Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке на тему

Шевель Лариса Валентиновна

Пояснительная записка и рабочая программа по музыке 1-4 класс

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа по музыке  для 2-го класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе:

  • Основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ № 4;
  • «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
  • Базисного учебного плана;
  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой);
  • «Примерных программ начального общего образования»;
  • Авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1 - 7 классы) 
  • Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Приложение к приказу Минобразования Ростовской области от 30.04.2014 № 263
  • Положения о составлении рабочих программ учителями МБОУ СОШ № 4.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшей функцией искусства является воспитательная функция.

Массовое музыкальное образование и воспитание должно опираться на принцип признания - музыкального искусства, который позволяет учащимся через интонационно-образную природу музыки познавать мир и самого себя в этом мире.

Цель музыкального воспитания школьников сегодня - «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру, как часть всей их духовной культуры». Д.Б.Кабалевский.

   Педагогический процесс в предметах художественного цикла управляется двумя важнейшими принципами  -  целостностью и образности.

Целостность и образность в концепции Д.Б.Кабалевского проявляется, прежде всего, в том, что цель учебного предмета «музыка» введена в широкий контекст духовной культуры человека, раскрыты пути её реализации в системе - от основных принципов до конкретных методов. В соответствии с целью концепции можно определить следующие ведущие задачи музыкального воспитания и образования детей в школе.

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

  1. Формирование интереса к жизни через увлечённость музыкой.
  2. Развитие творческого художественно-образного мышления.
  3. Формирование вкуса.

Основные задачи уроков музыки:

  1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
  2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
  3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
  4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.
  5. Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

Что характерно для этих задач

  1. В каждой находит отражение сверхзадача - «музыка - жизнь», освещая их методическое решение. Разговор «о музыке через жизнь» - главный путь размышления о музыке.
  2. Решение каждой из этих задач ведёт к формированию у ребёнка личностного нравственно-эстетического отношения к жизни через музыку.
  3. Каждая задача решается в процессе целенаправленного накопления музыкального опыта, который включает интонационно-слуховой запас, музыкальные представления, знания о музыке, исполнительский опыт.
  4. Решая каждую задачу необходимо проникнуть в структурно-аналитическую сторону музыки.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

   В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение предмета «Музыка» во 2 классе отводится 1 час в неделю, за год 34 часа. 



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

1 класс (33 ч)

Дата

Тема занятия в адаптационный период

1.

Игра «Давайте знакомиться»

2

Экскурсия «Звуки природы»

3

Музыкальная игра «Угадай, кто поёт»

4

Музыкальная игра «Командир»

5

Пение песен: «Конкурс караоке»

6

Экскурсия в ДШИ. Знакомство с музыкальными инструментами.

7

Игра «Угадай мелодию»

8

«Шумовой» оркестр.

9

Викторина «Мульти-пульти». Песни из мультфильмов.

«Три кита в музыке»

Дата

№ п/п

       

Тема урока

         

Слушание

     

Песенный репертуар

 

Музыкальная грамота

10

Композитор, исполнитель, слушатель

Д. Шостакович Марш

П. Чайковский Вальс

«Чему учат в школе»

Три кита:

песня, танец, марш

11

Кит марш.

Г. Свиридов «Военный марш»

М. Блантер «Футбольный марш»

П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

«Чему учат в школе»

Виды марша

12

Кит марш.

Г. Свиридов «Военный марш»

М. Блантер «Футбольный марш»

П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

«Уж как шла лиса»

13

Кит танец

П. Чайковский «Вальс из балета «Спящая красавица»

П. Чайковский «Танец маленьких лебедей»

Рахманинов «Итальянская полька» (ноты)

«Весёлый музыкант»

балет

14

15

Кит танец

Кит песня

М. Глинка «Комаринская»

Рок-н-ролл (из репертуара Битлз)

Л. Бетховен «Сурок»

Р. Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

«Весёлый музыкант»

«Сурок»

рок-н-ролл

гондольер

Бетховен

16

Киты встречаются вместе

П. Чайковский «Танец с кубками»

П. Чайковский «Болезнь куклы»

«Вместе весело шагать»

17

Киты встречаются вместе

«Солнечный круг»

Островского

По выбору

«Вместе весело шагать»

18

Музыкальная викторина

«О чём говорит музыка»

19

О чём говорит музыка

Л. Бетховен «Весёлая. Грустная.» (ноты)

«Перепёлочка»

Чувства грусти, веселья

20

Что выражает музыка

Косенко «Дождик» (ноты)

А. Вивальди «Зима»

«Перепёлочка»

21

Что музыка выражает.

Д. Кабалевский «Три подружки» (ноты)

«Разные ребята»

«Вместе весело шагать»

Чувства радости, грусти, злости

22

Музыка выражает черты человеческого характера.

Д. Кабалевский «Три подружки»

«Разные ребята»

«Вместе весело шагать»

Чувства радости, грусти, злости

23

Изобразительность в музыке

М. Глинка «Попутная песня»

«Антошка»

24

Картины природы в музыке

В. Салманов «Утро в лесу»

«Разные ребята»

«Антошка»

25

Изобразительность и выразительность в музыке.

А. Лядов «Музыкальная табакерка»

По выбору

«Куда ведут нас три кита?»

26

Куда ведут нас три кита?

