Музыка "Музыкальные инструменты"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Конспект урока "Музыкальные инструменты". 2 класс. Критская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_muzyki.docx28.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Тема
: Музыкальные инструменты

Педагогические цели:        Способствовать формированию представлений о роли фортепиано в музыке, выразительных возможностях фортепиано, в создании различных образов, содействовать развитию умений определять жизненную основу музыкальных произведений, сопоставлять контрастные пьесы и произведения с одинаковыми названиями, создать условия для ознакомления с детской музыкой П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева, воспитания грамотного слушателя.

Тип урока:        Расширение и углубление знаний и способов действий. Урок – путешествие в концертный зал.

Проблема урока: Что роднит и что отличает два цикла детской музыки – П. И. Чайковского («Детский альбом») и С.С. Прокофьева («Детская музыка»). Почему музыка для детей бывает разной?

Планируемые результаты (предметные): Узнают: понятия форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, музыкальный язык, музыкальный альбом, интонации, названия произведений и их композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев), названия динамических оттенков форте и пиано, названия танца: вальс.
Научатся: называть имена композиторов (Петр Ильич Чайковский, Сергей Сергеевич Прокофьев), наиболее популярные в России музыкальные инструменты, определять, как они связаны между собой (на примере пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского и «Детской музыки» С.С. Прокофьева); слышать настроение звучащей музыки; узнавать изученные произведения, называть их авторов.
Получат возможность учиться: откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками; определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, выражать свое впечатление и личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений; самостоятельно находиться эпитеты к мелодиям: давать оценка соотношения настроения в музыке с настроением человека
Личностные результаты: Проявляют эмоционально-ценностное отношение к музыке; расширяют свою ценностную сферу в процессе общения с музыкой, испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России.
Метапредметные результаты: Регулятивные: преобразовывают практическую задачу в познавательную; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии, позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск информации об истории и устройстве фортепиано.
Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию; координируют и принимаю различные позиции во взаимодействии.
Основное содержание темы, термины: Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). История фортепиано. Элементы нотной грамоты. Интонационно-образная природа музыкальных искусств. Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамотны. Форте(громко), пиано(тихо), фортепиано, рояль, пианино, пианист, марш, вальс, клавиатура, длительность, ритм.
Образовательные ресурсы:
Иллюстрации (клавесин, рояль, пианино, карточки «форте», «пиано», названия музыкальных пьес, портреты С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского)
Музыкальный материал: Звуки клавесина, пианино, рояля. С. Прокофьев «Детская музыка»: «Марш», «Вальс», «Вечер». П. Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая грёза», «Вальс».

План урока:

1. Мотивирование к учебной деятельности (Орг. момент)
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация учебной деятельности
4. Постановка учебной задачи.
5. Усвоение новых знаний и способов действий.
6. Закрепление знаний и способов действий
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог)
8. Домашнее задание.



Сценарий урока:
1. Организационный момент.
У: Здравствуйте, ученики!
Д: Здравствуйте,учитель!
У: Меня зовут Елизавета Викторовна, и сегодня урок музыки у вас проведу я!
Звучит музыка Э. Григ «Утро»
У: Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И сегодня мы отправляемся с вами в очередное музыкальное путешествие в «Мир Музыки»
2. Проверка домашнего задания.
У: На прошлом уроке вам было дано домашнее задание. Нарисовать рисунок на тему «Россия – Родина моя»!
У: Поднимите руку, кто выполнил домашнее задание?
(дети поднимают руки)
У: Теперь посмотрим, какие рисунки вы нарисовали. Первый ряд, кто нарисовал рисунки, выходите ко мне сюда с ними.
У: Какие молодцы! Как нежно и гордо вы обрисовали тему ваших рисунков.
(празднично, жизнерадостно, строго, серьезно, грустно или возвышенно)
У: Умницы, присаживайтесь на свои места! Теперь второй ряд, кто нарисовал рисунки, выходите на сцену с ними.
У: Как сказочно и объемно вы обрисовали свой взгляд на эту тему!
(мечтательно, одухотворенно, тонко, сердечно, с любовью, возвышенно, гордо и т.д.)
У: Присаживайтесь на свои места. Ребята, как же вы сегодня меня порадовали своими рисунками! Очень приятно, что вы так трепетно относитесь к своей Родине!
3. Актуализация учебной деятельности.
Слушание фрагмента гимна РФ. 10-15сек
У: Ребята, что это за композиция? Как нужно слушать эту композицию?  
Д: Это гимн РФ. Стоя.
У: Как звучит эта композиция?
Д: Торжественно, гордо.
У: Правильно, ребята! Она звучит гордо, возвышенно, победоносно и смело!

