Рабочая программа по музыке для 2 класса
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему
Рабочая программа по музыке разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г. с изм. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 и № 23570 (далее – стандарт), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и нормативно-правовых документов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_uchebnomu_predmetu_muzyka_2_klass.docx | 93.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Южно-Степная средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на РМО
от «___»_____201_ г
Рассмотрено на Согласовано Утверждаю
заседании ШМО зам.директора по УВР директор МОУ
протокол №____ ___________________ Южно-Степной СОШ__________
от «__»________201__г
Рабочая программа
Образовательная область: «Искусство»
Предмет: Музыка
Уровень: Базовый
Класс: 2
Учитель: Кадочникова Татьяна Владимировна
2015-2016 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г. с изм. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 и № 23570 (далее – стандарт), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и нормативно-правовых документов:
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).
5. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г.N 30067)».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
8. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».
11. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251).
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
13. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) / Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 г. № 540
Региональный уровень
1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
Методические рекомендации
1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
3. Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
4. Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в субъектах Российской Федерации (утвержден Минобрнауки России, Минспортом России 31.10.2014 г.).
1.2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Федеральный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 (Зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011 г. № 22540).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2012 г. № 1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35916 (с 21.02.2015 года).
Методические материалы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 204 с.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011.
В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
- пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
III. Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Предмет «Музыка» включен в обязательную предметную область «Искусство».
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV классах).
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям,
готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера,
признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств
благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и мотивов любознательности, познания и творчества;
- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении
целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и
влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- — формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления анатогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
— формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Предметные результаты освоения учебного курса, отражающие НРЭО:
– осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства и музыкального искусства Южного Урала;
– уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентировать в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях мира, России и Южного Урала;
– проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.
НРЭО содержания учебного курса «Музыка» отражаются в темах: «Музыкальный фольклор народов Урала», «Уральские композиторы – детям», «Музыкальная жизнь родного города».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
VI. Содержание учебного предмета «Музыка»
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио-и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Содержание НРЭО (национальных, региональных и этнокультурных особенностей) учебного курса «Музыка» отражаются в темах: «Музыкальный фольклор народов Урала», «Уральские композиторы – детям», «Музыкальная жизнь родного города»:
№ п/п | Раздел (тема, модуль) | Основные виды учебной деятельности |
1 класс | ||
Песни уральских композиторов для детей | Знакомство с творчеством челябинских композиторов: песни Е. Попляновой. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личное отношение при восприятии и исполнении песен. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Осуществлять первый опыт импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать музыкальные образы песен. | |
Рождественские традиции региона | Познакомиться с народными (региональными) традициями празднования Рождества. Слушать произведения народного музыкального искусства по Рождественской тематике, в которых отражены традиции народов Южного Урала. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Объяснять контекст музыкальных произведений в традиционных действах. Рассказывать о старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются в жизни родного края. Разучить и исполнять (по выбору) песни-диалоги, колядки, потешки, заклички и др. Инсценировать в музыкальных образах рождественские сказки народов Южного Урала, проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к персонажам при восприятии и исполнении ролей. Обсуждать творческую работу одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности. | |
Мюзикл Владимира Сидорова «Сказки дедушки Скрипа» | Слушать или смотреть Мюзикл Владимира Сидорова «Сказки дедушки Скрипа». Сравнивать особенности положительных и отрицательных героев сказки. Различать средства музыкальной выразительности в произведении. Высказывать свое суждение о средствах музыкальной выразительности, для создания впечатления необычных событий, сказочности, фантастичности в образе героев сказки. Участвовать в обсуждении особенностей характеристик героев и событий, средств музыкальной выразительности. Изображать эпических персонажей с помощью разных музыкальных инструментов и выразительных средств. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности. | |
Обрядовая народная музыка Южного Урала: игрища, песни-диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др. | Слушать произведения народного музыкального искусства, в которых отражены народные праздники и традиции народов Южного Урала. Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях. Рассказывать об участии в старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются жизни родного края. Разучить и исполнять простейшие песни-диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности. | |
2 класс | ||
