Рабочая программа по музыке для 2 класса
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему

Рабочая программа по музыке разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г. с изм. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 и № 23570 (далее – стандарт), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования  и нормативно-правовых документов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_uchebnomu_predmetu_muzyka_2_klass.docx93.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Южно-Степная средняя общеобразовательная  школа

Рассмотрено на РМО

от «___»_____201_ г

Рассмотрено на                        Согласовано                         Утверждаю

заседании ШМО                        зам.директора по УВР        директор МОУ

протокол №____                      ___________________         Южно-Степной СОШ__________

от «__»________201__г

Рабочая программа

Образовательная область: «Искусство»

Предмет: Музыка

Уровень: Базовый

Класс: 2

Учитель: Кадочникова Татьяна Владимировна

2015-2016 учебный год

I. Пояснительная   записка

Рабочая программа по музыке разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г. с изм. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 и № 23570 (далее – стандарт), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования  и нормативно-правовых документов:

Федеральный уровень

 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).

 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

 4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).

 5. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г.N 30067)».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).

 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

 8. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

 9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

 10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».

11. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251).

12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

13. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) / Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 г. № 540  

Региональный уровень 

1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.  

Методические рекомендации

1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

3. Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

4. Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в субъектах Российской Федерации (утвержден Минобрнауки России, Минспортом России 31.10.2014 г.).  

1.2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Федеральный уровень 

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707).

 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 (Зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011 г. № 22540).

 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2012 г. № 1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35916 (с 21.02.2015 года).  

Методические материалы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009.  

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.  

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 204 с.

 4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011.

В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно

отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  1. Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

      Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру

младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
  • пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

III. Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане

Предмет «Музыка» включен в обязательную предметную область «Искусство».

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV классах).

IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и

историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии

культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;

• формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям,

готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера,

признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

  •  принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
  •  ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных

поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

  • формирования чувства прекрасного и эстетических чувств

благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

  •  развитие широких познавательных интересов, инициативы и мотивов любознательности, познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  •  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям,

ответственности за их результаты;

  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении

целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;        

  •  формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и

влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • —        формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

—        развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления анатогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

—        умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

—        формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;
  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Предметные результаты освоения учебного курса, отражающие НРЭО:

– осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства и музыкального искусства Южного Урала;

– уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентировать в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях мира, России и Южного Урала;

– проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.

НРЭО содержания учебного курса «Музыка» отражаются в темах: «Музыкальный фольклор народов Урала», «Уральские композиторы – детям», «Музыкальная жизнь родного города».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

VI. Содержание учебного предмета «Музыка»

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио-и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.


Содержание НРЭО (национальных, региональных и этнокультурных особенностей)  учебного курса «Музыка» отражаются в темах: «Музыкальный фольклор народов Урала», «Уральские композиторы – детям», «Музыкальная жизнь родного города»:

п/п

Раздел (тема, модуль)

Основные виды учебной деятельности

1 класс

Песни уральских композиторов для детей

Знакомство с творчеством  челябинских композиторов: песни Е. Попляновой.  

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личное отношение при восприятии и исполнении песен.

Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.

Осуществлять первый опыт импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

Инсценировать музыкальные образы песен.

Рождественские традиции региона

Познакомиться с народными (региональными) традициями празднования Рождества.

Слушать произведения народного музыкального искусства по Рождественской тематике, в которых отражены традиции народов Южного Урала.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Объяснять контекст музыкальных произведений в традиционных действах.

Рассказывать о старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются в жизни  родного края.

Разучить и исполнять (по выбору) песни-диалоги, колядки, потешки, заклички и др.

Инсценировать в музыкальных образах рождественские сказки народов Южного Урала, проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к персонажам при восприятии и исполнении ролей.

Обсуждать творческую работу одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

Мюзикл Владимира Сидорова «Сказки дедушки Скрипа»

Слушать или смотреть Мюзикл Владимира Сидорова «Сказки дедушки Скрипа».

