Конспект урока 4 класс на тему "Музыкальные инструменты России"
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Байжуменова Оксана Юрьевна

Познакомить учащихся с русскими народными инструментами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass.odt21.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки.

Тема четверти: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тема урока: «Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов».

Цель деятельности:  Познакомить учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, показать их самобытность и место в жизни русского человека.

Тип урока: Урок расширения и углубления знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Познакомить с инструментами народного оркестра.

Метопредметные:

  1. Развивать вокально-хоровые навыки: интонация, дикция.

Личностные:

  1. Воспитать музыкальную культуру, любовь к народной музыке.

Оборудование: Доска, экран, компьютер, проектор, музыкальны центр.

Ход урока.

Этап урока. Методы и приемы.

Хронометраж.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

УУД

1

Организационный момент.

1

-Здравствуйте ребята, меня зовут Оксана Юрьевна, некоторое время я буду проводить у вас уроки музыки!

Дети приветствуют.

Р: Организовывать свое место рабочее место под руководством учителя.

2

Изучение нового материала.

12

-Бубен есть. Трещотка, дудка,

Балалайка, гусли, домра,

Есть баян и вот гармошка,

Даже расписные ложки,

Все играют звонко, дружно,

Слушать их не надоест,

Отгадать, ребята, нужно

Что же это?

Оркестр. Сегодня мы с вами на уроке поговорим про Музыкальные инструменты России и оркестр русских народных инструментов.

С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. А как они появились? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. А однажды, за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Звук походил на птичий свист. А может человек пошел на охоту и натянул тетиву, чтобы запустить стрелу в дикого зверя, а она зазвенела, как струна. Неужели полую кость, кусок выдолбленной древесины или натянутую тетиву уже можно считать музыкальным инструментами? Оказывается, можно! Так появилась мелодия, а вместе с мелодией - музыкальные инструменты. И хотя с тех пор прошло уже много лет, все известные инструменты делятся на три группы: струнно-щипковые, духовые, ударные.

Итак, начнем со струнно-щипковых инструментов. А как вы думаете, почему их называют струнно-щипковыми? (Потому что там есть струны и чтобы извлечь звук, их перебирают, как бы щипают.) На чём в гостях, вдали от дома, играл Садко царю морскому?

Гусли - это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Мы с вами знаем русские сказки, где упоминаются гусли. Что из себя представляет инструмент? Это доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли. Народные сказания донесли до нас имя легендарного русского певца - гусляра Баяна .Такие музыканты – сказители ходили по Руси и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях. Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами.

Домра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Почему «щипковый»? - да потому, что звук извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором.

Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа. У русских это балалайка.

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У нее лишь три струны,

Но она - любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень

И сыграет "трень" да "брень".

Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка – струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство, и большие и маленькие.

Дети слушают, отвечают, анализируют, отгадывают.

П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

П: Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия.

К: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

3

Физминутка

3

-Ребята, встаем из-за парт,  и делаем не большую зарядку!

Молодцы ребята, садитесь.

Дети повторяют движения.

Л: Освоение личностного смысла учения.

4

Изучение нового материала.

11

Следующая группа инструментов оркестра: духовые.

Приложу к губам я трубку-

Полилась по лесу трель,-

Инструмент тот очень хрупкий

Называется… О каком музыкальном инструменте идёт речь? Правильно, о свирели. Свирель - русский народный инструмент, представляющий собой деревянную трубку с боковыми отверстиями. Изготавливается из орешника, клена или черёмухи.

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок,
Дополняет наш кружок

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу.

Это что за инструмент?

Поет гнусаво он, тоскливо,

И очень скучно, не игриво.

Будто всем нам говорит:

«У меня душа болит!»

Возьми меня и пожалей-ка,

А зовут меня… жалейка.

Жалейка - русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями.

Свистульки. Есть еще один инструмент. Он тоже духовой, но больше относится к шумовому. Это глиняные свистульки. А также они еще бывают деревянные. Имеют разную форму: птичек, зверушек, дудочек.

Также в состав народного оркестра входят: гармони, баяны. Баян – потомок удалой гармошки, назван так в честь русского певца.

Заливается трехрядка,

И народ идет вприсядку!

А трехрядка неплоха –

Есть и кнопки, и меха.

И веселые старушки

Под нее поют частушки! (Гармошка)

У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем,
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой… (Баян)

Осталась ещё одна группа, группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) называется: ударные или шумовые.

За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко,На красивых, ярких... (ложках).

Ложки - русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей.

Деревянные пластинки, разноцветные картинки,

Стучат, звенят – плясать велят!

Трещотки - инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах.

Бубен, трензель – шумовые инструменты. Их просто встряхивают в ритм мелодии.

Итак, ребята, мы с вами познакомились с русскими народными инструментами. Каждый из них имеет свое звучание, свой голос или тембр. А что же такое тембр? (окраска звука или голоса, по которому можно различить инструмент или голос.). Оркестр русских народных инструментов был создан в 19 веке. Давайте посмотрим с вами, как же звучит оркестр русских народных инструментов

Дети фантазируют, слушают.

П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

К: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

5

Пение.

10

Сейчас мы с вами послушаем русскую народную песню, и вы мне скажите как она называется. Это песня называется «Во кузнице». Давайте мы ее с вами выучим.

ВХР

Методы и приемы

1.Интонационные:

-повтор одного звука;

-нисходящее движение мелодии;

-скачки на вверх: Б6, Ч4.

-собственный показ;

-помощь инструмента;

-показ звуковысотности;

-хормейстерский жест.

2. Дикционные:

-окончание фраз словами с согласной в конце.

-собственный показ.

Молодцы ребята!

Дети запоминают мелодию, текст песни.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

6

Итог

3

Наш урок подходит к концу. Скажите пожалуйста Какие инструменты входят в состав русского народного оркестра? Какие инструменты относятся к духовым, струнно-щипковым, шумовым? Спасибо за урок, до свидания!

Дети отвечают, анализируют.

Л: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «родина», «природа», «семья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Моря, озера и реки России" (4 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" + презентация к уроку...

Открытый урок по теме "Музыкальные инструменты России"

Цели:Пополнение знания учащихся по темам «Музыкальные инструменты России»,Расширение кругозора учащихся, представления о разнообразии музыкальных инструментов, в том числе ударных.Воспитан...

Конспект урока музыки «Русские народные инструменты» 2 класс

Конспект урока "Русские народные инструменты" 2 класс (по учебнику Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока "Русские народные музыкальные инструменты"

На уроке учащиеся знакомятся с русскими народными музыкальными инструментами, исполняют народные песни, аккомпанируя  на инструментах группы "ударно-шумовые"....

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...