Патриотическая песня: Гимн Челябинской области | Познакомиться с термином «гимн». Определить значение церемониальной музыки в культуре. Слушать гимн Челябинской области (и школы). Размышлять о средствах выразительности (музыкальных и поэтических). Участвовать в хоровом исполнении гимнов региона, школы. Воплощать характер и настроение гимнов в исполнении. Исполнять музыку гимнов с помощью шумового оркестра. | |
Духовная музыка народов Южного Урала | Определить понятие «Духовная музыка». Слушать произведения духовной музыки народов Южного Урала. Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях, сравнить их. Высказывать свое суждение о специфике духовной музыки разных народов региона. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке. Обсуждать совместные творческие работы, оценивать их. | |
Народные песни Южного Урала | Слушать произведения народного музыкального искусства народов Южного Урала. Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях. Высказывать свое суждение о специфике национальной музыки, сравнивать музыку разных народов региона. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке. Разучить и исполнять (по выбору) простые народные произведения разных народов региона. Обсуждать совместное исполнение народных песен и мелодий, оценивать исполнение свое и одноклассников. | |
Традиции народного музицирования: обряды и праздники Южного Урала: игрища, песни-диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др. | Слушать произведения народного музыкального искусства, в которых отражены народные праздники и традиции народов Южного Урала. Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях. Высказывать свое суждение о влиянии традиционной культуры на организацию праздников в родном крае. Рассказывать о старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются жизни родного края. Объяснять, какова роль искусства в формировании материального окружения человека, каков вклад творчества народных музыкантов. Приводить примеры. Разучить и исполнять (по выбору) песни-диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др. Выполнять творческие работы по сбору и поиску информации, готовить презентации. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности. | |
3 класс | ||
Героический эпос Урала | Слушать и рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев. Сравнивать особенности положительных и отрицательных героев произведений искусства. Различать средства музыкальной выразительности в произведениях. Высказывать свое суждение о средствах музыкальной выразительности, для создания впечатления необычных событий, сказочности, фантастичности в образе фольклорных героев. Участвовать в обсуждении особенностей характеристик героев и событий, средств музыкальной выразительности. Изображать эпических персонажей с помощью разных музыкальных инструментов и выразительных средств. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности. | |
Виртуальная экскурсия в Челябинский театр оперы и балета | Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. | |
Мелодии Южного Урала | Слушать произведения народного музыкального искусства народов Южного Урала. Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях. Высказывать свое суждение о специфике национальной музыки, сравнивать музыку разных народов региона. Объяснять, какова роль национальной музыки во всем многообразии современной культуры. Разучить и исполнять (по выбору) простые народные произведения разных народов региона. Выполнять творческие работы по сбору и поиску информации, готовить презентации. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности. | |
Встреча Масленницы (традиции Южного Урала) | Познакомиться с народными (региональными) традициями встречи Масленницы. Слушать произведения народного музыкального искусства, в которых отражены традиции встречи Масленницы народов Южного Урала. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Объяснять контекст музыкальных произведений в традиционных действах. Рассказывать об участии в старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются в жизни родного края. Разучить и исполнять (по выбору) песни-диалоги, колядки, потешки, заклички и др. Инсценировать в музыкальных образах масленичные сюжеты, игры народов Южного Урала, проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к персонажам при восприятии и исполнении ролей. Обсуждать творческую работу одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности. | |
4 класс | ||
Виртуальная экскурсия в Челябинский концертный зал им. С.С. Прокофьева | Рассуждать о значении дирижера, режиссера, исполнителя в проведении концерта (музыкального спектакля). Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля или концерта. Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету, мюзиклу (работы конферансье во время концерта). Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов и других музыкальных произведений. Анализировать эмоциональные характеристики отдельных музыкальных тем или произведений. | |
Национальная музыка Южного Урала | Слушать произведения народного музыкального искусства народов Южного Урала. Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях. Высказывать свое суждение о специфике национальной музыки, сравнивать музыку разных народов региона. Объяснять, какова роль национальной музыки во всем многообразии современной культуры. Разучить и исполнять (по выбору) простые народные произведения разных народов региона. Выполнять творческие работы по сбору и поиску информации, готовить презентации. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности. | |
Музыкальные инструменты Южного Урала | Слушать произведения народного музыкального искусства, исполняемые на региональных народных инструментах. Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях. Высказывать свое суждение о влиянии специфического тембра инструментов на звучание всего оркестра. Рассказывать о своих впечатлениях от услышанного, о своих наблюдениях. Объяснять, какова роль народных инструментов во всем многообразии современной культуры. Разучить и исполнять (по выбору) простые народные произведения на народных (региональных) инструментах. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Выполнять творческие работы по сбору и поиску информации, готовить презентации. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности. | |
Музыкальная жизнь в Челябинске | Познакомиться с важнейшими традиционными музыкальными мероприятиями в Челябинске и Челябинской области. Рассказывать о своих впечатлениях, об участии в подобных мероприятиях. Сравнивать эти мероприятия по значимости, по культурному вкладу в сферах просвещения, воспитания, облагораживания общества. Объяснять, в чем заключается музыкальная жизнь региона, какова его специфика и роль в современной культуре. Подготовить сообщение о музыкальных событиях в Челябинске или Челябинской области. Разработать проект собственного музыкального мероприятия, которое отвечало бы потребностям общества, семьи, школы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности. |
Проектные работы
Начальная школа
1. Колыбельная песня в фольклоре народов Южного Урала.
