Технологическая карта открытого урока. "Музыка ближнего зарубежья: Украины и Белорусси."(районный семинар )
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме

Технологическая карта открытого урока по музыке по теме " Музыка ближнего зарубежья : Украины и Белоруссии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.docx37.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки в 4 классе

в рамках  ФГОС НОО

Автор разработки:        Мельня  Виктория  Алексеевна

Предмет:        Искусство. Музыка

Класс  : 4 класс

Автор УМК, учебник :        УМК «Начальная школа 21 век»

 «Музыкальное искусство»  4  класс.   Авторы: Усачева  В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А.

 Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г.

Раздел (10 часов):        Музыкальное общение без  границ.

Тема урока         : Музыка ближнего зарубежья: Украины и Белорусси.

Тип урока        урок :  «открытия» нового знания

Цель урока :         Развитие интереса к музыке разных народов.

Задачи :

       1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

•        формирование уважительного отношения к  культуре  разных народов , иному мнению, иной точке зрения;

•        развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

•        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

•        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

•        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

•        развитие умения работать с информацией;

•        развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

•        развитие умения использовать различные способы поиска информации;

•        развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

•        формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

•        формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

•        формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

•        формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

•        формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов,) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

•        развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

•        освоение первоначальных знаний о музыке ближнего зарубежья:Украины и Белоруссии;

•        овладение умениями правильно определять «пульс» музыки , ударные доли, разучивать и исполнять текст, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

•        воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к музыке, чувство сопричастности к сохранению её уникальности и красоты; пробуждение познавательного интереса к  музыке, стремления совершенствовать свою речь;

Методы организации учебной деятельности:

-метод  вживания  в образы  искусства;

-словесное рисование;

-вокально-хоровая работа;

- метод размышления о музыке;

-метод забегания вперед и возвращения назад.

Методические принципы :  интонационность, опора на  народную  музыкальную культуру.

Форма организации работы        коллективная форма : слушание,; фронтальная : музыкальная беседа – рассуждение;

групповая:  музыкально-ритмическая деятельность;

Используемые технологии :        Технология  системно-деятельностного  подхода.

Оборудование: компьютер, проектор

Наглядный материал:

    1. Иллюстрации народных инструментов;

    2. Иллюстрации народных национальных костюмов Украины, Белоруссии, России.

Музыкальный материал:

Вокальные произведения:

 «Бульба»,  «Веснянка»

Мелодии музыкальных инструментов :  цимбалы, бандуры ,бубен , барабан.

Раздаточный материал:

      Тексты народных песен

       Ложки

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение

к учебной деятельности.

Добрый день!

И раздвинутся вдруг стены-

вся земля видна вокруг.

Плещут волны , речки пенной,

чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

тают в дымке голубой.

Это музыка торопит

и ведёт нас за собой.

Добрый день, ребята!

Добрый день, дорогие гости!

Тихо, тихо рядом встанем.

Входит музыка в наш дом

в удивительном наряде-

разноцветном, расписном.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать  новое

2. Актуализация знаний.

-Пословицы и поговорки , сказки , потешки ,заклички, танцы  , песни , игры.   …

-Потому что они  похожи.

-Похож  язык, внешность славянская, национальные  костюмы.

-У нас сегодня необычный урок музыки. Музыка нас  отправит в путешествие. А в какое, догадайтесь сами

Итак, перед вами три таблички:

Украинские народные…

Русские народные..

Белорусские народные…

-Чем бы  вы смогли  дополнить их?

- А почему именно к этим народным культурам мы сегодня обратились?

-Чем?( на слайде три костюма, музыкальные  инструменты)

Русские , Украинцы , Белоруссы – родственные славянские народы.

В далеком прошлом русские, украинцы, белорусы жили в едином государстве, называемом Киевская Русь. И называли их единым словом – славяне.

Познавательные: 

- сравнение, обобщение;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания. 

Регулятивные: 

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-волевая  саморегуляция в ситуации затруднения .

Коммуникативные: 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

3.Постановка учебной задачи.

-Наше музыкальное путешествие  будет в Украину и Белорусь.

-  Мы на уроке музыке. Значит  какое музыкальное  путешествие нас ожидает?   

Познавательные:

-постановка и формулирование проблемы. 

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

4. Практическая работа.

Дети изображают движение  вагонов поезда.

- Мы попали в  Украину .

-Музыка отличается языком произношения.

(Дети хлопают в ладоши)

-Три доли.

- Мазурка, вальс, полонез .

