразами.

У ребенка будут сформированы навыки:

  • Вокально-творческого самовыражения;
  • Музыкально-ритмической деятельности;
  • Вокально-хоровой деятельности;
  • Эмоциональной отзывчивости, выразительного движения;
  • Культуры слушания музыки;

Способы проверки степени освоения программы:

  • Педагогическое наблюдение;
  • Заполнение диагностической таблицы умений и навыков детей (на начало и конец учебного года);
  • Участие в выступлениях.

Формы контроля и подведения итогов:

  • Открытые занятия для родителей;
  • Отчетные концерты;
  • Традиционные календарные праздники.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

1-ый год обучения

2-ой год обучения

Теор.

Практ.

Всего

Теор.

Практ.

Всего

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

1

1

2

1

2

3

2

Певческая установка:

  • музыкальная зарядка для выработки  правильной певческой установки;
  • музыкальные сигналы: «внимание», «вставать», «садиться».

2

6

8

1

7

8

3

Дыхание:

  • понятие о певческом дыхании;
  • элементы дыхательной гимнастики;
  • отработка навыков дыхания:

- подача воздуха в живот;

- по руке дирижера;

- равномерный выдох.

1

4

5

1

4

5

4

Звукообразование:

 пение гласных; произношение согласных звуков;

 характер звуковедения; пение Legato из 2-х, 4-х звуков;

  • распевание:

- на слоги;

- сюжетное распевание.

1

9

10

1

8

9

5

Дикция:

  • упражнение для развития 6артикуляционного аппарата и артикуляции;
  • дикция в распеваниях, произношениях.

2

14

16

1

19

20

6

Строй:

  • унисон как основа хоровой звучности;
  • горизонтальный строй;
  • выстраивание отдельных нот по руке дирижера;
  • упражнения, закрепляющие знание моделей ступеней.

1

4

5

1

4

5

7

Ансамбль:

  • динамический ансамбль;
  • ритмический ансамбль;
  •  ансамбль с солистом;
  • сценическое воплощение

1

6

7

1

4

5

8

Дирижерский жест:

  • отработка жестов:

- внимание;

- дыхание с задержкой;

- снятие звука.

  основные способы звуковедения:

- Legato;

- Non Legato.

1

5

6

1

4

4

9

Музыкальная грамота:

  • элементы нотной грамоты:

- пение ступеней по столбице, лесенке, с ручными знаками;

  • пение по партиям.
  • запись нот

 развитие вокального  слуха.

1

5

6

1

5

6

10

Исполнение, элементы сценического движения – осмысленное и выразительное исполнение под управлением руководителя.

1

3

4

4

4

11

Внеурочная работа:

  • концертная деятельность;
  • работа с родителями;
  • музыкально-просветительская деятельность
  • диагностические занятия

3

3

3

3

3

Итого (часов):

12

60

72

8

63

72

п/п

Тема

Количество часов

3-ый год обучения

4-ой год обучения

Теор.

Практ.

Всего

Теор.

Практ.

Всего

1

Введение, голосовой аппарат

1

1

2

1

2

3

2

Певческая установка:

  • музыкальная зарядка для выработки  правильной певческой установки;
  • музыкальные сигналы: «внимание», «вставать», «садиться».

2

6

8

1

7

8

3

Дыхание:

  • понятие о певческом дыхании;
  • элементы дыхательной гимнастики;
  • отработка навыков дыхания:

- подача воздуха в живот;

- по руке дирижера;

- равномерный выдох.

1

4

5

1

4

5

4

Звукообразование:

 пение гласных; произношение согласных звуков;

 характер звуковедения; пение Legato из 2-х, 4-х звуков;

  • распевание:

- на слоги;

- сюжетное распевание.

1

9

10

1

8

9

5

Дикция:

  • упражнение для развития 6артикуляционного аппарата и артикуляции;
  • дикция в распеваниях, произношениях.

2

14

16

1

19

20

6

Строй:

  • унисон как основа хоровой звучности;
  • горизонтальный строй;
  • выстраивание отдельных нот по руке дирижера;
  • упражнения, закрепляющие знание моделей ступеней.

1

4

5

1

4

5

7

Ансамбль:

  • динамический ансамбль;
  • ритмический ансамбль;
  •  ансамбль с солистом;
  • сценическое воплощение

1

6

7

1

4

5

8

Дирижерский жест:

  • отработка жестов:

- внимание;

- дыхание с задержкой;

- снятие звука.

  основные способы звуковедения:

- Legato;

- Non Legato.

1

5

6

1

4

4

9

Музыкальная грамота:

  • элементы нотной грамоты:

- пение ступеней по столбице, лесенке, с ручными знаками;

  • пение по партиям.
  • запись нот

 развитие вокального  слуха.