2. Игровой фольклор народов Южного Урала: игровые приговорки, припевки, считалки, дразнилки, скороговорки.
3. Мой дедушка – защитник Родины.
4. Сказки и легенды родного края.
5. Певцы родного края.
6. Обычаи и традиции коренных народов Южного Урала.
7. Музыкальные инструменты на Урале.
8. Уральские колядки.
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Дата | Тема учебника) | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
понятия | предметные | универсальные учебные | личностные | ||||
«Россия – Родина моя» (1-3), «День полный событий» (4-9) I четверть | |||||||
1. | Мелодия. [2, с.8-9] | Осознание мелодии как основы музыкального произведения. 1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении определять песенное начало произведений. 2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки. 3.Учить детей слышать и оценивать собственное исполнение. | Мелодия, аккомпанемент, песня, ноты | 1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении определять песенное начало произведений. 2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки. 3.Учить детей слышать и оценивать собственное исполнение | Регулятивные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
2. | Здравствуй, Родина моя! [2, с.10-13] | Познакомить детей с песнями о Родине. 1.Понять, что тему Родины композиторы раскрывают по-разному. 2.Создание в классе атмосферы «концертного зала». 3.Побудить к выразительному исполнению. | Родина, композитор, исполнитель | 1.Понять, что тему Родины композиторы раскрывают по-разному. 2.Создание в классе атмосферы «концертного зала». 3.Побудить к выразительному исполнению | Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
3. | Гимн России. [2, с.14-15] | Осознание гимна как главной песни страны. 1.Понять значение гимна для страны. 2.Воспитание чувства патриотизма. 3.Накопление слушательского опыта. | Гимн, исполнитель | Понять значение гимна для страны. 2.Воспитание чувства патриотизма. 3.Накопление слушательского опыта. | Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
4. | Музыкальные инструменты. Фортепиано [2, с.18-19] | Роль фортепиано в музыке. 1.Познакомить с детской музыкой Чайковского и Прокофьева. 2.Сопоставить контрастные пьесы и произведения с одинаковыми названиями. 3.Воспитание грамотного слушателя. | Фортепиано, форте, пиано, рояль, клавиатура, пианист | 1.Познакомить с детской музыкой Чайковского и Прокофьева. 2.Сопоставить контрастные пьесы и произведения с одинаковыми названиями. 3.Воспитание грамотного слушателя. | Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
5. | Природа и музыка. Прогулка [2, с.20-23] | Значение выразительных средств в музыке. 1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении различать выразительные средства музыки. 2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки. | Песенность, регистр, мелодия. | 1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении различать выразительные средства музыки. 2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки | Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
6. | Танцы, танцы, танцы… [2, с.24-25] | Знакомство с танцевальными жанрами 1.Развивать ритмический слух. 2.Расширять представление детей о танцевальном многообразии. 3.Выявить характерные особенности в прослушанной музыке. | Танцевальные ритмы, народные и классические бальные танцы, современные эстрадные танцы, пластика движений. | 1.Развивать ритмический слух. 2.Расширять представление детей о танцевальном многообразии. 3.Выявить характерные особенности в прослушанной музыке | Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
7. | Эти разные марши. Звучащие картины [2, с.26-29] | Умение находить отличия в музыке для ходьбы. 1.Осмысление детьми разнообразия музыки для ходьбы. 2.Накопление детьми интонационно-слухового опыта. 3.Сравнение музыки Чайковского и Прокофьева. | Интонация шага, ритм шага, маршевость. | 1.Осмысление детьми разнообразия музыки для ходьбы. 2.Накопление детьми интонационно-слухового опыта. 3.Сравнение музыки Чайковского и Прокофьева. | Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
8. | Расскажи сказку. Колыбельная. Мама. [2, с.30-35] | Установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой. 1.Развивать выразительную сторону вольного исполнения. 2.Определить значение музыки в отражении различных явлений жизни. | Интонация колыбельной, аккомпанемент, вступление, запев, припев. | 1.Развивать выразительную сторону вольного исполнения. 2.Определить значение музыки в отражении различных явлений жизни. | Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