Сравнивать особенности положительных и отрицательных героев сказки.

Различать средства музыкальной выразительности в произведении.

Высказывать свое суждение о средствах музыкальной выразительности, для создания впечатления необычных событий, сказочности, фантастичности в образе героев сказки.

Участвовать в обсуждении особенностей характеристик героев и событий, средств музыкальной выразительности.

Изображать эпических персонажей с помощью разных музыкальных инструментов и выразительных средств.  

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

Обрядовая народная музыка Южного Урала: игрища, песни-диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др.

Слушать произведения народного музыкального искусства, в которых отражены народные праздники и традиции народов Южного Урала.

Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях.

Рассказывать об участии в старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются жизни  родного края.

Разучить и исполнять простейшие песни-диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

2 класс

Патриотическая песня: Гимн Челябинской области

Познакомиться с термином «гимн».

Определить значение церемониальной музыки в культуре.

Слушать гимн Челябинской области (и школы).

Размышлять о средствах выразительности (музыкальных и поэтических).

Участвовать в хоровом исполнении гимнов региона,  школы.

Воплощать характер и настроение гимнов в исполнении.

Исполнять музыку гимнов с помощью шумового оркестра.

Духовная музыка народов Южного Урала

Определить понятие «Духовная музыка».

Слушать произведения духовной музыки народов Южного Урала.

Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях, сравнить их.

Высказывать свое суждение о специфике духовной музыки разных народов региона.

Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

Обсуждать совместные творческие работы, оценивать их.

Народные песни Южного Урала

Слушать произведения народного музыкального искусства народов Южного Урала.

Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях.

Высказывать свое суждение о специфике национальной музыки, сравнивать музыку разных народов региона.

Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

Разучить и исполнять (по выбору) простые народные произведения разных народов региона.

Обсуждать совместное исполнение народных песен и мелодий, оценивать исполнение свое и одноклассников.

Традиции народного музицирования: обряды и праздники Южного Урала: игрища, песни-диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др.

Слушать произведения народного музыкального искусства, в которых отражены народные праздники и традиции народов Южного Урала.

Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях.

Высказывать свое суждение о влиянии традиционной культуры на организацию праздников в родном крае.

Рассказывать о старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются жизни  родного края.

Объяснять, какова роль искусства в формировании материального окружения человека, каков вклад творчества народных музыкантов. Приводить примеры.

Разучить и исполнять (по выбору) песни-диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др.

Выполнять творческие работы по сбору и поиску информации, готовить презентации.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

3 класс

Героический эпос Урала

Слушать и рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев.

Сравнивать особенности положительных и отрицательных героев произведений искусства.

Различать средства музыкальной выразительности в произведениях.

Высказывать свое суждение о средствах музыкальной выразительности, для создания впечатления необычных событий, сказочности, фантастичности в образе фольклорных героев.

Участвовать в обсуждении особенностей характеристик героев и событий, средств музыкальной выразительности.

Изображать эпических персонажей с помощью разных музыкальных инструментов и выразительных средств.  

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

Виртуальная экскурсия в Челябинский театр оперы и балета

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.

Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.

Мелодии Южного Урала

Слушать произведения народного музыкального искусства народов Южного Урала.

Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях.

Высказывать свое суждение о специфике национальной музыки, сравнивать музыку разных народов региона.

Объяснять, какова роль национальной музыки во всем многообразии современной культуры.

Разучить и исполнять (по выбору) простые народные произведения разных народов региона.

Выполнять творческие работы по сбору и поиску информации, готовить презентации.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

Встреча Масленницы (традиции Южного Урала)

Познакомиться с народными (региональными) традициями встречи Масленницы.

Слушать произведения народного музыкального искусства, в которых отражены традиции встречи Масленницы народов Южного Урала.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Объяснять контекст музыкальных произведений в традиционных действах.

Рассказывать об участии в старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются в жизни родного края.