1

5

6

1

5

6

10

Исполнение, элементы сценического движения – осмысленное и выразительное исполнение под управлением руководителя.

4

4

4

4

11

Внеурочная работа:

  • концертная деятельность;
  • работа с родителями;
  • музыкально-просветительская деятельность
  • диагностические занятия

3

3

3

3

3

Итого (часов):

11

61

72

8

63

72

Название тем первого, второго, третьего и четвертого годов обучения совпадают, т.к. учебный процесс построен на принципе спирали, т.е. на последующий год обучения знания детей по теме углубляются и расширяются.

Содержание программы (1-й год обучения).

Тема 1. «Введение, знакомство с голосовым аппаратом».

            Теория: Знакомство детей с понятиями: музыка, пение, голос,  голосовые связки, охрана голоса.

            Практика: Упражнение «Чистоговорки», знакомство с песней

Тема 2. «Певческая установка»

             Теория: Понятие о певческой установке; Работа над точным и естественным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона, Упражнения на правильную постановку корпуса, осанки.

Работа над формированием высокой певческой позиции. Раскрепощение вокально-певческого аппарата. Работа над достижением однородности звучания регистров. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Основная работа направлена на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и легкой атаки.

Правильное произношение гласных и согласных звуков.

Формирование у учащихся четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом

             Практика: Упражнения по системе В.Емельянова, отработка навыков дыхания, упражнения для развития артикуляционного аппарата и артикуляции. 

Тема 3. «Дыхание»

             Теория: Элементы дыхательной гимнастики, навык подачи воздуха в живот, по руке дирижера, равномерный выдох. Закрепление навыка правильного открытия рта (раскрытие «челюстного замка») и опускание глотки.

             Практика: Упражнения на дыхание по системе Емельянова

Тема 4. «Звукообразование»

             Теория: штрих Legato, правильное произношение слогов, слов, певческая установка, звук направлять не «в себя», а к передним стенкам зубов. Работа над развитием цепного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания. Укрепление нижнереберно-диафрагмального дыхания. Короткий и длинный вдох.

Формирование навыка экономного выдоха.

             Практика: Пение гласных; произношение согласных звуков, характер звуковедения; пение Legato из 2-х, 4-х звуков, распевание на слоги, сюжетные попевки.

Тема 5. «Дикция»

             Теория: Понятие о дикции, артикуляции, артикуляционного аппарата

                    Практика: упражнения для развития артикуляционного аппарата и артикуляции, дикция в распеваниях и произношениях, скороговорки

Тема 6. «Строй.»

             Теория: понятие унисона, выстраивание отдельных нот по руке дирижера Разнообразные формы работы над интервальной цепочкой: развитие внутреннего слуха, координация между слухом и голосом.

             Практика: упражнение «Музыкальные ступеньки», музыкальные игры «Кока-кола», «Стройно поем»

Тема 7. «Ансамбль»

             Теория: ритмический ансамбль,  сценическое воплощение, ориентировка на сцене, работа с микрофоном.

             Практика: пение ансамблем попевок, репетиция на сцене с микрофоном.

Тема 8. «Дирижерский жест»

             Теория: Расшифровка пения по руке, жестам дирижера.

             Практика: отработка жестов, пение по руке дирижера, пение Legato

Тема 9. «Музыкальная грамота»

             Теория: знакомство детей с гаммами без знаков в ключе, пение ступеней по столбице, лесенке, с ручными знаками. Разнообразные формы работы над интервальной цепочкой: развитие внутреннего слуха, координация между слухом и голосом.

             Практика: упражнение «Музыкальные ступеньки», музыкальные игры «Угадай мелодию», «Музыкальный марафон».

Тема 10. «Исполнение, элементы сценического движения»

             Теория: понятие сценического движения

            Практика: репетиции, отработка песен на сцене.

Тема 11. «Внеурочная работа»

             Теория: постановка цели, объяснение задания.

             Практика: проверка практических знаний и умений детей (заполнение таблицы), концертная деятельность, работа с родителями.

Содержание программы (2-й год обучения).

Тема 1. «Введение, знакомство с голосовым аппаратом».

             Теория: Знакомство детей с понятиями: голосообразование, певческое дыхание, охрана голоса. Фонопедия – охрана голоса

             Практика: Упражнение «Снежки», знакомство с песней

Тема 2. «Певческая установка»             

        Теория: Понятие о певческом дыхании; элементах дыхательной гимнастики, подачи воздуха в живот, по руке дирижера, равномерный выдох.  Работа над точным и естественным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона, помимо одноголосных включают в себя элементы двухголосия. Упражнения на правильную постановку корпуса, осанки.