9. | Обобщающий урок I четверти | Закрепить знания и навыки, полученные в 1 четверти. 1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах. 3.Продолжить работу над вокально-хоровыми умениями детей. | Песенность, танцевальность, маршевость. | 1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах. 3.Продолжить работу над вокально-хоровыми умениями детей. | Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
«О России петь – что стремиться в храм» (1-7) II четверть | |||||||
10 (1) | Великий колокольный звон. [2, с.38-39] | Вводный урок в тему духовной музыки. 1.Рассказать о значении духовной музыки. 2.Расширять слуховой опыт учащихся. 3.Воспитание любви к Родине, ее истории. | Мелодия, композитор, исполнитель, хор, колокол, благовест, трезвон, набат | 1.Рассказать о значении духовной музыки. 2.Расширять слуховой опыт учащихся. 3.Воспитание любви к Родине, ее истории. | Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
11 (2) | Звучащие картины [2, с.40-41] | Установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой. 1.Развивать выразительную сторону вольного исполнения. 2.Определить значение музыки в отражении различных явлений жизни. | Оркестр русских народных инструментов | 1.Осмысление детьми разнообразия музыки для ходьбы. 2.Накопление детьми интонационно-слухового опыта. | Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
12 (3) | Святые земли Русской. Князь А. Невский. С.Радонежский [2, с.42-45] | Образы героев в музыке и церкви. 1.Рассказать о национальных героях страны. 2.Развивать эмоционально-образное чувство детей. 3.Расширять слушательский опыт. | Кантата, народные песнопения, хор. | 1.Рассказать о национальных героях страны. 2.Развивать эмоционально-образное чувство детей. 3.Расширять слушательский опыт. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
13 (4) | Молитва [2, с.46-47] | Церковная музыка для детей. 1.Развивать ассоциативно-образное мышление детей. 2.Формировать чувство стиля музыки Чайковского. 3.Сравнительный интонационный анализ 2 пьес. | Песнопения, мелодия, молитва | 1.Развивать ассоциативно-образное мышление детей. 2.Формировать чувство стиля музыки Чайковского. 3.Сравнительный интонационный анализ 2 пьес. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию. Коммуникативные:участвоватьвколлективномпении,музицировании,вколлективныхинсценировках | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
14-15 (5-6) | С Рождеством Христовым! Рождественское чудо [2, с.48-51] | Познакомить с двунадесятым праздником Русской православной церкви – Рождеством Христовым. 1.Вспомнить историю праздника. 2.Разучить славянские песнопения, посвященные празднику. 3.Развивать исполнительские качества. | Народные церковные праздники, сочельник, колядки | 1.Вспомнить историю праздника. 2.Разучить славянские песнопения, посвященные празднику. 3.Развивать исполнительские качества. | Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
16 (7) | Обобщающий урок II четверти | Закрепить знания и навыки, полученные в 2 четверти. 1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах. 3.Продолжить работу над вокальными умениями детей. | Оркестр русских народных инструментов | 1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах. 3.Продолжить работу над вокально-хоровыми умениями детей. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1-3), «В музыкальном театре» (4-7), «В концертном зале» (8-10) III четверть | |||||||
17 (1) | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. [2, с.54-57] | Значение фольклора в жизни каждого народа. 1.Развивать исполнительское качество. 2.Научить определять голоса музыкальных инструментов. 3.Воспитывать любовь к народной музыке. | Пляска, наигрыш, вариации | 1.Развивать исполнительское качество. 2.Научить определять голоса музыкальных инструментов. 3.Воспитывать любовь к народной музыке. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию. Коммуникативные:участвоватьвколлективномпении,музицировании,вколлективныхинсценировках | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
18 (2) | Разыграй песню. [2, с.58-61] | 1.Развивать исполнительское качество. 2.Научить определять голоса музыкальных | Русская народная песня, хоровод, фольклор. | .Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах. 3.Продолжить работу над вокальными умениями детей. | Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
19 (3) | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. [2, с.62-65] | Приобщить детей к культуре и обычаям народов через лучшие образцы народного муз. фольклора и композиторского творчества. 1.Сопоставить композиторскую музыку с народной. 2. Разучить народные песенки-прибаутки. 3.Воспитывать уважение к народным традициям. | Песня-игра, песня-диалог, музыка в народном стиле. | 1.Сопоставить композиторскую музыку с народной. 2. Разучить народные песенки-прибаутки. 3.Воспитывать уважение к народным традициям. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию. Коммуникативные:участвоватьвколлективномпении,музицировании,вколлективныхинсценировках | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