Разучить и исполнять (по выбору) песни-диалоги, колядки, потешки, заклички и др.

Инсценировать в музыкальных образах масленичные сюжеты, игры народов Южного Урала, проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к персонажам при восприятии и исполнении ролей.

Обсуждать творческую работу одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

4 класс

Виртуальная экскурсия в Челябинский концертный зал им. С.С. Прокофьева

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, исполнителя  в проведении концерта (музыкального спектакля).

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля или концерта.

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету, мюзиклу (работы конферансье во время концерта).

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.

Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов и других музыкальных произведений.

Анализировать эмоциональные характеристики отдельных музыкальных тем или произведений.

Национальная музыка Южного Урала

Слушать произведения народного музыкального искусства народов Южного Урала.

Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях.

Высказывать свое суждение о специфике национальной музыки, сравнивать музыку разных народов региона.

Объяснять, какова роль национальной музыки во всем многообразии современной культуры.

Разучить и исполнять (по выбору) простые народные произведения разных народов региона.

Выполнять творческие работы по сбору и поиску информации, готовить презентации.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

Музыкальные инструменты Южного Урала

Слушать произведения народного музыкального искусства, исполняемые на региональных народных инструментах.

Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях.

Высказывать свое суждение о влиянии специфического тембра инструментов на звучание всего оркестра.

Рассказывать о своих впечатлениях от услышанного, о своих наблюдениях.

Объяснять, какова роль народных инструментов во всем многообразии современной культуры.

Разучить и исполнять (по выбору) простые народные произведения на народных (региональных) инструментах.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.

Выполнять творческие работы по сбору и поиску информации, готовить презентации.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

Музыкальная жизнь в Челябинске

Познакомиться с важнейшими традиционными музыкальными мероприятиями в Челябинске и Челябинской области.

Рассказывать о своих впечатлениях, об участии в подобных мероприятиях.

Сравнивать эти мероприятия по значимости, по культурному вкладу в сферах просвещения, воспитания, облагораживания общества.  

Объяснять, в чем заключается музыкальная жизнь региона, какова его специфика и роль в современной культуре.

Подготовить сообщение о музыкальных событиях в Челябинске или Челябинской области.

Разработать проект собственного музыкального мероприятия, которое отвечало бы потребностям общества, семьи, школы.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

Проектные работы

Начальная школа

1. Колыбельная песня в фольклоре народов Южного Урала.

2. Игровой фольклор народов Южного Урала: игровые приговорки, припевки, считалки, дразнилки, скороговорки.

3. Мой дедушка – защитник Родины.

4. Сказки и легенды родного края.

5. Певцы родного края.

6. Обычаи и традиции коренных народов Южного Урала.

7. Музыкальные инструменты на Урале.

8. Уральские колядки.


VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 №

п/п

Дата

Тема
(страницы

учебника)

Решаемые проблемы
(цель)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

понятия

предметные  
результаты

универсальные  учебные
действия (УУД)

личностные
результаты
(не оцениваются)

«Россия – Родина моя» (1-3), «День полный событий» (4-9)

I четверть

1.

Мелодия.

[2, с.8-9]

Осознание мелодии как основы музыкального произведения.

1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении определять песенное начало произведений.

2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки.

3.Учить детей слышать и оценивать собственное исполнение.

Мелодия, аккомпанемент, песня, ноты

1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении определять песенное начало произведений.

2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки.

3.Учить детей слышать и оценивать собственное исполнение

Регулятивные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Познавательные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

2.

Здравствуй, Родина моя!

[2, с.10-13]

Познакомить детей с песнями о Родине.

1.Понять, что тему Родины композиторы раскрывают по-разному. 2.Создание в классе атмосферы «концертного зала».

3.Побудить к выразительному исполнению.

Родина, композитор,

исполнитель

1.Понять, что тему Родины композиторы раскрывают по-разному. 2.Создание в классе атмосферы «концертного зала».

3.Побудить к выразительному исполнению

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

3.

Гимн России.