              Работа над формированием высокой певческой позиции. Раскрепощение вокально-певческого аппарата. Закрепление навыка правильного открытия рта (раскрытие «челюстного замка») и опускание глотки.

Понятие хорового, сольного пения, пения в «унисон», дуэт, квартет, пение a*capella, пение на «зевке». Знание динамических оттенков - crescendo, p, mp, mf, f, ff. Работа над снятием форсирования звука в режиме пения forte, fortissimo.

Восприятие дирижерского жеста. Понятие единства элементов хоровой звучности. Работа над формированием совместного хорового звучания с использованием всех вышеуказанных форм. Понятие однородной звучности хора. Диационно-ритмический ансамбль.

             Практика: Упражнения по системе В.Емельянова, отработка навыков дыхания, упражнения для развития артикуляционного аппарата и артикуляции. Упражнения состоят из мелодических попевок, включающих в себя скачкообразный переход в различные регистры.

Тема 3. «Дыхание»

             Теория: Укрепление нижнереберно-диафрагмального дыхания. Короткий и длинный вдох. Формирование навыка экономного выдоха.

             Практика: Упражнения по системе В.Емельянова, отработка навыков дыхания, упражнения для развития артикуляционного аппарата и артикуляции. 

Тема 4. «Звукообразование»

             Теория: штрих Legato, non legato, stakkato, правильное произношение слогов, слов, певческая установка, звук направлять не «в себя», а к передним стенкам зубов. Работа над развитием цепного дыхания. Короткое и задержанное дыхание. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания. Взаимосвязь звука и дыхания.

             Практика: Пение гласных; произношение согласных звуков, характер звуковедения; пение штрихов из 2-х, 4-х, 6-ти звуков,  распевание на слоги, сюжетные попевки, двухголосные попевки.

Тема 5. «Дикция»

             Теория: Работа над достижением однородности звучания регистров. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Основная работа направлена на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и легкой атаки.

            Правильное произношение гласных и согласных звуков.

Сонорные и несонорные (вокально удобные и неудобные) согласные звуки.

Гласные и приемы их акустической подмены.

Формирование у учащихся четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом

                    Практика: Упражнения по системе В.Емельянова, отработка навыков дыхания, упражнения для развития артикуляционного аппарата и артикуляции. Упражнения состоят из мелодических попевок, включающих в себя скачкообразный переход в различные регистры.

Тема 6. «Строй.»

             Теория: Разнообразные формы работы над интервальной цепочкой: развитие внутреннего слуха, координация между слухом и голосом. Работа над чистотой интонирования, «сглаживанием» регистров.

             Практика: вокально-технические упражнения направлены на улучшение результата чистоты интонации при пении, упражнения на гласные звуки

Тема 7. «Ансамбль»

             Теория: ритмический ансамбль, ансамбль с солистом, сценическое воплощение, ориентировка на сцене, работа с микрофоном.

             Практика: пение ансамблем попевок, репетиция на сцене с микрофоном.

Тема 8. «Дирижерский жест»

             Теория: Пение по руке, жестам дирижера, навыки дирижирования на 2/4, 3/4

             Практика: отработка жестов, пение по руке дирижера, пение мелодий на 2/4, 3/4

Тема 9. «Музыкальная грамота»

             Теория: знакомство детей с гаммами до одного знака в ключе, пение ступеней по столбице, лесенке, с ручными знаками. Разнообразные формы работы над интервальной цепочкой: развитие внутреннего слуха, координация между слухом и голосом.

             Практика: упражнение «Музыкальные ступеньки», музыкальные игры «Угадай мелодию», «Музыкальный марафон».

Тема 10. «Исполнение, элементы сценического движения»

             Практическое занятие над осмысленны и выразительным исполнением песни, работа над образом, хореографическими элементами.

Тема 11. «Внеурочная работа»

             Теория: постановка цели, объяснение задания.

             Практика: проверка практических знаний и умений детей (заполнение таблицы), концертная деятельность, работа с родителями.

Содержание программы (3-й год обучения).

Тема 1. «Введение, голосовой аппарат».

             Теория: Что нужно знать о голосе, о строении голосового аппарата. Фонопедия – охрана голоса

             Практика: Упражнение «Снежки», знакомство с песней

Тема 2. «Певческая установка»             

        Теория: Понятие о певческом дыхании; элементах дыхательной гимнастики, подачи воздуха в живот, по руке дирижера, равномерный выдох.  Работа над точным и естественным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона, помимо одноголосных включают в себя элементы двухголосия. Упражнения на правильную постановку корпуса, осанки.

              Работа над формированием высокой певческой позиции. Раскрепощение вокально-певческого аппарата. Закрепление навыка правильного открытия рта (раскрытие «челюстного замка») и опускание глотки.