ПОЮТ.

- В последнем  слове первая доля выпадает в середину слова.

Поют  цифрами и хлопают.

- На вторую долю.

-На первую долю.

Работают.

-Её поют весной.

-……., ….зазывали.

-Заклички.

-Трёхдольный пульс, ударение на 2 долю.

Показывают на слайде.

-Прозвучала бандура.

-Есть струны,  гриф маленький, есть настройки, регистры.

-Это цимбалы.

Дети играют в парах на цимбале.

Дети изображают движение  вагонов поезда.

- Белорусь.

Дети рисуют и называют музыкальные инструменты.

-Бульба –это картошка.

Разучивание песни.

-Две.

- На первую.

- Шуточного.

- Весёлая , а текст лёгкого содержания.

- Добавить танцевальные  движения, предметы, игру с картошкой).

(Называют блюда из картошки)

-Вилка , ложка.

- Да, ложки.

поют все. 1 куплет: 1гр. Танцует, 2гр. Играет 1 долю.

2 куплет: 1гр. Играет 2 долю, 2гр. Танцет. повороты

3 куплет: все приседают , каждый своё играет.

 Дети изображают движение  вагонов поезда.

ГУДОК. Дети колёса.  

Звучит видео  «Веснянка»  на украинском  языке.

- Как вы думаете в какую страну мы попали?

- А чем  украинская  музыка отличается  от русской? Как их не перепутать?

- А если муз без слов, как тогда быть?

 Я вам помогу. Я сейчас спою  украинскую народную  песню «Веснянка», а вы просчитайте её пульс. Он будет либо 2 дольный либо трёхдольный. Я пою , а вы хлопайте.

ПОЮ И  ХЛОПАЮ.

- Сколько долей  у вас получилось?

-Это , ребята, не случайно, т.к Украина  находится  рядом с Польшей  и  культура их народов тесно перекликается. Именно в Польше присутствуют тридольные песни и танцы.

-Назовите польские трёхдольные танцы .

-А теперь спойте сами по тексту на слайде. Обратите  внимание на выделенные буквы – с них начинается  первая ударная  доля.

- Что в этом тексте нарушило закономерность?

- Давайте найдем ещё одну не закономерность,  обратите внимание  теперь на ударение. Спойте только со счётом вслух.

- На какую долу падает ударение?

-А мы привыкли всегда ударение слышать на какую долю ?

Подчеркните самостоятельно у себя в текстах только те слоги, на которые  приходится 2 доля.

Проверка.

-Почему эта песня  называется  «Веснянка» ?

- Для чего ?  Какие глаголы используются?

 - А как называют  такие песни на Руси?  

Вывод: Какие же особенности имеет украинская музыка?

-А теперь познакомимся с музыкальными инструментами  Украины.

На слайде  (балалайка, гармошка, дуда, цимбалы, бандура).

-Как вы думаете, какие из них украинские? (цимбалы ,  бандура)

- Посмотрите, ка они называются?

(слайд с названиями  музыкальных инструментов)

А теперь послушайте  как они звучат.

ВИДЕО  БАНДУРА

- Вам понравилось звучание ?

-Какой инструмент прозвучал?

 -Какая особенность у бандуры? (Какой знакомый уже инструм. Он вам напоминает?

А теперь послушаем другой инструмент.

ВИДЕО ЦИМБАЛЫ

- А кому понравился это инструмент?  Назовите его.

Чем они отличаются? Чем они похожи?

ИГРА НА  ЦИМБАЛЕ  В  ПАРАХ .

 

ГУДОК  .

 – А нас снова зовёт гудок паровоза. Куда же мы попали?

 (на слайде символы Белорусси: флаг, карта, муз инстументы: басэтла, волынка, лера, др.)

- Выберите инструмент , который бы вы хотели услышать? (лера, басетла, волынка)

ВИДЕО

Творческое  задание:

-Дорисуйте  недостающие  детали у музыкальных инструментов и назовите их.

-Послушайте белорусскую песню-танец «Бульба». Переведите её название на русский язык.

Разучивание по фразам.

 Учитель поёт.

 Дети повторяют.

-Сколько долей в этой песне? (2).

 На какую долю падает ударение?

- Эта песня серьёзного  жанра или шуточного?

Почему?

-Как исполнить «Бульбу» так, чтобы получилась весёлая шутка?

- Какие блюда из картошки вы знаете?

- А каким столовым прибором пользуетесь для употребления картошки?

- Можно ли  какой-нибудь  из этих  столовых приборов  использовать  в музыке?