Н. Коваль «Сцена из оперы «Волк и семеро козлят»

«Семеро козлят»

«Кашалотик»

опера

27

Сила «Сезам, откройся!»

П. Чайковский «Танец маленьких лебедей»

Тема мамы козы

«Кашалотик»

балет

28

Куда ведёт песня?

Тема Болтушки, Всезнайки (ноты)

«Наш край»

опера

песня ведёт в оперу

29

Куда ведёт нас танец?

С Прокофьев «Вальс», «Полночь»

П. Чайковский «Вальс цветов», «Неаполитанский танец»

«Наш край»

танец ведёт в балет

30

Куда ведёт нас марш?

П. Чайковский «Марш из балета «Щелкунчик»

Игра

«Сон казака»

марш ведёт в балет

31-33

Повторение по теме «Куда ведут нас три кита»

Календарно-тематическое планирование

2 класс (34 ч)

Дата

№ п/п

Тема урока

Слушание

Песенный репертуар

Музыкальная грамота

«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость»

1

Летние встречи с музыкой

Ж. Бизе «Увертюра к опере «Кармен»

Песня о школе

Песенка друзей

увертюра

2

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.

Р. Щедрин «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох»

«Скворушка прощается»

песенность

танцевальность

маршевость

3

Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

Э. Григ «Утро» Песня Сольвейг

Р. Щедрин «Ночь»

«Скворушка прощается»

сюита

Пер Гюнт

4

Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

Э. Григ «Песня Сольвейг в инструментальной обработке»

«Листопад»

5

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

М. Глинка «Арагонская хота»

Р. Щедрин «Золотые рыбки»

«Листопад»

хота

кастаньеты

6

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

Э. Григ «Танец Анитры»

«Листопад»

7

Маршевость в музыке.

Р. Щедрин «Царь Горох»

В. Моцарт «Турецкий марш»

«Песенка друзей»

8

Песенно-танцевальный и песенно-маршевый характер в музыке.

Шопен «Прелюдия № 7»,

«Прелюдия № 20»

«Дружат дети всей Земли»

«Интонация»

9

Понятие «интонация».

С Прокофьев «Болтунья»

«Листопад»

«Кто дежурные?»

Интонация в музыке

10

Знаки препинания в музыке.

Э. Григ «Марш»

«Утро»

«Кузнец»

«Кто дежурные?»

11

Интонация – зерно, из которого вырастает музыкальное произведение

Д. Кабалевский «Три подружки» (см. ноты)

«Утро»

«Кто дежурные?»

12

Изобразительные интонации

Мусоргский «Избушка на курьих ножках»

А. Лядов «Кикимора»

«Котенок и щенок»

13

Изобразительные и выразительные интонации.

К. Сен-Санс «Лебедь»

К. Сен-Санс «Куры и петух»

«Котёнок и щенок»

14

Интонация – основа музыки.

Косенко «Дождик» (см. ноты)

Римский –Корсаков «Шахеразада»

Песни на выбор

15

Повторение по теме «Интонация»

Музыкальная викторина

«Развитие в музыке»

16

Музыка – сама жизнь.

Ф. Шуберт «Марш»

«Почему медведь зимой спит»

Развитие -изменения

17

Исполнительское развитие.

Э. Григ «В пещере горного короля»

«Игра в слова».

«Почему медведь зимой спит»

18

Исполнительское развитие.

М. Глинка «Арагонская хота»

«Мир нужен всем»

19

Изобразительность в музыке.

Р. Щедрин «Купание в котлах»

«Мир нужен всем»

балет

20

Интонационно-мелодическое развитие

А. Вивальди «Весна»

«Песня о пограничнике»

Вивальди

цикл

21

Тембровое развитие.

Шопен «Прелюдия № 7», «Прелюдия № 20»

«Песня о пограничнике»

22

Ладовое развитие.

Э. Григ «В пещере горного короля».

Г. Фрид «Про то, как заяц в лесу заблудился»

«Любитель-рыболов»

мажор,

минор

23

Ладовое развитие.

Ф. Шуберт «Вальс» (ноты)

«Любитель- рыболов»

24

Развитие человеческих чувств в музыке.

Э. Григ «Танец Анитры»

К. Сен-Санс «Лебедь»

По выбору

25

Музыкальная викторина.

«Форма в музыке»

26

Одночастная форма.

И. Бах «Шутка»

А. Лядов «Музыкальная табакерка»

«Пастушья песня»

«Французские песни»

Одночастная

27

Двухчастная форма.

Э. Григ «Песня Сольвейг»

«Пастушья песня»

двухчастная

28

Трёхчастная форма

Л. Бетховен «Весёлая. Грустная»

«Пастушья песня»

трехчастная

29

Форма рондо.

А. Бородин «Спящая княжна»

В. Моцарт «Рондо в турецком стиле»

«Зачем нам выстроили дом»

рондо

30

Вариации.

«Светит месяц» русская народная песня (см. 3 кл)

«Зачем нам выстроили дом»

вариации

31

Вариации. Повторение.

«Крокодил и Чебурашка» (ноты)

М. Глинка «Комаринская» (см. 1 кл)

«Песня о капитане»

32

Повторение.

Формы в музыке.

Глинка «Попутная песня» (см. 1 кл)

А. Лядов «Музыкальная табакерка»)

«Песня о капитане»

33-34

Повторение по теме «Форма в музыке»

Календарно-тематическое планирование

3 класс (34 ч)

Дата

№ п/п

Тема урока.