Понятие хорового, сольного пения, пения в «унисон», дуэт, квартет, пение a*capella, пение на «зевке». Знание динамических оттенков - crescendo, p, mp, mf, f, ff. Работа над снятием форсирования звука в режиме пения forte, fortissimo.

Восприятие дирижерского жеста. Понятие единства элементов хоровой звучности. Работа над формированием совместного хорового звучания с использованием всех вышеуказанных форм. Понятие однородной звучности хора. Диационно-ритмический ансамбль.

             Практика: Упражнения по системе В.Емельянова, отработка навыков дыхания, упражнения для развития артикуляционного аппарата и артикуляции. Упражнения состоят из мелодических попевок, включающих в себя скачкообразный переход в различные регистры.

Тема 3. «Дыхание»

             Теория: Укрепление нижнереберно-диафрагмального дыхания. Короткий и длинный вдох. Формирование навыка экономного выдоха.

             Практика: Упражнения по системе В.Емельянова, отработка навыков дыхания, упражнения для развития артикуляционного аппарата и артикуляции. 

Тема 4. «Звукообразование»

             Теория: штрих Legato, non legato, stakkato, правильное произношение слогов, слов, певческая установка, звук направлять не «в себя», а к передним стенкам зубов. Работа над развитием цепного дыхания. Короткое и задержанное дыхание. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания. Взаимосвязь звука и дыхания.

             Практика: Пение гласных; произношение согласных звуков, характер звуковедения; пение штрихов из 2-х, 4-х, 6-ти звуков,  распевание на слоги, сюжетные попевки, двухголосные попевки.

Тема 5. «Дикция»

             Теория: Работа над достижением однородности звучания регистров. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Основная работа направлена на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и легкой атаки.

            Правильное произношение гласных и согласных звуков.

Сонорные и несонорные (вокально удобные и неудобные) согласные звуки.

Гласные и приемы их акустической подмены.

Формирование у учащихся четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом

                    Практика: Упражнения по системе В.Емельянова, отработка навыков дыхания, упражнения для развития артикуляционного аппарата и артикуляции. Упражнения состоят из мелодических попевок, включающих в себя скачкообразный переход в различные регистры.

Тема 6. «Строй.»

             Теория: Разнообразные формы работы над интервальной цепочкой: развитие внутреннего слуха, координация между слухом и голосом. Работа над чистотой интонирования, «сглаживанием» регистров.

             Практика: вокально-технические упражнения направлены на улучшение результата чистоты интонации при пении, упражнения на гласные звуки

Тема 7. «Ансамбль»

             Теория: ритмический ансамбль, ансамбль с солистом, сценическое воплощение, ориентировка на сцене, работа с микрофоном.

             Практика: пение ансамблем попевок, репетиция на сцене с микрофоном.

Тема 8. «Дирижерский жест»

             Теория: Пение по руке, жестам дирижера, навыки дирижирования на 2/4, ¾, 4/4

             Практика: отработка жестов, пение по руке дирижера, пение мелодий на 2/4, ¾,4/4

Тема 9. «Музыкальная грамота»

             Теория: знакомство детей с гаммами до двух знаков в ключе, пение ступеней по столбице, лесенке, с ручными знаками. Разнообразные формы работы над интервальной цепочкой: развитие внутреннего слуха, координация между слухом и голосом.

             Практика: упражнение «Музыкальные ступеньки», музыкальные игры «Угадай мелодию», «Музыкальный марафон», пение по нотам.

Тема 10. «Исполнение, элементы сценического движения»

             Практическое занятие над осмысленным и выразительным исполнением песни, работа над образом, хореографическими элементами.

Тема 11. «Внеурочная работа»

             Теория: постановка цели, объяснение задания.

             Практика: проверка практических знаний и умений детей (заполнение таблицы), концертная деятельность, работа с родителями.

Содержание программы (4-й год обучения).

Тема 1. «Введение, знакомство с голосовым аппаратом».

             Теория: Знакомство детей с понятиями: голосообразование, певческое дыхание, охрана голоса. Фонопедия – охрана голоса

             Практика: Упражнение «Снежки», знакомство с песней

Тема 2. «Певческая установка»             

        Теория: Понятие о певческом дыхании; элементах дыхательной гимнастики, подачи воздуха в живот, по руке дирижера, равномерный выдох.  Работа над точным и естественным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона, помимо одноголосных включают в себя элементы двухголосия. Упражнения на правильную постановку корпуса, осанки.

              Работа над формированием высокой певческой позиции. Раскрепощение вокально-певческого аппарата. Закрепление навыка правильного открытия рта (раскрытие «челюстного замка») и опускание глотки.