У: А какие еще существуют символы нашей страны? Поднимите руки, кто знает.
Д: Герб, флаг.
У: А что из предложенных фотографий на доске флаг, а что герб? Поднимите руки.
Д: Флаг – это то, где изображено три полосы: белый, синий, красный. А герб – это то, где изображен щит с всадником.
У: Правильно, молодцы, ребята!
4. Постановка учебной задачи.
У: Ребята, как вы хорошо изучили тему на прошлом уроке.  Нежно и гордо обрисовали тему «Россия – Родина моя!». Это все говорит о том, что вы очень любите свою страну! И теперь с вами вспомним одну замечательную песню, которая отражает любовь к нашей Родине! «Моя Россия». Прежде чем петь, нужно вспомнить о том, как правильно сидеть и дышать. Приняли правильную, ровную установку (спинку прямо, руки расслаблены на коленях, ноги стоят ровно). Теперь подышим. Вдыхаем через нос беззвучно и также тихо выдыхаем ртом (повтор 4-6 раз). Правильно, ребята! Теперь разогреем наши связочки.
1. У: Повторяем за мной: брррррр (губы расслаблены, получается как звук автомобиля)
2: У: Закончили. Теперь немного порычим: ррррр (язык к небу, звук трактора)
3. У: Молодцы, ребята. И последнее упражнение, помычим: мммм.
У; У вас замечательно получилось. Переходим к исполнению песни.
У: Встаем со своих стульчиков и исполним то, что вы изучили из композиции «Моя Россия» вместе с исполнителем. (включается песня «Моя Россия») (в зависимости от того, что знают)
У: Какие молодцы! Теперь обратим внимание на доску. Ребята, что изображено на доске?
Д: Музыкальные инструменты.
У: Ребята, как вы думаете, какая тема будет у нас сегодня на уроке?
Д: музыкальные инструменты.
5. Усвоение новых знаний и способов действий.
У: А именно мы поговорим сегодня о фортепиано!
У: А как вы думаете, почему его так назвали? Как расшифровать его название?
Дети высказываются.
У: Фортепиано — это любой инструмент, имеющий клавиши и молоточковую механику. Фортепиано в зависимости от желания музыканта могут играть как громко, так и тихо. Сильный удар — громкий звук (forte), слабый удар — тихий звук (piano).  (на доске)
У: Внимательно посмотрите на доску (указывает на клавесин). А вот это клавесин - дедушка рояля! Как вы думаете, почему я его назвала «ДЕДУШКОЙ (выделить интонационно) рояля»?
Д: Потому что изначально был клавесин, а потом, на его основе, придумали рояль!
У: Первое упоминание о клавесине было более шестиста лет назад! Представляете!  Когда рояль был создан по его подобию только триста лет спустя. Поэтому его называют «дедушкой рояля» (
Клавесин отошел на задний план, потому что его звук был не таким громким и ярким, какой позже появился у рояля.)
У: Послушаем внимательно исполнение клавесина. (слушание)
10 сек
У: Все заметили, как он отличается от всеми известного пианино, которое вы слышали почти на каждом уроке музыки?
(высказывания детей)
У: Теперь послушайте загадку:
Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое…
(Пианино. Пианино – это дословно «маленькое фортепиано», уменьшенная копия фортепиано) (вывешивается изображение пианино)
У: Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? (рояль) (вывешивается на доску изображение рояля)
У: «Рояль» в переводе означает «королевский». Клавиатура рояля такая же как у пианино, но звучит более мощно и ярко.

У: Сегодня еще раз мы обратимся к уже знакомой нам музыке для детей П. И. Чайковского из его «Детского альбома». А также познакомимся с фортепианных миниатюр (т.е. небольших пьес) С. Прокофьева.
У: Петр Ильич Чайковский (вывешивается его портрет) жил и творил почти двести лет назад. А Сергей Сергеевич Прокофьев жил же почти на полвека позже. Хочу обратить ваше внимание на то, какая разница в периодах жизни у композиторов, но творчество их не угасает и не забывается по сей день!
У: А теперь послушаем с вами произведения этих двух величайших композиторов!

 Начнем с «Марш деревянных солдатиков» (слушание) 10+50сек П.И. Чайковского

 У: Что под это композицию удобнее делать? (маршировать, танцевать, петь) Почему выбрали «маршевость»? (поступь, интонации и ритм движения, четкий, размеренный шаг);
У: Какое настроение передает нам эта композиция? (Игривое, звонкое, праздничное. Мелодия звонкая, грациозная, отрывистая)
У: А теперь, ребята, встаньте рядом со своими стульчиками и попробуем с вами немного помаршировать.
(дети встали, учитель дирижирует. )
У: С правой ноги, марш!
У: Молодцы, присядьте! Как точно вы исполняли марш, прямо как настоящие солдатики!
У: Теперь же познакомимся с «Маршем» С.С. Прокофьева

1.«Марш» 15 сек

Отличается ли этот Марш от Марша Чайковского? Чем? (более быстрая, игривая, смелая, напористая).