Слушание

Песенный репертуар

Музыкальная грамота

«Музыка моего народа»

1

Музыка моего народа.

Русские народные песни «Вниз по матушке по Волге», «Однозвучно звенит колокольчик»

«Мы – третьеклассники»

«Вниз по матушке по Волге»

«Песня о России»

народная

композиторская

2

Народная музыка в творчестве русских композиторов.

А. Даргомыжский «Вариации на тему «Вниз по матушке по Волге»

«Песня о России»

вариации

3

Народная музыка в творчестве русских композиторов.

Лирические песни.

Русская народная песня «Тонкая рябина»

Рахманинов «Концерт № 2»

Русская народная песня «Блины»

концерт

4

Трудовые песни.

Русская народная песня «Дубинушка», «Эй, ухнем»

«Блины»

Жанры русских народных песен

Репин «Бурлаки на Волге»

5

Рекрутские песни.

«Как служил солдат» в исполнении Жанны Бичевской

С. Прокофьев «Вставайте, люди русские»

Казачьи песни «Всадники-други»

Русская народная песня «Солдатушки»

Контата «А. Невский»

История казачества, слайды о казачестве

6

История России в творчестве русских композиторов

М. Глинка «Патриотическая песня»

Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

«Солдатушки»

Патриотическая песня – гимн РФ с 1990 по 2000г

7

История России в творчестве русских композиторов

Хор «Славься»

Ария И. Сусанина из оперы «Иван Сусанин»

«Шел ленинградский паренёк»

8

Частушки

Р. Щедрин «Озорные частушки»

«Частушки воронежские»

балалайка

гармонь

гусли

9

Музыкальная викторина.

«Музыка ближнего зарубежья»

10

Введение в тему.

Русская народная песня «Светит месяц»

Украинская народная песня «Веснянка»

«Веснянка»

Песня кота Леопольда «Если добрый ты»

11

Музыка Украины.

«Веснянка»

«Ревет и стонет Днепр широкий»

«Если добрый ты»

бандура

12

Музыка Молдавии.

«Молдавеняска»

цимбалы

13

Музыка Закавказья

«Лезгинка»

Хачатурян «Лезгинка из балета «Гаянэ»

«Мельник, мальчик и осёл»

14

Музыка Закавказья

«Цыплята» Азербайджанская народная песня

«Мельник, мальчик и осёл»

15

Музыка Белоруссии

«Бульба» - Белорусский танец

«Перепёлочка»

«Перепёлочка» - вспомнить и исполнить

16

Музыка Прибалтики

«Вей, ветерок» - латышская народная песня

 Хор нашего Яна – эстонская народная песня

«Музыка народов мира»

17

Музыкальный язык Греции

«Сиртаки»

Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвредика»

«Колечко» - греческая народная песня

Сиртаки

мифы

18

Музыкальный язык Италии.

«Санта Лючия»

М. Глинка «Венецианская ночь»

Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

«О, солнце» - см. 7 кл.

И. Крутой «Простая песенка»

«Мама, чао!»

гондольер

Пизанская башня

венеция

19

Музыкальный язык Италии.

П. Чайковский «Неаполитанский танец» (см. 1 кл)

«Мама, чао!»

См. слайды

«Карнавал в Венеции»

20

Музыкальный язык Испании.

М. Глинка «Арагонская хота» см. 2 кл.

Равель «Болеро»

Пение по выбору

хота

болеро

21

Музыкальный язык Бразилии.

Самба

«На далёкой Амазонке»

карнавал

самба

22

Музыкальный язык Франции.

«Танец утят»

Ш. Азнавур см. слайды

«Танец утят»

Эйфелева башня

Париж

23

Музыкальный язык Франции

«Танец утят»

М. Матье (см. слайды о балете)

«Танец утят»

балет

24

Музыкальный язык Японии.

Японская народная песня «Вишня»

«Катюша»

Вариации на тему «Вишня»

«Вишня», «Катюша»

вариации

Хирасима

Нагасаки

25

Музыкальный язык Венгрии и Чехословакии.

Кодай «Чардаш»

Ф. Лист «Венгерская рапсодия № 2»

«Полька» - чешский народный танец

«Между музыкой разных народов нет непереходимых границ»

26

«Музыкальный язык»

Д. Гершвин «Колыбельная»

«Посадил полынь я» - болгарская народная песня.

«Ты, да я, да мы с тобой»

27-28

Музыкальный язык П. Чайковского и Э. Грига

П. Чайковский «Осенняя песня»

Григ «Утро» (2 кл)

«Ты, да я, да мы с тобой»

29

Творческий стиль В. Моцарта Творческий стиль Л Бетховена

В. Моцарт «Симфония № 40»

Л. Бетховен «Симфония № 5»

«Из чего же…»

симфония Бетховен

30

Творческий стиль Ф. Шопен

Ф. Шопен «Мазурка № 47»

«Прелюдия № 7», «Прелюдия № 20», (см. 2 кл)

«О России»

мазурка

31

Творческий стиль С. Рахманинова

С. Рахманинов «Концерт № 2»

«О России»

концерт

32

Творческий стиль Хачатуряна

А Хачатурян «Лезгинка»,«Танец с саблями» из балета «Гаянэ»

По выбору

балет

33-34

Повторение по теме: «Между музыкой разных народов нет непереходимых границ»

Календарно-тематическое планирование

4 класс  (34 ч)

Дата

№ п/п

Тема урока

Слушание

Песенный репертуар

Музыкальная грамота

«Музыка и литература»

1

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

С. Рахманинов «Вокализ»

Н. Метнер «Соната – вокализ»

«Аполлон и музы» - миф

«Грустные капельки дождя»

вокализ стр.20

Стр. 50

2

Что такое баллада?