[2, с.14-15]

Осознание гимна как главной песни страны.

1.Понять значение гимна для страны.

2.Воспитание чувства патриотизма.

3.Накопление слушательского опыта.

Гимн, исполнитель

Понять значение гимна для страны.

2.Воспитание чувства патриотизма.

3.Накопление слушательского опыта.

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

4.

Музыкальные инструменты. Фортепиано

[2, с.18-19]

Роль фортепиано в музыке.

1.Познакомить с детской музыкой Чайковского и Прокофьева.

2.Сопоставить контрастные пьесы и произведения с одинаковыми названиями. 3.Воспитание грамотного слушателя.

Фортепиано, форте, пиано, рояль, клавиатура, пианист

1.Познакомить с детской музыкой Чайковского и Прокофьева.

2.Сопоставить контрастные пьесы и произведения с одинаковыми названиями. 3.Воспитание грамотного слушателя.

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

5.

Природа и музыка. Прогулка

[2, с.20-23]

Значение выразительных средств в музыке.

1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении различать выразительные средства музыки.

2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки.

Песенность, регистр, мелодия.

1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении различать выразительные средства музыки.

2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

6.

Танцы, танцы, танцы… 

[2, с.24-25]

Знакомство с танцевальными жанрами

1.Развивать ритмический слух. 2.Расширять представление детей о танцевальном многообразии. 3.Выявить характерные особенности в прослушанной музыке.

Танцевальные ритмы, народные и классические бальные танцы, современные эстрадные танцы, пластика движений.

1.Развивать ритмический слух. 2.Расширять представление детей о танцевальном многообразии. 3.Выявить характерные особенности в прослушанной музыке

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

7.

Эти разные марши. Звучащие картины

[2, с.26-29]

Умение находить отличия в музыке  для ходьбы.

1.Осмысление детьми разнообразия музыки для ходьбы.

2.Накопление детьми интонационно-слухового опыта.

3.Сравнение музыки Чайковского и Прокофьева.

Интонация шага, ритм шага, маршевость.

1.Осмысление детьми разнообразия музыки для ходьбы.

2.Накопление детьми интонационно-слухового опыта.

3.Сравнение музыки Чайковского и Прокофьева.

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

8.

Расскажи сказку. Колыбельная. Мама.

[2, с.30-35]

Установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой.

1.Развивать выразительную сторону вольного исполнения.

2.Определить значение музыки в отражении различных явлений жизни.

Интонация колыбельной, аккомпанемент, вступление, запев, припев.

1.Развивать выразительную сторону вольного исполнения.

2.Определить значение музыки в отражении различных явлений жизни.

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

9.

Обобщающий урок I четверти

Закрепить знания и навыки, полученные в 1 четверти.

1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту.

2.Формировать общие понятия о жанрах.

3.Продолжить работу над вокально-хоровыми умениями детей.

Песенность, танцевальность, маршевость.

1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту.

2.Формировать общие понятия о жанрах.

3.Продолжить работу над вокально-хоровыми умениями детей.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

«О России петь – что стремиться в храм» (1-7)

II четверть

10 (1)

Великий колокольный звон.

[2, с.38-39]

Вводный урок в тему духовной музыки.

1.Рассказать о значении духовной музыки.

2.Расширять слуховой опыт учащихся.

3.Воспитание любви к Родине, ее истории.

Мелодия, композитор, исполнитель, хор, колокол, благовест, трезвон, набат

1.Рассказать о значении духовной музыки.

2.Расширять слуховой опыт учащихся.

3.Воспитание любви к Родине, ее истории.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

11 (2)

Звучащие картины

[2, с.40-41]

Установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой.

1.Развивать выразительную сторону вольного исполнения.

2.Определить значение музыки в отражении различных явлений жизни.

Оркестр русских народных инструментов

1.Осмысление детьми разнообразия музыки для ходьбы.

2.Накопление детьми интонационно-слухового опыта.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

12 (3)

Святые земли Русской. Князь А. Невский. С.Радонежский

[2, с.42-45]

Образы героев в музыке и церкви.