Понятие хорового, сольного пения, пения в «унисон», дуэт, квартет, пение a*capella, пение на «зевке». Знание динамических оттенков - crescendo, p, mp, mf, f, ff. Работа над снятием форсирования звука в режиме пения forte, fortissimo.

Восприятие дирижерского жеста. Понятие единства элементов хоровой звучности. Работа над формированием совместного хорового звучания с использованием всех вышеуказанных форм. Понятие однородной звучности хора. Диационно-ритмический ансамбль.

             Практика: Упражнения по системе В.Емельянова, отработка навыков дыхания, упражнения для развития артикуляционного аппарата и артикуляции. Упражнения состоят из мелодических попевок, включающих в себя скачкообразный переход в различные регистры.

Тема 3. «Дыхание»

             Теория: Укрепление нижнереберно-диафрагмального дыхания. Короткий и длинный вдох. Формирование навыка экономного выдоха.

             Практика: Упражнения по системе В.Емельянова, отработка навыков дыхания, упражнения для развития артикуляционного аппарата и артикуляции. 

Тема 4. «Звукообразование»

             Теория: штрих Legato, non legato, stakkato, правильное произношение слогов, слов, певческая установка, звук направлять не «в себя», а к передним стенкам зубов. Работа над развитием цепного дыхания. Короткое и задержанное дыхание. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания. Взаимосвязь звука и дыхания.

             Практика: Пение гласных; произношение согласных звуков, характер звуковедения; пение штрихов из 2-х, 4-х, 6-ти звуков,  распевание на слоги, сюжетные попевки, двухголосные попевки.

Тема 5. «Дикция»

             Теория: Работа над достижением однородности звучания регистров. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Основная работа направлена на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и легкой атаки.

            Правильное произношение гласных и согласных звуков.

Сонорные и несонорные (вокально удобные и неудобные) согласные звуки.

Гласные и приемы их акустической подмены.

Формирование у учащихся четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом

                    Практика: Упражнения по системе В.Емельянова, отработка навыков дыхания, упражнения для развития артикуляционного аппарата и артикуляции. Упражнения состоят из мелодических попевок, включающих в себя скачкообразный переход в различные регистры.

Тема 6. «Строй.»

             Теория: Разнообразные формы работы над интервальной цепочкой: развитие внутреннего слуха, координация между слухом и голосом. Работа над чистотой интонирования, «сглаживанием» регистров.

             Практика: вокально-технические упражнения направлены на улучшение результата чистоты интонации при пении, упражнения на гласные звуки

Тема 7. «Ансамбль»

             Теория: ритмический ансамбль, ансамбль с солистом, сценическое воплощение, ориентировка на сцене, работа с микрофоном.

             Практика: пение ансамблем попевок, репетиция на сцене с микрофоном.

Тема 8. «Дирижерский жест»

             Теория: Пение по руке, жестам дирижера, навыки дирижирования на 2/4, 3/4

             Практика: отработка жестов, пение по руке дирижера, пение мелодий на 2/4, 3/4

Тема 9. «Музыкальная грамота»

             Теория: знакомство детей с гаммами до трех знаков в ключе, пение ступеней по столбице, лесенке, с ручными знаками. Разнообразные формы работы над интервальной цепочкой: развитие внутреннего слуха, координация между слухом и голосом.

             Практика: упражнение «Музыкальные ступеньки», музыкальные игры «Угадай мелодию», «Музыкальный марафон», пение по партиям.

Тема 10. «Исполнение, элементы сценического движения»

             Практическое занятие над осмысленны и выразительным исполнением песни, работа над образом, хореографическими элементами.

Тема 11. «Внеурочная работа»

             Теория: постановка цели, объяснение задания.

             Практика: проверка практических знаний и умений детей (заполнение таблицы), концертная деятельность, работа с родителями.

Планируемый результат.

По окончании 1-го года обучения дети будут знать:

  • Правила поведения на музыкальном занятии;
  • Правила гигиены голоса, получить теоретические сведения о строении голосового аппарата и пении как биофизическом процессе;
  • Освоить певческую установку (положения корпуса, головы, естественность, работу мышц лица, шеи), а также творческую готовность к певческой деятельности;
  • Начать овладевать навыками дыхания (органическое дыхание), мягкой и жесткой атаки звука, пения на придыхании;
  • Научиться контролировать чистоту интонации при пении;
  • Приобрести навыки художественной интерпретации песен.
  • Музыкальные понятия: дыхательная гимнастика, точечный массаж, способ образования звука, звуки шумовые и музыкальные и т.д.;
  • Простейшие основы нотной грамоты: названия нот, движение мелодии и т.д.;
  • Музыкальные инструменты и их разновидности
  • Музыка всегда выражает разные чувства, о чем-то повествует, она различна по своему характеру;
  • Музыка развивается, изменяется, в ней можно отметить схожие и контрастные отрывки, а в связи с этим различные части, музыкальные фразы, запев, припев;
  • Музыка имеет свой «язык», свои средства, которые выражают ее содержание, передают настроение;
  • Музыку создают композиторы, народ.