Ф. Шопен

«Баллада g – mоll»

«Баллада- путаница» (чтение и анализ)

«Грустные капельки дождя»

баллада

стр. 26

3

Когда появился романс?

М. Глинка «Песня жаворонка»

Свиридов «Романс»

А. Рубинштейн «Романс Тамары» из оперы «Демон»

Е. Крылатов «Школьный романс»

романс

Стр. 30

Стр.159

4

Вокальный цикл.

Ф. Шуберт «В путь», «Куда»

(Серенада + слайды) Шуберт «Серенада № 2»

А. Журбин «В некоторой школе, в некотором классе» (из цикла «Планета детства»)

Стр. 37

Вокальный цикл

5

Какое значение имеет слово в жанре «кантата»?

К. Орф «О, фортуна!» «Лес зеленеет» из кантаты «Кармина Бурана»

Пение по выбору

Музыкально-вокальные упражнения

кантата

литавры стр.42

6

Могут ли зазвучать библейские сюжеты в ораториях?

И. Гайдн «Вступление к оратории «Сотворение мира»

 Чюрленис – «Море»

Г. Соболева «Певчий из Рорау» - чтение и анализ

«В некоторой школе» - исполнение

оратория

картина М. Чифленис «Сотворение мира» стр. 45, стр.115, стр. 119

7

Что связывает музыку и литературу в опере?

Н. Римский –Корсаков «Хороводная песнь Садко», «Колыбельная Волховы» сравнительный анализ

П. Горохова «Сказ о Садко» чтение

В. Моцарт «Послушай, как звуки хрустально чисты»

опера

сюжет

либретто

Стр.128

8

Что стало бы с балетом, если бы не было либретто?

Р. Щедрин тема Хабанеро «Болеро» из Кармен –сюиты

Сравнительный анализ

Пение по выбору

балет

Стр. 150

9

Брейн – ринг

Тестовые задания.

Музыкальная викторина.

«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

10

Может ли музыка стать действующим лицом сказки?

Я. Мороховский «Пастуший наигрыш»

«Пастушья дудочка» - чтение и анализ

«Волшебный смычок»

Стр. 48

11

Сочиняем музыкальную сказку.

Л. Кириллина «Сказка о рояле, который хотел стать клавесином»

Л. Дакен «Кукушка»

Сочиняем музыкальную сказку.

Стр. 51

Стр. 57

клавесин

рояль

Стр. 65

12

Что такое квартет?

И. Крылов «Квартет» - чтение и анализ

В. Левшин «Квартет» - чтение и анализ

А. Бородин «Второй квартет»

«Волшебный смычок»

Квартет

Стр. 59

13

Музыка – главный герой рассказа.

В. Вишневский «Девочка за роялем» - чтение и анализ

Л. Бетховен – «Элизе»

М. Минков «Дорогою добра»

Бетховен

Стр. 62 - 68

14

Музыкальная повесть.

В. Короленко «Слепой музыкант»

В. Моцарт «Фантазия с – mоll»

Сочиняем рассказ

«Дорогою добра»

Фантазия стр. 69 - 75

15

Музыка и роман.

С. Прокофьев «Ария Кутузов», «Вальс Наташи», «Лев Толстой и музыка» - чтение

Пение по выбору

16

Музыка и поэзия

Ф. Шуберт «Аве Мария»

Стих (в тетради)

Каччини – «Аве Мария» + слайды «Аве Мария»

«Буриме – игра»

«Знаменитые песни Шуберта» - чтение

«Где музыка берёт начало»

Шуберт

Стр. 75-77

бард

 «Музыка и изобразительное искусство»

17

Можем ли мы увидеть музыку?

Г. Свиридов Кантата «Поёт зима, аукает»

Картины Грабарь «Февраль»

Рябушкин «Свадебный поезд в Москве»

сравнение

«Где музыка берёт начало?»

кантата

Стр. 86 - 88

18

Что такое этюд?

С Рахманинов Этюд «Es – moll»

И. Бах «Маленькая прелюдия g – mоll»

Ю. Недзвецкий

«Художник – игра»

Г. Скудина «Арнштадский органист» - анализ

«Где музыка берёт начало?»

этюд

И. Бах

орган

Стр. 88 - 91

19

Какие существуют картины.

К. Дебюсси «Празднество»

М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

Гладков Югин

«Песня о картинах»

Стр. 94

20

Портрет в музыке и живописи.

М. Глинка «Рондо  Фарлафа»

В. Тропинин «Гитарист»

Н. Зимянина «Артистическая комната С. Рихтера» - чтение и анализ

Ф. Шуберт «Серенада f- moll»

«Колокола»

Е. «Колокола»

Портрет, пейзаж натюрморт

Стр. 98

См. слайд Шуберт серенада № 2

21

Когда музыку называют живописной?