20 (4) | Проводы зимы. Встреча весны. [2, с.66-69] | Познакомить детей с приметами народных праздников 1.Рассказать о народных праздниках и их приметах. 2.Расширять эмоционально-смысловой словарь учащихся. 3. Воспитывать уважение к народным традициям. | Напев, наигрыш, регистр, песенка-закличка | 1.Рассказать о народных праздниках и их приметах. 2.Расширять эмоционально-смысловой словарь учащихся. 3. Воспитывать уважение к народным традициям. | Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
21 (5) | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр [2, с.72-77] | Заинтересовать детей произведениями крупных муз. жанров. 1.Учить детей понимать муз. драматургию произведения. 2.Развивать творческие способности детей. 3.Воспитывать любовь к прекрасному. | Музыкальный диалог. | 1.Учить детей понимать муз. драматургию произведения. 2.Развивать творческие способности детей. 3.Воспитывать любовь к прекрасному. | Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
22 (6) | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера [2, с.78-81] | Заинтересовать детей произведениями крупных муз. жанров. 1.Связать жизненные впечатления детей с музыкальными образами в произведениях Чайковского, Глинки, Прокофьева. 2.Уметь определять характер и настроение музыки. 3.Воспитывать умение вслушиваться в произведение. | Опера, хор, солист, балет, балерина, танцор, симфонический оркестр, дирижер, дирижерские жесты. | 1.Связать жизненные впечатления детей с музыкальными образами в произведениях Чайковского, Глинки, Прокофьева. 2.Уметь определять характер и настроение музыки. 3.Воспитывать умение вслушиваться в произведение. | Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
23 (7) | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. [2, с.82-87] | Познакомить с фрагментами оперы. 1.Охватить целостность увертюры через сравнение разных эмоциональных состояний. 2.Выделять характерные интонационные особенности музыки, изобразительные и выразительные. | Первое действие, солист, хор, контраст, увертюра, финал. | 1.Охватить целостность увертюры через сравнение разных эмоциональных состояний. 2.Выделять характерные интонационные особенности музыки, изобразительные и выразительные. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
24-25 (8-9) | Симфоническая сказка. [2, с.90-93] . | Познакомить детей с новым жанром – симфонической сказкой. 1.Расширять знания детей о многообразии муз. жанров. 2.Равивать способность сопереживания муз. образам. 3.Воспитывать чуткое отношение к «братьям меньшим». | Инструменты симфонического оркестра, сюжет, тема, партитура | 1.Расширять знания детей о многообразии муз. жанров. 2.Равивать способность сопереживания муз. образам. 3.Воспитывать чуткое отношение к «братьям меньшим». | Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
26 (10) | Обобщающий урок III четверти | Закрепить знания и навыки, полученные в 3 четверти. 1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах. 3.Продолжить работу над вокальными умениями детей. | Опера, балет, симфония | 1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах. 3.Продолжить работу над вокальными умениями детей. | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения | ||
«В концертном зале» (1-2), «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3-8) IV четверть | |||||||
27 (1) | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. [2, с.94-97] | Продолжить знакомство детей с циклом «Картинки с выставки» Мусоргского. 1.Развивать эмоциональное восприятие музыки. 2.Учить позитивно-эмоциональным отношениям. 3.Воспитание в атмосфере добра, любви. | Сюита | 1.Развивать эмоциональное восприятие музыки. 2.Учить позитивно-эмоциональным отношениям. 3.Воспитание в атмосфере добра, любви. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
28-29 (2-3) | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. [2, с.98-101] Увертюра [2, с.102-103] | Познакомить детей с музыкой Моцарта 1.Продолжить знакомство детей со звучанием симфонического оркестра. 2.Показать значение муз. средств для раскрытия содержания произведения. 3.Развивать слуховую активность детей. Какие чувства передает нам музыка композитора XVIII века? | Симфоническая партитура, контраст, рондо, контраст | 1.Продолжить знакомство детей со звучанием симфонического оркестра. 2.Показать значение муз. средств для раскрытия содержания произведения. 3.Развивать слуховую активность детей. | Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
30 (4) | Волшебный цветик-семицветик. [2, с.106-107] | 1.Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности. 2.Формировать слушательский опыт детей. 3.Включить детей в осмысленную певческую деятельность.