Будут уметь:

  • Вовремя начинать и заканчивать пение;
  • Петь по фразам, слушать паузы;
  • Правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении;
  • Двигаться под музыку;
  • Отличать вокальную и инструментальную музыку;
  • Петь под фонограмму с дублирующим вокальную партию аккомпанементом;

У ребенка будут сформированы навыки:

  • Вокально-хоровой деятельности;
  • Дослушивать произведение до конца;
  • Слушания друг друга;
  • Доброжелательности, отзывчивости, общительности, а также первоначальных навыков самооценки;

По окончании 2-го года обучения дети будут знать:

  • Расположение нот на нотном стане;
  • Знаки альтерации (p, f);

Будут уметь:

  • Исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, под фонограмму, пение а-капелла, в унисон, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
  • Усовершенствовать певческое дыхание и ощущение опоры звука;
  • Петь бэк-вокал;
  • Петь кантиленным пением в доступном диапазоне;
  • Петь по «руке»;
  • Исполнять ритмический аккомпанемент на детских музыкальных инструментах;
  • Петь без аккомпанемента;
  • Правильно распределять дыхание между фразами;
  • Оценивать качество звучания и проводить элементарный анализ характера вокального процесса;

У ребенка будут сформированы навыки:

  • Вокально-творческого самовыражения;
  • Атаки звука, исполнительские навыки;
  • Музыкально-ритмической деятельности;
  • Эмоциональной отзывчивости, выразительного движения;
  • Культуры слушания музыки;
  • Овладеют некоторым количеством технических, вокальных приёмов эстрадного вокала (джаз, блюз, поп).

По окончании 3-го года обучения дети будут знать:

  • Знаки альтерации crescendo, p, mp, mf, f, ff
  • Гаммы до 2-ух знаков в ключе

Будут уметь:

  • Исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, под фонограмму, пение а-капелла, в унисон, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
  • Усовершенствовать певческое дыхание и ощущение опоры звука;
  • Петь бэк-вокал;
  • Петь кантиленным пением в доступном диапазоне;
  • Петь по «руке»;
  • Исполнять ритмический аккомпанемент на детских музыкальных инструментах;
  • Петь без аккомпанемента;
  • Правильно распределять дыхание между фразами;
  • Оценивать качество звучания и проводить элементарный анализ характера вокального процесса;

У ребенка будут сформированы навыки:

  • Вокально-творческого самовыражения;
  • Атаки звука, исполнительские навыки;
  • Музыкально-ритмической деятельности;
  • Эмоциональной отзывчивости, выразительного движения;
  • Культуры слушания музыки;
  • Овладеют некоторым количеством технических, вокальных приёмов эстрадного вокала (джаз, блюз, поп).

По окончании 4-го года обучения дети будут знать:

  • Знаки альтерации crescendo, p, mp, mf, f, ff
  • Гаммы до 3-ёх знаков в ключе

Будут уметь:

  • Исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, под фонограмму, пение а-капелла, в унисон, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
  • Усовершенствовать певческое дыхание и ощущение опоры звука;
  • Петь бэк-вокал;
  • Петь кантиленным пением в доступном диапазоне;
  • Петь по «руке»;
  • Исполнять ритмический аккомпанемент на детских музыкальных инструментах;
  • Петь без аккомпанемента;
  • Правильно распределять дыхание между фразами;
  • Оценивать качество звучания и проводить элементарный анализ характера вокального процесса;

У ребенка будут сформированы навыки:

  • Вокально-творческого самовыражения;
  • Атаки звука, исполнительские навыки;
  • Музыкально-ритмической деятельности;
  • Эмоциональной отзывчивости, выразительного движения;
  • Культуры слушания музыки;
  • Овладеют некоторым количеством технических, вокальных приёмов эстрадного вокала (джаз, блюз, поп).

 Основная форма занятий – комбинированное занятие, структура которого следующая:

  1. Музыкальное приветствие.
  2. Слушание музыки.
  3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
  4. Распевки и попевки.
  5. Вокально-хоровая работа.
  6. Музыкальная игра.
  7. Подведение итогов занятия.

Возможные и другие формы занятий: репетиция, игра, праздник, посещение концертных мероприятий, гостиная, конкурс, фестиваль, творческая встреча, концерт.