У: Теперь же прослушаем «Вальс» Петра Ильича.
«Вальс» (слушание) Чайковский.
20+30

1) что всего удобнее делать под эту музыку? (танцевать)Почему? (под нее хочется двигаться, танцевать)
2) пластическое интонирование
У: Ребята, встаньте, пожалуйста, со своих мест и давайте продемонстрируем и докажем, что под эту композицию удобнее танцевать (танцуем руками, пальчиками, корпусом. Двигаться медленно, интонировать руками плавно).
30 сек.
У: Молодцы, как нежно вы чувствуете музыку. Приятно было за вами наблюдать!         Сравним же теперь этот вальс с вальсом Сергея Сергеевича.

2.«Вальс» Прокофьева.20 сек.

1)  Этот вальс похож на вальс Чайковского? Чем? Чем не похож? (у Чайковского более игривый, темп побыстрее, настойчивый, задорный. А у Прокофьева более серьезный, медленный, задумчивый)

6. Закрепление знаний и способов действий

У: Хорошо, ребята. Теперь немного послушайте о самих альбомах композиторов.
Прокофьев в своем знаменитом альбоме «Детская музыка» описывает жаркий летний день, проведенный мальчиком. Альбом описывает природу, ребяческую забаву, веселье, раскованность, восторг. Когда Чайковский, в своем «Детском альбоме» наоборот описывает зимний день своего племянника, который остался дома. В пьесах Чайковского звучит песенное задушевное высказывание простого человеческого сердца, призыв к общению.
1) Похожи ли названия музыкальных пьес? (Да)
2) Похоже ли настроение? Характер? (Веселое настроение, грустное.  Характер задорный, веселый, смешной, игривый, торжественный и т.д. Произведения Прокофьева передают какую-то свою необычность, игривость. В его марше прослеживается некая «стремительность», все отрывисто, быстро, игриво, когда как, у Чайковского немного тише, медленнее.  )

У: Ребята, а теперь поиграем с вами в игру, которая проверит, усвоили ли вы знания, которые сегодня изучили.  Когда я буду говорить «форте» или «пиано», вы должны будете хлопнуть в ладоши один раз (выделить слово «один» интонацией) громко или тихо, в зависимости от того, что я скажу. (Если «форте», то громко (учитель показывает), а если «пиано», то тихо (учитель показывает)).

 Правильно, ребята, приятно знать, что вы так внимательно слушаете учителя!
7. Рефлексия.
1) Что нового Вы сегодня узнали на уроке? (что фортепиано – это «форте» - громко, пиано – тихо, что клавесин – это дедушка рояля, что рояль был создан по подобию клавесина и из-за того, что клавесин был недостаточно громкий, что «рояль» - значит королевский, что композиции великих творцов Чайковского и Прокофьева чем-то схожи(названиями), но во много индивидуальны и т.д.) (учитель задает вопросы, если дети не активны)
- Чего не поняли?
- Что вам запомнилось?
- Что понравилось?
8. Домашнее задание.
2.  У: Дома вы должны будете нарисовать рисунки на тему «Мой любимый музыкальный инструмент». Это не обязательно только те инструменты, которые мы изучали сегодня. Вы можете выбрать любой инструмент: гитару, барабаны, гусли, дудочку и т.д.
У: Ребята, вы сегодня большие умницы и умники. Отлично справились со всеми заданиями, которые я дала. Прекрасно отгадали загадки, внимательно наблюдали, слушали и пытались заметить тонкости. Вы все меня очень сегодня порадовали и было очень приятно с вами работать. Спасибо большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с шумовыми инструментами. Исполнение русских народных песен с помощью шумовых инструментов.

Данная разработка предствляет собой занятие по внеурочной деятельности общекультурного направления "Мир музыки" по теме "Знакомство с шумовыми и нструментами. Исполнение русских народных песен с помощ...

Знакомство с инструментами шумового оркестра, овладение приемами и техникой исполнения на ударно – шумовых инструментах.

Данный материал поможет освоению и накоплению игровых навыков на шумовых инструментах. Развитию у учащихся музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, музыкального слуха и воображен...

конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...

Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов

Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов". Цели и задачи урока:-знакомство учащихся с русскими народными инструментами, с муз...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...

Культурологический проект "Русские народные музыкальные инструменты и инструменты Орловской области"

Проект расширит музыкальный кругозор учащихся о русских народных инструментах и инструментах родного края, познакомит с известным композитором Е.Дербенко и его ансамблем....