Рабочая программа по музыке 1-4 класс для коррекционных школ 8 вида.
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Прошина Елена Вячеславовна

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012.     Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Специфика программы.

Основной формой музыкально-эстетического воспита­ния являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творче­стве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_programma_muzyka_1-4_kl.docx62.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Павлово

«Рекомендовано»

Руководитель ШМО

_____        /Бронникова О.Л./

Протокол №____        от

«___» _________        20__ г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

______/Немировченко А.А./

 «___» _________        20__г.

«Утверждено»

Директор школы

_____        __/Жирякина О.Л./

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по МУЗЫКЕ 1- 4 классы

предмет, класс

Прошина Елена Вячеславовна 1 категория

Ф.И.О., категория

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________        от

«____» __________        20 __г.

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012.        Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

    Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с проблемами в развитии . Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.

Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

 Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.

     Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения:

  1. Задачи образовательные:

- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

- формировать музыкально-эстетический слова формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

- совершенствовать певческие навыки;

2) Задачи воспитывающие:

- помочь самовыражению школьников с проблемами в развитии через занятия музыкальной деятельностью;

- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

- активизировать творческие способности.

3) Задачи развивающие:

- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Уроки музыки являются предметом коррекционного цикла. Музыкальное воспитание занимает важное место в системе гуманистического  образования школьника с ограниченными возможностями, обеспечивает условия для развития личности, коррекцию имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и искусства.

Коррекционная деятельность ,осуществляемая на уроках музыки, решает следующие задачи:

  - корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

  - корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

  - способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

  -корригировать имеющиеся отклонения в развитии психических функций, эмоционально- волевой, моторной сферах;

  -создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством.

     Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств обучающегося, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

  1. коррекционная направленность обучения;
    —оптимистическая перспектива образования;        
  2. индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

—        комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

     Место предмета в Базисном учебном плане.   На изучение предмета «Музыка» в основной школе  отводится 1 час в неделю, следовательно  в 1-4  классах  общий объем  на предмет «Музыка» составляет -  35 часов.

   

      Специфика программы.

Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов:

«Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты».

В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.

Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра ни простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее,  расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.

После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.

Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.

Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.

Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление. Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения, оборудуется:

- музыкальными инструментами (фортепиано или электронно-музыкальный клавишный инструмент, инструментарий К. Орфа и др.);

- техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели для виниловых и компактдисков, видеоаппаратура, диапроектор);

- музыкально-дидактическими пособиями (аудио- и видеозаписи, компактдиски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).

В классе ограничивается количество предметов, отвлекающих внимание (картины, стенды и т. п.). Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию. Дети во время уроков располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Учебные места двигательно расторможенных детей находятся на минимальном расстоянии от преподавателя.

Продолжением работы по музыкальному воспитанию являются внеклассные мероприятия: специальные музыкальные занятия, кружки, массовые мероприятия, введение музыки в режимные моменты учащихся.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида имеется возможность проведения внеклассных музыкальных занятий с группами постоянного состава, совпадающими с воспитательными группами учащихся одного класса. Занятия могут проводиться в малых группах, подгруппах, с учетом эмоционально-поведенческих расстройств или индивидуально с детьми, имеющими тяжелые, стойкие психопатоподобные расстройства поведения, ограничивающие участие таких детей в коллективных видах деятельности.

Дополнительное музыкальное образование и воспитание представляется в виде кружков. Занятия кружков проводятся не только со способными в музыкальном отношении учащимися, но и со всеми желающими. Вся кружковая работа как форма дополнительного образования и воспитания направлена на выявление имеющихся музыкальных, общехудожественных способностей, умений и их дальнейшее развитие.

Из массовых форм проводятся следующие мероприятия: утренники, посвященные календарным датам; музыкальные праздники; постановка музыкальных спектаклей; представлений; конкурсы песни; смотры художественной самодеятельности; танцевальные вечера, дискотеки; посещение концертов, оперных и балетных спектаклей.

Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное музицирование детей; слушание радио- и телепередач, музыкальных сказок, записей ; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).

Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни осуществляет учитель музыки. Он должен следить не только за тем, чтобы дети воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произведения, но и ограничивать музыкально-звуковую информацию, негативно влияющую на общее развитие учащихся. Благотворное воздействие классической и детской музыки проявляется и в формировании положительных эмоций, которые  активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на ребенка с проблемами в развитии оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имеющая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок и рэпмузыка, вызывающие у них состояния, по внешним и внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии, немотивированной агрессии совместно со снижением контроля со стороны сознания.

Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются:

 - художественность, доступность

 -коррекционно-развивающая направленность.

Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Учащимся с ограниченными возможностями наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.

На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.

Музыка, рекомендуемая для обучения школьников с проблемами в развитии, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры.

Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий.

    Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
      

    Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
      Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.
      Принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.

      Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки.

   Особенности организации учебного процесса на уроках музыки:

     Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. 

   В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:

-хоровое и ансамблевое пение

- пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;

- игра на музыкальных инструментах;

- инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;

-освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.


      Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

      Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире.       Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

     Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
      — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
      — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
      — метод игры;
      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

      Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе II—IV классов семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
      Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
      В учебниках и рабочих тетрадях проблемные вопросы и задания нацеливают учащихся на самостоятельную работу в классе и дома (при наличии у ребенка аудиокассеты — домашней фонотеки по программе), исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров, дирижирование, музыкальные игры.
      Основные понятия и музыкальные термины (общие и частные) вводятся на страницах учебников и тетрадей, постепенно учащиеся начинают овладевать ими и использовать в своей музыкальной деятельности.
      Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

 Педагогические технологии (методы, приемы) :

  Для детей, обучающихся в коррекционной школе, восприятие музыки является ведущим видом деятельности на уроках пения, так как базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Все сведения о музыке даются детям с использованием ее натурального звучания. Существует много методов, которыми располагает учитель, для того чтобы воплотить в жизнь эту важную задачу.                                                                                                                                                                Наиболее распространенные из них: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод имеет две разновидности:

наглядно-слуховой (исполнение музыки)

 и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий).

Словесный метод также очень важен. Речь идет не о рассказе о музыке, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми.

Перед исполнением пьесы необходимо сообщить детям ее название. Беседа об исполняемом произведении должна обязательно включать в себя следующие компоненты: сведения о музыке как о виде искусства, краткий рассказ о композиторе и жанровой принадлежности исполняемого произведения. Слушание музыки следует проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?». Эта последовательность может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий.

Практический метод. При первом прослушивании пьесы учащимся предлагается различить настроение, выраженное в музыке. На втором уроке учитель может исполнить фрагмент пьесы. Дети должны вспомнить название пьесы и её автора. Педагог уточняет и дополняет ответы детей.

На третьем уроке учащимся предлагается различить средства  музыкальной   выразительности,  жанр  произведения определить их роль в создании музыкального образа.

Для развития восприятия используются такие приемы, как прослушивание грамзаписи, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, передача характера музыки в движении.

Музыкальное произведение, сыгранное грамотно, ярко, вызывает у детей сильный эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям.

Критерии  и нормы оценки обучающихся

Функция оценки - учет знаний.

Проявление   интереса   (эмоциональный   отклик,   высказывание   со   своей жизненной позиции).

1.  Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

2.  Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка "5" ставится:

·   если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);

·  умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

·  проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «4» ставится:

· если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);

· проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;

· умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

Отметка «3» ставится:

· проявление  интереса  (эмоциональный   отклик,   высказывание   своейжизненной позиции);

или:

· в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;

или:

· проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «2» ставится:

· нет интереса, эмоционального отклика;

· неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

·нет  проявления  музыкальных  способностей и  нет   стремления  их проявить.

Оценка по предмету  должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития обучающегося, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий обучающегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.

Используемые формы оценивания результатов обучения:

  1. беседа,
  2. тестирование,
  3. наблюдение,
  4. опрос.

                                                                           1 класс

(1 ч в неделю)

(34 часа)

Пение

1) Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием  на основе элементарного овладения певческим дыханием.

2) Певческий диапазон (ре1 — си1).

3) Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива.

 4) Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма  на специальных ритмических упражнениях.

5) Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.

6) Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера.

7) Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.

8) Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников.

9) Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.

10) Получение эстетического наслаждения от собственного пения.

Коррекционные  задачи:

-обучать навыкам самоконтроля;

-увеличение объема запоминания словестного материала;

- развитие долговременной памяти;

-обучение приемам сравнения.