Возможные методы, используемые на занятиях:

  • Словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.).
  • Наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдения, показ педагога, работа по образцу  и т.д.).
  • Практический, репродуктивный (упражнения, многократное повторение и т.д.).

После таблицы необходимо сделать сноску:  «Подробное описание дидактического материала см. в описании учебно- методического комплекса» или описать в таблице подробно весь используемый дидактический материал.

Материально- техническое обеспечение реализации образовательной программы:

  • Занятия проводятся в просторном помещении, не загроможденном мебелью.
  • Фортепиано, баян, магнитофон, детские музыкальные инструменты, магнитофон, микрофон.

Кадровое обеспечение: По программе может работать педагог с музыкальным образованием, знакомый с дошкольной психологией.

Список литературы:

 

Литература для педагога.

  1. Агин М.С. Вокальная школа Российской Академии музыки им. Гнесиных: проблема резонирования в пении // Музыкальное образование в контексте культуры. Академическое сольное пение. М., 1996.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.
  3. Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л., 1983.
  4. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. О полётности певческого голоса // Музыкальные кадры. Л., 1976.
  5. Берри С. Голос и актёр. М., 1996.
  6. Василенко Ю.С. Голос. Фонеатрические аспекты. М., 2002.
  7. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород, 2000.
  8. Володин А.А. Восприятие музыкальных звуков // Новые исследования в психологии. М., 1974.
  9. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
  10. Гладков Б.В., Пронина М.П. О полётности сценического голоса // теория и практика сценической речи. Вып. 2. СПб, 1992.
  11. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. М., 1956.
  12. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
  13. Демченко А.Д. Вокальные игры с детьми. М., 2000.
  14. Дмитриев Л.Б. Методические взгляды Дж. Барра // Вопросы физиологи пения и вокальной методики. М., 1975.
  15. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб, 1993.
  16. Жданов В.Ф. Артист музыкального театра: принципы формирования вокально-сценического мастерства. М., 1996.
  17. Куракина К.В. Восемнадцать упражнений вокального характера по воспитанию голоса и дикции драматического актёра // Теория и практика сценической речи. Л., 1985.
  18. Крыжицкий Г. О системе Станиславского. М., 1954.
  19. Лемешев С.Я. Путь к искусству. М., 1982.
  20. Луканин В.М. Мой метод работы с певцами. Л., 1972.
  21. Лушин Б.М. На уроках маэстро Барра // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. М., 1982.
  22. Максимов И. Фониатрия. М., 1987.
  23. Малинин Е.М. Вокальное воспитание детей. Л., 1967.
  24. Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. М., 1995.
  25. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
  26. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988.
  27. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.
  28. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1968.
  29. Садовников В.И. Орфоэпия в пении. М., 1958.
  30. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. М., 1990. .
  31. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Кн. 1,2. л., 1984.
  32. Ухтомский А.А. О церковном пении. СПб, 1910. .
  33. Юдин С.П. Формирование голоса певца. М., 1962.
  34. Штоколов Б.Г. Гори, гори, моя звезда. Как надо петь. СПб, 1995.
  35. Яковенко С.Б. Актуальные проблемы исполнения современной музыки: Автореф. дис… док. иск. М., 1997.

Учебно-методический комплекс:

Учебно-методический комплекс:

Компоненты учебно-методического комплекса

Для педагога, учащихся и родителей

Тематические методические пособия, разработки.

Методическая папка «Музыкально-ритмические игры», сборники песен № №1-5, сборники стихов, сценариев по календарным и тематическим праздникам №№1-8

Дидактические игры.

Методическая папка «Дидактические игры, упражнения, этюды»

CD с играми «Лимпопо», «Определи по ритму», «Мы на луг ходили», «Здравствуй, дедушка Мазай», «Эхо», «Перекличка», «Веники»

Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, портреты.

Портреты композиторов, иллюстрации «Музыкальные инструменты», диагностическая таблица.

Детские музыкальные инструменты.

Баян

Бубны, маракасы, бубенцы, погремушки, треугольник, трещотка, дудочки, губная гармошка, музыкальный молоток, деревянные ложки.

Кино- видео - мультимедийные материалы, аудиозаписи.

Диски с современными детскими песнями с эстрадной аранжировкой. СD диски: Е.Зарицкая «Прощайте игрушки», сборники песен на дисках«Зоопарк», «Почемучки», «Новогодний пейзаж», «Золотая осень».и др.

Конспекты занятий.