1.Рассказать о национальных героях страны.

2.Развивать эмоционально-образное чувство детей.

3.Расширять слушательский опыт.

Кантата, народные песнопения, хор.

1.Рассказать о национальных героях страны.

2.Развивать эмоционально-образное чувство детей.

3.Расширять слушательский опыт.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.

Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

13 (4)

Молитва

[2, с.46-47]

Церковная музыка для детей.

1.Развивать ассоциативно-образное мышление детей.

2.Формировать чувство стиля музыки Чайковского.

3.Сравнительный  интонационный анализ 2 пьес.

Песнопения, мелодия, молитва

1.Развивать ассоциативно-образное мышление детей.

2.Формировать чувство стиля музыки Чайковского.

3.Сравнительный  интонационный анализ 2 пьес.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:участвоватьвколлективномпении,музицировании,вколлективныхинсценировках

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

14-15 (5-6)

С Рождеством Христовым! Рождественское чудо

[2, с.48-51]

Познакомить с двунадесятым праздником Русской православной церкви – Рождеством Христовым.  

1.Вспомнить историю праздника.

2.Разучить славянские песнопения, посвященные празднику.

3.Развивать исполнительские качества.

Народные церковные праздники, сочельник, колядки

1.Вспомнить историю праздника.

2.Разучить славянские песнопения, посвященные празднику.

3.Развивать исполнительские качества.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

16 (7)

Обобщающий урок II четверти

Закрепить знания и навыки, полученные в 2 четверти.

1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах.

3.Продолжить работу над вокальными умениями детей.

Оркестр русских народных инструментов

1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту.

2.Формировать общие понятия о жанрах.

3.Продолжить работу над вокально-хоровыми умениями детей.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.

Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1-3), «В музыкальном театре» (4-7), «В концертном зале» (8-10)

III четверть

17 (1)

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.

[2, с.54-57]

Значение фольклора в жизни каждого народа.

1.Развивать исполнительское качество.

2.Научить определять голоса музыкальных инструментов.

3.Воспитывать любовь к народной музыке.

Пляска, наигрыш, вариации

1.Развивать исполнительское качество.

2.Научить определять голоса музыкальных инструментов.

3.Воспитывать любовь к народной музыке.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:участвоватьвколлективномпении,музицировании,вколлективныхинсценировках

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

18 (2)

Разыграй песню. [2, с.58-61]

1.Развивать исполнительское качество.

2.Научить определять голоса музыкальных

Русская народная песня, хоровод, фольклор.

.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах.

3.Продолжить работу над вокальными умениями детей.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

19 (3)

Музыка в народном стиле.

Сочини песенку. [2, с.62-65]

Приобщить детей к культуре и обычаям народов через лучшие образцы народного муз. фольклора и композиторского творчества.

1.Сопоставить композиторскую музыку с народной.

2. Разучить народные песенки-прибаутки.

3.Воспитывать уважение к народным традициям.

Песня-игра, песня-диалог, музыка в народном стиле.

1.Сопоставить композиторскую музыку с народной.

2. Разучить народные песенки-прибаутки.

3.Воспитывать уважение к народным традициям.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:участвоватьвколлективномпении,музицировании,вколлективныхинсценировках

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

20 (4)

Проводы зимы. Встреча весны.

[2, с.66-69]

Познакомить  детей с приметами народных праздников

1.Рассказать о народных праздниках и их приметах.

2.Расширять эмоционально-смысловой словарь учащихся.

3. Воспитывать уважение к народным традициям.

Напев, наигрыш, регистр, песенка-закличка

1.Рассказать о народных праздниках и их приметах.

2.Расширять эмоционально-смысловой словарь учащихся.

3. Воспитывать уважение к народным традициям.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

21 (5)

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр

[2, с.72-77]

Заинтересовать детей  произведениями крупных муз. жанров.

1.Учить детей понимать муз. драматургию произведения.