П. Чайковский «На тройке», «Зимние грёзы», И Левитан «Вечерний звон»

Е. Крылатов Крылатов

Музыкальный пейзаж, с 102 – 107

См. слайды

22

Музыка и цвет

А. Скрябин «Прометей»

«Геракл освобождает Прометея» - чтение и анализ

Городницкий «Атланты»

атланты

Стр.107 - 111

23

Можем ли мы услышать живопись?

М. Караваджо «Лютнист»

Луна де Милан «Павала»

Городницкий «Атланты»

Стр. 111-113

лютня

24

Композитор и художник.

М.Чюрленис «Море» - слушание.

Н. Кончаловский «Гитара Сурикова» - анализ

В Суриков «Грачи прилетели»

Пение по выбору

Суриков

Стр. 114 - 120

25

Гармония звуков музыки и живописи.

Леонардо да Винчи «Джаконда»

Подбор музыки

Игра «Звучащая вселенная»

Пение по выбору

Стр. 120

 «Музыка, кино и театр»

26

«Встреча с десятой музой»

Р. Паулс «Тапер»

И. Дунаевский «Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта»

«Здорово, здорово»

Цфасман

Тапёр

Стр.20-21

Стр. 151-155

Братья Люмьер

27

Кино в содружестве искусств.

А. Петров «Марш из кинофильма «Жестокий романс»

М. Дунаевский «Увертюра «Мери Поппинс»

М. Дунаевский «Лев и Брадобрей»

«Лев и Брадобрей» пение под фонограмму (минус)

увертюра

Стр. 155 - 158

28

Почему театр и кино не могут существовать без музыки?

Г. Свиридов «Вальс к драме «Метель»

Г. Свиридов «Романс»

«Лев и Брадобрей»

Стр. 158 - 160

29

Водевиль и оперетта.

И. Кальман «Карамболина» из оперетты «Фиалки Монмартра»

И. Штраус «Большой вальс» из оперетты «Летучая мышь»

водевиль

оперетта

Стр. 161 - 166

30

Что такое мюзикл?

Ф. Лоу «Я танцевать хочу»

Р. Роджерс «Песня о прекрасных вещах»

мюзикл

Стр. 167- 171

31-32

Когда оперу стали называть рок-оперой?

А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду» «Эпилог»

Е. Крылатов «Мы - маленькие дети»

Стр. 178 - 180

33-34

Повторение по теме: Музыка, кино, театр»

Календарно-тематическое планирование

5 класс (35 ч)

Дата

№ п/п

Тема урока

Слушание

Песенный репертуар

Музыкальная грамота

«Преобразующая сила музыки»

«Музыка с древнейших времён до XVII века»

1

Почему древний человек считал музыку божественной и целебной»

«Гутилла – музыкант» индийская легенда – чтение и анализ

Ж Сикейро «Ритмы в честь божества Шанго» - слушание и анализ

Шаинский «Если б не было школ»

Ж. Сикейра

Кандобле

оратория

2

Какими были первые музыкальные инструменты?

Пекарский «Ударные инструменты» - анализ

«Африканские ритмы»

«Миф о пане»

Картина Врубеля «Пан»

Ж. Сикейра «Маракату» - импровизация и пение

Шаинский «Если б не было школ»

Маримба

лира

Стр. 12-20

Банджо

Флейта Пана

3

В чём преобразующая сила средневековой духовной музыки?

«Куrie» (Помилуй) – из григорианской мессы

Ф. Крестьянин Песнопение XVI век

«Живи, родник»

4

О чём пел и слагал стихиры благородный рыцарь?

Баллада «Зелёные рукава»

Пение по выбору

баллада

Стр. 140 – 149

лютня

5

Одухотворённость хоровой музыки Возрожденияя

К. Монтеверди «Разговор нимфы с пастушком»

Д. Палестрина «Мадригал»

По выбору

мадригал

6

Красота инструментальной музыки Ренессанса

Ф. Милано «Канцона»

А. Гребенщиков «Под небом голубым»

ренессанс

мотил

7

Галантность музыки Барокко

Ж. Б. Люлли «Ария»

«Поварёнок  Люлли» - чтение и анализ

А. Гребенщиков «Под небом голубым»

Стр. 140

Ж. Б. Молли

8

Изобразительность клавесинной музыки

Ж. Рамо «Курица»

Ф. Куперен «Барабанщики», «Цветочница»,

«Амазонка» - анализ

барокко

Куперен

Стр. 148-149

 «Музыка XVII – начала XIX веков»

9

К. Глюк – первый оперный композитор.

Мелодии (4кл) Глюка из оперы «Орфей и Эвридика»

Мифы об Орфее

«Ты слышишь, море?»

опера

10

А. Вивальди – выдающися композитор скрипичной музыки

А. Вивальди «Зима», «Весна» (3 кл.) «Лето», «Осень» - анализ

Д. Керш «скрипичный мастер» - чтение и анализ

«Ты слышишь, море?»

Вивальди

Цикл «Времена года»

11

Почему музыку Генделя называют плейэрной?

Г. Гендель «Музыка на воде»

Куруман «Судьба музыканта» - анализ

Пение по выбору

плейэр

12

В чем красота и сила музыки И. С. Баха?