«У нас в гостях медуза  Аграфена», «Музыкальный Волчок»

Методики психолого-педагогической диагностики личности:

Тесты

Воспроизводящие тесты: на выявление уровня развития чувства ритма, звуковысотного чувства. Тест на выявление эмоциональной отзывчивости на музыку «Музыкальная палитра». Тест-игра на диагностику динамического чувства «Мы поедем в «громко-тихо»

Опросники

Тест-опросник выявления когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций детей

Игры

Игры-тесты на изучение чувства метра и  ритма: «Ладошки»,  «Скакалка-часы», «Дорожка-мяч», «Шаги-великаны», «Настоящий музыкант»

Диагностические карты

Диагностический конструктор музыкальных способностей ребенка (на учебный год)

Тематические, авторские, комплексные методики

Методика изучения мотивационного компонента музыкальных вкусов ребенка

Памятки для детей и родителей

Санитарно-гигиенические требования к одежде и внешнему виду учащихся

Методики педагогической диагностики коллектива:

Анкеты

«Определение удовлетворенности дополнительным образованием» (для родителей) Анкета участника класс-концерта.

Тесты

Опросники

Мотивация занятий в объединении (опросник для учащихся) Определение результативности занятий - как это лучше сделать? (опросник для классных руководителей, учащихся.  Разработан методической службой ЛДТЮ)

Игры

«Необитаемый остров»

Диагностические карты

«Психолого-педагогическая характеристика обучающихся», «Карта самооценки учащимися своих достижений»

Тематические, авторские, комплексные методики

Дневники

Дневник наблюдений педагога.

Сценарии коллективных творческих дел

Сценарии класс-концертов

Репертуар:

1-ый год обучения:

Ю.Верижников «Дождик»;

Е.Зарицкая «Раз-ладошка»;

Е.Зарицкая «Светлячок»;

Е.Зарицкая «Хлопайте в ладоши»;

А.Филиппенко, Т.Волгина «Про лягушек»;

З. Левина, О.Бедарева «Куры»;

Попевки «Мышонок», «Чайник»;

А.Варламов «Подари улыбку миру», «Волшебная страна»

2-ой год обучения:

В Цветков «Чико-Нико»

Ж.Колмагорова «Добрая песенка», «Буги-вуги для Осьминога», «Посвящаю Неве», «Мама»

Ю.Верижников «Звезда Востока», «Пусть будет всем хорошо»

А.Варламов «Праздник детства»

А.Варламов «Подари улыбку миру», «Волшебная страна»

3-ий год обучения:

Ю.Верижников «Давайте все споем», «Мой папа»

В Михайлов «Фестиваль», «Спорт, спорт, спорт»

В.Цветков «Пой с нами», «Планета детства», «Желтые ботинки», «Канатоходка»

Ж Колмагорова «Дай мне руку»

4-ый год обучения:

Ю.Верижников «Пусть смеются дети», «Мама»,

Е.Зарицкая «Росиночка – Россия

В.Михайлов «Красота спасет мир»

А.Ермолов «Праздник», «Мобильный телефон», «Добрые сказки»

В Осошник «Новогодние снежинки»

А.Варламов «Трамвай»

Д.Трубачев «Россия»

С Смирнова «Школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детской студии эстрадного пения "Вдохновение"

Программа написана для вокальных эстрадных ансамблей и солистов. В Программе подробно прописана диагностика. Отдельновыделенп работа с одаренными детьми и работа по сохранению и укреплению здоровья де...

Конспект урока по предмету «Фортепианный ансамбль» Начальные классы Завершающий этап работы над фортепианным ансамблем на примере Вальса Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Данный материал представляет конспект открытого урока по предмету "Фортепианный ансамбль" Участвуют ученики 1 и 3 классов Шоева Замира и Бондаренко Даниил. На уроке проводится работа над произведением...

Рабочая программа эстрадного кружка

Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать уобучающихся  устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице...

1 класс "Сольное пение" ДОП - 4 (академическое и эстрадное)

1 класс1.Требования к первому году обучения:-  Постановка певческого апппарата;- Взаимосвязь работы гортани и резонаторов;  - механизм работы дыхательного аппарата , его экономичного ра...

4 класс "Сольное пение" ДОП - 4 (эстрадное)

4 класс       Развитие вокальных навыков, работа над дыханием, дикцией, выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над сценической свободой, звуковеден...

План-конспект открытого занятия кружкового объединения «Вокальный ансамбль» Тема: Введение в программу. «Ансамбль- мы вместе» (для детей 7-9 лет)

Первое занятие кружкового объединения "Вокальный ансамбль". Тема: «Ансамбль- мы вместе» (для детей 7-9 лет). Цель данного занятия вызвать  у детей интерес к занятиям в вокал...

Вокально – эстрадная студия «Вокализ» Дополнительная общеразвивающая программа Художественно – эстетической направленности

ПАСПОРТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ1.ОУМАОУ  ДО «Дом детского творчества» с. Выдрино»МО «Кабанский район» Республики Бурятия2.Название«Вокализ»3.Направ...