| Интонация, ритм, темп, тембр, регистр, мелодия, динамика, лад | 1.Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности. 2. Включить детей в осмысленную певческую деятельность. | Регулятивные: Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
31 (5) | И все это – Бах. Музыкальные инструменты (орган). [2, с.108-111] . | 1. Познакомить детей с органной музыкой. 2. Познакомить с музыкой Баха. 3.Воспитание грамотного слушателя. Где мы встречаемся с музыкой? | Органная музыка, менуэт. | 1. Познакомить с музыкой Баха. 2.Воспитание грамотного слушателя. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
32 (6) | Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга [2, с.112-117] | Изобразительная сила музыки. 1.Учить понимать изобразительный язык музыки. 2.Характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, его эмоциональное состояние, образ-портрет. 3.Воспитывать грамотного слушателя | Песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель | 1.Учить понимать изобразительный язык музыки. 2.Характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, его эмоциональное состояние, образ-портрет. 3.Воспитывать грамотного слушателя. | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
33 (7) | Два лада. Природа и музыка [2, с.118-121] | Выразительность лада в музыке. .Учить детей различать музыкальные лады. 2.Учить заинтересованно слушать, исполнять, обсуждать. 3.Воспитывать грамотных слушателей. | Мажор, минор | 1.Учить детей различать музыкальные лады. 2.Учить заинтересованно слушать, исполнять, обсуждать. 3.Воспитывать грамотных слушателей. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
34 (8) | Печаль моя светла. «Первый концерт для фортепиано с оркестром» П.И. Чайковский [2, с.122-125] Обобщающий урок IV четверти. | Лирическая музыка в творчестве композиторов. .Закрепить знания детей. 2.Познакомить с новым произведением Чайковского. 3.Воспитывать грамотных слушателей. Нужна ли лирическая музыка? | Выразительность, изобразительность | 1.Закрепить знания детей. 2.Познакомить с новым произведением Чайковского. 3.Воспитывать грамотных слушателей. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения. Эти материалы представлены в таблицах.
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
1. Критская Е.Д.Музыка. 2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. / Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012 2.Рабочая тетрадь Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1кл.- М., «Просвещение», 2012 г. 3. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. 1-4 кл. Методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение (электрон). | 1. Сергеева Г.П. Музыка.1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобр.учреждений /(Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина).-3-е изд.-М.: Просвещение, 2012. 2. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику Музыка 2 класс./ Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева –М: Просвещение.(электрон) |
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
мультимедиа пособия | ||
1. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» 2. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.» | 1 1 |
|
Информационно – коммуникативные средства
Видеофильмы | Цифровые образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
1. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.» 2. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» | 1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ |
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по музыке
Класс: 2
Количество часов в неделю по программе - 1
Количество часов в неделю по учебному плану – 1
Количество часов по программе: 34
Количество часов в год по школьному учебному плану- 34
Количество часов по четвертям:
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год | |
Количество часов | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Общее количество часов этнокультурной составляющей по предмету | 2 | 2 | 2 | 0 | 6 |
Практические работы | |||||
Экскурсии |
Планирование составлено на основе:
1. Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Южно-Степная СОШ, Федерального государственного образовательного стандарта,
авторской программы Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка», планируемых результатов освоения ООП НОО
2.Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.
УМК:
1.Музыка. 2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. / Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; -М.: Просвещение, 2012
2. Рабочая тетрадь Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 2кл.- М., «Просвещение», 2014г.
3. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. 1-4 кл. Методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение (электрон).
Приложение № 1.