И. Бах «Прелюдия и фуги» с - dur

«Партита g – mоll

А. Пахмутова «Звездопад»

Бах

полифония

13

Гайдн – основоположник жанра «симфония»

Гайдн «Симфония № 104»

Гайдн «Мы к счастью движем жизнь вперёд»

А. Пахмутова «Звездопад»

симфония

14

В чём сила музыки В. Моцарта?

В. Моцарт «Маленькая ночная музыка», В. Моцарт «Лакримоза»

К. Паустовский «Старый повар» - чтение и анализ

«Три белых коня»

реквием

лакримоза

рондо

15

Жизнеутверждающая сила музыки Бетховена

Л. Бетховен «Симфония № 3 (1 ч), «Соната № 8» (патетическая)

«Три белых коня»

«В чём сила музыки»

«Музыка  XIX века»

 

16

Глинка – первый русский композитор классик

М. Глинка «Вальс –фантазия»

Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

М. Глинка «Славься» (4 кл)

«Облака»

Егоров

увертюра

опера

17

Путь к вершинам творчества Римского-Корсакова

Римский –Корсаков «Ария Снегурочки», «Третья песня Леля»

Сцена таяния Снегурочки

«Облака»

18

Ф. Шуберт – первый композитор - романтик

Ф. Шуберт «Вальс»

Ф. Шуберт «Неоконченная симфония»

Песня гардемаринов

(п - )

Шуберт

19

Ф. Шопен – выдающийся композитор фортепьянной музыки.

Ф. Шопен «Полонез – А – duг»

Ф. Шопен. Вальс сis-moll

Песня гардемаринов

(п - )

20

Ф. Лист – исполнитель- виртуоз, композитор

Ф. Лист «Рапсодия № 2»

«Кампанелла»

Песня по выбору

Лист

рапсоды

рапсодия

21

Н. Паганини – композитор-исполнитель-виртуоз

Н. Паганини «Каприччо № 5»

Пение по выбору

скрипка

См. слайды скрипка Страдивари

22

Почему Штрауса называют королём вальса

И. Штраус «Вальс из оперетты «Цыганский барон», увертюра к оперетте «Летучая мышь»

«Добрая волшебница»

23

Музыка П. Чайковского – музыка чувств.

П. Чайковский «Концерт № 1»

«Остров невезения»

концерт

24

Искренность и проникновенность музыки Э. Грига.

«Концерт № 1 для фортепьяно с оркестром»

«Смерть Озе» Э. Григ

«Остров невезения»

концерт

сюита

«Музыка  XX века»

25

Музыка на рубеже веков.

М. Равель «Болеро»

Е. Крылатов «Хоть глазочком заглянуть бы»

болеро

26

И. Стравинский – композитор -новатор

И. Стравинский «Вальс», «Галоп», «Танец Жар-птицы» из сюиты «Жар –птица»

Е. Крылатов «Хоть глазочком заглянуть бы»

сюита

27

А. Скрябин и новые музыкальные …

А. Скрябин «Прелюдия № 4», «Этюд № 12»

Е. Крылатов «Ласточка»

прелюдия

28-29

Музыкальный мир С. Рахманинова

С. Рахманинов «Прелюдия  g – mоll»

«Прелюдия cis –moll»

Концерт № 3 (фрагмент)

Е. Крылатов «Ласточка»

прелюдия

концерт

30

Д. Д.Шостакович

«Эпизод нашествие из симфонии № 7

«День Победы»

симфония

Шостакович

31

С. С. Прокофьев

С. Прокофьев «Симфония № 1» (классическая)

«День Победы»

32

Почему произошла эволюция музыки XX века.

С. Джоплин

«Регтайм «Шутник»

Р. Паулс «Блюз под дождём»

«Деловое танго»

П. Маркина

блюз

регтайм

33-35

Музыкальная викторина Повторение по теме: «Музыка XX века”

Календарно-тематическое планирование

6 класс (35 ч)

Дата

№ п/п

Тема урока

Слушание

Песенный репертуар

Музыкальная грамота

 «Музыкальный образ»

 «Музыкальные образы в творчестве композиторов»

1

Образы войны и мира.

Прокофьев «Ария Кутузова», «Вальс» ( 4 кл. 2 ч.)

Песня «Дороги»

7 класс (с.58)

2

Романтические образы

Ф. Шуберт «Лесной царь»

Песня «Дороги»

7 кл. (с. 40-44)

баллада

3

Романтические образы.

Ф. Лист «Грёзы любви»,

Ф. Шопен Концерт f-moll ( 1ч.)

Таривердиев «Маленький принц»

Романтизм в музыке

4

Лирические образы в музыке Э. Грига

Григ «Альбомные листья», «Кобольт»

Таривердиев «Маленький принц»

Э Григ

5

Русские образы

А. Скрябин «Прелюдия № 4» (5 кл. 4 ч.)

По выбору

Программная музыка

6

Образы движения и покоя

С. Рахманинов «Весенние воды», «Островок»

Песня туристов из оперы «А зори здесь тихие»

романс

7

Испанские образы

М. Равель «Болеро» (5 кл. 4 ч.)

И. Крутой «Болеро» - сравнительный анализ

Песня туристов из оперы «А зори здесь тихие»

Болеро

7 кл с. 52

Заболоцкий «Болеро»

8

Бетховенские образы

Бетховен «Увертюра «Эгмонт»

По выбору

Увертюра – 8 кл. с.69

«Музыкальный образ»

9

Народные песенно-танцевальные образы.