2.Развивать творческие способности детей.

3.Воспитывать любовь к прекрасному.

Музыкальный диалог.

1.Учить детей понимать муз. драматургию произведения.

2.Развивать творческие способности детей.

3.Воспитывать любовь к прекрасному.

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

22 (6)

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера

[2, с.78-81]

Заинтересовать детей  произведениями крупных муз. жанров.

1.Связать жизненные впечатления детей с музыкальными образами в произведениях Чайковского, Глинки, Прокофьева.

2.Уметь определять характер и настроение музыки.

3.Воспитывать умение вслушиваться в произведение.

Опера, хор, солист, балет, балерина, танцор, симфонический оркестр, дирижер, дирижерские жесты.

1.Связать жизненные впечатления детей с музыкальными образами в произведениях Чайковского, Глинки, Прокофьева.

2.Уметь определять характер и настроение музыки.

3.Воспитывать умение вслушиваться в произведение.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

23 (7)

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

[2, с.82-87]

Познакомить с фрагментами оперы.

1.Охватить целостность увертюры через сравнение разных эмоциональных состояний.

2.Выделять характерные интонационные особенности музыки, изобразительные и выразительные.

Первое действие, солист, хор, контраст, увертюра, финал.

1.Охватить целостность увертюры через сравнение разных эмоциональных состояний.

2.Выделять характерные интонационные особенности музыки, изобразительные и выразительные.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.

Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

24-25 (8-9)

Симфоническая сказка.

[2, с.90-93]

.

Познакомить детей с новым жанром – симфонической сказкой.

1.Расширять знания детей о многообразии муз. жанров.

2.Равивать способность сопереживания муз. образам.

3.Воспитывать чуткое отношение к «братьям меньшим».

Инструменты симфонического оркестра, сюжет, тема, партитура

1.Расширять знания детей о многообразии муз. жанров.

2.Равивать способность сопереживания муз. образам.

3.Воспитывать чуткое отношение к «братьям меньшим».

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

26 (10)

Обобщающий урок III четверти

Закрепить знания и навыки, полученные в 3 четверти.

1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту.

2.Формировать общие понятия о жанрах.

3.Продолжить работу над вокальными умениями детей.

Опера, балет, симфония

1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту.

2.Формировать общие понятия о жанрах.

3.Продолжить работу над вокальными умениями детей.

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения

 «В концертном зале» (1-2), «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3-8)

IV четверть

27 (1)

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

[2, с.94-97]

Продолжить знакомство детей с циклом «Картинки с выставки» Мусоргского.

1.Развивать эмоциональное восприятие музыки.

2.Учить позитивно-эмоциональным отношениям.

3.Воспитание в атмосфере добра, любви.

Сюита

1.Развивать эмоциональное восприятие музыки.

2.Учить позитивно-эмоциональным отношениям.

3.Воспитание в атмосфере добра, любви.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.

Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

28-29 (2-3)

«Звучит нестареющий Моцарт».

Симфония №40.

[2, с.98-101] Увертюра

[2, с.102-103]

Познакомить детей с музыкой Моцарта

1.Продолжить знакомство детей со звучанием симфонического оркестра.

2.Показать значение муз. средств для раскрытия содержания произведения. 3.Развивать слуховую активность детей.

Какие чувства передает нам музыка композитора XVIII века?

Симфоническая партитура, контраст, рондо, контраст

1.Продолжить знакомство детей со звучанием симфонического оркестра.

2.Показать значение муз. средств для раскрытия содержания произведения. 3.Развивать слуховую активность детей.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

30 (4)

Волшебный цветик-семицветик.

[2, с.106-107]

1.Закрепить знания о средствах   музыкальной выразительности.

2.Формировать слушательский опыт детей.

3.Включить детей в осмысленную певческую деятельность.

 

Интонация, ритм, темп, тембр, регистр, мелодия, динамика, лад

1.Закрепить знания о средствах   музыкальной выразительности.

2. Включить детей в осмысленную певческую деятельность.