Слушание музыки

1) Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.

2) Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.

3) Развитие умения дифференцировать различные части  песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание

4) Развитие умения определять разнообразные по форме у характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня  веселая, грустная, спокойная.

5) Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба.

6) Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.

7) Игра на музыкальных инструментах.

8) Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник).

Коррекционные задачи:

- обучение классифицированию;

- развитие процессов анализа и синтеза;

- увеличение объема запоминания информации;

- развитие слуховой памяти;

- развитие эмоциональной памяти;

- развитие интересов;

-развитие навыков общения;

- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения.

Музыкальный материал для пения

Первая четверть:

- Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т.Волгиной.

- Во поле береза стояла. Русская народная песня. Савка и Гришка. Белорусская народная песня. Веселые гуси. Украинская народная песня.

Вторая четверть:

- Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой.

- Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука).

- К нам гости пришли. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.

- Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой.

Третья четверть:

- Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.

- Песня друзей. Из мультфильма «Бременские  музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.

- Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Четвертая четверть:

- По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

- Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина.

- Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.

Музыкальные произведения для слушания:

- И. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного клавира», т. 1.

- К. Вебер.   Хор охотников.   Из оперы «Волшебный

Стрелок».

- Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето».

- Д. Кабалевский. Клоуны.

- М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка».

- И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067.

- А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.

- М. Глинка. Полька.

- П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро».

- Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

- Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения Кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

- На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

- Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3. Александровой.

- Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.

Обязательный минимум ЗУН учащихся

Учащиеся должны знать:

- характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара).

Учащиеся должны уметь:

- петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

- выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;

- одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;

- правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;

- правильно передавать мелодию в диапазоне ре1 — си1; различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;

- различать песню, танец, марш;

- передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом);

-определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные).

2 класс

                                                                 (1 ч в неделю)

(34 часа)

                                                           Пение

1) Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.

2) Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — до2.

3) Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне.

4) Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла).

5) Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения.

6) Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.

Коррекционные задачи:

-Обучение приёмам сравнения;

- Повышение уровня концентрации слухового внимания;

- Развитие умения воспроизводить мелодию без сопровождения;

- Развитие долговременной памяти.

                                                      Слушание музыки

1) Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.

2) Развитие умения различать звуки по высоте (высокие - низкие) и длительности (долгие - короткие).

3) Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях.

4) Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр.

5) Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта.

6) Игра на музыкальных инструментах.

7) Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на металлофоне.

Коррекционные задачи:

- Обучение приёмам сравнения;

- Обучение умению понимать эмоциональный смысл музыкального произведения;

- Обучение приёмам сравнения;

- Развитие логического мышления.

Музыкальный материал для пения

Первая четверть:

- На горе-то калина. Русская народная песня. Каравай. Русская народная песня.

- Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

- Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой.

Вторая четверть:

- Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского.

- Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен).

- Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева.

Третья четверть:

- Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О. Высотской.

- Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова 3. Петровой.

-Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова. Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Ша-инского, слова М. Пляцковского.

Четвертая четверть:

- Бабушкин козлик. Русская народная песня.

- Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

- На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

Музыкальные произведения для слушания

- К. Сен-Санс. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных». Л. Боккерини. Менуэт.

- Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».

- С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк».

- П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома».

- А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка».

- Рамиресс. Жаворонок.

- С. Рахманинов. Итальянская полька.

- Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.

- Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

- Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

- Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.

- Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.

- Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

- Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

Обязательный минимум ЗУН учащихся

          Учащиеся должны знать:

- высокие и низкие, долгие и короткие звуки; музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта);

- характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).

Учащиеся должны уметь:

- исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;

- различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;

- исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.

                                                                            3 класс

(1 ч в неделю)

(34 часа)

Пение

1) Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.

2) Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами.

3) Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).

4) Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог.

5) Развитие умения контролировать слухом качество пения.

6) Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.

7) Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.

8) Работа над чистотой интонирования и устойчивостью книсона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.

Коррекционные задачи:

- Развитие зрительной и слуховой памяти;

- Обучение классифицированию;

- Обучение координации действий различных групп мышц;

- Обучение исполнению песен артикуляционно, без звука. Развитие процесса анализа.