«Степь да степь кругом» - русская народная песня

Римский – Корсаков «Ай, во поле липенька» из оперы «Снегурочка»

«Я люблю тебя, Россия»

Жанры р. н. п.

10

Образы природы в вокальной музыке

Булахов «Гори, гори, моя звезда»

Варламов «Горные вершины»

«Утро туманное» на стихи Тургенева

«Я люблю тебя, Россия»

романс

11

Сатирические образы в творчестве русских композиторов

Мусоргский «Блоха»

Даргомыжский «Титулярный советник»

Чтение фрагмента из рассказа Чехова «Титулярный советник»

«Я люблю тебя, Россия»

Мусоргский

Даргомыжский

12

Исторические события и народ в творчестве Мусоргского

Мусоргский «Рассвет на Москва-реке», «Сцена по кромами из оперы «Борис Годунов»

«Я люблю тебя, Россия»

13

Исторические события в творчестве Бородина

А. Бородин «О, дайте, дайте мне свободу» ария Игоря из оперы «Князь Игорь»

«Баллада о солдате»

ария

14

Образ Родины в творчестве Рахманинова

С. Рахманинов «Концерт № 2 для фортепьяно с оркестром»

«Баллада о солдате»

Рахманинов

15

Образы пушкинских героев в музыке.

Г. Свиридов «Тройка», «Романс»

По выбору

драма

«Музыкальная драматургия»

 «Драматургия и музыкальные формы»

 

16-17

Драматургия контрастных сопоставлений

Глинка «Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Г. Струве «Школьный корабль»

Тема

опера

18

Сюита.

И. Бах «Аллеманда», «Куранта», «Сарабанда», «Жига» (сюита f-dur)

Г. Струве «Школьный корабль»

«Аллеманда», «Куранта», «Сарабанда», «Жига»

19

Хоровой концерт

Д. Бортнянский «Концерт для хора № 21», «Живые помощи» f-moll

«Этот мир придуман не нами» (-)

Духовная музыка концерт

20

Драматургия в драме

А. Хачатурян «Вальс к драме «Маскарад» (7 кл)

«Этот мир придуман не нами» (-)

Драма

вальс

21

Возникновение сонаты

Д. Скарлатти «Соната е –moll»

По выбору

соната

22

Кончерто гроссо

А. Корелли «Кончерто гроссо» (Рождественский g-mol)

По выбору

концерт

23

Лирико-драматические образы в музыке Огинского

М. Огинский «Полонез»

«Этот большой мир» из кинофильма «Москва – Кассиопея»

полонез

24

Свободные формы

Музыкальная викторина.

П. Чайковский «Концерт № 1»

«Этот большой мир»

Слайд Чайковского

«Музыкальный театр – синтез искусств»

25

Музыкальный театр – древнейший вид искусства.

С. Танеев «Храм Аполлона в Дельфах» к трилогии «Ористел» по Эсхилу

«Арго» (-)

Опера, балет, оперетта, мюзикл, рок-опера

26

Каким был средневековый театр.

Римский –Корсаков «Пляска скоморохов»

«Арго» (-)

Итальянская комедия масок (слайды)

27

Опера буффа

Моцарт «Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

«Арго» (-)

Опера буффа

28-29

Балетный спектакль в современном музыкальном театре

С. Прокофьев «Монтекки и Капулетти», «Джульетта –девочка» (7 кл)

«Комарово»

Балет, либретто, Шекспир

30

Драматургия творчества Шестаковича

«Эпизод нашествия», «Романс» Шостаковича

«Нам нужна одна победа»

симфония

31

Оперетта, водевиль, мюзикл в театре.

И. Кальман «Вступление к оперетте «Сильва», «Хей-я»

«Нам нужна одна победа»

Оперетта, мюзикл

С. 161-168

32

Музыкальная викторина

33-35

Повторение по теме: «Музыкальная драматургия»

Календарно-тематическое планирование

7 класс (35 ч)

Дата

№ п/п

Тема урока

Слушание

Песенный репертуар

Музыкальная грамота

«Современность в музыке»

 «Современность в музыке»

1

Что значит современность в музыке. Необарокко.

И. Бах «Токката и фуга»

Х. Вила- Лобос «Ария из бразильской бахианы»

Раинчик «Музыка для всех»

Современная музыка, барокко, необарокко

2

Неоклассицизм.

П. Хиндемит «Первая часть квартета № 3»

Бетховен «Лунная соната»

Раинчик «Музыка для всех»

Классицизм, неоклассицизм

3

Романтизм

Р. Вагнер «Полёт валькирий»

Раинчик «Музыка для всех»

романтизм

4

Импрессионизм.

К. Дебюсси «Отражение в воде», «Игра воды»

«Листья жёлтые» Р. Паулс

импрессионизм

5 - 6

Реализм.

С. Пркофьев «Джульетта –девочка», «Монтекки и Капулетти»

«Листья жёлтые» Р. Паулс

Реализм, балет, С. Прокофьев

7

Минимализм.

Д. Адамс «Хорошая поездка на быстрой машине»

«Листья жёлтые» Р. Паулс

минимализм

8

Тестовые задания

По выбору

«Музыка «лёгкая» и «серьёзная»

9

Джаз – музыка «легкая» и «серьёзная»

Д. Эллингтон «Стомп Коттон клуба»

«Настроение в тонах индиго»

«Фермер Джон»

джаз

10

Спиричуэлс.

