Рабочая программа по музыке, 1 класс
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Нафикова Гульназ Наиловна

Рабочая программа по музыке, 1 класс. Программа Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka.doc120 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

 РАССМОТРЕНО           СОГЛАСОВАНО                УТВЕРЖДАЮ

 на заседании МК            на заседании НМС                Директор МБОУ «Гимназия №3»

протокол №1                       протокол № 2                        ____________ Г.В.Мазина

от20.08.2014 г.                 от 25.08.2014 г.                          приказ №195 от 30.08.2014

Рабочая программа по музыке

для 1 классов

( срок реализации 5 лет)

Составили: И.А.Безенова,О.В.Черкасова, О.Ф.Вельховская, С.З.Арсланова,Л.Ф.Мешкова,Н.Г.Григорьева, С.Г.Абдрахманова,Л.Е.Захаркина,Е.В.Романова,Е.Р.Сафарова,

О.Н.ИвановаА.Ф.Бояркина, Г.Н.Нафикова

СОГЛАСОВАНО

Рук. ГМО

_______________Г.П.Русакова

Протокол №1 от 26.08.2014г.

Составлена в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального  общего образования, на основе Примерной программы начального общего  образования по музыке и авторской программы,

разработанной Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной

(Образовательная система «Школа России».Сборник рабочих программ

«Школа России». С.В. Анащенкова, Е. Д. Критская. -  М: Просвещение, 2011г)

 Учебник: Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. Музыка. 1 класс – М.: Просвещение, 2011г

2014 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Музыка» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями  Федерального   государственного  образовательного стандарта  начального общего образования (приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009г  № 373 «Об утверждении и введении в действие  Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования»), на основе  Примерной  программы начального общего образования  по  музыке  и  программы курса Образовательной системы «Школа России» под общей редакцией  С.В Анащенковой., Е. Д. Критской,   авторской программы «Музыка» Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной - М.: Просвещение, 2011г.  и учебного плана МБОУ «Гимназия №3» соответствующего учебного года, Положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МБОУ «Гимназия №3».

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    - формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

    - воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

   - развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

   - обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическое движение и импровизация).

Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

                                   

                               II.  Общая характеристика учебного предмета

        Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно – смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

       Занятия музыкой способствуют воспитанию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, творческому самовыражению, развитию художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

      Согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №3» на изучение музыки в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.

                               

IV.  Содержание учебного предмета


     Музыка в жизни человека.
 Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Основные виды учебной деятельности школьников.

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации.

Структура курса

Музыка вокруг нас (16 часов)

И муза вечная со мной, Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.

Музыка и ты (17 часов)

Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт.

          V. Требования к уровню подготовки по учебной программе

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.  В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе  воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Личностные результаты:

- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историкокультурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

   

                                       VI. Список  литературы

Основная литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа – М.: Просвещение, 2010

3. Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. Музыка. Учебник. 1 класс. – М.: Просвещение, 2014

4. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература

  1. Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. Музыка. 1 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Просвещение, 2014
  2. Монохрестоматия (музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов для слушания музыки на уроке).
  3. Портреты композиторов, художников, писателей и поэтов.
  4. Иллюстрации, произведения изобразительного искусства, опирающихся на образность музыкальность произведений, помогающие восприятию музыки.
  5. Рисунки, таблицы, схемы, способствующие лучшему усвоению учебного материала.

Технические средства обучения.

1. Классная магнитная доска.

2. Компьютер.

3. Принтер лазерный.

4. Мультимедийная установка, интерактивная доска.

Экранно-звуковые пособия.

Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения: Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)

Календарно – тематическое планирование по музыке

для 1а  класса на 2014 – 2015 учебный год

 (согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №3 на изучение предмета выделяется 1ч в неделю, 33 ч в год).

Учебник: Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. Музыка. 1 класс.  – М.: Просвещение, 2014

№  п/п

Дата проведения

Кол-во

часов

                   

Тема       урока

ЭКОР

Приме

чание

План

Факт

I четверть       (8 ч)

Музыка вокруг нас - (16 ч)

1

01.09

05.09

1

И муза вечная со мной!

2

08.09

12.09

1

Хоровод муз.

3

15.09

19.09

1

Повсюду музыка слышна.

Фрагменты башкирских мелодий

4

22.09

26.09

1

Душа музыки – мелодия.

5

29.09

03.10

1

Музыка осени.

6

06.10

10.10

1

Сочини мелодию.

7

13.10

17.10

1

Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука.

8

20.10

24.10

1

Музыкальные инструменты (дудочка, рожок, гусли, свирель)

II четверть       (8 ч)

9

05.11

07.11

1

Музыка вокруг нас (обобщение).

Башкирские мотивы

10

10.11

14.11

1

«Садко» (из русского былинного сказа).

11

17.11

21.11

1

Музыкальные инструменты (флейта, арфа).

12

24.11

28.11

1

Звучащие картины.

13

01.12

05.12

1

Разыграй песню.

14

08.12

12.12

1

Пришло Рождество, начинается торжество.

Музыка для детей в творчестве башкирских композиторов

15

15.12

19.12

1

Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы.

16

22.12

26.12

1

Музыка вокруг нас (обобщение).

III четверть   (9 ч)

Музыка и ты - (17ч)

17

15.01

16.01

1

Край, в котором ты живешь.

18

19.01

23.01

1

Поэт, художник, композитор.

Знакомство с башкирски-ми поэтами, художника-ми, композиторами.

19

26.01

30.01

1

Музыка утра. Музыка вечера.

20

02.02

06.02

1

Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка).

21

09.02

13.02

1

У каждого свой музыкальный инструмент.

22

23.02

27.02

1

Музы не молчали.

23

02.03

06.03

1

Мамин праздник.

Музыка природы в творчестве башкирских композито-ров

24

09.03

13.03

1

Музыкальные инструменты.

Курай

25

16.03

20.03

1

Чудесная лютня (по алжирской сказке).

IV четверть    (8 ч)

26

01.04

03.04

1

Звучащие картины. Обобщение материала

Язык музыки (7ч)

27

06.04

10.04

1

Музыка в цирке.

28

13.04

17.04

1

Дом, который звучит.

Муз.школы города Октябрьский

29

20.04

24.04

1

Опера-сказка.

Башкир-ский театр оперы и балета

30

27.04

30.04

1

Ничего на свете лучше нету…

31

04.05

08.05

1

Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.

32

11.05

15.05

1

Музыка и ты. Обобщение материала.

33

18.05

22.05

1

Промежуточная аттестация. Итоговая проектная работа.

«Я и музыка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...