Слушание музыки

1) Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.

2) Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении.

3) Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка.

4) Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.

5) Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах).

Коррекционные задачи:

- Развитие осмысленного восприятия;

- Развитие комбинированной памяти;

- Повышение уровня воспитанности;

- Развитие образного мышления.

Музыкальный материал для пения

Первая четверть:

- Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова.

- Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского.

- Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.

- Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.

Вторая четверть:

- Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.

- Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова.

- Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.

Третья четверть:

- Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского.

- Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

- Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.

- Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3. Александровой.

Четвертая четверть:

- Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова.

- Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.

- Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.

- Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.

- Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.

Музыкальные произведения для прослушивания

- Ф. Шуберт. Аве Мария.

- Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен».

- Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида».

- В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525.

- М. Теодоракис. Сиртаки.

- П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик». Е. Крылатое. Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника».

- Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3.  

- Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

- Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.

- Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды нутром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

- Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

- Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина.

- Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова.

- Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

Обязательный минимум ЗУН учащихся

Учащиеся должны знать:

- музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная);

- музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка).

Учащиеся должны уметь:

- выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;

- сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;

- распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;

- сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;

- воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.

                                                                           4 класс

(1 ч в неделю)

(34 часа)

Пение

1) Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.

2) Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни. Работа над кантиленой.

3) Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.

4) Развитие умения показа рукой направления мело (сверху вниз или снизу вверх).

5) Развитие умения определять сильную долю на слух.

6) Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.

7) Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо).

Коррекционные задачи:

- Обучение умению понимать эмоциональный смысл музыкальных произведений;

- Повышение точности восприятия;

- Развитие артикуляционного аппарата;

- Обучение распределению зрительного и слухового внимания.

Слушание музыки

1) Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.

2) Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вал полька, полонез, танго, хоровод).

3) Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации).

4) Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.

5) Игра на музыкальных инструментах.

6) Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.

7) Обучение детей игре на фортепиано.

Коррекционные задачи:

  • Обучение способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
  • Развитие умения внимательно слушать музыку.
  • Развитие процессов анализа.
  • Развитие процесса обобщения.
  • Обучение эмоционально воспринимать музыку.

Музыкальный материал для пения

Первая четверть:

- Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондратенко.

- Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.

- Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

- Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

- Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.

Вторая четверть:

- Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

- Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова.

- Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.

- Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.

- Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.

Третья четверть:

- Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.

- Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.

- Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

- Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.

Четвертая четверть:

- Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня. Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого. Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.

- Во кузнице. Русская народная песня. Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

- Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.

Музыкальные произведения для слушания

- В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР».

- Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы«Садко».

- К. Брейбург — В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад».

- Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости».

- Монте. Чардаш.

- В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.

- Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов, музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

- П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».

- М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан Людмила».

- Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о Салтане».

- Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, сл. Г. Остера.

- Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.

- Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.

- В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.

- Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.

- Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

Обязательный минимум ЗУН учащихся

- современные детские песни для самостоятельного исполнения;

- значение динамических оттенков (форте — громко, пиано— тихо);

- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);

- особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

- особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.

Учащиеся должны уметь:

- петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

- ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;

- исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;

- различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2012год.

2     .Мерзлякова С.И. музыкально-игровой материал. Учебное пособие для учащихся /

С.И. Мерзлякова – М.: Гуманит. Изд. «Владос», 2002

3. Алпарова Н.Н. Музыкально-игровой материал для школьников / Н.Н. Алпарова – М.: Гуманит. Изд. «Владос», 2002

4 .Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии . Учебное пособие для студентов пед.учеб. заведений./ под ред. Е.А. Медведевой/ Изд. Центр «Академия»,2002г.

 5 .Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004.

6 . Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный

В данной программе представлен материал по разделам: пояснительная записка, поурочное планирование, знания и умения детей на конец года, формы контроля уровня достижений, тексты контрольных работ....

рабочая программа по русскому языку 4 класс для коррекционной школы 5 вида

Рабочая программа написана на основе УМК "Школа России". Учебник авторского коллектива В. П. Канакина, В. Г. Горецкий....

рабочая программа по математике для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

Рабочая программа написана на основе УМК "Школа России". Авторский коллектив учебника М.И. Моро, М.А. Бантова....

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы.

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы....

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс коррекционной школы VIII вида...