«Молитва», «Она мой свет»

«Крыша дома» (-)

Спиричуэлс, свинг

11

Блюз

«Блюз западной окраины»

«Роллем Пит»

«Крыша дома» (-)

Луи Армстронг, блюз

12

Регтайм.

С. Джоплин Регтайм «Гладиолус»,

Регтайм «Данс»

«Александра»

регтайм

13

Биг-бэнд и джазоркестр.

Г. Уоррен «Дорога на Чатанугу»

Г. Миллер «Лунная серенада» из кинофильма «Серенеда солнечной долины»

«Александра»

Биг-бэнд

джазбанд

14

Джазовые исполнители.

Д. Херман «Хэлло, Долли»,

Г. Мансини «Лунная река»

По выбору

Л. Армстронг

15

Джазоркестр.

Д. Гершвин «Рапсодия в блюзовых тонах»,

Гершвин «Концерт для фортепьяно с оркестром»

По выбору

Гершвин

Концерт

симфоджаз

«Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки»

16

Классика и популярная музыка.

А. Альбинони «Адажио»
А. Хачатурян «Вальс из сюиты «Маскарад»

Зацепин «Песня о медведях» (-)

Классика

попмузыка

17

Взаимопроникновение оперной музыки.

Д. Верди «Песенка Герцога», «Финал оперы «Риголетто»

Зацепин «Песня о медведях» (-)

опера

18

Классика и киномузыка в 20-40 годы

Я. Сибелиус «Грустный вальс» (к драме «Куолема»)

И. Дунаевский «Марш из кинофильма «Весёлые ребята»

Зацепин «Песня о медведях» (-)

И. Дунаевский

19

Расцвет оперетты в 50-ые годы.

И. Дунаевский «Песня об Одессе», «Выход Ларисы и 7 кавалеров».

Зацепин «Песня о медведях» (-)

Оперетта, её сходство и различие с оперой

20

Начало рок-движения на Западе в 60 – ые годы.

Д. Капуа «О, моё солнце», «Синие замшевые ботинки», Дж. Леннон «Вчера»

Дж. Леннон «Вчера»

Э. Пресли

Биттлз

(См. слайды гитара)

21

Рождение русского рока в 60-ые годы.

А. Кутиков, А. Макаревич «Старый рок-н-ролл», А. Макаревич «Пока горит свеча»

«Поворот» А. Макаревич

(-)

«Машина времени»

22

Электронная музыка в 70-ые годы.

Ж. М. Жарр «Кислород», Э. Денисов «Пение птиц»

«Янни Лайф» (слайд «Симфония – примавера, слайд «Попмузыка в школе»)

«Поворот» А. Макаревич

(-)

Эми – их разновидность

Слайд «Гитара»

23

Фолк-рок и попмузыка в 80 – ые годы.

«Баба Яга» - «Ой, то ни вечер»

«Поворот» А. Макаревич

(-)

Фолк-рок

Слайд «Выставка орхидей в Тайване»

24

Взаимопроникновение классической и попмузыки в 90- ые годы.

Ф. Меркьюри «Барселона» в исполнении с Монсерат Кабалье

А. Бородин «Улетай на крыльях ветра» (классика + рэп)

«Поворот» А. Макаревич

(-)

25

Музыкальный ринг.

«Поворот» А. Макаревич

(-)

«Выдающиеся композиторы и исполнители 20 века»

 

26

Знаменитые оперные певцы.

Россини «Танец тарантелла» в исполнении Э. Карузо

Л. Далла «Памяти Карузо» в исполнении Паваротти

Ж. Бизе «Хабанера» в исполнении И. Архиповой

«Из вагантов» (-)

Карузо, Паваротти, Доминго, слайд «Паваротти», слайд «Доминго»

27

Знаменитые оперные певцы.

Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» в исп. Шаляпина

И. Крутой «Путь» в исп. Хворостовского

«Из вагантов» (-)

28

Исполнители инструментальной музыки.

Н. Паганини «Вечное движение» исполнение ансамбля скрипачей Б. т.О. Мессиан «Восхваление» в исп. ансамбля Спивакова.

«Из вагантов» (-)

Скрипка

ансамбль

29

Знаменитые дирижёры симфонических оркестров.

И. Брамс «Венгерский танец № 1»

g-moll, оркестр Эн.Би Си А. Тосканини, М. Глинка «Камаринская», орк. под упр. Е. Светланова

Тосканини

Светланов

30

Знаменитые дирижёры эстрадного оркестра.

М. Легран «Буду ждать тебя»

Ф. Лей «История любви»

По выбору

Легран

Лей

31

Исполнители авторской песни.

Б. Окуджава «Молитва»

Ю. Визбор «Наполним музыкой сердца»

В. Высоцкий «Песня о друге»

В. Высоцкий «Песня о друге»

Окуджава

Визбор

Высоцкий

Слайд «Гитара»

32

Исполнители шлягеров.

Б. Кемпферт «Странники в ночи» в исп. Синатры

«Прощай, моя любовь» Д. Руссос

По выбору

шлягер

33-35

Повторение по теме: «Выдающиеся композиторы и исполнители 20-го века»

«Янни Лайф» концерт группы

По выбору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...