Регулятивные: Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

31 (5)

И все это – Бах.  Музыкальные инструменты (орган).

[2, с.108-111]

.

1. Познакомить детей с органной музыкой.

2. Познакомить с

музыкой Баха.

3.Воспитание грамотного слушателя.

Где мы встречаемся с музыкой?

Органная музыка, менуэт.

1. Познакомить с музыкой Баха.

2.Воспитание грамотного слушателя.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

32 (6)

Все в движении.  Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга

[2, с.112-117]

Изобразительная сила музыки.

1.Учить понимать изобразительный язык музыки.

2.Характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, его эмоциональное состояние, образ-портрет.

3.Воспитывать грамотного слушателя

Песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель

1.Учить понимать изобразительный язык музыки.

2.Характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, его эмоциональное состояние, образ-портрет.

3.Воспитывать грамотного слушателя.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

33 (7)

Два лада. Природа и музыка

[2, с.118-121]

Выразительность лада в музыке.

.Учить детей различать музыкальные лады.

2.Учить заинтересованно слушать, исполнять, обсуждать.

3.Воспитывать грамотных слушателей.

Мажор, минор

1.Учить детей различать музыкальные лады.

2.Учить заинтересованно слушать, исполнять, обсуждать.

3.Воспитывать грамотных слушателей.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

34 (8)

Печаль моя светла. «Первый концерт для фортепиано с оркестром» П.И. Чайковский

[2, с.122-125]

Обобщающий урок IV четверти.

Лирическая музыка в творчестве композиторов.

.Закрепить знания детей.

2.Познакомить с новым произведением Чайковского.

3.Воспитывать грамотных слушателей.

Нужна ли лирическая музыка?

Выразительность, изобразительность

1.Закрепить знания детей.

2.Познакомить с новым произведением Чайковского.

3.Воспитывать грамотных слушателей.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.

Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном



VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения. Эти материалы представлены в таблицах. 

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Критская Е.Д.Музыка. 2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. /   Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012

2.Рабочая тетрадь Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.  Музыка.     1кл.- М., «Просвещение»,  2012 г.

3. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. 1-4 кл.  Методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение (электрон).

1. Сергеева Г.П. Музыка.1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобр.учреждений /(Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина).-3-е изд.-М.: Просвещение, 2012.

2. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику  Музыка 2 класс./ Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева –М: Просвещение.(электрон)

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечание

мультимедиа пособия

1. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

2. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

1

1

 

Информационно – коммуникативные средства

Видеофильмы

Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

1. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

2. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по музыке

Класс: 2

Количество часов в неделю по программе - 1

Количество часов в неделю по учебному плану – 1

Количество часов по программе: 34

Количество часов в год  по школьному учебному плану- 34

Количество часов по четвертям:

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

Количество часов

9

7

10

8

34

Общее количество часов этнокультурной составляющей

 по предмету

2

2

2

0

6

Практические работы

Экскурсии

Планирование составлено на основе:

1. Основной образовательной программы начального общего образования     МОУ Южно-Степная СОШ, Федерального государственного образовательного стандарта,

авторской программы Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка»,  планируемых результатов освоения ООП НОО

2.Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

УМК:

1.Музыка. 2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. /   Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; -М.: Просвещение, 2012

2. Рабочая тетрадь Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.  Музыка.     2кл.- М., «Просвещение»,  2014г.

3. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. 1-4 кл.  Методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение (электрон).

Приложение № 1.