-Используя ложки  мы сейчас обыграем  эту песню:

«Картошка»в двух группах (поют все. 1 куплет: 1гр. Танцует, 2гр. Играет 1 долю.

2 куплет: 1гр. Играет 2 долю, 2гр. Танцет. повороты

3 куплет: все приседают , каждый своё играет.

ГУДОК .

Познавательные:

-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

-умение  размышлять, отвечать на вопросы;

--осознанное построение  речевого  высказывания  в устной и письменной форме;

-развитие умения осмыслить полученную информацию.

Коммуникативные: 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные:

  • - формирование целостного взгляда на мир;

- формирование основ уважительного отношения к  культуре стран ближнего зарубежья, осознание национальной принадлежности; уважение к культуре других народов;

Регулятивные: умение оценивать свое исполнение,  используя критерии оценивания;

6. Подведение  итогов

Музыка (картинка Белоруси)

Двухдольная, танцевальная (шуточная)

Веселит, бодрит, радует

Звучит на ложках, басэтле, волынке

БЕЛОРУЬ

Музыка (картинка Украины)

трёхдольная, песенная

закликает, зовет, пробуждает

Звучит на бандуре , цимбале

Украина

– Ребята. Нам пора домой. Но по дороге мы будем вспоминать наше путешествие

 (фон  поезда) .

2 СИКВЕЙНА:

-Кому понравилась музыка Белорусси? Составьте  синквейн справа.

-Кому понравилась музыка  Украины? Составьте синквейн   слева.

  • Познавательные:
  • - знание основных закономерностей музыкального искусства ;

- освоение начальных форм познавательной деятельности;

-выведение следствий ;

-построение  логической  цепочки рассуждения;

-осознанное построение  речевого  высказывания  в устной и письменной форме;

Регулятивные:

 -развитие умения осмысливать полученную информацию

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше на следующих уроках.

7. Рефлексия учебной деятельности.

«Фразеологизм»

-Выберите фразеологизм , который характеризует вашу  работу сегодня на протяжении всего урока.

  • Шевелить мозгами
  • Краем уха
  • Хлопать ушами
  • Слон на ухо наступил
  • Не в своей тарелке
  • Бить баклуши
  • Витать в облаках
  • Петь во все горло
  • Заливался соловьем
  • Мурашки по спине бегали
  • От всей души

Попал впросак

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности и личностной рефлексии;

-самооценка своих музыкально-творческих способностей;

  • творческая переработка изученной информации;

Личностные:

 -самооценка на основе критерия успешности;

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. 

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

8.Домашнее задание.

1 уровень: Найти  самостоятельно МР 3 запись  не прослушанных нами  музыкальных инструментов.

2 уровень: Найти самостоятельно  видео  народных танцев Украины и Белоруссии.

Предметные:

-закрепление  представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Личностные:

-реализация творческого потенциала в процессе выполнения домашнего задания;

Метапредметные:

  • - поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

- умение находить информацию и осмысливать её.

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

Основная общеобразовательная школа   с.Усатово

Технологическая карта

открытого урока по музыке

4 класс

Тема: «Знакомство с музыкой ближнего зарубежья :Украины и Белорусси»

Подготовила и провела :

Учитель начальных классов

1 категории

МОУ ООШ с.Усатово

Мельня В.А

2015-16уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку музыки.

Технологическая карта к уроку музыки (4 класс по программе В.В.Алеева, Т.Н.Кичак; тема года "Музыкальное путешествие", 1 четверть, тема урока "Великое содружество русских композиторов")....

Технологическая карта к уроку музыки 3 класс, по теме "Музыка утра"

Уважаемые коллеги!Надеюсь, что моя технологическая карта к уроку музыки в 3 классе, по теме "Музыка утра",поможет Вам, при составлении Ваших технологических карт....

Технологическая карта интегрированного урока музыки экологической направленности "Музыка утра" 1 класс

Разработка технологической карты интегрированного урока музыки экологической направленности для 1 класса УМК «Школа России» Урок №19 по ФГОС НОО УМК«Школа России» «М...

Технологическая карта к уроку "Музыка и движение" в 1 классе

Тема урока: "Координация и ритм в движениях и музыке"...

Технологическая карта по уроку музыке на тему "Танцы"

Знакомство детей с такими видами танцев как вальс, полька, мазурка....

Технологическая карта к уроку музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"

Разработка урока музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве" полностью раскрывает данную тему. Данный материал прошёл испытание открытыми урокам...