1 четверть
3 урок Практическая работа№1 Музыкальная викторина «Определи танец»
Цель: Определить умение ориентироваться в танцевальной музыке
Полька
Менуэт
Народная пляска
Полонез
Мазурка
Вальс
4 урок Практическая работа№2 «Музыкальная азбука»
Цель: Определить знание названия нот по порядку. (Карточки со звукорядом)
6 урок Практическая работа «Музыкальная азбука»
Цель: Определить умение написать недостающие ноты в «перепутанном» звукоряде
7 урок. Практическая работа №3
Цель: Определить уровень знаний элементов музыкального языка
да | нет | Не знаю |
- Музыкальные звуки бывают высокие, низкие и средние
- Музыкальные звуки звучат громко или тихо, быстро или медленно
- Темп – скорость исполнения музыки
- В мелодии звуки движутся вверх, вниз или стоят на месте
- Мелодия бывает завершённой или незавершённой
- Музыкальная пьеса может быть написана в мажоре (радостно) или в миноре (грустно)
2 четверть
1 урок. Практическая работа №4 «Инструментальная»
Цель: Умение находить ноты соль и ми на клавиатуре и играть их в разных последовательностях и ритмических рисунках.( рабочая тетрадь 2 класс стр16-18 по программе Д Критской)
3 урок Практическая работа №5 «Инструментальная»
Цель: Умение находить ноты соль , фа, ре, до на клавиатуре и играть их в разных песенках.( рабочая тетрадь 2 класс стр20-21по программе Д Критской)
5 урок Практическая работа №6 « Сочинительская»
Цель: Определить умение сочинять мелодии к колыбельным стишкам.( рабочая тетрадь 2 класс стр36-37по программе Д Критской)
3 четверть
3 урок Практическая работа№7 « Русские народные инструменты»
Цель: Определить знание названий русских народных инструментов, соответствие знаний наглядности, определение инструментов на слух («Музыкальные инструменты» познавательный интерактивный диск)
10 урок. Практическая работа №8 «Петя и волк»
Цель: Определить умение на слух узнавать музыкальные темы героев и знание инструментов симфонического оркестра.
4 четверть
1 урок Практическая работа № 9 «Симфонический оркестр»
Цель: Определить умение узнавать на слух и визуально инструменты симфонического оркестра ( Интерактивная игра «Щелкунчик»)
4 урок .Практическая работа №10 «Выразительные средства в музыке»
Цель: Определить умение применять знания средств выразительности в процессе анализа музыкального произведения. ( таблица «Выразительные средства в музыке»)
Мелодия__________
Лад______________
Ритм___________
Темп________
Регистр______________
Инструменты___________
Звуковедение____________
Динамика___________
лад | мажор | минор | ||||
динамика | Форте (f) | Пиано (p) | Меццо форте(mf),-не очень громко | Меццо пиано (mp)- не очень тихо | ||
регистр | низкий | средний | высокий | |||
темп | Adajio (медленный) | Moderato (умеренный) | Allegro (быстрый) | |||
размер | 2/4 (полька) | ¾ (вальс) | 4/4 (марш) | |||
ритм | ровный | пунктирный | Чередование коротких и длинных длительностей | |||
форма | 2хчастная форма | 3хчастная форма | ||||
тембр | Инструменты или виды оркестра | |||||
Звуковедение | Плавное (легато) , отрывистое (стаккато) | |||||
Характер мелодии | (Эмоциональный словарик) | |||||
Элементы музыкальной речи |
6 урок Практическая работа №11
Цель : Определение имён композиторов название музыкальных произведений и музыкальных жанров
Ф.И.О. композитора | Название музыкального произведения | жанр |
С.Прокофьев | ……………… | кантата |
П.Чайковский | Камаринская | …….. |
Коваль | …………. | опера |
……….. | «Петя и волк» | Симфоническая сказка |
………. | «Картинки с выставки» | сюита |
М.Глинка | «Попутная» | ………. |
С, Прокофьев | «Золушка» | Балет- сказка |
Источники информации
- Учимся понимать музыку. Практический курс. ООО «Нью Медиа Дженерейшн» 2007
- Щелкунчик. Играем с музыкой П.И.Чайковского. ООО «Медиахаус»2004
- Критская Е.Д.,Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка. 2 класс». М: Просвещение – 2004.
- Надолинская Т.В. методические рекомендации «Музыка» 1-3 классы ТОО «Айкэн», 1998
- Музыкальные инструменты. Энциклопедия «Корах» 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...