  1 четверть

 3 урок Практическая работа№1 Музыкальная викторина «Определи танец»

Цель: Определить умение ориентироваться в танцевальной музыке

Полька

Менуэт

Народная пляска

Полонез

Мазурка

Вальс 

4 урок Практическая работа№2 «Музыкальная азбука»

Цель: Определить знание названия нот по порядку. (Карточки со звукорядом)

6 урок Практическая работа «Музыкальная азбука»

Цель: Определить умение написать недостающие ноты в «перепутанном» звукоряде

 7 урок. Практическая работа №3

Цель: Определить уровень знаний элементов музыкального языка

да

нет

Не знаю

  1. Музыкальные звуки бывают высокие, низкие и средние
  2. Музыкальные звуки звучат громко или тихо, быстро или медленно
  3. Темп – скорость исполнения музыки
  4. В мелодии звуки движутся вверх, вниз или стоят на месте
  5. Мелодия бывает завершённой или незавершённой
  6. Музыкальная пьеса может быть написана в мажоре (радостно) или в миноре (грустно)

2 четверть

1 урок. Практическая работа №4 «Инструментальная»

Цель: Умение находить ноты соль и ми на клавиатуре и играть их в разных последовательностях и ритмических рисунках.( рабочая тетрадь 2 класс стр16-18 по программе  Д Критской)

3 урок  Практическая работа №5 «Инструментальная»

Цель: Умение находить ноты соль , фа, ре, до на клавиатуре и играть их в разных песенках.( рабочая тетрадь 2 класс стр20-21по программе  Д Критской)

5 урок Практическая работа №6 « Сочинительская»

Цель: Определить умение сочинять мелодии к колыбельным стишкам.( рабочая тетрадь 2 класс стр36-37по программе  Д Критской)

                                               3 четверть

3 урок Практическая работа№7 « Русские народные инструменты»

Цель: Определить знание названий русских народных инструментов, соответствие знаний наглядности, определение инструментов на слух («Музыкальные инструменты» познавательный интерактивный диск)

10 урок. Практическая работа №8 «Петя и волк»

Цель: Определить умение на слух узнавать музыкальные темы героев и знание инструментов симфонического оркестра.

                                          4 четверть

1 урок Практическая работа № 9 «Симфонический оркестр»

Цель: Определить умение узнавать на слух и визуально инструменты симфонического оркестра ( Интерактивная игра «Щелкунчик»)

4 урок .Практическая работа №10 «Выразительные средства в музыке»

Цель: Определить умение применять знания средств выразительности в процессе анализа музыкального произведения. ( таблица «Выразительные средства в музыке»)

Мелодия__________

Лад______________

Ритм___________

Темп________

Регистр______________

Инструменты___________

Звуковедение____________

Динамика___________

лад

мажор

минор

динамика

Форте (f)

Пиано (p)

Меццо форте(mf),-не очень громко

Меццо пиано

(mp)- не очень тихо

регистр

низкий

средний

высокий

темп

Adajio

(медленный)

Moderato

(умеренный)

Allegro

(быстрый)

размер

2/4

(полька)

¾

(вальс)

4/4

(марш)

ритм

ровный

пунктирный

Чередование коротких и длинных длительностей

форма

2хчастная форма

3хчастная форма

тембр

Инструменты  или  виды  оркестра

Звуковедение

Плавное (легато) ,  отрывистое  (стаккато)

Характер мелодии

(Эмоциональный  словарик)

Элементы                    музыкальной                                       речи

6 урок Практическая работа №11

Цель : Определение имён композиторов название музыкальных произведений и музыкальных жанров

Ф.И.О. композитора

Название музыкального произведения

жанр

С.Прокофьев

………………

кантата

П.Чайковский

Камаринская

……..

Коваль

………….

опера

………..

«Петя и волк»

Симфоническая сказка

……….

«Картинки с выставки»

сюита

М.Глинка

«Попутная»

……….

С, Прокофьев

«Золушка»

Балет- сказка

                            Источники информации

  • Учимся понимать музыку. Практический курс. ООО «Нью Медиа Дженерейшн» 2007
  • Щелкунчик. Играем с музыкой П.И.Чайковского. ООО «Медиахаус»2004
  • Критская Е.Д.,Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка. 2 класс». М: Просвещение – 2004.
  • Надолинская Т.В. методические рекомендации «Музыка» 1-3 классы ТОО «Айкэн», 1998
  • Музыкальные инструменты. Энциклопедия «Корах» 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...